г. Москва |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А40-173984/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: Попова В.И., С.М. Мухина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аграровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО КБ "САММИТ БАНК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2022 по делу N А40-173984/22, по иску АО КБ "САММИТ БАНК" к ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ" о взыскании 7 400 000 руб.,
третье лицо ООО "ПРИМ-ТРАНЗИТ",
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Кулакова А.В. по доверенности от 22.06.2022;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "САММИТ БАНК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о взыскании страхового возмещения в размере 7 400 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период со дня вынесения решения суда по день фактической оплаты с Общества с ограниченной ответственностью "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ" (далее - Ответчик).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить с учётом доводов жалобы, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счёл установленными; нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика возражал по доводам жалобы, озвучил свою позицию.
В порядке статьи 262 АПК РФ от третьего лица поступил отзыв в котором третье лицо поддерживает позицию истца, отзыв приобщен к материалам дела.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2022.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 06 февраля 2020 года между ПАО КБ "САММИТ БАНК" (далее Банк) и ООО "Прим-транзит" (далее Заемщик) был заключен договор об открытии кредитной линии N 268/К-ОО, согласно которому Банк предоставил Заемщику кредитную линию в сумме 6 500 000 рублей на срок по 03 февраля 2023 года под процентную ставку 9,95% годовых в период льготного кредитования и 13,45% при прекращении периода льготного кредитования.
06.02.2020 г., 30.07.2021 г. были заключены дополнительные соглашения к договору об открытии кредитной линии N 268/К-00 от 06.02.2020 г., согласно которым изменялся график погашения кредита.
В обеспечение надлежащего исполнения обязательств по договору об открытии кредитной линии N 268/К-ОО от 06.02.2020 г. между Банком и ООО "Прим-транзит" был заключен договор залога недвижимости N 268/3-00 от 06.02.2020 г. согласно которому в залог Банку передано недвижимое имущество.
Согласно п.2. договора залога недвижимости рыночная стоимость судна составляет 15 447 885 рублей.
Сторонами предмет залога оценен в сумме 7 400 000 рублей. 23 ноября 2020 года между Банком и Заемщиком был заключен кредитный договор К 307/К-ОО, согласно которому Банк предоставил Заемщику кредит в сумме 4 000 000 рублей на срок по 22 ноября 2023 года под процентную ставку 8,5% годовых в период льготного кредитования и 12% при прекращении периода льготного кредитования.
23.04.2021 г., 30.07.2021 г. были заключены дополнительные соглашения к кредитному договору N 307/К-ОО от 23.11.2020 г., согласно которым изменялся график погашения кредита. В обеспечение надлежащего исполнения обязательств по кредитному договору N 307/К-ОО от 23.11.2020 г. между Банком и ООО "Прим-транзит" был заключен: договор залога недвижимости N 307/3-ОО-1 от 23.11.2020 г., согласно которому в залог Банку передано недвижимое имущество- судно МРС-084.
Согласно условий кредитных договоров Заемщик обязан по требованию Кредитора застраховать в пользу Кредитора имущество, передаваемое в залог, от рисков утраты (гибели), недостаточности или повреждения на все случаи, предусмотренные Правилами страхования страховщика.
Во исполнение данных условий кредитных договоров ООО "Прим-транзит" 09 февраля 2021 заключило договор страхования средств водного транспорта N 2002005-0056747/21ВДТР (далее по тексту - Договор страхования) с ООО "СК "Согласие" в лице Приморского филиала. Выгодоприобретателем по Договору страхования является ПАО КБ "САММИТ БАНК" (изменивший название на АО КБ "САММИТ БАНК", изменение зарегистрировано 19.07.2021 г.).
Срок действия договора страхования исчислялся с 00 часов 00 минут 10 февраля 2021 года до 24 часов 00 минут 09 февраля 2022 года.
Истец полагает, что в период действия данного договора страхования наступило страховое событие.
В период действия Договора страхования 04.11.2021 и 07.11.2021 года было выпущено предупреждение для органов власти об опасном явлении (ОЯ), согласно которым в связи с активизацией циклонической деятельности над территорией Приморского края во второй половине дня 8 ноября и 9 ноября ожидались неблагоприятные погодные условия.
