г. Москва |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А40-191715/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
ООО "СВЕЗА-ЛЕС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2022 по делу N А40-191715/22, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "СВЕЗА-ЛЕС" (ОГРН: 1027739019076, ИНН: 7706207296)
к Центральной электронной таможне (ОГРН: 1207700098253, ИНН: 7708375722)
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СВЕЗА-ЛЕС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНЕ (далее - ответчик, административный орган) с требованием признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24.08.2022 по делу N 10131000-710/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
Решением суда от 24.11.2022 в удовлетворении заявленных требований, отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст. 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "СВЕЗА ЛЕС" на Центральный таможенный пост (ЦЭД) ЦЭлТ подана неполная таможенная декларация на товары N 10131010/171120/00186413 (далее - НТД) в соответствии с таможенной процедурой экспорта (ЭК-10), по которой к совершению таможенных операций представлены товары в количестве 1 (одной) товарной позиции, а именно: товар N 1: фанера клееная многослойная лиственная общего назначения, состоящая исключительно из листов берёзового шпона, толщиной 1,15-2,00 мм, в том числе оба наружных слоя. Кромки опилены с четырёх сторон. Изготовлена в соответствии с техническими условиями, товар упакован согласно регламенту по упаковке и маркировке некондиционными листами фанеры и/или ДВП, перетянутыми специальной лентой, 40 пач X 130 лист фанера береза СТО 52654419-001-2018 сорт СС (ГУЛУ) NS сортимент береза, производитель: НАО "СВЕЗА КОСТРОМА"; товарный знак: СВЕЗА; марка: INT / ФК; модель: отсутствует; артикул: отсутствует; количество: 36,28 м3; Страна происхождения товара - Россия; заявленный код товара соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 4412330000.
Указанный товар вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза (Российской Федерации) в рамках внешнеторгового договора (контракта) от 08.11.2019 N 7040/2019-AL SHARK, заключенного на условиях поставки CFR ALEXANDRIA.
Согласно сведениям, указанным в графах N N 9, 14 по НТД N 10131010/171120/0186413 декларантом и лицом, ответственным за финансовое регулирование, является ООО "СВЕЗА-ЛЕС".
Согласно графе N 8 получателем является компания AL SHARK FOR GENERAL IMPORT AND EXPORT (MAHMOUD ABDELAZIM SAYED & CO.) (ЕГИПЕТ).
Статьей 104 Таможенного Кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что в зависимости от категории товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) законодательством государств - участников Евразийского экономического союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе, в случае если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования.
Согласно пункту 2 статьи 115 ТК ЕАЭС при неполном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары в соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС, за исключением следующих сведений, которые могут не указываться:
1) о получателе товаров;
2) о стране назначения товаров и (или) торгующей стране;
3) о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров;
4) об упаковках товаров (количество, вид, маркировка и порядковые номера).
17.11.2020 НТД N 10131010/171120/0186413 выпущена ЦТП (ЦЭД) ЦЭлТ в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта.
Пунктом 3 статьи 115 ТК ЕАЭС установлено, что после выпуска товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии с настоящей статьей, декларант обязан представить таможенному органу недостающие сведения путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров, если менее продолжительные сроки не установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 4 ТК ЕАЭС, срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено.
Течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
На основании изложенного, с учетом положений пункта 3 статьи 115 ТК ЕАЭС, максимальный срок предоставления в таможенный орган документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, составляет не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров, т.е. ООО "СВЕЗА-ЛЕС" было обязано предоставить железнодорожную накладную со сведениями о номере железнодорожного вагона в срок до 18.07.2021 (включительно), однако данная обязанность Обществом выполнена не была.
В ходе проведения проверочных мероприятий, в отдел документального обеспечения (далее - ОДО) ЦТП (ЦЭД) ЦЭлТ направлен запрос от 23.07.2022 N 21- 14/2080 о предоставлении информации по фактам обращений ООО "СВЕЗА-ЛЕС" в ЦЭлТ по НТД N 10131010/171120/0186413 с приложенными к ним документами.
Согласно ответу ОДО ЦТП (ЦЭД) ЦЭлТ от 25.07.2022 N 21-14/2115, в отдел документационного обеспечения ЦТП (ЦЭД) за период с 2020 по 25.07.2022 от ООО "СВЕЗА-ЛЕС" по НТД N 10131010/171120/0186413 обращения не поступали.
