г. Москва |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А40-134673/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2022 по делу N А40-134673/22
по заявлению ООО "МАЙРА РУ"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МАЙРА РУ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (ответчик, таможенный орган) о признании незаконным Решения Московской областной таможни, изложенное в решении от 23 июня 2022 года об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/051119/0460670.
Решением от 21.10.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Представители сторон, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, 13.05.2022 общество на основании Решения Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 N 289 через таможенного представителя в электронную систему деклараций на товары подало в Московскую областную таможню заявление в произвольной форме о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товар: Кресло-коляски для детей-инвалидов й детей с заболеванием ДЦП, о предоставлении льготы по уплате НДС, ДТ N 10013160/051119/046067. Вместе с заявлением подана корректировка декларации на товар, Обращение, новая ДТС-1, а также документы, подтверждающие наличие льготы по уплате НДС.
О получении данных документов 13.05.2022 МОТ в 14:46:50 свидетельствует скрин-шот с программы электронных деклараций на товары.
Все документы на бумажном носителе с заявлением N 53 от 11.05.2022 (всего на 421 листах с флеш-носителем с электронным видом документов) были направлены также Обществом по почте и получены МОТ 16 мая 2022, о чем свидетельствуют распечатки с сайта Почта России. К заявлению N 53 от 11.05.2022 на бумажном носителе были также приложены подтверждающие право на льготу по уплате НДС документы.
Вместе с заявлением N 41 от 22.03.2022, обществом были приложены подтверждающие обязанность предоставить льготу по освобождению от уплаты НДС документы, а именно: Регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РНЗ 2013/558, в которое 14 мая 2021 года были внесены изменения после проведенных соответствующих испытаний кресел-колясок для детей-инвалидов и детей с заболеванием ДЦП.
В заявлениях как в электронном, так и на бумажном носителях, было указано, что в рассматриваемом случае обязательное условие для применения льготы по уплате НДС соблюдается: предусмотренное абзацем вторым пункта 2 статьи 150 НК РФ. Регистрационное удостоверение выдано на изделие медицинского назначения в соответствии с законодательством РФ, оно соответствует примечанию I к Перечню медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042.
Также было указано, что действующее законодательство не ограничивает право декларанта скорректировать ранее уплаченные таможенные платежи и применить не предоставленную ранее льготу после выпуска товара, так как на момент обращения в таможенный орган подтверждено, что спорные изделия являлись и являются медицинскими изделиями и относятся к перечню важнейшей и жизненно важной необходимой медицинской техники.
Таможенным органом было принято 23 июня 2022 года решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/051119/0460670.
Не согласившись с оспариваемым решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "МАЙРА РУ" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
По правилам пунктов 3 и 4 статьи 112 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС, Кодекс), после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа. Форма корректировки декларации на товары, структура и формат корректировки декларации на товары в виде электронного документа и электронного вида корректировки декларации на товары на бумажном носителе, порядок их заполнения определяются Комиссией.
Пунктом 11.1 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, предусмотрено, что изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 настоящего Порядка, в соответствии с разделом IV настоящего Порядка. Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров в соответствии с разделом V настоящего Порядка.
Согласно пункту 13 Порядка N 289 Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений). В случае если обращение содержит сведения, необходимые в соответствии с законодательством государства-члена для возврата (зачета) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей, оно рассматривается в качестве заявления на возврат (зачет), если в соответствии с законодательством государства-члена возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей производится по заявлению плательщика.
В силу пункта 15 Порядка в случае внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также ДТС в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения (дополнения), в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Пунктом 16 Порядка N 289-ФЗ при этом установлено, рассмотрение таможенным органом обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, в таможенном органе.
Статьей 108 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также установлено, что сведения, указанные в декларации на товары, подлежат изменению после выпуска товаров в случаях и в порядке, которые установлены Комиссией. Внесение изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании поданного в таможенный орган обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, или документов, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, если обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, не предоставляется. Если иное не установлено Комиссией, срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, после их выпуска и принятия решения о возможности внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, не может превышать тридцать календарных дней со дня регистрации обращения. При отсутствии установленных Комиссией оснований для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, в порядке, установленном международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Из материалов дела усматривается, что 15 апреля 2016 года Обществом заключен Контракт купли-продажи товаров с ООО "МДХ" (Польша) N PL01-2016. На основании пункта 1 Контракта в соответствии с условиями настоящего Договора Продавец обязуется в Порядке и сроки, установленные в Договоре, передать Покупателю в собственность Товар, указанный в пункте 1.2 Договора, а Покупатель обязуется принять этот Товар и оплатить его. На основании пункта 1.2 Договора: "Товаром в настоящем Договоре является технические средства реабилитации, ортопедические, изделия и лечебно-профилактические изделия, производимые Продавцом. Товар соответствует сертификатам качества производителя -"mdx" Sp.o.o. либо иным установленным стандартам отрасли производства Товара.
В 2019 году во исполнение указанного контракта на таможенную территорию таможенного союза был ввезен товар: кресла-коляски для детей-инвалидов и детей с заболеванием ДЦП,
МОТ не предоставила льготу по уплате НДС, так как на момент оформления данного товара на данные инвалидные коляски Удостоверение Росздравнадзора N РЗН 2013/558 от 31.08.17 не распространяло своего действия, так как на них производителем была проведена модернизация.
Обществом велась работа по довключению данных медицинских изделий в новом виде в Регистрационное удостоверение Росздравнадзора, данные изменения были внесены.
