г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А21-5187/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей А.Б. Семеновой, Л.В. Зотеевой,
при ведении протокола судебного заседания: Т.А. Семакиной,
при участии:
от заявителя: Шкаровский П.В. - доверенность от 07.12.2022,
от заинтересованного лица: Симонова В.Л. - доверенность от 19.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39014/2022) общества с ограниченной ответственностью "Балтийская медицинская компания" (ООО "БМК") на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2022 по делу N А21-5187/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Балтийская медицинская компания" об оспаривании, обязании,
заинтересованное лицо - Калининградская областная таможня,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Балтийская медицинская компания" (ООО "БМК") (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (далее также - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным требования от 20.10.2021 о внесении изменений в ДТ N 10012020/170222/3017887, об обязании устранить допущенные нарушения путем возврата излишне уплаченного НДС в размере 180 302,80 руб.
Решением суда от 24.10.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что с учетом кода товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС и кода группы продукции ОКП 94 4400, товар относится к разделу I "Важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия" Перечня медицинских товаров, ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению НДС (освобождаются от обложения) (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042), отмечает, что сертификаты соответствия были обоснованно включены Обществом в декларацию на товары как основание предоставления преференций.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо отмечает законность и обоснованность решения суда.
Таможня, в том числе обращает внимание на необоснованность доводов заявителя, наличие оснований для отказа в предоставлении заявленной льготы - несоблюдение декларантом условий для освобождения от обложения НДС.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Таможни просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, заявителем (декларантом ООО "БМК") Калининградскому таможенному посту (центру электронного декларирования) Калининградской областной таможни (далее - таможенному посту) была подана к таможенному оформлению в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления декларация на товары (ДТ) N 10012020/170222/3017887 на товар:
- N 2: "Важнейшее и жизненно необходимое медиц. изделие, набор магистралей: магистраль артериальная, магистраль венозная, код ОКПД2 32.50.13.190, производитель: NIPRO (THAILAND) CORPORATION LIMITED, товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, марка: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: ОТСУТСТВУЕТ, модель: A363R-V849R, A316R-V814R (далее кровопроводящие магистрали для гемодиализа, товар)".
- N 6: "Картридж медицинский, бикарбонатный DIACART 650 гр., DIABOX 650 гр. Код ОКГ1Д2 32.50.21.130, предназначен для разового использования при процедуре гемодиализа, является частью аппарата (сменной принадлежностью). Производитель: Serumwerk Bernberg Vertnebs GMBH. Товарный знак: отсутствует. Марка: отсутствует (далее - картридж медицинский, бикарбонатный; товар)".
В графе 47 ДТ "Исчисление платежей" декларантом произведено условие исчисление НДС, в элементе 4 графы 36 ДТ "Преференция" декларантом указан код "ХТ" (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий).
В графе 44 ДТ "Дополнительная информация/предоставленные документы" под кодом "07011" в отношении НДС указаны ссылки на подпункт 2 статьи 150 НК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
Под кодом 07012 в качестве документа, подтверждающего соблюдение целей и условий предоставления льготы по уплате таможенных платежей, указано регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720, от 22.05.2008 N ФСЗ 2007/01600.
Под кодом 01408 в качестве документа об оценке соответствия, предусмотренного законодательством государства члена ЕАЭС, на территории которого товар помещается под таможенные процедуры, заявлены сведения о декларации о соответствии от 20.11.2020 N РОСС RU Д-JP.МП18.B.03709/20, от 14.01.2020 N РОСС RU Д-DЕ.АД37.В.23496/20.
Под кодом 09023 как иной документ, подтверждающий сведения, заявленные в таможенных документах, указаны сертификаты соответствия от 10.02.2021 N РОСС JP.HB61.H19686; от 10.02.2021 N РОСС DE.HB61.H19684.
Декларантом представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720, согласно которому в качестве медицинского изделия зарегистрирован товар "Кровопроводящие магистрали для гемодиализа, код 93 9800 ОКП ОК 005-93, производитель "Нипро Корпорейшн", Япония Nipro Corporation, место производства: Nipro (Thailand) Corporation Limited, 10/2 Moo 8 Bangnomko, Sena, Phra Nakhon Si, Ayutthaya 13110, Thailand".
