город Москва |
|
24 января 2023 г. |
дело N А40-129410/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 24.01.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2022 по делу N А40-129410/22,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по г. Москве
о признании незаконными решения;
при участии:
от заявителя - Ребельская А.Н. по доверенности от 22.11.2022;
от заинтересованного лица - Винокурцева Е.В. по доверенности от 10.03.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2022 в удовлетворении заявленных Департаментом городского имущества г. Москвы требований о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, оформленными уведомлениями от 21.03.2022 N КУВД-001/2022-10084292/1, от 21.03.2022 N КУВД-001/2022-10084292/2 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации изменений сведений в ЕГРН о нежилом здание с кадастровым номером 77:05:0011013:1019 площадью 935,4 кв.м. по адресу: Москва, Ореховый бульвар, вл. 30 Г, стр. 10 и о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию изменений сведений в ЕГРН в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0011013:1019 площадью 935,4 кв.м. по адресу: Москва, Ореховый бульвар, вл. 30 Г, стр. 10, отказано.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители Департамента и регистрирующего органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2021 по делу N А40-39034/21 признано право собственности г. Москвы на самовольную постройку - здание площадью 844,4 кв.м. по адресу: Москва, Ореховый бульвар, вл. 30 Г, стр. 10.
Указанное здание учтено в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) с кадастровым номером 77:05:0011013:1019.
ГБУ МосгорБТИ проведены работы по внесению изменений в сведения ЕГРН в части изменения площади здания.
По результатам кадастровых работ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве неоднократно, начиная с 14.01.2022 поданы заявления о государственной регистрации изменений сведений ЕГРН на нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0011013:1019, площадью 935,4 кв.м. по адресу: Москва, Ореховый бульвар, вл. 30 Г, стр. 10.
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлен технический план кадастрового инженера от 14.03.2022 с приложением, в том числе: декларации Департамента об объекте недвижимости от 24.12.2021; заверенной копии решения Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2021 по делу N А40-39034/21; заключения судебной экспертизы от 03.09.2021 N 435-СТЭ, проведенной в рамках дела N А40-39034/21.
Уведомлениями регистрирующего органа от 21.03.2022 N КУВД-001/2022-10084292/1, от 21.03.2022 N КУВД-001/2022-10084292/2 государственным регистратором сообщено о приостановлении осуществления регистрационных действий на основании п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ, по мотиву несоблюдения Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, а именно: наличие противоречий сведений о площади объекта в техническом плане и судебном акте; нахождение объекта в списках постановления Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Не согласившись с регистрирующим органом, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что из представленного технического плана и в его составе документов выявлены противоречия между сведениями о площади указанными в представленном техническом плане (935,4 кв.м.) и сведениями о площади, указанными в решении Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2021 (844,4 кв.м).
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Управление в силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
В рассматриваемом случае, для осуществления государственного кадастрового учета здания в регистрирующий орган Департаментом представлены все необходимые документы, в том числе технический план, декларация и судебный акт о признании права собственности г. Москвы.
Мотивы регистрирующего органа, касающиеся разночтений в площади объекта, указанного в техническом плане и решении суда, не являются препятствием к осуществлению регистрационных действий.
Технический план подготовлен по итогам кадастровых работ, выполненной ГБУ МосгорБТИ с целью внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения площади и уточнении местоположения объекта недвижимости (нежилого здания) с кадастровым номером 77:05:0011013:1019 площадью 935,4 кв.м. по адресу: Москва, Ореховый бульвар, вл. 30 Г, стр. 10.
В соответствии с п. 2 Требований, площадь здания, сооружения, помещения определяется как площадь простейшей геометрической фигуры (например, прямоугольник, трапеция, прямоугольный треугольник) или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур.
В соответствии с п. 5 Требований, площадь нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли.
В соответствии с п. 6 Требований, площадь этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен с учетом п. 11 настоящих Требований. Площадь эксплуатируемой кровли нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей ограждений по периметру эксплуатируемой кровли.
Таким образом, подсчет площади здания для целей кадастрового учета осуществляется путем сложения площадей контуров этажей по внутренним поверхностям стен, а не путем сложения площадей всех помещений в таком объекте.
Обстоятельства использования различных методик подсчета площади объекта, использованных судом и кадастровым инженером, отражено в разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера".
Таким образом, кадастровым инженером при подготовке технического плана соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, утвержденные ст. 23 Закона N 218-ФЗ и подзаконными нормативными актами.
Технический план и приложенные к нему документы являются достаточными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности г. Москвы на заявленный объект.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2022 по делу N А40-129410/22 отменить.
Признать незаконными и отменить решения Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве о признании незаконными решения, изложенные в уведомлениях от 21.03.2022 N КУВД-001/2022-10084292/1, от 21.03.2022 N КУВД-001/2022-10084292/2 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации изменений сведений в ЕГРН о нежилом здание с кадастровым номером 77:05:0011013:1019 площадью 935,4 кв.м. по адресу: Москва, Ореховый бульвар, вл. 30 Г, стр. 10.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию изменений сведений в ЕГРН в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0011013:1019 площадью 935,4 кв.м. по адресу: Москва, Ореховый бульвар, вл. 30 Г, стр. 10.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129410/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