г. Ессентуки |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А63-2540/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вилинской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хадирова Хизри Аташевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2022 по делу N А63-2540/2022, принятое по исковому заявлению министерства сельского хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь (ОГРН 1022601955970, ИНН 2634053310) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хадирову Хизри Аташевичу, г. Ставрополь (ОГРН 305264909700032), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, контрольно-счетной палаты Ставропольского края, г. Ставрополь, (ИНН 2634805055, ОГРН 1122651007852) о взыскании выплаченной суммы гранта, при участии в судебном заседании представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хадирова Хизри Аташевича Озерова Е.Ю. (доверенность от 30.05.2022), представителя контрольно-счетной палаты Ставропольского края Пузановой Е.Н. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хадирову Хизри Аташевичу (далее - глава КФХ Хадиров Х.А., ответчик) о взыскании суммы гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 5 070 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена контрольно-счетная палаты Ставропольского края.
Решением суда от 14.10.2022 требования министерства удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком допущено нарушение условий использования гранта, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, главой КФХ Хадировым Х.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
От контрольно-счетной палаты Ставропольского края поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к нему, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель главы КФХ Хадирова Х.А. не оспаривал нарушение условий использования гранта, а также то обстоятельство, что денежные средства подлежат возврату в бюджет, при этом пояснил, что у ответчика в настоящее время отсутствует финансовая возможность для возврата суммы гранта в размере 5 070 000 руб.
Представитель контрольно-счетной палаты Ставропольского края поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу и дополнения к нему, указал, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2022 по делу N А63-2540/2022 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185-п "Об утверждении Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство" (далее - Порядок N 185-п) между истцом и ответчиком заключено соглашение N 35/17 от 07.07.2017 об осуществлении деятельности на территории сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - соглашение), по которому главе КФХ Хадирову Х.А. был предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы в форме субсидии в размере 5 070 000 руб.
С учетом внесенных изменений бизнес-план и план расходов главы КФХ Хадирова Х.А. на момент проведения контрольного мероприятия предусматривал приобретение: модульного переносного завода по переработке молока, стоимостью 8 450 000 рублей, в том числе: средства гранта - 5 070 000 рублей и собственные средства - 3 380 000 рублей; племенного поголовья КРС молочного направления, общей стоимостью 120 000 рублей, в том числе: средства гранта - 72 000 рублей и собственные средства - 48 000 рублей; грузового автомобиля, стоимостью 180 000 рублей, в том числе: средства гранта 108 000 рублей и собственные средства - 72 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1.3.1 плана работы контрольно-счетной палаты Ставропольского края на 2021 год, распоряжением контрольно-счетной палаты Ставропольского края от 29.03.2021 N 13 проведено контрольное мероприятие "Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных на развитие семейных животноводческих ферм отдельным получателям государственной поддержки".
По результатам проверки составлен акт от 30.04.2021, в котором отражены нарушения, выявленные в ходе проверки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи министерству контрольно-счетной палатой Ставропольского края представления от 19.05.2021 N 01- 07/317, в соответствии с которым министерство обязано принять меры, в том числе, по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков, а также недопущения их в дальнейшем; возврату в доход федерального бюджета остатков средств гранта, неиспользованных начинающими фермерами.
Министерство направило в адрес главы КФХ Хадирова Х.А. требование о возврате в доход бюджета полученной суммы гранта, которое оставлено ответчиком без удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
С учетом внесенных изменений, бизнес-план и план расходов главы КФХ Хадирова Х.А. на момент проведения контрольного мероприятия предусматривал приобретение: модульного переносного завода по переработке молока, стоимостью 8 450 000 рублей, в том числе: средства гранта - 5 070 000 рублей и собственные средства - 3 380 000 рублей; племенного поголовья КРС молочного направления, общей стоимостью 120 000 рублей, в том числе: средства гранта - 72 000 рублей и собственные средства - 48 000 рублей; грузового автомобиля, стоимостью 180 000 рублей, в том числе: средства гранта 108 000 рублей и собственные средства - 72 000 рублей.
В ходе проверки установлено, что получателем гранта главой КФХ Хадировым Х.А. в течение установленного соглашением от 07.07.2017 N 35/17 времени (24 месяца) не были израсходованы средства гранта, предусмотренные на приобретение племенного поголовья КРС молочного направления в сумме 72 000 рублей и приобретение грузового автомобиля в сумме 108 000 рублей.
Пунктом 3.2.3 соглашения от 07.07.2017 N 35/17 предусмотрено, что получатель обязуется осуществлять деятельность в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет и развивать семейную животноводческую ферму согласно представленному на конкурсный отбор получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм, бизнес-плану.
Также согласно подпунктам 12, 18 пункта 6 Порядка N 185-П условием участия фермера в конкурсном отборе является наличие обязательства хозяйства на осуществление деятельности хозяйства в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет главы хозяйства, открытый в российской кредитной организации, а также обязательства хозяйства о содержании сельскохозяйственных животных, приобретаемых с использованием средств гранта, по месту нахождения семейной фермы, указанному в бизнес-плане.
