город Воронеж |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А14-15161/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис": Ивлевой Л.В. - представителя по доверенности N 4 от 09.01.2024, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от ООО "ЕВРОЛОГИСТИК": Сергеевой Н.С. - представителя по доверенности от 12.04.2022 (сроком на 3 года), предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ, Чебриковой И.М. - представителя по доверенности от 12.04.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.02.2024 по делу N А14-15161/2022, по исковому заявлению ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" (ОГРН 1143130002080, ИНН 3102635767) к государственному унитарному предприятию Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363) о взыскании задолженности в размере 95 480 302 руб. 80 коп. по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 30.12.2020,
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (ОГРН 1093668032402, ИНН 3666159906),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕВРОЛОГИСТИК" (далее - ООО "ЕВРОЛОГИСТИК", истец, Исполнитель) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Воронежской области "Облкоммунсервис" (далее - ГУП ВО "Облкоммунсервис", ответчик, Региональный оператор) о взыскании задолженности в размере 95 480 302,80 руб. задолженности по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 30.12.2020 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 07.02.2024 исковые требования частично. С ГУП ВО "Облкоммунсервис" в пользу ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" взыскано 3 342 187 руб. 99 коп. задолженности по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 30.12.2020. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом в неудовлетворенной части, ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что выводы суда первой инстанции относительно обоснованности отказа ответчика от принятия от истца услуг с расчетами количества ТКО, как по первоначальным актам, так и по исправленным, в отсутствие доказательств, позволяющих достоверно установить факт несоответствия предъявленных истцом объемов оказанных услуг, являются незаконными. Считает, что установление коммерческого объема ТКО по "суммам начислений потребителям" не обоснован ни ссылками на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, ни ссылками на условия Договора. Указывает, что стороны согласовали в Договоре, что фактический учет ТКО, транспортированных истцом, должен был осуществляться формально: по данным из документов, предоставленных исполнителем с учетом навигационных данных последовательности прохождения маршрутов. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленных суду апелляционной инстанции отзывах Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области и ГУП ВО "Облкоммунсервис" возражали на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ГУП ВО "Облкоммунсервис" осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Воронежской области (зона деятельности - Россошанский межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий кластер) в качестве регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2020 по 31.12.2025 согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89), Приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 22.11.2019 N 219, Соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО от 29.11.2019 и от 07.11.2020.
30.12.2020 между ГУП ВО "Облкоммунсервис" (Региональный оператор) и ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, согласно которому Региональный оператор поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее -услуги и ТКО соответственно) в границе территории в пределах зоны деятельности Регионального оператора, на которой оказываются услуги (далее - территория обслуживания), а также передавать их операторам по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами, Воронежской области, утвержденной Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016 N 356 (далее - Территориальная схема), а Региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями Договора (п.1.1. Договора).
Редакция Территориальной схемы обращения с отходами на территории Воронежской области, действовавшая в период исполнения Договора, была утверждена Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 24.12.2020 N 596 и дополнена Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 17.06.2021 N 299.
В соответствии с пунктами 1.3. Договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 30.12.2020 территория обслуживания определена в Приложении N 1 к настоящему договору.
Территорией обслуживания по Договору являлись муниципальные образования, входящие в Россошанский межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий кластер и определенные в Территориальной схеме (п.1.3 Договора, Приложение 1 к Договору).
Сведения о количестве (объеме или массе) ТКО с разбивкой по видам и класса опасности ТКО с учетом сезонной составляющей представлены в Приложении N 2 к настоящему договору (п.1.4. Договора).
Сведения об источниках образования ТКО и местах их накопления, в том числе о контейнерных площадках, места приема и передачи ТКО, представлены в Приложении N 3 к настоящему договору (п.1.5. Договора).
Согласно пункту 1.6 Договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 30.12.2020 периодичность и время вывоза ТКО определяются по соглашению сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и указываются в графике транспортирования ТКО.
Маршрут транспортирования ТКО определяется по соглашению сторон в соответствии с Территориальной схемой от источников образования ТКО/мест накопления ТКО до объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО с учетом информации, содержащейся в Приложениях N N 1 -3 (п. 1.7 Договора).
Срок оказания услуг по Договору был установлен с 01.01.2021 по 31.10.2021 (пункты 2.2. и 2.3 Договора).
В соответствии с пунктом 3.1 Договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 30.12.2020 стоимость услуг определена по результатам аукциона и составляет 218 144 666,2 руб., в том числе НДС 20%.
При этом в договоре установлена формула для расчета размера платы за оказанные услуги как произведение стоимости услуг по транспортированию 1 куб.м. ТКО и фактического объема ТКО, транспортирование которых осуществлено.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал на то, что во исполнение условий вышеуказанного Договора ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" в период с января 2021 г. по октябрь 2021 г. включительно составило и направило в адрес ГУП ВО "Облкоммунсервис" акты об оказанных услугах, содержащие сведения об объемах транспортированных ТКО.
