г. Владивосток |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А59-2130/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Страхова Константина Владимировича
апелляционное производство N 05АП-8275/2022
на решение от 22.11.2022
судьи О.Н. Боярской
по делу N А59-2130/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Страхова Константина Владимировича (ОГРНИП 314650116000048 ИНН 650109189680)
к администрации города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500538129 ИНН 6501026762)
о признании незаконным решения N 013-00240-22/ДУМИ от 30.03.2022 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности предоставить заявителю в собственность за плату земельный участок,
при участии:
от ИП Страхова К.В.: представитель Костанов М.А. по доверенности от 01.03.2022, сроком действия 1 год, копия диплома о высшем юридическом образовании, паспорт;
от администрации г. Южно-Сахалинска: представитель Литовская Е.С. по доверенности от 05.07.2022, сроком действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Страхов Константин Владимирович (далее - заявитель, предприниматель, Страхов К.В.) обратился к администрации города Южно-Сахалинска (далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, оформленного письмом N 013-00240-22/ДУМИ от 30.03.2022, возложении обязанности предоставить заявителю в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 65:01:0313001:3, площадью 5506 кв.м., расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пер. Украинский, 6 Б.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 22.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что договор аренды под существующую производственную базу был заключен в 1995 году, объекты возведены в 1990 году, администрация при принятии решения обязана была руководствоваться законодательством, действующим в период предоставления земельного участка. В этой связи является необоснованной ссылка администрации на Проект планировки с проектом межевания территории, который утвержден постановлением администрации 17.04.2014.
Через канцелярию суда от администрации поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель администрации против доводов апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Страхову К.В. на праве собственности принадлежат два объекта недвижимости, расположенные по адресу Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, пер. Украинский, 6Б:
- здание нежилое производственной базы площадью 1 278 кв. метра, с кадастровым номером 65:01:0313001:27, год постройки 1990, поставлен на кадастровый учет 30.06.2012 (том 1 л.д. 71-76),
- здание нежилое мастерские площадью 446,7 кв. метра, с кадастровым номером 65:01:0313001:29, год постройки - данные отсутствуют, поставлен на кадастровый учет 30.06.2012 (том 1 л.д. 77-82).
Здания располагаются на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0313001:3 площадью 5506 кв.м. Дата присвоения кадастрового номера 26.01.1995.
Согласно выписке из ЕГРН в сведениях о характеристиках объекта содержатся сведения о том, что земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, публичного сервитута: вспашка и перепахивание сельскохозяйственных полей с зерновыми культурами в дневное время, допущение произрастание высокой береговой и прибрежной растительности; выпас скота; вид/наименование Шестая подзона приаэродромной территории аэродрома Южно-Сахалинск (Хомутово), тип: охранная зона транспорта, дата решения: 26.12.2019 номер решения: 1567-П, наименование ОГВ/ОМСУ: Министерство транспорта Российской Федерации.
Указанный земельный участок был предоставлен департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска в аренду ООО "Агроспецстрой" по договору N 0045/1583 от 26.01.1995.
Впоследствии арендатор по соглашению от 24.02.2012 изменился на ООО "Стройпрестиж" в связи с переходом права собственности на объекты недвижимости, а 31.07.2017 между ООО "Стройпрестиж" и Страховым К.В. подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 26.01.1995 сроком аренды на 50 лет с 01.01.1995 по 01.01.2045, с назначением: под производственную базу.
Все соглашения прошли государственную регистрацию в установленном законом порядке (т. 1 л.д. 13-14).
Предприниматель, полагая, что имеются основания предоставления земельного участка в собственность, предусмотренные подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс), обратился в департамент землепользования города Южно-Сахалинска с заявлением от 14.03.2022 о предоставлении департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации города Южно-Сахалинска земельного участка без торгов в собственность за плату в целях размещения производственной базы (т. 1 л.д. 55-58).
По результатам рассмотрения данного заявления администрация в лице его структурного подразделения Департамента по управлению муниципальным имуществом приняла решение, оформленное письмом от 30.03.2022 N 013-00240-22/ДУМИ, об отказе в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на пункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ (том 1 л.д.15).
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое обжалуемым решением суда было оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения заявителя, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам статьи 39.1 ЗК РФ к основаниям возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности отнесен договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу статьи 39.2 Кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Из подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Кодекса следует, что продажа земельных участков без проведения торгов осуществляется, в том числе при предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 3).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при условии, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ).
Как установлено пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Аналогичный запрет следует из пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, в силу которого земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
По смыслу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
По смыслу пункта 12 названной статьи территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Соответственно наличие в документах территориального планирования сведений о территории общего пользования, и разграничение данной территории от других участков красными линиями, может служить самостоятельным основанием для отказа в выкупе земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 65:01:0313001:3 находится в границах красных линий.
О данном факте свидетельствует решение городского Собрания города Южно-Сахалинска от 04.07.2012 N 603/38-12-4 об утверждении генерального плана городского округа "Город Южно-Сахалинск".
В соответствии с фрагментом карты функционального зонирования земельный участок заявителя находится в зоне размещения проектируемого участка продления улицы Карьерной. Улица Карьерная относится к городским магистралям регулируемого движения (т. 2 л.д. 22-23).
Это же подтверждается Проектом планировки и межевания северо-восточного района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 17.04.2014 N 668-па (в редакции постановления от 31.08.2020 N 2502-па) (т. 1 л.д. 93).
Соответственно, принимая во внимание, что имеющиеся в материалах дела графические документы позволяют сделать вывод о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования, ограниченной красными линиями, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у администрации имелись законные основания для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на данное обстоятельство.
Названный вывод суда согласуется с положениями действующего земельного законодательства, из совокупного анализа которых следует невозможность приватизации земельных участков в составе земель общего пользования.
Довод заявителя жалобы о том, что при утверждении документации по планировке и межевания северо-восточного района города Южно-Сахалинска администрацией не были учтены постановленные на кадастровый учет земельный участок, а также спорные объекты недвижимости, коллегией не принимается во внимание, исходя из того, что в сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет органам местного самоуправления более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение администрации, оформленное письмом N 013-00240-22/ДУМИ от 30.03.2022, об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 65:01:0313001:3 в собственность было принято при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, на основании чего суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные предпринимателем при ее подаче, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 22.11.2022 по делу N А59-2130/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2130/2022
Истец: Страхов Константин Владимирович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Третье лицо: Костанов Максим Александрович