Согласно данным ФГБУ "Приморское УГМС" на побережье и в г. Владивостоке ожидались порывы ветра до 25-30 м/с, у мысов побережья до 35...37 м/с (очень сильный ветер -ОЯ). На период влияния циклона в Заливе Петра Великого ожидалась высота волн 2,5-3,5 м, в открытой части моря - 4-5-м.
В связи с объявленным существенном ухудшении погодных условий и ожидавшихся опасных явлений, застрахованное судно МРС-084 09 ноября 2021 г находилось в межрейсовом перестое в б. Подъяпольского, у причала судоремонтного завода ПМСРЗ.
В ночь с 09 по 10 ноября 2021 года в связи со штормовой погодой, после принятия необходимых мер по борьбе за живучесть, судно "МРС-084", принадлежащее ООО "Прим-транзит", и находящееся в залоге у Банка, в районе бухты Подъяпольского сорвало со швартовых, получило серьезные повреждения, произошло опрокидывание и высадка на мель судна.
10 ноября 2021 года в 04.15 в результате касательного навала, сорванного со швартовых судна МРКТ "Янтарь", произошел обрыв двух носовых швартовых концов, судно развернуло лагом к волнам и черед 10 минут лопнули кормовые швартовы. В 05.10 судно выбросило на мель в северной части бухты.
В результате происшествия застрахованное судно МРС-084 получило следующие повреждения: повреждена днищевая часть корпуса судна с многочисленными пробоинами в районе машинного отделения, грузового трюма и жилых помещений; замят л/б в районе машинного отделения, грузового трюма и жилых помещений с глубиной прогиба до 200 мм; деформация главной палубы левого борта от настройки до грузового трюма и иные многочисленные повреждения настройки левого борта; повреждена главная палуба правого борта от форпика до жилого помещения; затопление отсека жилых помещений, отсек машинного отделения (с затоплением находящихся в нем механизмов), грузовой трюм и румпельное отделение.
Полученные застрахованным судном повреждения не позволяют произвести ремонт судна и его дальнейшую эксплуатацию в промысловом режиме. В настоящий момент застрахованное судно МРС-084 согласно пункту 2 статьи 107 Кодекса торгового мореплавания (далее - КТМ РФ) является затонувшим имуществом, что подтверждается письмом Капитана морского порта Находка о предоставлении информации N 24-2/177 от 04.03.2022 г., распоряжением об условиях удаления затонувшего имущества (МРС-084) в морском порту Находка N11 от 19.04.2022 г.
11 ноября 2021 года ООО "Прим-Транзит" уведомило ООО СК "Согласие" о гибели судна МРС-084, просило признать случившееся страховым случаем.
Претензионные требования истца не были удовлетворены, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, на основании статьи 310 ГК РФ - односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно пункту 1 статьи 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков.
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему (пункт 2 статьи 943 ГК РФ).
В соответствии со статьёй 963 ГК РФ страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя.
Согласно статье 265 "Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 20.04.2021) страховщик не несет ответственность за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя.
В соответствии со статьёй 266 "Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 20.04.2021) при страховании судна страховщик кроме случаев, указанных в статье 265 настоящего Кодекса, не несет ответственность за убытки, причиненные вследствие: отправки судна в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна; ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности; погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона об организации страхового дела страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения предусмотрены статьями 961, 963, 964 ГК РФ.
По смыслу указанных норм на истце (страхователе) лежит обязанность доказать наличие договора страхования с ответчиком, а также факт наступления предусмотренного указанным договором страхового случая. Страховщик, возражающий против выплаты страхового возмещения, обязан доказать обстоятельства, с которыми закон или договор связывают возможность освобождения от выплаты возмещения, либо вправе оспорить доводы страхователя о наступлении страхового случая, в частности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Полис страхования, согласно п. 1 ст. 943 ГК РФ и ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 г. "Об организации страхового дела в РФ", заключался на условиях, содержащихся в его тексте, а также на основании Правил страхования средств водного транспорта от 31.05.2019 г., являющихся обязательными для сторон договора в силу положений ст. 943 ГК РФ.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 943 ГК РФ при заключении договора страхования Стороны могут договориться об изменении или исключении отдельных положений Правил и о дополнении договора страхования положениями, не противоречащими действующему законодательству.
На протяжении всего периода действия договора Страхователь данным правом не воспользовался, каких-либо заявлений об изменении или исключении отдельных положений Правил в адрес Страховщика не направлял.