Бизнес-планом главы КФХ Хадирова Х.А. предусмотрено, что местом реализации проекта будет комплекс фермы, расположенный по адресу: Ставропольский край, Александровский район, СПКА ПКЗ Ставропольский, участок 1.
В ходе контрольного мероприятия 21.04.2021 проверяющими лицами проведен визуальный осмотр приобретенного оборудования (завод по переработке молока).
Осмотром установлено, что на момент осмотра завод по переработке молока располагается на территории ООО "Маслозавод N 3", по адресу: Ставропольский край, с. Александровское, ул. Красноармейская, д. 349.
Также осмотром установлено, что приобретенный завод по переработке молока на момент осмотра не функционирует, переработка молока не осуществляется, двери завода опечатаны.
На запрос контрольно-счетной палаты Ставропольского края от 27.04.2021 N 02- 07/291 ООО "Маслозавод N 3" дан ответ от 28.04.2021 N 22, согласно которому между обществом и главой КФХ Хадировых Х.А. не заключался договор (соглашение) о расположении (нахождении) на территории ООО "Маслозавод N 3" модульного переносного завода по переработке молока.
Документы, подтверждающие правовое основание нахождения завода по переработке молока на территории ООО "Маслозавод N 3", получателем гранта главой КФХ Хадировым Х.А. к проверке не представлены.
Также, по условиям бизнес-плана ответчик ежегодно, с 2018 года будет производить не менее 108 тонн молока, вместе с тем согласно отчетам о целевом расходовании гранта по состоянию на 01.01.2020 и на 01.01.2021 семейная животноводческая ферма главы КФХ Хадирова Х.А. не осуществляла надои молока. Крупный рогатый скот за счет средств гранта не приобретался.
Пунктом 3.2.2 соглашения N 35/17 предусмотрено, что получатель обязуется создать не менее 3 новых постоянных рабочих мест в году поступления гранта на расчетный счет получателя, открытый в российской кредитной организации, и сохранить данные рабочие места в течение 5 лет.
Согласно отчету о целевом расходовании гранта на развитие семейной животноводческой фермы, подписанному лично главой КФХ Хадировым Х.А., по состоянию на 01.01.2018 рабочие места не создались, что является нарушением пункта 3.2.2 соглашения.
В соответствии с пунктом 26 Порядка N 185-п получатель представляет в министерство: ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет о целевом расходовании гранта по форме, утверждаемой министерством; ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным отчет о реализации соглашения, копию сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота по форме федерального статистического наблюдения N 3-фермер, заверенную главой получателя и скрепленную печатью получателя (при наличии) и копию сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме (код формы по КНД 1110018), утвержденной Федеральной налоговой службой, заверенную главой получателя и скрепленную печатью получателя (при наличии).
В нарушение требований пункта 26 Порядка N 185-п, а также условий соглашения главой КФХ Хадировым Х.А. не предоставлены в министерство отчеты о целевом расходовании гранта по форме, утверждаемой министерством по состоянию на 01.10.2017, 01.04.2018, 01.07.2018, 01.10.2018, 01.10.2019, 01.04.2020, 01.07.2020, 01.10.2021 и 01.04.2021, а также копии сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота по форме федерального статистического наблюдения N 3-фермер и копии сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме (КНД 1110018), утвержденной Федеральной налоговой службой.
В суде апелляционной инстанции ответчик не оспорил факт нецелевого использования денежных средств.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции принимая во внимание, что цели, изложенные в государственной программе ответчиком не достигнуты, доказательств подтверждающих факт целевого использования денежных средств, ответчиком не представлено, пришел к правильному выводу о нарушении главой КФХ Хадировым Х.А. условий использования гранта в соответствии с Порядком N 185-п и соглашения, в связи с чем, признал исковые требования министерства о взыскании суммы полученного гранта обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и полагает необходимым отметить, что ответчик, как профессиональный участник сельскохозяйственной деятельности, осуществляющий деятельность в данной сфере с 07.04.2005, предложенные условия соглашения принял без принуждения и в условиях конкуренции, при этом ответчик располагал информацией о возможных последствиях его несоблюдения, согласился с условиями соглашения, а также имел реальную возможность оценить обременительность либо необременительность условий соглашения, предвидеть возможные профессиональные риски.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2022 по делу N А63-2540/2022 оставить является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом требований материального и процессуального законодательства, отклоняются апелляционным судом, как не подтвержденные материалами дела.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что апелляционная жалоба ответчика не содержит мотивированных доводов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу чего апелляционный суд рассматривает жалобу ответчика, как поданную по формальным основаниям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2022 по делу N А63-2540/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2540/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства СК, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: Хадиров Хизри Аташевич
Третье лицо: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, Озеров Евгений Юрьевич