г. Москва |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А40-154996/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Головкиной О.Г.,
судей Левченко Н.И., Мезриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сологуб А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы - Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022 г. по делу N А40-154996/22 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Столица" к Департаменту городского имущества города Москвы, третье лицо Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы - Правительство Москвы, о признании права на льготную ставку арендной платы и обязании произвести перерасчет арендной платы за период с 01.01.2021 года и 01.01.2022 года
при участии в судебном заседании: от истца Пыжикова Д.В. (по доверенности от 20.10.2022 г.); от ответчика и третьего лица Ладугина Е.Д. (по доверенностям от 22.12.2022 г. и от 03.11.2022 г.)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Столица" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании за истцом права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды от 30.06.2004 г. N 1-659/04 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, д. 66, общей площадью 156,2 кв.м. с 01.01.2021 г. в размере - 4 750 руб. за 1 кв. м. в год, с 01.01.2022 г. в размере - 5 000 руб. за 1 кв. м. в год. и обязании ответчика произвести перерасчет арендной платы по договору аренды от 30.06.2004 г. N 1-659/04 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, д. 66, общей площадью 156,2 кв.м. по льготной ставке с 01.01.2021 г. в размере - 4 750 руб. за 1 кв. м. в год, с 01.01.2022 г. в размере - 5000 руб. за 1 кв. м. в год.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске.
Истец против удовлетворения жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 30.06.2004 г. между Департаментом городского имущества г. Москвы (далее - ответчик, Департамент) и Обществом с ограниченной ответственностью "Столица" (далее - истец, Общество) заключен договор аренды N 1-659/04 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, д.66, общей площадью 156,20 кв.м. (далее - договор аренды).
Дополнительным соглашением от 11.03.2010 г. к договору аренды продлен срок действия договора до 01.07.2015 г.
На основании п. 2 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды N 1-659/04 от 30 июня 2004 г. является действующим.
Как указывает истец, в 2020 г. Департамент начислял Обществу арендную плату по льготной ставке из расчета 4 750 рублей за кв.м. в год на основании постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Вместе с тем, с 2021 г. Департамент осуществляет начисление арендной платы из расчета 15 695,70 руб. за кв.м. в год, а с февраля 2022 г. из расчета 16 480,50 руб. за кв.м. в год.
Как указывает истец, Департамент начисляет арендную плату без учета права истца на льготную ставку, в связи с чем, последовало обращение с настоящим иском в суд о признании за истцом права на применение льготной ставки арендной платы по договору и обязании ответчика произвести перерасчет арендной платы.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как указывают заявители жалобы, дополнительным соглашением от 11.03.2010 г. срок действия спорного договора аренды продлен до 01.07.2015 г.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждено, что договор аренды является действующим, а обратного заявителями не доказано.
Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), а порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом. Одним из видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (ст. 18 данного Закона).
Доводы жалобы о неправомерном признании судом первой инстанции права истца на применение льготной ставки арендной платы на 2021 и 2022 г.г. подлежат отклонению, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы N 800 от 25.12.2012 г. (в ред. постановления Правительства Москвы от 22.09.2020 г. N 1554-ПП), установлена с 01.01.2021 г. ставка арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.12.2016 г. N 812-ПП с 01.01.2017 г. не требуется соблюдения заявительного порядка и получения положительного заключения Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г.
N 800-ПП с 01.01. 2022 г. субъектам малого предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлена ставка арендной платы в размере 5 000 руб. за кв. м в год.
Применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что у истца, как субъекта малого предпринимательства, арендующего объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м., имеется право на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки с 01.01.2021 г. в размере - 4 750 руб. за 1 кв.м. в год., а с 01.01.2022 г. в размере - 5 000 руб. за 1 кв.м. в год.
Департаментом в рамках рассмотрения спора не представлено доказательств, подтверждающих, что истец в спорный период перестал отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.12.2016 г.
N 812-ПП с 01.01.2017 г. не требуется соблюдения заявительного порядка и получения положительного заключения Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства.
Кроме того, как отмечено судом первой инстанции, Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 01.10.2020 г. N 305-ЭС20-1800, от 01.10.2020 г. N 305-ЭС19-26856 указано, что в таком случае предлагаемый подход не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей
При таких обстоятельствах требования о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды от 30.06.2004 г. N 1-659/04, нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, д. 66, общей площадью 156,2 кв.м. с 01.01.2021 г. в размере - 4 750 руб. за 1 кв. м. в год, с 01.01.2022 г. в размере - 5000 руб. за 1 кв. м. в год правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод жалобы относительно того, что требование об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору аренды, исходя из ставки арендной платы с 01.01.2021 г. в размере - 4 750 руб. за 1 кв. м. в год, с 01.01.2022 г. в размере - 5 000 руб. за 1 кв. м. в год также подлежит отклонению, поскольку данное требование направлено на восстановление положения истца, существовавшего до нарушения права.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковые требования документально подтверждены и ответчиком не опровергнуты, в связи с чем, обоснованно удовлетворены.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2022 г. по делу N А40-154996/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154996/2022
Истец: ООО "СТОЛИЦА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