Согласно особым условия Договора страхования Страхователь подтверждает, что по всем вопросам, не урегулированным Полисом, стороны Договора руководствуются Условиями страхования и Правилами страхования транспортных средств, являющимися неотъемлемой частью. Страхователь с Условиями страхования и Правилами страхования ознакомлен и обязуется их выполнять. Подписывая Полис, Страхователь подтвердил, что Правила страхования ему вручены, с условиями Договора страхования согласен.
Как следует из п. 4.1 Правил страхования, страховым риском является риск утраты, гибели судна или повреждения (и/или поломки) его корпуса, механизмов, машин и оборудования, а также риск возникновения ответственности возместить вред третьим лицам, причиненный Страхователем (Лицом, ответственность которого застрахована) при эксплуатации судна, и риск возникновения непредвиденных расходов (убытков), возникающих в результате наступления страхового случая, предусмотренного п. 4.3.2 настоящих Правил, а также с обеспечиваемыми судном, фрахтом и грузом требованиями.
По договорам страхования, заключенным в соответствии с настоящими Правилами страхования, возмещаются убытки, связанные с эксплуатацией застрахованного судна и происшествие вследствие случайностей и опасностей плавания в результате наступления страхового случая, предусмотренного условиями страхования.
Согласно п. 4.2 Правил страхования, страховым случаем по Договору страхования является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность Страховщика произвести страховую выплату Страхователю, Выгодоприобретателю (-ям). По условиям Договора страхования Страховщик принял на себя обязательства возмещения убытков Страхователя в соответствии с п. 4.5.6 Правил страхования "С ответственностью только за полную гибель", ограничив период ответственности в рамках эксплуатации застрахованного судна.
Как следует из положений п. 4.5.6 Правил страхования по договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются: а) убытки вследствие полной гибели (фактической или конструктивной) судна, наступившие по причинам, указанным в п. 4.2.1 настоящих Правил, кроме тех, которые перечислены в пунктах 4.6-4.8 настоящих Правил; б) убытки вследствие утраты судна, наступившие из-за пропажи судна без вести (п.п. 4.2.1.9 настоящих Правил).
В соответствии с п. 4.2.1 Правил страхования утрата, гибель (фактическая или конструктивная) судна, повреждение его корпуса, механизмов, машин, оборудования, которые наступили вследствие таких причин (опасностей) как: опасностей судоходства по морям, рекам, озерам или иным судоходным путям, в том числе: затопление или опрокидывание, столкновение с другим судном, касание плавучих и погруженных в воду объектов, иных, чем грунт, навал на неподвижные объекты, касание грунта или льда, посадку на мель, выбрасывание на берег; взрыва, пожара, произошедших как на борту судна, так и вне его, включая убытки, причиненные взрывом и тушением пожара; 4.2.1.3. землетрясения, извержения вулкана или удара молнии; 4.2.1.4. контакта (столкновение или касания) с сухопутным транспортным средством, доком или портовым оборудованием, или сооружением; 4.2.1.5 грабежа, совершенного лицами, не являющимися членами экипажа судна; пиратства; преднамеренного выбрасывания имущества за борт; происшествий во время погрузочно-разгрузочных работ, либо в результате смещения груза или горючего; пропажи судна без вести; контакта с самолетами, вертолетами или аналогичными объектами, или упавшими с них предметами, небрежности, неосторожности или ошибки капитана, командного состава, членов экипажа или лоцмана; баратрией (намеренных действий или бездействия, причиняющие ущерб судну) со стороны капитана, командного состава или членов экипажа; небрежности, неосторожности или ошибки судоремонтных фирм или фрахтователей, при условии, что они не являются Страхователями (Выгодоприобретателями) или представителями Страхователя (Выгодоприобретателя).
При этом, согласно п. 1.4 Правил страхования под эксплуатацией судна понимается использование судна на воде по прямому назначению.
Под периодом эксплуатации судна понимается период времени, в пределах которого судно используется по прямому назначению. Исходя из представленных документов, в момент происшествия судно как не эксплуатировалось и не могло эксплуатироваться, так и не использовалось по своему прямому назначению (рыболовное).
В соответствии с Приказом директора ООО "ПРИМ-ТРНЗИТ" N 2 от 21.10.2021 года судно МРС-084 было выведено из эксплуатации, экипаж судна отправлен в отпуск с последующим увольнением.
