г. Пермь |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А60-56316/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 ноября 2022 года
по делу N А60-56316/2022,
принятое судьей Зверевой И.В.
по заявлению 140 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства" (ИНН 2315078029, ОГРН 1022302390461)
о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
140 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России (далее - заявитель, административный орган, 140 отдел ГАСН) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ФГУП "Главное управление специального строительства" (далее - заинтересованное лицо, ФГУП "ГУСС", предприятие) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены. ФГУП "ГУСС" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" национальные стандарты и своды правил являются обязательными для применения, в случае если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ. Соответственно, неприменение либо несоблюдение стандартов и (или) сводов правил, не включенных в указанный перечень, не может расцениваться как несоблюдение требований Закона N 384-ФЗ. В акте проверки не содержатся ссылки на обязательные правила, включенные в вышеуказанный Перечень, нарушения которых допущены ФГУП "ГУСС" при строительстве объекта. Полагает, что предприятие привлечено к административной ответственности с грубыми нарушениями, вина предприятия во вмененном ему административном правонарушении административным органом не доказана.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 140 отделом ГАСН проведена документарная проверка в период с 19.09.2022 по 23.09.2022 на основании решения начальника 140 отдела ГАСН от 01.09.2022 N 63 при осуществлении государственного строительного надзора в порядке, предусмотренном статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 69.1 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Порядком организации и осуществления государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.01.2022 N 6, при строительстве объекта капитального строительства: "Комплекс зданий и сооружений объекта 335/155-6т" (шифр 335/155-6т) по адресу: Свердловская область, пос. Свободный.
Заявителем в ходе проверки выявлено, что заинтересованным лицом не устранены нарушения, указанные в предписании от 13.08.2021 N 116, срок выполнения которого с учетом неоднократных продлений по ходатайству заинтересованного лица был установлен до 30.08.2022.
По факту обнаружения признаков правонарушения 10.10.2022 в отношении юридического лица ФГУП "ГУСС" составлен протокол об административном правонарушении N 140-39-2022 по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органов, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя (руководителя) юридического лица ФГУП "ГУСС" надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление от 23.09.2022 N 197/140/575дсп, вручено адресату 29.09.2022).
10.10.2022 протокол направлен в адрес ФГУП "ГУСС" с сопроводительным письмом N 197/140/621дсп.
Заявление о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ направлено в арбитражный суд, к подведомственности которого на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ относится рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции установил наличие состава административного правонарушения и удовлетворил требования о привлечении к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте.
В силу пункта 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату выдачи предписания) основанием для проведения проверки, является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
На основании части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Согласно пункту 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
В части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано, в том числе: проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Исходя из положений части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации документальным подтверждением устранения недостатков могут служить только акты об устранении выявленных недостатков, оформленные надлежащим образом.
Статья 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неисполнение законного предписания органа государственного строительного надзора образует событие правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом не устранены следующие нарушения:
1. Сооружение 709: В монолитной плите фундамента установлены гильзы из гофрированной трубы DKC 110 мм для ввода кабельных линий инженерных сетей. Проектной документацией предусмотрены стальные гильзы.
Лицом, осуществляющим строительство, не обеспечено выполнение работ в соответствии с требованием проектной документации, чем нарушены требования: рабочей документации альбом 335/155-6Т-В- 701-1?3, 709-КР, лист 37; часть 3 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации; часть 6 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией.
2. Сооружение 331: на системах водоснабжения и отопления фланцевые соединения запорной арматуры вместо болтовых соединений выполнены по средствам соединения шпильками с установкой гаек с обеих сторон фланцев.
Лицом, осуществляющим строительство не обеспечено выполнение работ в соответствии с обязательными требованиями, чем нарушены требования: пунктов 5.1.7; 5.4.5 СП 73. 13330 2016 Внутренние санитарно-технические системы зданий; часть 3 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации; часть 6 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией.
