г. Москва |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А40-141908/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ДПП-Плаза"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2022 по делу N А40- 141908/22
по заявлению АО "ДПП-ПЛАЗА" (ИНН 7715286270)
к 1) Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (ИНН 7701679961); 2) Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (ИНН 7707695409)
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Краснов М.Ю. по дов. от 21.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
1) Снигирева А.И. по дов. от 29.12.2022; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ДПП-Плаза" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании действий Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", выразившиеся в составлении Акта о фактическом использовании нежилого здания для целей налогообложения N 91226285/ОФИ от 06.06.2022.= из содержания которого следует, что нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0003011:1094, общей площадью 6 205,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Большой Демидовский пер., д. 12. фактически используется для размещения офисов на 45,53 % (п.6.4 и 6.5. Акта).
Решением суда от 17.10.2022 заявление АО "ДПП-Плаза" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось АО "ДПП-Плаза" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Полагает, что судом допущено неправильное применение норм материального права; выводы, положенные судом в основу оспариваемого решения, не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "ДПП-Плаза" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0003011:1094, общей площадью 6 205,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Большой Демидовский пер., д. 12. (далее по тексту - "Объект недвижимости", "Нежилое здание").
Указанное нежилое здание является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база в отношении которого в соответствии с ч. 1 ст. 378.2 НК РФ определяется как его кадастровая стоимость.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и ГБУ "МКМЦН" по итогам проведения мероприятий по определению вида фактического использования Нежилого здания, составлен Акт N 91226285/ОФИ от 06.06.2022.
Согласно выводам, положенным в основу Акта Нежилое здание на 45,53 % используется под офисные цели, что, по мнению Госинспекции и ГБУ "МКМЦН" является основанием считать, что фактически Нежилое здание используется для коммерческих целей, подпадающим под признаки ст. 378.2 НК РФ.
Не согласившись с выводами, изложенными в п.6.4. и 6.5. Акта в рамках досудебного урегулирования спора Общество обратилось в Межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве с просьбой о проведении повторного обследования.
Заявитель, не согласившись с результатами фактического обследования Нежилого здания обратился 30.05.2022 в Департамент экономической политики и развития г. Москвы с целью обжалования результатов.
В ответ на вышеуказанное обращение Департаментом экономической политики и развития г. Москвы направлено письмо от 17.06.2022 N ДПР 70-36/22, в котором отраслевой орган власти сообщил, что обращение принято в работу, а сведения о результатах Заявителю будет сообщено дополнительно.
Заявитель не согласен с результатами мероприятий по определению вида фактического использования нежилого здания, положенными в основу спорного Акта, считает, действия Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и ГБУ "МКМЦН", выразившиеся в неправильном определении фактического вида использования здания незаконными, в связи с чем обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим в том числе мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Постановлением N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее также - Порядок).
В соответствии п. 1.4 Приложения 1 Порядка, Госинспекцией по недвижимости осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее также -ГБУ "МКМЦН").
Мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется Госинспекцией на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных ГБУ "МКМЦН".
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного мероприятия работник ГБУ "МКМЦН", уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (далее также - Акт) по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
По итогам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в отношении нежилого здания, с кадастровым номером 77:01:0003011:1094 общей площадью 6 205, 2 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Москва, Большой Демидовский пер., д. 12, Госинспекцией по недвижимости был составлен Акт о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения от 06.06.2022 N 9122628 5/ОФИ.
В соответствии с заключительной частью Акта (раздел 6) - 45, 53 % площади нежилого здания фактически используется для размещения офисов.
Под офисом (конторой) также подразумевается рабочий кабинет руководителя или сотрудника какой-либо общественной организации, государственного органа, предприятия, фирмы, корпорации и так далее.
Таким образом, ни федеральное, ни региональное законодательство не содержат указания на невозможность отнесения к офисным тех помещений, которые используются организацией для размещения собственных служб.
Кроме того, деятельность собственных служб организации представляет собой руководство и управление предприятием, осуществление бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, взаимодействие с другими организациями, клиентами, потребителями и пр., т.е. виды деятельности, непосредственно связанные с обработкой и хранением документов. Таким образом, помещения, используемые под размещения административных служб, полностью соответствуют понятию "офис".
Помещения, отнесенные к офисным, которые заняты не вовлеченными в производственный цикл сотрудниками, не входят в состав объектов единого производственного комплекса и не направлены на обеспечение производственной деятельности предприятия, и соответственно являются офисами по смыслу, придаваемому этому значению 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 257-ПП. Доказательств обратного Заявителем в материалы дела не представлено.
Деятельность административных служб связана с осуществлением руководства и управления предприятия, в том числе осуществлением бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, взаимодействия с другими организациями. Данные виды деятельности непосредственно связаны с обработкой и хранением документов, из чего следует, что помещения, используемые под размещения административных служб, полностью соответствуют понятию "офис".
В соответствии с информацией на странице 99 Акта 2022 года помимо организации Транслом в Здании также расположена организация Трансресурс. По информации из сети Интернет с сайта https://trans-res.ru/ Трансресурс занимается предоставлением услуг по продаже различных деталей, деятельность указанной организации связана, в том числе с обслуживанием клиентов и общением с ними. Данные виды деятельности непосредственно связаны с обработкой и хранением документов, из чего следует, что помещения, используемые под размещения организации Трансресурс, полностью соответствуют понятию "офис". Кроме того, основным видом деятельности ООО "Трансресурс" в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является торговля оптовая неспециализированная.
Фототаблица (раздел 5), являющаяся неотъемлемой частью Акта, подтверждает факт использования значительного количества помещений в Здании под офис. Указанные помещения полностью отвечают визуально определяемым признакам офиса.
Данное обстоятельство подтверждает, что инспекторы обследовали все помещения в Здании и вывод об использовании 45, 53 % для размещения офисов был сделан на основании именно фактического обследования нежилого здания.
В силу пункта 1.4. Постановления Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" под офисом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается, в частности, недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего.
Кодекса, если иное не предусмотрено если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1, 378.2 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 части 3 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как определено в пункте 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое, в частности, фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Из данных положений следует, что НК РФ разделяет фактическое использование здания для собственных нужд, не связанных с производством (административное назначение), и коммерческого использования (сдача в аренду под офисы).
В соответствии с п.п 4 п.1.4 постановления Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП определено понятие офиса, офис - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования АО "ДПП-Плаза" удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2022 по делу N А40- 141908/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141908/2022
Истец: АО "ДПП-ПЛАЗА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ"