г. Хабаровск |
|
31 января 2023 г. |
А73-17823/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Центральной акцизной таможни: не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Алькада": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение от 20.12.2022 по делу N А73-17823/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Центральной акцизной таможни
к Обществу с ограниченной ответственностью "Алькада"
о взыскании утилизационного сбора, пени
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - таможня) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Алькада" (далее - ответчик, ООО "Алькада") утилизационного сбора в размере 18 802 500 руб., пени в размере 613 194,97 руб., всего 19 415 694,97 руб.
Решением суда от 20.12.2022 заявление удовлетворено частично: с общества взыскан неуплаченный утилизационный сбор в сумме 18 802 500 руб., пени в размере 98 713,16 руб., всего 18 901 213,16 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа во взыскании пеней в сумме 514 481,81 руб., таможенный орган заявил апелляционную жалобу, в которой настаивал на его отмене, просил удовлетворить требования в полном объеме.
По мнению апеллянта, исходя из предмета регулирования Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и обстоятельств принятия Постановления Правительства 28.03.2022 N 497, введение моратория, преследует целью обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам, а именно лицам, пострадавшим от внешнего санкционного давления. Меду тем, судом не установлено, что общество пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория. Кроме того, задекларированные обществом товары были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, следовательно, в отношении всех машин были уплачены таможенные платежи в полном объеме и задолженность декларанта по уплате утилизационного сбора основана на ненадлежащем исполнении обязательств в период до введения моратория.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Таможня направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Согласно пункту 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, ООО "Алькада" на Акцизном специализированном таможенном посту (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной в период май - июнь 2022 года поданы 13 ДТ, по которым задекларирована самоходная техника различных наименований; товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В ходе проверки таможней установлено, что в установленный 15-дневный срок декларант не представил документы, предусмотренные пунктом 11 Правил, и не произвел уплату утилизационного сбора за ввезенную самоходную технику.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения таможенного органа в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утверждении Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора", пришел к выводу об удовлетворении требования о взыскании утилизационного в заявленной сумме. Возражений в данной части в суде второй инстанции не заявлено.
Апелляционный довод таможенного органа сводится к несогласию с решением суда в части отказа во взыскании пени за просрочку исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора за период май - сентябрь 2022 года в размере 514 481,81 руб.
В соответствии с положениями пункта 11.1 раздела II Правил N 81 пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 17 Правил в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, предъявленные к взысканию в рамках настоящего спора пени начислены, в том числе, за период с мая 2022 года по 14.10.2022 в общем размере 613 194,97 руб.
Проверив представленный таможенным органом расчет пени, арбитражный суд установил, что он произведен неверно, поскольку в рассматриваемом случае при определении периода его начисления подлежат учету следующие обстоятельства.
Согласно статье 9.1 Закона N 127-ФЗ для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1 этого Закона предусматривает, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 названного Федерального закона. Абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве устанавливает, что не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Статьей 2 Закона N 127-ФЗ установлено, что к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В силу пункта 7 Постановления Пленума N 44 в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
На лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет (пункт 2 Постановления Пленума N 44).
Положения пункта 3 статьи 9.1 указанного выше Закона не исключают возможность рассмотрения в период действия моратория исков к должникам, на которых распространяется мораторий (пункт 6 Постановления Пленума N 44).
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 на территории Российской Федерации с 01.04.2022 сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Правила о моратории, установленные названным Постановлением, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции (в том числе пени по обязательным платежам, включая утилизационный сбор) не начисляются.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о взыскании пени в размере 98 713,16 руб., исключив период действия моратория.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит доводы жалобы несостоятельными, в связи с чем в обжалуемое решение суда в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.12.2022 по делу N А73-17823/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17823/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "АЛЬКАДА"