г. Москва |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А40-131946/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Т.Ю. Левиной,
рассмотрев апелляционную жалобу
Государственного унитарного предприятия города Москвы "Экотехпром"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 09 сентября 2022 года по делу N А40-131946/22,
в порядке упрощенного производства,
по иску Государственного унитарного предприятия города Москвы "Экотехпром"
(ОГРН 1027739016161)
к Жилищно-строительному кооперативу "Октябрь-2"
(ОГРН 1037739765799)
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Экотехпром" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с ЖСК "Октябрь-2" задолженности за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 в размере 104 140 руб. 06 коп., неустойки за период с 11.02.2022 по 07.06.2022 в размере 9 076 руб. 21 коп.
Решением суда от 09 сентября 2022 года в иске отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
При исследовании обстоятельств дела установлено, 18.12.2021 между ГУП города Москвы "Экотехпром" (региональный оператор) и ЖСК "Октябрь-2" (потребитель) заключен договор N 9-4-9369, по условиям которого Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и месте, которые определены настоящим Договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Объем ТКО, места накопления ТКО (далее - MHO), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КТО), определяется согласно информации по предмету настоящего Договора (Приложение N 1 к Договору).
В Приложении N 1 к Договору сторонами согласованы следующие условия договора:
- адрес МНО и здания: Москва г., Планерная ул., дом 12 к.6
- категория образователя ТКО: Жилые помещения МКД
- расчетное количество ТКО: 61,9839019
В соответствии со ст.ст.779,781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Согласно п.3.1 договора величина единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО составляет 839 (восемьсот тридцать девять) рублей 23 копейки за 1 метр кубический ТКО.
Ежемесячная сумма, которую Потребитель обязуется оплачивать Региональному оператору по настоящему Договору, составляет 52018,75 руб.
Порядок сдачи работ и оплаты по договору согласован в разделе 3 договора.
Как предусмотрено пунктами 9 - 11 договора, под расчетным периодом по настоящему Договору понимается 1 (один) календарный месяц.
Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, исходя из фактически оказанных услуг за отчетный период.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО на основании подписанного обеими сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Объем прав и обязанностей сторон согласован в разделе 4 договора.
В обоснование заявленных требований истец ссылается оказание услуг по договору в период с января по февраль 2022 года, неисполнение ответчиком обязательств по оплате, наличие на стороне ответчика задолженности в сумме 104 140 руб. 06 коп., в связи с чем истцом в соответствии с условиями п.28 договора начислены пени с 11.02.2022 по 07.06.2022 в размере 9 076 руб. 21 коп.
В подтверждение факта оказания истцом услуг по договору в заявленной сумме в материалы дела представлены односторонне подписанные истцом акты об оказании услуг за январь и февраль 2022 года.
В силу положений ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51).
Как установлено ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст.68 АПК РФ).
Как установлено ч.4 ст.753 ГК РФ, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В силу ч. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно ч. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила 1156).
В силу п. 8(2) Правил 1156 Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч.ч. 1 и 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Из ч. 6 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с Региональным оператором, в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Согласно Письма Минприроды России от 11.12.2018 N 12-50/10311 -ОГ "О лицах, обязанных заключать договора с региональными операторами" в соответствии с Правилами обращения 1156, Региональный оператор по обращению с ТКО заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее -нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
ТКО согласно Закона N 89-ФЗ - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с п. 8(17) Правил 1156 заключения договора на оказание услуг по обращению с твердых коммунальных отходов Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора на 1-й год действия Соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное Потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Также из п. 8( 17) Правил 1156 следует, что Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения Региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет Региональному оператору заявку Потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил 1156. Заявка Потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п.8(8) - 8(16) Правил 1156.
В силу ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, спорный договор получен ответчиком в отделении Почты 05.02.2022 года.
Таким образом, в соответствии со ст. 422, 425 ГК РФ, п. 8(17), 8(18) Правил 1156 (Постановление Правительства от 12.11.2016 N 1156), в отсутствие своевременной заявки на заключение договора с утвержденным региональным оператором спорный считается заключенным с 01.01.2022 года (по условиям п.7 договора).
В настоящем случае ответчиком не представлено доказательств вывоза образовавшихся в процессе деятельности ответчика ТКО в спорный период иными региональными операторами.
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Согласно ст.330-331 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Из буквального содержания п.28 договора следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего Договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Исследовав данный расчет долга и неустойки, суд апелляционной инстанции считает его выполненным верно, в соответствии с условиями договора.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что положения Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 о введении моратория на взыскание финансовых санкций за нарушение обязательств за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 в настоящем случае не подлежат применению, поскольку обязательство по оплате спорных услуг по договору возникло после введения указанного моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
На основании изложенного с ответчика в пользу истца подлежат взысканию задолженность за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 в размере 104 140 руб. 06 коп., пени за период с 11.02.2022 по 07.06.2022 в размере 9 076 руб. 21 коп., обжалуемое решение суда подлежит отмене.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.266-269, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2022 года по делу N А40-131946/22 отменить.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива "Октябрь-2" (ОГРН 1037739765799) в пользу Государственного унитарного предприятия города Москвы "Экотехпром" (ОГРН 1027739016161) задолженность за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 в размере 104 140 руб. 06 коп., пени за период с 11.02.2022 по 07.06.2022 в размере 9 076 руб. 21 коп., расходы по госпошлине в сумме 4 396 руб., по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131946/2022
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ОКТЯБРЬ-2"