Данное обстоятельство также подтверждается ответом Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ространснадзор по ДФО), согласно которому во время выброса на берег судно МРС-084 было выведено из эксплуатации, находилось в ремонте.
В соответствии с вышеизложенным данный случай не установлен как "аварийный случай" согласно пункту 4 Положения о порядке расследования аварий или инцидентов на море, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.10.2013 года N 308 (далее -Положение), и не подлежит регистрации, учёту, и расследованию согласно процедур, установленных Положением.
Согласно п. 2 Настоящее Положение устанавливает порядок расследования и учета аварий или инцидентов, произошедших (в прямой связи с эксплуатацией судна) с самоходными судами, буксируемыми судами или иными плавучими объектами (только на период их перегона) на море, в акваториях морских портов и на участках рек с морским режимом судоходства, или с участием таких судов и объектов (далее - аварийные случаи).
В соответствии с п. 2.4.1 Правил технической эксплуатации морских судом. Основное руководство, утвержденных распоряжением Министерства транспорта РФ (далее -Правила эксплуатации) ремонт судов должен проводиться на специализированных судоремонтных предприятиях.
Вывод судов из эксплуатации для ремонта должен оформляться приказом судовладельца.
Вместе с тем п. 1.2.4. Правил эксплуатации устанавливаются требования к судам, находящиеся в эксплуатации, а именно суда должны: быть в надлежащем, технически исправном состоянии; быть укомплектованы экипажем в соответствии с требованиями национальных и международных нормативных актов по его составу и подготовке; нести на борту отличительные обозначения - название судна, порт приписки и маркировки принадлежности и безопасности; иметь действующие судовые документы, подтверждающие их исправное техническое состояние и выполнение требований надзорных органов, национальных и международных нормативных актов; иметь необходимую документацию и пособия по технической части, радиосвязи и навигации; иметь необходимые запасы материально-технического снабжения, топливно-смазочных материалов, включая штормовые, сменно-запасных частей, аварийно-спасательного и противопожарного имущества, инвентаря и инструментов в соответствии с назначением, категорией и районами их плавания.
В соответствии со ст. 266 КТМ РФ Страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие отправки судна в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна.
На основании п. 1 ст. 124 КТМ РФ перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза. В соответствии с согласованной сторонами договорной терминологией под мореходностью (мореходным состоянием) судна понимается - состояние судна, при котором обеспечена техническая годность судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей плавания (перевозки грузов, пассажиров, проведению работ и т.д.); оно надлежащим образом снаряжено и снабжено всем необходимым, а также экипаж укомплектован специалистами надлежащей квалификации и требуемой численности Судно, не удовлетворяющее требованиям мореходности, считается немореходным.
В соответствии с п. 1 ст. 203 КТМ РФ Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна.
Согласно п. 1 ст. 53 КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для: обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.
Согласно п.п. "б" п. 4.6 Правил страхования не является страховым случаем события, а также не возмещаются убытки или расходы, прямо или косвенно вызванные, или связанные, или происшедшие вследствие отправки судна в немореходном состоянии.
В соответствии с Уведомлением ФГБУ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭО АСР" об изъятии Свидетельства об управлении безопасностью (СвУБ) МРС-084 от 11.11.2021 N 945-11 компания ООО "Прим-транзит" не обеспечила безопасную стоянку судна, что в соответствии с п.п. 1.1.10 МКУБ идентифицируется, как существенное несоответствие.
Как следует из п. 10.3.5 Правил страхования Страхователь обязан обеспечить выполнение требований МКУБ и Кодекса ОСПС, если такие требования предусмотрены Международной Конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. (SOLAS-74).
Согласно п. 4.7. Правил страхования по условиям настоящих Правил не подлежат возмещению убытки и расходы, возникшие вследствие того, что Страхователь умышленно либо по грубой неосторожности при наступлении страхового случая не принял разумные и доступные меры по предотвращению или уменьшению убытков.
Таким образом, обеспечение безопасной стоянки судна является обязательным условием по предотвращению возникновения убытков, в связи с чем убытки, возникавшие по причине непринятия Страхователем соответствующих мер, не подлежат возмещению в рамках Договора страхования. Доводы истца, представленные в возражениях на отзыв, отклоняются судом по следующим основаниям.
