г. Москва |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А40-74956/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей О.Н. Лаптевой, А.И. Трубицына
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 сентября 2022 года по делу N А40-74956/22, принятое судьей Михайловой Е.В., по иску Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН: 1024701893336) к Акционерному обществу "Оборонэнерго" (ОГРН: 1097746264230) о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Хренков А.С. по доверенности от 12.01.2023
от ответчика: Бажанова К.О. по доверенности от 16.12.2022
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Акционерному обществу "Оборонэнерго" (далее - ответчик) о взыскании суммы фактически понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по договору об осуществлении технологического присоединения N 225/ТП-МЗ от 21.05.2014 в размере 2 465 961 рубля 66 копеек (с учетом ст. 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Дополнительным решением от 01.12.2022 в удовлетворении требований о расторжении договора технологического присоединения от 21.05.2014 года N 225/ТП-МЗ отказано.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для рассматриваемого спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 26.01.2023 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 29.09.2022 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОГРН: 1024701893336, ИНН4716016979) относится к стратегическим акционерным обществам, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (Указ Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ").
ПАО "ФСК ЕЭС" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляет следующие виды деятельности: услуги по передаче и распределению электрической энергии и по присоединению к электрическим сетям (п. 3.2 устава ПАО "ФСК ЕЭС"). ПАО "ФСК ЕЭС" является коммерческой организацией и относится к субъектам естественных монополий (Постановление ФЭК РФ от 25 июня 2003 года N 49-э/1). Согласно п. 3.1 устава ПАО "ФСК ЕЭС" создано в целях извлечения прибыли.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Согласно п. 3 ст.426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующую услугу не допускается.
Технологическое присоединение (далее - ТП) осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила ТП).
Согласно статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 06.12.2011), утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу. Таким образом, Правила ТП в действующей редакции распространяют свое действие на действующие договоры, заключенные ранее на основании предыдущих редакций Правил ТП
Услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к её электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка (позиция Президиума ВАС РФ, отраженная в постановлении от 08.09.2009 N 6057/09).
В ПАО "ФСК ЕЭС" поступила заявка ОАО "Оборонэнерго" на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства АО "Оборонэнерго" к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС", связанное с увеличением максимальной мощности на 1 933 кВт (до 3 769 кВт) по яч. 24 фидера N 10 и яч. 14 фидера N 15 ЗРУ 6 кВ ПС 220 кВ Уссурийск-2. (далее - Заявка ТП).
В соответствии с Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, филиалом ОАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока были организованы соответствующие работы по Заявке ТП:
- 16.04.2014 утверждены Технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС" (ПС 220 кВ Уссурийск-2) объектов электросетевого хозяйства ОАО "Оборонэнерго".
- 21.05.2014 между ОАО "ФСК ЕЭС" и АО "Оборонэнерго" подписан договор N 225/ТП-МЗ на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства АО "Оборонэнерго" к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС", связанное с увеличением максимальной мощности на 1 933 кВт (до 3 769 кВт) по яч. 24 фидера N 10 и яч. 14 фидера N 15 ЗРУ 6 кВ ПС 220 кВ Уссурийск-2 (далее - Договор ТП).
Согласно условиям Договора ТП, срок исполнения мероприятий сторонами - не позднее 21.05.2016.
Согласно ТУ АО "Оборонэнерго" выполняет мероприятия, указанные в пунктах 1.1., 1.2., ТУ, с учетом требований раздела 2 ТУ, включая разработку проектной документации.
ПАО "ФСК ЕЭС" выполняет мероприятия, указанные в пункте 1.3. ТУ с учетом требований раздела 2 ТУ, включая разработку проектной документации.
По результатам выполнения мероприятий п. 1.3. со стороны ПАО "ФСК ЕЭС" 18.07.2016 N 489 подписан акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией N 1034 по титулу: "на выполнение проектной и рабочей документации, приобретение и поставку оборудования, строительно-монтажных работ, пуско-наладочных работ по реконструкции ЗРУ 6 кВ на ПС 220 кВ Уссурийск-2 для технологического присоединения АО "Оборонэнерго"" (далее - Акт КС-14) на сумму 2 531 879 рублей 41 копейки (с учетом НДС (20 %)).
