г. Москва |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А40-126005/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества г.Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2022 по делу N А40-126005/22
по заявлению Департамента городского имущества г.Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745)
третьи лица: 1) Шрагина Юлия Владимировна, 2) ГБУ города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Черемухин В.В. по дов. от 28.12.2022; Чернова А.Н. по дов. от 28.12.2022 |
от ответчика: |
Соков И.А. по дов. от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
1) Афанасьева О.М. по дов. от 14.10.2021; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - заявитель, Департамент) с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом, обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконными решений, изложенных в уведомлениях от 13.05.2022 N КУВД-001/2022-18582185/2, от 15.08.2022 N КУВД-001/2022-18582185/4.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители ответчика и третьего лица возражали по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, Постановлениями Правительства г. Москвы от 02.09.2011 N 408-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы", от 29.11.2016 N 802-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - Восточный дублер Калужского шоссе на участке деревня Сосенки - ЦКАД" предусмотрено проведение локальных мероприятий на территории ТиНАО города Москвы по созданию транспортной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания.
В целях обеспечения проведения мероприятий Департаментом капитального ремонта города Москвы к изъятию заявлен, в том числе, земельный участок площадью 492 кв. м, подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:26 по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: г. Москва, поселение Десеновский, вблизи д. Пенино, уч. N 71, находящегося в собственности Шрагиной Юлии Владимировны (гор. Северо-Задонск Тульской обл., Российская Федерация) (запись о регистрации в ЕГРН от 20.01.2012 N 50-50-21/127/2011-408). ВРИ: многоквартирные дома, состоящие из одной или нескольких блок-секций каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Указанный объект недвижимого имущества входит в границы зон проведения мероприятий на территории ТиНАО города Москвы по созданию транспортной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания.
В связи с обращениями Департамента капитального ремонта города Москвы от 25.10.2021 и от 29.10.2021 Департаментом выпущено распоряжение от 08.11.2021 N 49993 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества", предусматривающее изъятие земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:26.
В целях обеспечения кадастровых работ на указанном земельном участке Департаментом выпущено распоряжение от 20.01.2022 N 2165Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:26" и распоряжение от 24.11.2021 N 53882Б "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", предусматривающее раздел земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:26.
При этом уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:26 необходимо для дальнейшего раздела с целью изъятия для государственных нужд.
Распоряжения переданы подрядной организации ГБУ МосгорБТИ для проведения кадастровых работ за счет средств бюджета города Москвы.
В ходе проведения работ на основании распоряжения Департамента от 20.01.2022 N 2165Б подрядной организацией - ГБУ МосгорБТИ был подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета в Управление.
По результатам рассмотрения представленных документов осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено (уведомление от 13.05.2022 N КУВД-001/2022-18582185/2) в связи с тем, что в нарушение положений ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" раздел "Акт согласования местоположения границ земельного участка", содержащийся в составе межевого плана, не содержит сведений о согласовании границ с лицом, являющимся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:26; в нарушение положений п. 87 Требований имеются не снятые возражения о местоположении границ такие возражения должны быть сняты либо путем изменения местоположения границ и проведения повторного согласования местоположения границ (отдельной характерной точки или части границ), либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для разрешения земельных споров".
Для устранения причин приостановления были направлены документы в Апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления (далее - Апелляционная комиссия).
По результатам рассмотрения документов Апелляционной комиссией принято решение от 25.05.2022 N 190/2022 об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
В связи с истечением срока приостановки Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 15.08.2022 N КУВД-001/2022-18582185/4 сообщено об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:26.
Не согласившись с уведомлениями от 13.05.2022 N КУВД-001/2022-18582185/2 и от 15.08.2022 N КУВД-001/2022-18582185/4, заявитель обратился в арбитражный суд с уточненными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с позицией ответчика в том, что заявителем не согласованы границы с собственником земельного участка.
Апелляционная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным и вынесенным с нарушением норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
В соответствии с пунктом 4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" заявитель принимает решение об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, а также в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы, в том числе для размещения на присоединенных территориях объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях.
Постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 N 802-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - Восточный дублер Калужского шоссе на участке деревня Сосенки - ЦКАД" предусмотрено проведение локальных мероприятий на территории ТиНАО города Москвы по созданию транспортной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Законом о государственной регистрации, за исключением случаев, указанных в пункте 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ для образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов залогодержателей исходных земельных участков не требуется.
По правилам статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Статья 56.3 ЗК РФ также предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению.
Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 статьи 56.7 ЗК РФ, не требуется (п. 2 ст. 56.7 ЗК РФ).
Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд определены статьей 60 Закона N 218-ФЗ.
В силу названной нормы с заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организацию, на основании ходатайства которой принято данное решение.
Государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании:
1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;
2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в ЕГРН;
3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.
В соответствии с подготовленным межевым планом местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:26 определено с учетом сведений, содержащихся на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной в установленном порядке распоряжением ДГИ г.Москвы от 20.01.2022 N 2165Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:26" и представленной в Приложении.
В ходе выполнения кадастровых работ в связи с уточнением земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:26, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Десеновский, вблизи д. Пенино, уч. N 71, собственником земельного участка Шрагиной Ю.В. 04.04.2022 был представлен отказ относительно согласования местоположения границ уточняемого земельного участка.
Вместе с тем, учитывая, что образование земельного участка осуществляется в связи с его изъятием для государственных нужд, согласие землепользователей (правообладателей) исходных земельных участков не требуется (п.п.3 п.4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02.02.2022 по делу N А40-26630/2021.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены все необходимые документы для государственного кадастрового учета, у Управления отсутствовали правовые основания для принятия решений о приостановлении и об отказе в государственном кадастровом учете, в связи с чем, оспариваемые решения являются незаконными, нарушают права и законные интересы Департамента в сфере экономической деятельности.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Департамента подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2022 по делу N А40-126005/22 отменить.
Признать недействительными уведомления Управления Росреестра по г.Москве от 13.05.2022 N КУВД-001/2022-18582185/2 о приостановлении государственного кадастрового учета и от 15.08.2022 N КУВД-001/2022-18582185/4 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:26.
Обязать Управление Росреестра по г.Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-126005/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, Шрагина Юлия Владимировна