Так же, Декларантом представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600, согласно которому в качестве медицинского изделия зарегистрирован товар "Картридж медицинский бикарбонатный: DiaCart, DiaBox", код 93 9800 ОКП ОК 005-93, производства Serumwerk Bernburg Vertriebs GmbH, адрес места производства: Landstrasse 105 b, D-06406 Bernburg, Germany".
Однако код ОКП OK 005-93, указанный в регистрационных удостоверениях на медицинские изделия от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720, от 22.05.2008 N ФС 2008/01600, не включен в Перечень медицинских изделий, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (Перечень).
Таможенным постом выставлено требование от 18.02.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10012020/170222/3017887, до выпуска товара, так как в отношении товаров NN 2, 6 по ДТ не было выполнено условие, указанное в примечании 1 постановления Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, а именно код 93 9800 Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, содержащийся в регистрационных удостоверениях на медицинские изделия от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720, от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600, не включен в Перечень.
В связи с исполнением требования 20.02.2022 таможенным постом в отношении товаров N 2, 6, сведения о которых заявлены в ДТ N 10012020/170222/3017887, принято решение о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска, для внутреннего потребления.
Не согласившись с таким описанием и классификацией товаров, послужившим основанием для внесения изменений в заявленные сведения, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
В декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей (статья 106 ТК ЕАЭС).
Документами, подтверждающими сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей (статья 108 ТК ЕАЭС).
Освобождение от налогообложения в отношении важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий применяется при предоставлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 (согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, действующему до 01.01.2017) также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз и реализация в Российской Федерации медицинских изделий зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации при условии предоставления регистрационного удостоверения, подтверждающего факт государственной регистрации медицинского изделия и выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (Перечень).
В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (Правила N 1416), предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на медицинское изделие.
Регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим государственную регистрацию медицинского изделия (пункт 6 Правил N 1416).
В соответствии с НК РФ льгота по уплате НДС предоставляется в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке.
Согласно подпункту "и)" пункта 56 Правил N 1416 в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в том числе, код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
Единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение.
Условием применения льготы по уплате НДС является соответствие кода Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия, указанного в регистрационном удостоверении, коду ОКП, включенному в Перечень.
Таким образом, освобождение от налогообложения товаров, указанных в Перечне, осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление, на основании регистрационного удостоверения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинского изделия.
Для подтверждения льготы при ввозе изделия в соответствии с Примечанием 1 к Перечню следует руководствоваться указанными в нем кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при ввозе товаров в Российскую Федерацию для возможности их освобождения от НДС существенным является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП или ОКПД 2 в рамках одного пункта Перечня.
В соответствии со сноской "*" к Перечню (в редакции, действовавшей до 01.10.2019), код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 учитывается в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке до 01.01.2017.
По ДТ N 10012020/170222/3017887 ООО "БМК" задекларированы товары:
- N 2 "Важнейшее и жизненно необходимое медиц.изделие, Кровопроводящие магистрали для гемодиализа, код ОКПД 2 32 50.13.190, код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 500 9.
В отношении указанного товара заявлено регистрационное удостоверение от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720 с указанием в нем кода ОКП "93 9800".
- N 6 "Картридж медицинский, бикарбонатный D1ACART 650 гр., DIABOX 650 гр., код ОКПД2 32.50.21.130" код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 300 0.
В отношении указанного товара заявлено регистрационное удостоверение от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600 с указанием в нем кода ОКП "93 9800".
Указанные регистрационные удостоверения выданы до 01.01.2017, следовательно, в отношении ввозимых товаров применяется код ОКП.
Несмотря на то обстоятельство, что заявленный Обществом код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 включен в пункт 14 раздела 1 Перечня, данному коду соответствует код ОКП 94 4400, а не код ОКП 93 9800, указанный в представленном декларантом регистрационном удостоверении.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации, декларантом не соблюдены условия примечания 1 к Перечню для цепей освобождения ввезенного товара от уплаты НДС.