ГУП ВО "Облкоммунсервис" с объемами ТКО по таким актам согласилось частично:
* в январе 2021 г. по актам ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" объем ТКО составил 26 902,41 м3, такой объем ГУП ВО "Облкоммунсервис" приняло в полном объеме;
* в феврале 2021 г. по актам ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" объем ТКО составил 36 218,41 м3, из которых ГУП ВО "Облкоммунсервис" приняло 27 220,30 м3;
- в марте 2021 г. по актам ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" объем ТКО составил 42 384,91 м3, из которых ГУП ВО "Облкоммунсервис" приняло 27 999,9 м3;
- в апреле 2021 г. по актам ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" объем ТКО составил 39 575,04 м3, из которых ГУП ВО "Облкоммунсервис" приняло 27 991,51 м3;
- в мае 2021 г. по актам ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" объем ТКО составил 37 070,25 м3, из которых ГУП ВО "Облкоммунсервис" приняло 27 299,81 м3;
- в июне 2021 г. по актам ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" объем ТКО составил 39 149,35 м3, из которых ГУП ВО "Облкоммунсервис" приняло 27 482,39 м3;
- в июле 2021 г. по актам ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" объем ТКО составил 41 735 м3, из которых ГУП ВО "Облкоммунсервис" приняло 27 820,04 м3;
- в августе 2021 г. по актам ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" объем ТКО составил 43 474,45 м3, из которых ГУП ВО "Облкоммунсервис" приняло 27 815,31 м3;
- в сентябре 2021 г. по актам ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" объем ТКО составил 40 609,5 м3, из которых ГУП ВО "Облкоммунсервис" приняло 28 181,08 м3;
- в октябре 2021 г. по актам ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" объем ТКО составил 39 311,9 м3, указанный акт со стороны ГУП ВО ГУП ВО "Облкоммунсервис" не подписан.
В обоснование принятых объемов ТКО ГУП ВО "Облкоммунсервис" своими письмами, направленными в адрес ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" в период с марта по 15.10.2021, сообщило о выявлении завышенных объемов транспортированных ТКО и просило скорректировать такие объемы.
Письмом с исх.N 534 от 31.03.2022 ГУП ВО "Облкоммунсервис" сообщило ООО "ЕВРОЛОГИСТИК", что ввиду отсутствия реальной возможности осуществлять учет по контейнерам и по массе ТКО, учет им ведется по нормативу накопления ТКО.
ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" осуществило собственный расчет объемов ТКО с учетом нормативов накопления ТКО, установленных законодательством Воронежской области, в результате такого расчета:
* стоимость услуги по транспортированию 1 куб.м. ТКО составила 443,08 руб.;
* объем ТКО в месяц - 49 232,6 куб.м.;
* за 10 месяцев (за период с января по октябрь 2021 г.) объем ТКО - 492 326 куб.м;
- размер платы за оказание услуг по транспортированию ТКО за период с января по октябрь 2021 года составил - 218 139 804,10 руб.
С учетом такого расчета ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" направило в адрес ГУП ВО "Облкоммунсервис" (исх. N 324 от 18.07.2022) соответствующие исправленные акты об оказанных услугах, исправленные счет-фактуры, счет на оплату, а также претензию о погашении образовавшейся по данным истца задолженности в размере 107 937 671 руб. 71 коп.
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате оказанных услуг, оставление без удовлетворения указанной претензии ответчиком, ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно стаей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу части 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как следует из статьи 783 ГК РФ, к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Как предусмотрено статьей 720 ГК РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). Приемка работ оформляется актом, который подписывается обеими сторонами.
Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в том числе, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее -Правила N 1156).
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N505).
В результате исследования имеющихся в деле доказательств, судом установлено, что исковые требования представляют собой разницу в денежном эквиваленте между принятым (оплаченным) Региональным оператором объемом ТКО и объемом ТКО, отраженным в Территориальной схеме, как прогнозируемого к образованию, поскольку, ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" при расчете исковых требований были использованы сведения, содержащиеся в таблице 2.26 "Прогноз численности населения и образования ТКО в разрезе городских округов и муниципальных районов Воронежской области на 2021 год" Приказа Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016 N 356 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами на территории Воронежской области" (далее - Территориальная схема).
За период январь-октябрь 2021 года ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" первоначально выставило актов оказанных услуг на 386 431,22 м3, а ГУП ВО "Облкоммунсервис" приняло и оплатило объем - 276 827,51 м3.