3. Сооружения 331 и 807: санитарно-технические работы выполняются по рабочей документации, содержащей сведения, не соответствующие проектной документации, а именно: См. лист.5 альбом 335/155-6Т-П-331-ВК (Стадия Р) на вводе водопроводной сети в сооружение 331 не предусмотрен обратный клапан; См. лист.5 альбом 335/155-6Т-П-807-ВК (Стадия Р) на вводе водопроводной сети в сооружение 807 предусмотрен дисковый затвор и не предусмотрен обратный клапан.
Лицом, осуществляющим строительство не обеспечено выполнение работ в соответствии с требованием проектной документации, чем нарушены требования: проектной документации альбом 335/155-6Т-П-331-ИОС2, ИОС3 том.5.2.20 п. 5.2.3 лист.5 и лист 9; альбом 335/155-6Т-П-807-ИОС2, ИОС3 том.5.2.25 п. 5.2.3 лист.5 и лист 8; часть 3 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации; часть 6 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией.
4. Наружные сети водоснабжения и канализации: работы по устройству наружных сетей ВиК парковой зоны выполняются по рабочей документации, содержащей сведения, не соответствующие проектной документации, в том числе, но не исключительно: на площадке перед сооружением 331 согласно альбому 335/155-6Т-П, РС-НВК (Стадия Р) (лист 11) смонтированы: водопроводный колодец N 23, мокрый колодец N3 и канализационный колодец N 29.
Лицом, осуществляющим строительство не обеспечено выполнение работ в соответствии с требованием проектной документации, чем нарушены требования: проектной документации альбом 335/155-6Т-П-ИС-ИОС2, ИОС3 том.5.2.68 лист 26 (колодцы 3, 23, 29, перед сооружением 331 не предусмотрены); часть 3 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации; часть 6 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией.
5. Наружные водопроводные сети: в водопроводном колодце N 23 сети наружного водоснабжения фланцевые соединения задвижки выполнены не болтовыми соединениями, а по средству соединения фланцев шпильками с обеих сторон стянутых гайками.
Лицом, осуществляющим строительство, не обеспечено выполнение работ в соответствии с обязательными требованиями, чем нарушены требования: пункта 6.1.13 СП 129.13330.2019 Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации; часть 3 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации; часть 6 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией.
6. Наружные водопроводные сети: при устройстве водопроводных колодцев N 15 (ПГ), N 23 и мокрого колодца N 3 не выполнен монтаж лестниц и ходовых скоб для обслуживания пожарного гидранта, запорной арматуры и колодцев.
Лицом, осуществляющим строительство не обеспечено выполнение работ в соответствии с требованием проектной документации, чем нарушены требования: проектной документации альбом 335/155-6Т-П-ИС-ИОС2, ИОС3 том.5.2.68, лист 13; типовое проектное решение 901-09-11.84 альбом 2; часть 3 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации; часть 6 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией.
7. Сети ливневой канализации: при устройстве колодцев N N 22, 26, 29 сети ливневой канализации не выполнен монтаж лестниц и ходовых скоб для обслуживания колодцев.
Лицом, осуществляющим строительство не обеспечено выполнение работ в соответствии с требованием проектной документации, чем нарушены требования: проектной документации п.5.3.3 альбом 335/155-6Т-П-ИС-ИОС2, ИОС3 том.5.2.68; типовое проектное решении 902-09-22.84 альбом 1; часть 3 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации; часть 6 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией.
8. Исполнительная документация: По завершенным работам отсутствуют исполнительные схемы, проложенных сетей водоснабжения, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации.
Лицом, осуществляющим строительство не обеспечено выполнение работ в соответствии с обязательными требованиями, чем нарушены требования: пункта 9.5 ГОСТ 51872-2019 Документация исполнительная геодезическая; часть 3 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации; часть 6 статьи 52 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ Градостроительный кодекс: лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией.
Перечисленные нарушения отражены в акте проверки от 23.09.2022 N 140-98-2022 и послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом административного органа протокола от 10.10.2022 N 140-39-2022 в отношении ФГУП "Главное управление специального строительства" по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
ФГУП "ГУСС" не оспаривает получение предписания от 13.08.2021 N 116 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в сфере государственного строительного надзора, как и факт его неисполнения в установленный срок.