Довод Общества о том, что Правилами государственной регистрации медицинских изделий не предусмотрена возможность изменения кода ОКП является необоснованным.
Общество могло воспользоваться правом на получение нового регистрационного удостоверения на спорный товар с кодом ОКПД2 в целях соблюдения условий предоставления освобождения от уплаты НДС, установленных налоговым законодательством и исключения сложившейся спорной ситуации,
Как следует из материалов дела, ввезенные медицинские изделия зарегистрированы до 01.01.2017, и, соответственно, в рассматриваемой ситуации подлежит учету код по ОКП ОК 005-93, содержащийся в регистрационном удостоверении на медицинское изделие, что прямо следует из сноски к Перечню.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Закон о техническом регулировании) декларация о соответствии и сертификат соответствия представляют собой документы, удостоверяющие соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Указанные документы не могут служить документами, подтверждающими право на освобождение ввозимого на территорию Российской Федерации товара от уплаты НДС, подменяя собой по назначению регистрационное удостоверение.
Пунктом 2 Закона о техническом регулировании установлены права и обязанности органа по сертификации, в том числе на выдачу сертификатов соответствия, на оценку заявителя на соответствие положениям технического регламента, определяющим круг заявителей для конкретного объекта подтверждения соответствия.
Определять код ОКП ОК 005-93, ОКПД 2 034-2014 в соответствии с законодательством Российской Федерации органы по сертификации не уполномочены.
Представленный декларантом сертификат соответствия от 10.02.2021 N РОСС JP.HB61.H19686 выдан в системе добровольной сертификации, порядок осуществления которой определен статьей 21 Закона о техническом регулировании.
Отношения между органом по сертификации и заявителем носят договорный характер, а сведения, указанные в сертификате соответствия, выданного в рамках системы добровольной сертификации, могут различаться в зависимости органа по сертификации.
Так, в сертификате соответствия содержится графа код ОК.
В графу мог быть внесен как код ОКП ОК 005-93, так и код ОКПД 2 034-2014.
Вместе с тем, органом по сертификации в соответствующей графе указан произвольный код ОКПД не соответствующий коду, присвоенному Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
Письмо ФТС России от 02.02.2009 N 05-17/4210, на которое ссылается Общество в подтверждении своей позиции, не подлежало применению в связи с утратой актуальности.
Общество также указывает, что код 94 4400 ОКП ОК 005-93 наиболее точно соответствует назначению товара кровопроводящие магистрали для гемодиализа как на части аппарата искусственной почки, в том числе в связи с наличием технической совокупности и технологической взаимосвязи между товаром, как одноразовым изделием, и аппаратом искусственной почки, отношением "главная вещь - одноразовая сменная принадлежность".
Данное утверждение также несостоятельно, поскольку соответствие задекларированных по ДТ N 10012020/170222/3017887 товаров коду ОКП 94 4400 документально не подтверждено.
Регистрационные удостоверения от 03.12.2007 N ФСЗ 2007/00720, от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600 содержат код ОКП 93 9800.
Произвольное изменение данного кода "по желанию" декларанта на код ОКП 94 4400 с целью приведения товара в соответствие с пунктом 14 раздела 1 Перечня, является необоснованным.
Пункт 14 раздела 1 Перечня "Приборы и аппараты для течения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма код ОКП 94 4400", отнесенные к товарной группе 9018 ТН ВЭД ЕАЭС, товар с кодом ОКПД 2 02.50.13.190 для целей освобождения от обложения НДС не содержит.
Кроме того, код ОКПД 2 32.50.13.190 для целей освобождения медицинских товаров от обложения НДС поименован в пункте 7 раздела 1 Перечня "Наборы медицинские 94 3700, а не в пункте 14 раздела 1 Перечня, как изложено в заявлении.
Таким образом, основанием для отказа таможенным органом в предоставлении Обществу льготы по уплате НДС в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10012020/170222/3017887, явилось несоблюдение декларантом условий для освобождения от обложения НДС.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и по существу влияющих на правильность решения.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2022 по делу N А21-5187/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5187/2022
Истец: ООО "БАЛТИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