г. Москва |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А40-93156/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2022 по делу N А40-93156/22
по заявлению ООО "Бэст Консалтинг"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: 1) АО "Москоллектор", 2) Правительство Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Кобышев Е.В по дов. от 26.09.2022; |
от ответчика: |
Апрелов С.А. по дов. от 22.12.2022; |
от третьего лица: |
1) не явился, извещен; 2) Апрелов С.А. по дов. от 21.07.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "БЭСТ Консалтинг" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) от принятия в государственную собственность города Москвы на баланс Департамента объектов инженерной инфраструктуры, выраженного в письме N ДГИ-1-1048/22-1 от 01.02.2022, об обязании принять в государственную собственность города Москвы на баланс Департамента городского имущества города Москвы объекты инженерной инфраструктуры.
Решением от 14.10.2022 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Департамент и Правительство Москвы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить, как принятое с нарушением норм права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика и Правительства Москвы поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя возражал по доводам жалобы, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Москоллектор" своего представителя в судебное заседание не направило.
Проверив в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 29.12.2008 между Правительством Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы (Администрацией), Министерством иностранных дел РФ (Заказчик) и ООО "БЭСТ Консалтинг" (Инвестор) был заключен инвестиционный контракт (реестровый номер N 13-100810-5601-0026-00000-08), в редакции дополнительных соглашений от 11.10.2012 N 1, от 25.05.2015 N 2, от 21.09.2017 N 3, от 29.01.2018 N 4, по строительству многофункционального жилого комплекса с подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 95Б.
В рамках инвестиционного контракта ООО "БЭСТ Консалтинг" (Инвестор) за счет собственных и/или привлеченных средств обязался обеспечить проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию многофункционального жилого комплекса с подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, Д.95Б (далее - Объект, Объект строительства) (п.2.2. Контракта).
В соответствии с условиями инвестиционного контракта (пункт 3.1.) раздел общей площади Объекта по итогам реализации устанавливается между Сторонами в соотношении:
- Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы: - 10% площадей машино-мест и общего пользования в подземной автостоянке, 100% построенных и реконструированных объектов инженерного и коммунального назначения в порядке, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы".
Согласно пункту 3.4. Контракта все построенные объекты инженерного и общегородского назначения оформляются в собственность города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы в порядке, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы".
В рамках реализации Инвестиционного контракта на этапе строительства между ООО "БЭСТ Консалтинг" и ГУП "Москоллектор" (актуальное наименование АО "Москоллектор") был заключен договор от 01.04.2016 N 2560-А на подведение тепловых сетей к Объекту строительства и техническую эксплуатации коллекторов, в котором учтены трубопроводы теплосети Объекта строительства.
Согласно Приложению N 1 к Договору N 2560-А от 01.04.2016 в коллекторе располагается Теплосеть (трасса в две нитки) d=300 мм, через которую многоквартирный жилой дом по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, Д. 95Б (строительный адрес: г. Москва, ЮЗАО, Обручевский район, Ленинский проспект, вл. 97-99) обеспечивается теплом (Объект строительства).
Вышеперечисленные объекты инженерной инфраструктуры (теплосети) возводились в целях исполнения инвестиционного контракта.
19.09.2018 в связи с завершением строительства и вводом Объекта в эксплуатацию ООО "БЭСТ Консалтинг" выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 77-171000-008560-2018, в котором были учтены, в том числе вышеуказанные трубопроводы теплосети.
06.12.2018 по результатам исполнения инвестиционного контракта между Администрацией, Заказчиком и Инвестором был подписан Акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту, по которому Администрация в лице Департамента городского имущества города Москвы приняла: 10% площадей машино-мест и общего пользования в подземной автостоянке, 100% построенных и реконструированных объектов инженерного и коммунального назначения в порядке, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы".
На основании вышеизложенного с момента подписания между Правительством Москвы в лице Департамента города Москвы (Администрация), Министерством иностранных дел Российской Федерации (Заказчик) и ООО "БЭСТ Консалтинг" (Инвестор) акта реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту от 29.12.2008 (реестровый номер N 13-100810-5601-0026-00000-08 по строительству многофункционального жилого комплекса с подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, Д.95Б (строительный адрес: г. Москва, ЮЗАО, Обручевский район, Ленинский проспект, вл. 97-99), у Правительства Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы возникла обязанность по принятию объектов инженерной инфраструктуры на баланс города Москвы в силу договорных отношений (инвестиционных контракт), а также прямому указанию закона (Постановлению Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660).