Судами учтено, что в материалы дела представлены ходатайства предприятия о продлении срока устранения замечаний по предписанию от 13.08.2021 N 116, что также свидетельствует о неисполнении предписания и опровергает доводы предприятия об исполнении предписания на основании уведомления.
Следовательно, материалами дела подтверждается наличие в действиях предприятия объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии события правонарушения со ссылками на соответствующие уведомления (извещения) апелляционным судом отклонены, поскольку исполнение предписания в полном объеме не подтверждается материалами дела, на что обоснованно указано административным органом в протоколе и судом первой инстанции в решении.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения предприятием предписания 140 отдела ГАСН в установленный срок, а равно доказательств принятия необходимых исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения (исполнение предписания в установленный срок), в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины ФГУП "ГУСС" во вменяемом административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности и неисполнимости предписания апелляционным судом рассмотрены и отклонены, как противоречащие представленным доказательствам и обстоятельствам дела. Предписание направлено на устранение нарушений, наличие которых подтверждено материалами дела; предписание выдано лицу, осуществляющему строительство, предписанием предусмотрены конкретные мероприятия и установлен реальный для исполнения срок.
Заинтересованное лицо ставит под сомнение законность предписания N 116, со ссылками на отсутствие в нем указания на обязательные правила, включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ; понуждение к исполнению требований, применяемых на добровольной основе, считает неправомерным.
Вопрос о законности предписания, за неисполнение которого лицо привлекается к административной ответственности, входит в предмет рассмотрения в рамках настоящего дела. Вместе с тем, недействующие нормативные акты в спорных пунктах предписания не вменены к устранению. Кроме того, поименованные нарушения касаются нарушений требований Градостроительного кодекса РФ и проектной документации, необходимость строгого следования которой и соблюдения при строительстве объекта капитального строительства регламентирована положениями Градостроительного кодекса РФ.
Обоснование ряда нарушений ссылками, в том числе на стандарты и своды правил, применяемые на добровольной основе, о незаконности предписания не свидетельствует.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
В Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.12.2020 N 3340-р входит федеральный государственный строительный надзор (пункт 123).
В рассматриваемом случае административным органом не приведены ссылки на нормативные акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР утратившие силу, не действующие на территории Российской Федерации и отмененные.
Также заинтересованное лицо ссылается на направление административному органу документов об устранении нарушений. Вместе с тем, извещения были представлены заявителю 23.09.2022 - после даты окончания исполнения предписания, в день составления акта (акт был составлен 23.09.2022 в 12:00, документы получены заявителем согласно реестру передачи исходящей документации 23.09.2022 в 15:10).
При этом, как отмечено ранее, факт устранения нарушений подтверждается актами по установленной форме, которые в материалы дела не представлены. Извещение, само по себе, об устранении нарушений не свидетельствует.
При таких обстоятельствах, учитывая подтвержденный материалами дела факт невыполнения заинтересованным лицом в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа, наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, административным органом доказано.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований предписания, а также принятия всех зависящих от заинтересованного лица мер для соблюдения действующего градостроительного законодательства в материалах дела не имеется.
Предприятием не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеназванных требований законодательства Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушение порядка привлечения предприятия к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент вынесения решения судом первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ (3 месяца), не истек.
Назначенный предприятию штраф соответствует минимальному размеру, предусмотренному частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
При этом оснований для замены штрафа на предупреждение не имеется, так как, по данным общедоступных сведений, предприятие неоднократно привлекалось к административной ответственности, в том числе Арбитражным судом Свердловской области.
Суд первой инстанции не усмотрел в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного предприятием правонарушения малозначительным соответствует фактическим обстоятельствам дела и разъяснениями содержащимся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, пункте 21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В целом доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых апелляционный суд не усматривает.
По результатам рассмотрения жалобы апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 ноября 2022 года по делу N А60-56316/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-56316/2022
Истец: 140 Отдел госудасрвтенного архитектурно - строительного надзора Минобороны РФ
Ответчик: ФГУП "Главное управление специального строительства"