Письмом от 05.07.2019 N МЗ/4/1630 Сетевая организация направила в адрес Заявителя подписанное со своей стороны Соглашение о расторжении Договора ТП, содержащее условие о компенсации заявителем фактически понесенных сетевой организацией расходов (далее - Соглашение, акт КС-14, Акт об оказании услуг по Договору ТП со стоимостью понесенных Сетевой организацией расходов в размере 2 919 978 рублей 41 копейки (с НДС), в том числе:
- 24.11.2014 заключен договор подряда ПАО "ФСК ЕЭС" заключен Договор подряда N 324 на выполнение проектной и рабочей документации, приобретение и поставку оборудования, строительно-монтажных работ, пуско-наладочных работ по реконструкции ЗРУ 6 кВ на ПС 220 кВ Уссурийск-2 для технологического присоединения АО "Оборонэнерго".
- 17.06.2019 АО "Оборонэнерго" направило обращение о расторжении Договора ТП (вх. N письма МЗ/4/714).
ПАО "ФСК ЕЭС" письмом от 05.07.2019 N МЗ/4/1630 направило соответствующее соглашение о расторжении Договора ТП, содержащее условие о компенсации АО "Оборонэнерго" фактически понесенных ПАО "ФСК ЕЭС" расходов (далее - Соглашение).
Письмом от 02.09.2019 N МЗ/4/1227 АО "Оборонэнерго" направило обращение о пересмотре величины фактически понесенных затрат.
ПАО "ФСК ЕЭС" письмом от 02.10.2019 N МЗ/2/4259 направило протокол урегулирования разногласий к соглашению о расторжении договора.
До настоящего времени подписанный протокол урегулирования разногласий в ПАО "ФСК ЕЭС" не поступал.
Со стороны АО "Оборонэнерго" мероприятия по Договору ТП до настоящего времени не выполнены. Ежеквартально АО "Оборонэнерго" оплачивало неустойку за просрочку обязательств.
Согласно расчету истца фактически понесенные ПАО "ФСК ЕЭС" расходы на момент расторжения Договора ТП составляют 2 465 961 рубль 66 копеек (с учетом НДС (20 %)).
Не согласившись с отказом Заявителя от заключения Соглашения, Сетевая организация направила в адрес ответчика претензию от 28.09.2021 N МЗ/6/645 с требованием в течение 5 дней с момента получения претензии дать ответ и оплатить затраты Сетевой организации.
Ответ на претензию от ответчика не поступил, фактически понесенные расходы ПАО "ФСК ЕЭС" не оплачены. Тем самым, ответчик отказался от урегулирования спора в претензионном порядке.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на то, что отказ Заявителя компенсировать затраты Сетевой организации, связанные с реализацией заявки на ТП, нарушает права и законные интересы ПАО "ФСК ЕЭС" на несение экономически обоснованных расходов и получение прибыли от оказания услуг по технологическому присоединению и передаче электрической энергии.
Принимая во внимание отсутствие доказательств погашения задолженности, указанное требование истца о взыскании задолженности за потребленный ресурс в размере 2 465 961 рубля 66 копеек является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из нижеследующих оснований.
Довод ответчика о неверном установлении судом обстоятельств по делу, выразившихся в неоднозначном понимании текста судебного акта, а также отсутствии в резолютивной части решения разрешения вопроса о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения N 225/ТП-МЗ от 21.05.2014 подлежат отклонению в силу следующего.
Суд, в судебном заседании 19.09.2022, оглашая резолютивную часть по делу N А40-74956/2022, указал на то, что требования ПАО "ФСК ЕЭС" к АО "Оборонэнерго" удовлетворены в полном объеме.
Действительно, при изготовлении решения суда в полном объеме в резолютивной части не указано о рассмотрении требования ПАО "ФСК ЕЭС" о расторжении договора, однако, на стр. 8 решения суда суд приводит правовое обоснование со ссылкой на ст. 451 ГК РФ о наличии оснований для расторжения договора.
В соответствии со ст. 178 АПК РФ Арбитражный суд, принявший решение, до вступления этого решения в законную силу по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение.
До вступления в силу решения суда ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о вынесении дополнительного решения суда по делу N А40-74956/2022, рассмотрение заявления назначено судом на 28.11.2022.