Посчитав свои права нарушенными, истец осуществил перерасчет объемов транспортированных ТКО, использовав сведения, содержащиеся в таблице 2.26 "Прогноз численности населения и образования ТКО в разрезе городских округов и муниципальных районов Воронежской области на 2021 год" Приказа Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016 N 356, то есть, исходя из планируемого объема образования отходов по Россошанскому межмуниципальному экологическому кластеру.
Соответственно, объем неоплаченных услуг (исковых требований) представляет собой разницу между объемом, рассчитанным истом и объемом, рассчитанным Региональным оператором по нормативам накопления ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета.
В обоснование правомерности своего расчета ООО "ЕВРОЛОГИСТИКА" указал на то, что в соответствии с пунктом 3.2 Договора коммерческий учет объема ТКО должен был осуществляться расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ГКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505).
Объем вывезенных ТКО, отраженный истцом в первоначальных актах оказанных услуг, определялся им по сведениям об объемах ТКО, содержащимся в Маршрутных журналах, которые содержали сведения об объемах вывезенных ТКО в отношении домовладений и объектов общественного назначения, оборудованных контейнерными площадками: по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, а при бестарном вывозе мусора - по нормативу накопления, установленному для домовладений из Приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 N 1.
Таким образом, первоначальные акты оказанных услуг, составленные и направленные ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" в адрес Регионального оператора в период исполнения Договора, содержали сведении об объемах вывезенных ТКО, полученных расчетным путем в порядке, установленном в подпункте а) пункта 5 Правил N 505, что соответствовало условиям Договора.
По расчету ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" стоимость услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Россошанского межмуниципального отходообразующего кластера, рассчитанная за период с января по октябрь 2021 года с учетом объема ТКО в размере 492 326 куб.м. и стоимости услуги по транспортированию в размере 443,08 руб. за 1 куб.м. составила 218 139 804,10 руб.
В результате такого перерасчета ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" были составлены "корректировочные акты", которые в июле 2022 были направлены в адрес ГУП ВО "Облкоммунсервие", которые не были приняты ответчиком.
В соответствии с пунктами 23, 24 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судом установлено, что стороны являются операторами по обращению с ТКО, следовательно, на них распространяется действие, пп. "б" п. 2 Правил N 505.
На основании пункта 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Как указывалось выше, Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (Правила N 505), которые устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения
Согласно п. 2 Правил N 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса:
а) твердых отходов коммунальных в местах их накопления: сортированных твердых коммунальных отходов; несортированных твердых коммунальных отходов; крупногабаритных отходов;
б) твердых коммунальных отходов, транспортируемых операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами;
в) твердых коммунальных отходов, поступающих на объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов (далее - объекты) и транспортируемых с таких объектов.
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Первые два способа являются расчетными (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт "б" пункта 5 Правил N 505).
Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила N 505 устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
Первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (пункт 6 Правил N 505), третий способ - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (пункт 9 Правил N 505), все три способа - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 7 Правил N 505).
Вместе с тем, согласно пункту 8 Правил N 505 - учет ТКО в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 осуществляется при раздельном накоплении ТКО.
В силу пункта 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). При этом согласно статье 6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Таким образом, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
На территории Россошанского межмуниципального кластера в 2021 году раздельное накопление ТКО не было организовано.
Сведений об оснащении используемых истцом мусоровозов средствами измерения суду не представлено, что исключает возможность применения пп. "б" п. 5 Правил N 505 при расчете объема спорных услуг.
Таким образом, единственно возможным способом учета в такой ситуации являлось определение объема из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных, показателях объема, в порядке абзаца 2 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги (пункт 24 Правил N 1156).
В перечень существенных условий договора на транспортирование ТКО согласно пункту 25 Правил N 1156 входят, в том числе, условия о планируемом объеме и (или) массе транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов (подп. "б"), способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов (подп. "е"), права и обязанности сторон по договору (подп. "з"), ответственность сторон (подп. "к").
В силу п. 3.2 Договора от 30.12.2020 коммерческий учет объема ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Оценив с учетом положений статьи 431 ГК РФ условия пунктов 3.2 и 3.3. Договора от 30.12.2020 в их системной взаимосвязи с другими условиями Договора, суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что стороны достигли согласия в вопросе применения расчетного способа определения объема исходя из нормативов накопления ТКО.
В период действия Договора ГУП ВО "Облкоммунсервис" при проверке актов оказанных услуг, предоставлявшихся Исполнителем, производил расчет объема ТКО, подлежащего оплате, по нормативу. Однако, от ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" в установленный Договором срок разногласий не поступало, как и не было сделано впоследствии перерасчета стоимости оказанных услуг за прошедший период по нормативу, несмотря на то, что информация об установленных нормативах находится в свободном доступе - является открытой.