Письмом от 22.03.2020 ООО "БЭСТ Консалтинг" уведомило АО "Москоллектор" (ранее ГУП "Москоллектор") о том, что в результате реализации инвестиционного проекта все объекты инженерного и коммунального назначения были переданы новому владельцу - Департаменту городского имущества города Москвы.
В целях исполнения всех положений законодательства, а также условий инвестиционного контракта ООО "БЭСТ Консалтинг" письмом исх.N 27 от 27.12.2021 направило в адрес Департамента городского имущества города Москвы соответствующий комплект документов для принятия указанных тепловых сетей в государственную собственность города Москвы и перезаключения договора с АО "Москоллектор", как с новым балансодержателем тепловых сетей, а именно:
- копию Договора N 2560-А от 01.04.2016, заключенного ООО "БЭСТ Консалтинг" с ГУП "Москоллектор"
- Акт приема-передачи объекта инженерного и коммунального назначения: Теплосеть (трасса в две нитки) d=300 мм (трубопровод теплосети d=219 мм протяженностью 65 п.м. и d=700 мм протяженностью 2,5 п.м.) по Форме 8 (по 3 экз. на каждый трубопровод).
В своем ответе N ДГИ-1-1048/22-1 от 01.02.2022 Департамент отказался принимать на свой баланс данные объекты инженерной инфраструктуры.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ Департамента противоречит положениям Постановления Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы", а также нарушает права заявителя.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, объекты инженерной инфраструктуры городов в силу прямого указания закона являются объектами соответствующих муниципальных образований, предназначены для решения вопросов местного значения и не могут находиться в собственности (на балансе) иных лиц.
В целях своевременной приемки на баланс и в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых, действующих инженерных сетей и сооружений общегородского назначения и эффективного управления городской собственностью было издано Постановление Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы" (далее - Постановление N 660).
В соответствии с условиями заключенного Инвестиционного контракта, а также положениями Постановления N 660 инженерные сооружения, диспетчерские пункты, коллекторы, коммуникации и сети, а также прочие объекты городского хозяйства принимаются в государственную собственность города Москвы на баланс Департамента городского имущества города Москвы с последующей передачей в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированным городским организациям в порядке, установленном приложением N 1к Постановлению N 660.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 660 Департамент городского имущества города Москвы после представления организациями-заказчиками пакета документов, подготовленного совместно со специализированными государственными предприятиями, казенными предприятиями, необходимого для регистрации прав собственности города Москвы и права хозяйственного ведения, оперативного управления, в течение одного месяца самостоятельно оформляет указанные документы с выпуском соответствующего распоряжения Департамента и в течение месяца проводит его регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Таким образом, на организацию-заказчика возложена единственная обязанность - предоставить комплект документов, подготовленный совместно со специализированными государственными предприятиями, казенными предприятиями.
Судом установлено, что ООО "БЭСТ Консалтинг" направило в адрес Департамента соответствующий комплект документов для принятия тепловых сетей в государственную собственность города Москвы и перезаключения договора с АО "Москоллектор", как с новым балансодержателем тепловых сетей. Доказательств того, что представленный комплект документов не соответствовал требованиям действующего законодательства Департаментом не представлено.
Такие действия как обращение в Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и постановка объектов на кадастровый учет, что предлагалось сделать заявителю в оспариваемом письме Департамента, в силу прямого указания Постановления N 660 должны осуществляться Департаментом самостоятельно.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о незаконности отказа Департамента принять на баланс инженерные сети.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Департамент в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в собственность города Москвы соответствующие объекты инженерной инфраструктуры.
Доводы жалобы о том, что оспариваемый отказ Департамента не содержит в себе властно-распорядительных предписаний, не ограничивает каким-либо образом права и законные интересы Общества, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Общество вынуждено нести затраты по договору от 01.04.2016 N 2560-А с ГУП "Москоллектор".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2022 по делу N А40-93156/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93156/2022
Истец: ООО "БЭСТ КОНСАЛТИНГ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: АО "МОСКОЛЛЕКТОР", ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