Как следует из п.4.1 Правил страхования, страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Страховым риском по настоящим Правилам является риск утраты, гибели судна или повреждения (и/или поломки) его корпуса, механизмов, машин и оборудования, а также риск возникновения ответственности возместить вред третьим лицам, причиненный Страхователем (Лицом, ответственность которого застрахована) при эксплуатации судна, и риск возникновения непредвиденных расходов (убытков), возникающих в результате наступления страхового случая, предусмотренного п. 4.3.2 настоящих Правил, а также с обеспечиваемыми судном, фрахтом и грузом требованиями.
По договорам страхования, заключенным в соответствии с настоящими Правилами, возмещаются убытки, связанные с эксплуатацией застрахованного судна и происшедшие вследствие случайностей и опасностей плавания или возникновения ответственности судовладельца по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу третьих лиц, или возникновения непредвиденных расходов (убытков), возникших в результате наступления страхового случая, предусмотренного п. 4.3.2 настоящих Правил, а также с обеспечиваемыми судном, фрахтом и грузом требованиями, (абзац 3).
При этом, согласно п. 1.4 Правил страхования под эксплуатацией судна понимается использование судна на воде по прямому назначению.
Под периодом эксплуатации судна понимается период времени, в пределах которого судно используется по прямому назначению.
Исходя, из буквального содержания Правил страхования, абзац первый содержит понятие страхового риска и признаки, абзац второй перечисляет возможные риски, а абзац третий определяет объем покрытия и условия, при которых убытки возмещаются по договору страхования.
В соответствии с Приказом директора ООО "ПРИМ-ТРНЗИТ" N 2 от 21.10.2021 года судно МРС-084 было выведено из эксплуатации, экипаж судна отправлен в отпуск с последующим увольнением.
Данное обстоятельство также подтверждается ответом Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ространснадзор по ДФО), согласно которому во время выброса на берег судно МРС-084 было выведено из эксплуатации, находилось в ремонте.
В соответствии с вышеизложенным данный случай не установлен как "аварийный случай" согласно пункту 4 Положения о порядке расследования аварий или инцидентов на море, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.10.2013 года N 308 (далее -Положение), и не подлежит регистрации, учёту, и расследованию согласно процедур, установленных Положением.
Вместе с тем настоящее Положение устанавливает порядок расследования и учета аварий или инцидентов, произошедших (в прямой связи с эксплуатацией судна) с самоходными судами, буксируемыми судами или иными плавучими объектами (только на период их перегона) на море, в акваториях морских портов и на участках рек с морским режимом судоходства, или с участием таких судов и объектов (п. 2).
Кроме того, в судовом журнале от 22.10.2021 указано, что "экипаж уволен, выставлена сторожевая служба, судно под охраной судовладельца".
Из чего следует, что на судне на момент события отсутствовал экипаж, план безопасной стоянки не разработан и не утвержден.
При том, что не выполнения судовладельцем Правил технической эксплуатации перед выводом судна на отстой, а принимая во внимание увольнение экипажа и приказ о выводе судна в отстой судно находилось в фактическом отстое, что относится к числу событий, на случай наступления которых страхование не распространяется, в соответствии с пп. "а" п. 4.6 Правил страхования (убытки или расходы, прямо или косвенно вызванные, или связанные, или происшедшие вследствие умысла, а также в случаях, предусмотренных законом, грубой неосторожности Страхователя, Выгодоприобретателя или их представителей).
П. 2.4.1 Правил технической эксплуатации морских судом. Основное руководство, утвержденных распоряжением Министерства транспорта РФ (далее - Правила эксплуатации) вывод судов из эксплуатации (включая ремонт) оформляется приказом судовладельца.
Вместе с тем п. 1.2.4. Правил эксплуатации устанавливаются требования к судам, находящиеся в эксплуатации, а именно суда должны: быть в надлежащем, технически исправном состоянии; быть укомплектованы экипажем в соответствии с требованиями национальных и международных нормативных актов по его составу и подготовке; нести на борту отличительные обозначения - название судна, порт приписки и маркировки принадлежности и безопасности; иметь действующие судовые документы, подтверждающие их исправное техническое состояние и выполнение требований надзорных органов, национальных и международных нормативных актов; иметь необходимую документацию и пособия по технической части, радиосвязи и навигации; иметь необходимые запасы материальнотехнического снабжения, топливо-смазочных материалов, включая штормовые, сменно-запасных частей, аварийно-спасательного и противопожарного имущества, инвентаря и инструментов в соответствии с назначением, категорией и районами их плавания.