В ОДО ЦЭлТ направлен запрос от 23.07.2022 N 21-15/2691 о предоставлении информации по фактам обращений ООО "СВЕЗА-ЛЕС" в ЦЭлТ по НТД N 10131010/171120/0186413 с приложенными к ним документами.
Согласно ответу ОДО ЦЭлТ от 25.07.2022 N 01-20/0182, в базах данных АС "УКИД-2" таможни не содержится информации о поступлении в таможню за период с 07.09.2020 по 25.07.2022 (включительно) обращений ООО "СВЕЗА-ЛЕС" по НТД N 10131010/171120/0186413.
25.08.2021 Обществом посредством ПЗ "АИСТ-М" предоставлено обращение (заявление) о внесении изменений (дополнений) в НТД N 10131010/171120/0186413 в связи с предоставлением полученной железнодорожной накладной N ЭРЗ 85205 со сведениями о номере железнодорожного вагона N 94952256.
Таким образом, Обществом нарушен срок представления документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, установленный таможенным органом
Статьей 322 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что одной из форм таможенного контроля является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.
В соответствии со статьей 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке:
1) таможенной декларации;
2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами;
3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с ТК ЕАЭС;
5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах;
6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 324 ТК ЕАЭС).
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров (пункт 3 статьи 324 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 9 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля проводится в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 340 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных ТК ЕАЭС, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 2 статьи 340 ТК ЕАЭС).
Учитывая, что товар N 1 по НТД N 10131010/171120/0186413 был помещен под таможенную процедуру экспорта 17.11.2020, следовательно, недостающие сведения (железнодорожную накладную N ЭРЗ85205 со сведениями о номере вагона N 94952256) Общество должно было представить не позднее 18.07.2021 (включительно).
Обращение декларанта о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларацию N 10131010/171120/0186413 от 25.08.2021 поступило в таможенный орган 25.08.2021, т.е. с нарушением установленного таможенного органом срока.
Согласно представленной КДТ N 10131010/171120/0186413 недостающие сведения (железнодорожная накладная N ЭРЗ 85205 сведения о номере железнодорожного вагона N 94952256) внесены в ДТ 28.08.2021.
Из материалов дела следует, что Обществом при неполном таможенном декларировании товаров, заявленных в НТД N 10131010/171120/0186413, не были своевременно представлены недостающие документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.
Лицом, ответственным за соблюдение ограничений, установленных при неполном таможенном декларировании, является декларант - ООО "СВЕЗА-ЛЕС"
Диспозиция ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
ООО "СВЕЗА-ЛЕС" при неполном таможенном декларировании товаров по НТД N 10131010/171120/0186413 не были представлены в установленный таможенным органом срок (в соответствии с частью 3 статьи 115 ТК ЕАЭС) до 18.07.2021 (включительно) недостающие документы и сведения, а именно железнодорожная накладная N ЭРЗ 85205 со сведениями о номере железнодорожного вагона N 94952256), необходимые для проведения таможенного контроля.
Объектом данного правонарушения является установленным таможенным законодательством ЕАЭС порядок представления в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в непредставлении Обществом в установленный таможенным органом срок (до 18.07.2021 включительно) при неполном таможенном декларировании товаров по НТД N 10131010/171120/0186413 документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля (железнодорожной накладной N ЭРЗ85205 со сведениями о номере железнодорожного вагона N 94952256).
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, является лицо, на которое возложена обязанность по своевременному представлению документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. В рассматриваемом случае это декларант ООО "СВЕЗА-ЛЕС".
Субъективная сторона правонарушения определяется по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, Общество должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований таможенного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, т.е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Данные обстоятельства по данному делу не установлены.
Таким образом, Общество виновно в совершении административного правонарушения, выразившееся в непредставлении в установленный срок документов и сведений, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в форме камеральной таможенной проверки, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
При рассмотрении дела обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Доводом апелляционной жалобы является малозначительность совершенного административного правонарушения.
Необходимо отметить, что данным доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также в п. 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Кроме того, в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 указано, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Иные доводы заявителя, приведенные им в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь ст. ст. 104, 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.11.2022 по делу N А40-191715/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191715/2022
Истец: ООО "СВЕЗА-ЛЕС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