Доводы АО "Оборонэнерго" о том, судом нарушены нормы материального права, а также что расходы на реконструкцию ЗРУ были включены в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии, мероприятия по ЗРУ 6 на ПС 220 кВ Уссурийск-2 не должны учитываться в плате за технологическое присоединение, поскольку включены в инвестиционную программу ПАО "ФСК ЕЭС" и выполнялись за счет тарифа также подлежат отклонению в силу следующего.
В силу п. 1.1 Договора ТП Сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства Заявителя. Под технологическим присоединением в Правилах ТП понимается комплексная услуга, состоящая из ряда мероприятий, определенных пунктом 18 указанных правил.
Согласно подпункту а) пункта 18 Правил ТП, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий.
В соответствии с пунктом 16 Приказа ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", действующего на момент заключения Договора ТП, для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий: а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) выполнение технических условий сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению Устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с 6 техническими условиями; г) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий; д) осмотр (обследование) присоединяемых Устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами технологического присоединения согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в п. 12 Правил технологического присоединения, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в п. 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться с участием сетевой организации и Заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств Заявителя; е) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"). В силу п. 6 того же приказа, Федеральной службой по тарифам устанавливается размер платы за технологическое присоединение к Единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС): 1) индивидуально для конкретного Заявителя при обращении в Федеральную службу по тарифам при необходимости выполнения мероприятий, указанных в приложении N 1 к Методическим указаниям; 2) в виде формулы, определяемой в соответствии с п. 33 Методических указаний, в случае осуществления мероприятий, включаемых в стандартизированную тарифную ставку С1, указанную в п. 31 Методических указаний.
В рассматриваемом случае размер платы за технологическое присоединение рассчитывается в виде формулы. В соответствии с приказом ФСТ России от 25.12.2012 N 914-э (с учетом разъяснений ФАС России от 18.03.2016 ЖВК/17070/16) размер утвержденной ставки С1 составляет 27,56 руб. /кВт.
Сетевой организацией надлежащим образом выполнено мероприятие по подготовке, согласованию и выдаче ТУ. Тем самым, услуга оказана, а ПАО "ФСК ЕЭС" вправе требовать оплаты фактически оказанной услуги. Услуга оказана в интересах Заявителя для исполнения его заявки на ТП.
Неизбежность оказания услуг Сетевой организацией обусловлена публично-правовым характером правоотношений по технологическому присоединению. При этом законодательством не предусмотрено, что в случае отказа Заявителя от исполнения обязательств по Договору ТП, либо расторжения Договора ТП по независящим от сторон причинам, фактически оказанные Сетевой организацией услуги по ТП не подлежат оплате.
В силу п. 3.1 Устава ПАО "ФСК ЕЭС", одной из целей деятельности Общества является получение прибыли. Основным источником дохода ПАО "ФСК ЕЭС" является деятельность по осуществлению технологического присоединения и деятельность по передаче электрической энергии. Услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка (позиция Президиума ВАС РФ, отраженная в постановлении от 08.09.200 N 6057/09).
Согласно п. 32 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике") (в ред. от 01.07.2014 N 25, действующей на момент заключения Договора ТП) расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики включаются в состав платы за технологическое присоединение.
Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется Федеральной службой по тарифам. При этом одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на передачу электрической энергии и при установлении платы за технологическое присоединение.
В случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).
В силу п. 87 вышеуказанного Постановления Правительства РФ расчет платы за технологическое присоединение представляется сетевой организацией в регулирующий орган (ФАС России), который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации (расходы, не включенные в плату за ТП) от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение. Таким образом, реализуя заявку на ТП, выдавая ТУ, осуществляя проектирование и выполнение строительно-монтажных работ, Сетевая организация несет в интересах заявителя экономически обоснованные расходы, которые в дальнейшем должны быть покрыты за счет платы за технологическое присоединение и оплаты услуг по передаче электрической энергии по установленному тарифу. Кроме того, несение данных расходов обуславливается дальнейшим получением прибыли.
Расходы сетевой организации определены на основании акта КС-14 составляют 2 531 879 рублей с учетом НДС.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2022 года по делу N А40-74956/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74956/2022
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: АО "ОБОРОНЭНЕРГО"
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-67216/2023
04.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8135/2023
31.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-76445/2022
01.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-74956/2022
29.09.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-74956/2022