Таким образом, приказом судовладельца подтверждается как обстоятельство вывода судна из эксплуатации в соответствии с Правилами эксплуатации, увольнение экипажа, отсутствие которого свидетельствует о невозможности какой-либо эксплуатации и несоответствию требованиям Правил.
Кроме этого, судно принималось на страхование как "рыболовное" и годное к эксплуатации в соответствии с классом.
Тогда как, в случае сообщения при заключении договора страхования сведений о выведении судна из эксплуатации, в связи с необходимостью ремонта в целях предпродажной подготовки и дальнейшей консервации, в заключении договора страхования было бы отказано до завершения ремонта и укомплектования судна квалифицированным экипажем в соответствии со Свидетельством и минимальном составе экипажа, или же страховой тариф был бы рассчитан с учетом повышенной степени риска с применением повышающего поправочного коэффициента (п.2.17 Приложения N 6 к Правилам страхования средств водного транспорта), варьирующегося в интервале от 0,10 до 9,90, что существенным образом увеличило бы размер страховой премии.
В соответствии со ст. 22 и 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (КТМ РФ) и постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N121 Регистр является российской организацией, уполномоченной осуществление классификации и освидетельствования судов.
К деятельности Регистра относится установление технических требований, обеспечивающих условия безопасной эксплуатации судов и морских сооружений, охрану человеческой жизни и сохранность перевозимых грузов на море, предотвращение загрязнения с судов, а также проведение классификации и освидетельствований судов в соответствии с этими требованиями.
В силу требований ст. 22 - 24 КТМ РФ судно, состоящее на классификационном учете PC, подлежит периодическим освидетельствованиям для подтверждения соответствия судна применимым требованиям Правил Регистра и международным конвенциям.
Проведение периодических освидетельствований судна имеет цель установить, что судно в достаточной степени отвечает условиям сохранения класса PC, а также проверить работу механизмов, устройств и установок, на которые распространяются требования соответствующих Правил Регистра.
В соответствии с положениями Правил PC информация, содержащаяся в выдаваемых Регистром документах, отражает ситуацию только на момент соответствующего освидетельствования.
Поддержание соответствия объекта наблюдения (судна) применимым требованиям Правил PC и международных конвенций в периоды между освидетельствованиями Регистром является ответственностью судовладельца, который должен обеспечивать проведение необходимых проверок и осмотров для выявления возможных дефектов и неисправностей. При обнаружении дефектов и неисправностей, влияющих на безопасность судна, судовладелец обязан сообщить об этом представителю Регистра.
Исходя из буквального толкования изложенных положений, Свидетельство подтверждает лишь факт соответствия судна условиям класса, а также соответствие технического состояния судна только на дату проведения освидетельствования, тогда как поддержание соответствия судна применимым требованиям Правил PC находится в зоне ответственности судовладельца.
Таким образом, выведение судна из эксплуатации в связи с ремонтом по приказу судовладельца, исключает признание судна, соответствующим Правилам PC, ровно, как и отождествление факта наличия свидетельства с фактом эксплуатации
Согласно п. 1.1.2 данного РД, под технической эксплуатацией морских судов понимается деятельность экипажей судов, сотрудников береговых предприятий и организаций, обеспечивающая поддержание судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования по назначению с проектными или заданными (установленными) технико-эксплуатационными показателями при соблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации и международных договоров, ратифицированных правительством России (далее по тексту - национальные и международные нормативные акты).
Соответственно в основу технической эксплуатации заложена деятельность экипажа и ремонтных предприятий. В нашем случае экипаж на борту судна отсутствовал и судно не находилось на ремонте для дальнейшего использования по назначению.
Истец ошибочно считает, что нахождение судна не в месте лова рыбы не является признаком отсутствия эксплуатации не по назначению.
Термин "назначение судна" расшифровывается Регистром, который в Правилах классификации и постройки морских судов в п. 1.1 дает определение каждому типу судна.
Таким образом, прямое назначение судна раскрывается в определении его классификации, данное РМРС. Применительно к обстоятельствам дела, рыболовное судно, по определению Регистра, данному в п. 1.1 - это любое судно, используемое для промысла или для промысла и обработки улова (рыбы, китов, тюленей, моржей или других живых ресурсов моря).