В мае 2022 г. общество подало новую КДТ (корректировку декларации на товары) и просило МОТ в графе 36 указанной декларации проставить код льготы "ОООО-ХТ", а в графе 44 в качестве дополнительных сведений указать в том числе Удостоверение N РНЗ 2013/558 от 14 мая 2021 года.
В графе 47 "Исчисление платежей", указанной декларации, общество по коду 5010 "Налог на добавленную стоимость" произвело перерасчет налога по ставке 0% (условное начисление), что составило 1063378,78 рублей необходимо было вернуть основную сумму НДС без учета процентов.
14 мая 2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) Обществу выдано новое регистрационное удостоверение N РЗН 2013/558 на вышеуказанные медицинские изделия с принадлежностями, код ОКПД2 30.92.20.000. Таким образом, спорные изделия допущены к обращению на территории Российской Федерации без уплаты налога на добавленную стоимость, тем самым МОТ обязана предоставить льготу на льготные изделия и после таможенного декларирования и таможенного оформления.
Означенная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда РФ от 30.11.2021 N 305-ЭС21-9393 по делу N А41-10540/2020.
Из направленных в МОТ документов усматривается, что основанием для обращения Общества с заявлением о внесении изменений в сведения, указанные в спорную ДТ после выпуска товаров послужила необходимость применения льготы по уплате НДС, связанной с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления такой льготы.
Пунктом 32 постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 предусмотрено, в соответствии с пунктом 2 статьи 67 Таможенного кодекса возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом в административном порядке при условии внесения изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в сведения об исчисленных таможенных платежах в иных таможенных документах, указанных в данной норме. При этом срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта об изменении (дополнении) сведений, заявленных в декларации на товары, касающихся размеров подлежащих уплате таможенных платежей, не может превышать 30 календарных дней со дня подачи декларантом обращения и приложенных к нему документов в таможенный орган с учетом предусмотренных законодательством оснований приостановления течения этого срока (пункт 16 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары).
Статьей 50 ТК ЕАЭС предусмотрено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится, в частности, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза. А на основании подпункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": 2) внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров в Российской Федерации.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе льготы по уплате налогов. А на основании пункта 3 данной статьи установлено, что льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов. При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 54 ТК ЕАЭС, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются: 4) в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и льгот по уплате налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, при соблюдении условий предоставления таких льгот, при использовании товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, а также при соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, за исключением случаев отказа декларанта от таких льгот.
Согласно части 1 статьи 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Таким образом, установление дополнительных условий предоставления льготы по уплате НДС, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах, недопустимо.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации урегулирован в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) самостоятельной операцией, признаваемой объектом обложения НДС.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Согласно указанной норме права не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а именно важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
В развитие указанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень N 1042). Указанный перечень вступил в силу с 12.10.2015.
В свою очередь в пункте 20 раздела I Перечня N 1042, действующего с 12.10.2015, определено, что не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС: Кресла-коляски и тележки для инвалидов 94 5150 (в том числе с ручным приводом, электроприводом, велоприводом, микропроцессорным управлением).
Из примечания 1 к Перечню N 1042 следует, что для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 00593 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, применение освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий на таможенную территорию таможенного союза основано необходимостью представления регистрационного удостоверения и наличием медицинского изделия с соответствующим кодом ОКП и ТН ВЭД в перечне медицинской техники.
Из представленного в МОТ регистрационного удостоверения N РЗН 2017/5238 с внесенными изменениями от 14 мая 2021 г. на кресла-коляски с принадлежностями следует, что указанным медицинским изделиям соответствует код ОКП 30.92.20.000, находящийся в подгруппе товаров, классифицированных по коду ОКП 94 5150.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий. Данными Правилами предусмотрено, что медицинские изделия подлежат государственной регистрации, и документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (пункт 6 Правил).
На основании подпункта "и" пункта 56 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности код общероссийского классификатора продукции (ОКП) для медицинского изделия.
Соответственно документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП, является регистрационное удостоверение в отношении конкретного медицинского изделия, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
Порядок ввоза на территорию Российской Федерации медицинских изделий в целях государственной регистрации, утвержден Приказом Минздрава России от 15.06.2012 N 7h.
В силу пункта 2 указанного Порядка ввоз на территорию Российской Федерации медицинских изделий в целях государственной регистрации осуществляется на основании разрешения на ввоз медицинских изделий в целях государственной регистрации, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором). Пунктом 5 Порядка при этом предусмотрено, что разрешение на ввоз медицинских изделий является разовом и предоставляет заявителю право ввоза на территорию РФ медицинских изделий с целью государственной регистрации. Разрешение на ввоз медицинских изделий действительно в течение шести месяцев со дня его выдачи.
Учитывая изложенное, отсутствие ранее регистрационных удостоверений в отношении спорного товара было обусловлено объективными причинами, а именно позднего разрешения на ввоз спорного медицинского оборудования для прохождения процедуры регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в силу положений статьи 149, пункта 2 статьи 150 НК РФ у общества имеется льгота по освобождению от уплаты НДС при таможенном оформлении спорных товаров, что свидетельствует о наличии правового основания для обращения в МОТ с заявлением о внесении изменений в спорные декларации относительно применения льготы по уплате НДС.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение таможенного органа является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.10.2022 по делу N А40-134673/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134673/2022
Истец: ООО "МАЙРА РУ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