Согласно представленным расчетам ГУП ВО "Облкоммунсервис", принятым судом, за январь-октябрь 2021 года всеми категориями потребителей (и категориями "домовладения" и категориями объектов предпринимательской деятельности) по нормативу должно было быть образовано:
* в Россошанском районе - 204 341,78 куб.м из расчета: 137 944,37 куб.м (домовладения) + 66 397,41 куб.м (объекты предпринимательской деятельности);
* в Ольховатском районе - 37 383,78 куб.м из расчета: 29 206,90 куб.м (домовладения) + 8 176, 49 куб. м (объекты предпринимательской деятельности);
- в Подгоренском районе - 42 645,25 куб.м из расчета: 34826,90 куб.м (домовладения) + 7 819,18 куб. м (объекты предпринимательской деятельности).
Всего по Россошанскому межмуниципальный кластеру - 284 370,42 куб.м.
Принимая во внимание периодичность оказания ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" услуг, Региональный оператор принял и оплатил следующий объем:
* по Россошанскому району 199 366,71 куб.м (меньше норматива на 4 975,07 куб.м);
* по Ольховатскому району - 37 857,85 куб.м (больше норматива на 474,46 куб.м);
* по Подгоренскому району - 39 602,95 куб.м (меньше норматива на 3 034,30 куб.м).
Всего по Россошанскому межмуниципальный кластеру - 276 827,51 куб.м (меньше норматива на 7 542,91 куб. м), что эквивалентно - 3 342 187,99 руб.
Исходя из письменных пояснений Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, в соответствии с п.7 Правил N 505 и условиями Договора, коммерческий учет ТКО в рассматриваемых правоотношениях надлежит осуществлять расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема (куб.м), установленных Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 N 1, а также Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08.02.2021 N 32.
Приказ от 12.01.2021 N 1 содержит перечень категорий объектов образования ТКО, объем ТКО, подлежащих образованию на каждом таком объекте, а также расчетные единицы, которые необходимо использовать при определении объема ТКО по нормативу.
Категории объектов условно можно разделить на "домовладения", расчет объема ТКО по которым надлежит производить из расчета на 1 проживающего, и на "объекты предпринимательской деятельности", расчет объема ТКО по которым надлежит производить из соответствующих расчетных единиц (площадь объекта, количество посадочных мест, количество сотрудников и т.п.).
Ответчиком в материалы дела приобщены сведения о потребителях - физических лицах, индивидуальных предпринимателях, юридических лицах, а также расчеты образования ТКО такими потребителями по нормативу.
Согласно сведениям, предоставленным ответчиком в материалы дела, на территории Россошанского кластера в 2021 году среднее количество проживающих составляет 130 100 человек из расчета: 84 239 человек в Россошанском районе, 23 283 человек в Ольховатском районе, 22 578 человек в Подгоренском районе.
Как следует из представленного в материалы дела расчета по нормативам накопления ТКО, установленным Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 N 1, объем образования ТКО указанным количеством проживающих человек составил - 201 977,34 куб.м.
Согласно представленным сведениям о потребителях - индивидуальных предпринимателях и юридических лицах на территории Россошанского кластера, объем образования ТКО по нормативам накопления составил - 82 393,08 куб.м.
Таким образом, согласно расчетам, предоставленным ГУП ВО "Облкоммунсервис", общий объем образования ТКО по нормативу в период с января 2021 года по октябрь 2021 года составил - 284 370,42 куб.м. (201 977,34 + 82 393,08).
При расчете исковых требований истец ссылался на таблицу 2.26 Территориальной схемы "Прогноз численности населения и образования ТКО в разрезе городских округов и муниципальных районов Воронежской области на 2021", содержащую сведения о прогнозах образования ТКО в разрезе видов потребителей услуги по обращению с отходами (физические и юридические лица), но не содержащую сведения о категориях объектов, предусмотренных Приказом от 12.01.2021 N 1.
С учетом представленной позиции Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области - применение отраженных в таблице 2.26 Территориальной схемы сведений для понимания реального количества образованных потребителями и транспортированных оператором ТКО недопустимо, поскольку указанные сведения носят прогнозный характер.
Расчет транспортированных объемов ТКО, представленный истцом в скорректированных актах оказанных услуг верно не принят судом, поскольку не соответствует положениям действующего законодательства применительно к спорной ситуации.
В то же время, поскольку ГУП ВО "Облкоммунсервис" принял и оплатил объем 276 827,51 куб.м, что на 7 542,91 куб.м. меньше нормативного объема и эквивалентно 3 342 187 руб. 99 коп., и не представил доказательств оплаты, требования истца в указанной части правомерно удовлетворены судом.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом установлены все существенные обстоятельства дела, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения в обжалуемой части не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.02.2024 по делу N А14-15161/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15161/2022
Истец: ООО "Еврологистик"
Ответчик: ГУП ВО "Облкоммунсервис"
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области