Учитывая иные нормативные документы, в том числе и РД 31.20.01-97 в период эксплуатации судна по назначению включается вес виды деятельности, направленные на безаварийное и эффективное использования судна по назначению, в том числе подготовка судна к рейсу в порту, переход до места промысла, возвращение в порт и сдача улова. Стоянка судна в порту, если вызвана той или иной подготовкой судна к выполнению своего назначения, включая плановый или внеплановый ремонт также относится к эксплуатации.
В данном случае, как следует из Приказа ООО Прим-Транзит N 2 от 21.10.21 судно выведено в отстой для предпродажной подготовки и дальнейшей консервации, что не является использованием судна по назначению.
Ссылка истца на несоответствие термина "мореходность", изложенного в Правилах страхования, с положениями КТМ РФ отклоняется судом ввиду следующего.
В соответствии со ст. 266 КТМ РФ Страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие отправки судна в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна.
На основании п. 1 ст. 124 КТМ РФ перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.
В соответствии с согласованной сторонами договорной терминологией под мореходностью (мореходным состоянием) судна понимается - состояние судна, при котором обеспечена техническая годность судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей плавания (перевозки грузов, пассажиров, проведению работ и т.д.); оно надлежащим образом снаряжено и снабжено всем необходимым, а также экипаж укомплектован специалистами надлежащей квалификации и требуемой численности Судно, не удовлетворяющее требованиям мореходности, считается немореходным.
В соответствии с п. 1 ст. 203 КТМ РФ Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна.
Согласно п. 1 ст. 53 КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для: обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.
Согласно п.п. "б" п. 4.6 Правил страхования не является страховым случаем события, а также не возмещаются убытки или расходы, прямо или косвенно вызванные, или связанные, или происшедшие вследствие отправки судна в немореходном состоянии.
В соответствии со ст. 266 КТМ РФ Страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие отправки судна в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна.
Согласно ст. 253 КТМ РФ перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.
Исходя из изложенного, нахождение судна в отстое вне его причины (межрейсовый или для предпродажной подготовки и дальнейшей консервации) означает нахождение судна в немореходном состоянии.
Из материалов дела, также усматривается, что в соответствии с Уведомлением ФГБУ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭО АСР" об изъятии Свидетельства об управлении безопасностью (СвУБ) МРС-084 от 11.11.2021 N 945-11 компания ООО "Примтранзит" не обеспечила безопасную стоянку судна, что в соответствии с п.п.1.1.10 МКУБ идентифицируется, как существенное несоответствие.
Свидетельство изъято компанией ФГБУ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭО АСР, которое, в соответствии с терминологией МКУБ является организацией уполномоченной Администрацией флага (т.е. Правительством РФ) на проведение освидетельствования рыбопромысловых судов на соответствие МКУБ.
Причиной изъятия явилось необеспечение безопасной стоянки, что трактуется как существенное несоответствие, что в соответствии с МКУБ означает - установленное отклонение, которое представляет серьёзную угрозу для безопасности персонала или серьёзный риск загрязнения окружающей среды, требующее немедленного корректирующего действия, или отсутствие эффективного и систематического выполнения требования настоящего Кодекса.
Как следует из п. 10.3.5. Правил страхования Страхователь обязан обеспечить выполнение требований МКУБ и Кодекса ОСПС, если такие требования предусмотрены Международной Конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. (SOLAS-74).
Согласно п. 4.7. Правил страхования по условиям настоящих Правил не подлежат возмещению убытки и расходы, возникшие вследствие того, что Страхователь умышленно либо по грубой неосторожности при наступлении страхового случая не принял разумные и доступные меры по предотвращению или уменьшению убытков.
Статья 268 КТМ РФ прямо указывает, Страховщик не несет ответственность за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя.
Таким образом, обеспечение безопасной стоянки судна является обязательным условием по предотвращению возникновения убытков, в связи с чем убытки, возникавшие по причине непринятия Страхователем соответствующих мер, не подлежат возмещению в рамках Договора страхования.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьёй 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Описанные в апелляционной жалобе противоречия и сомнения ничем документально не подтверждены.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка без документального опровержения не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2022 по делу N А40-173984/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173984/2022
Истец: АО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "САММИТ БАНК"
Ответчик: ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ", ООО В лице Приморского филиала СК "Согласие"
Третье лицо: ООО "ПРИМ-ТРАНЗИТ"