г. Воронеж |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А14-19045/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Капишниковой Т.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области:
Праслов Ю.П. - представитель по доверенности от 24.11.2022 сроком действия один год;
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Развитие": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домоуправ": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Развитие" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2022 по делу N А14-19045/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Развитие" (ОГРН 1143668044190, ИНН 3665102720) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) о признании незаконным решения,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домоуправ" (ОГРН 1163668086009, ИНН 3628012934),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Развитие" (далее - ООО УК "Развитие", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным решения о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области от 23.11.2021 N 69-05-20/1033.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "Домоуправ" (далее - ООО УК "Домоуправ").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2022 по делу N А14-19045/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УК "Развитие" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает, что административным органом не проверено отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома, а также ссылается на нарушение порядка расторжения договора управления многоквартирным домом с Обществом.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция приводит обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности доводов апелляционной жалобы заявителя.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель Государственной жилищной инспекции Воронежской области полагал обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО УК "Развитие" и ООО УК "Домоуправ" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовую позицию представителя административного органа, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.09.2021 в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области поступило заявление ООО УК "Домоуправ" о внесении изменений в Реестр лицензий Воронежской области (далее - Реестр лицензий) на основании заключения договора управления многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: Воронежская обл., г. Семилуки, ул.Чапаева, д. 68а, в связи с принятием собственниками помещений в МКД на общем собрании решений, оформленных протоколом общего собрания собственников помещений в МКД N 1 от 17.09.2021, с приложением соответствующих документов (л.д.60-83).
30.09.2021 административным органом решением N 69-05-20/861 приостановлено рассмотрение указанного заявления на основании подпункта "а" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) (несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка), и подпункта "в" пункта 10 Порядка (поступление заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным МКД от иного заявителя) (л.д.87), в связи с чем в адрес ООО УК "Домоуправ" и ООО УК "Развитие" направлены письма о предоставлении соответствующих сведений (л.д.89-94).
Письмом от 08.10.2021, поступившим в Инспекцию 11.10.2021, ООО УК "Домоуправ" представило запрашиваемые документы и сообщило, что техническая документация на МКД и иные связанные с управлением домом документы, ключи от помещений, технические средства и оборудование ему от ООО УК "Развитие" не передавались (л.д.95-99).
12.10.2021 в административный орган поступило уведомление от ООО УК "Развитие", согласно которому собственники МКД N 68а по ул. Чапаева г. Семилуки провели общее собрание собственников помещений о выборе ООО УК "Развитие" в качестве управляющей организации (протокол общего собрания собственников помещений МКД N 02 от 30.09.2021) с приложением соответствующих документов (л.д.100-108).
23.11.2021 на основании заключения Инспекции N 69-05-19/996 от 23.11.2021 о результатах проверки заявления о внесении изменений в Реестр лицензий (л.д.118-125) административным органом принято решение N 69-05-20/1033 о внесении изменений в Реестр лицензий: внести сведения о прекращении управления ООО УК "Развитие" МКД, расположенным по адресу: Воронежская обл., г. Семилуки, ул. Чапаева, д. 68а; внести сведения об управлении ООО УК "Домоуправ" данным МКД; изменения внести 01.12.2021 (л.д.126).
Посчитав указанное решение незаконным, ООО УК "Развитие" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Воронежской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из норм процессуального законодательства, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в частности, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
В свою очередь, во исполнение части 3 статьи 198 ЖК РФ Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), определивший условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Данным пунктом также установлен перечень информации, которую должны содержать заявление, уведомление или сведения (подпункты "а"-"и").
Пунктом 3 Порядка определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом.
Пунктом 5 Порядка установлены условия, на предмет соблюдения которых в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов: а) соответствие заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствие противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнение заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствие вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
Согласно пункту 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка).
В пункте 9 Порядка указано, что основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Пунктом 10 порядка установлены основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 15 Порядка при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора: а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей; в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка.
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 Порядка (пункт 17 Порядка).
Из фактических обстоятельств дела усматривается, что при первоначальном рассмотрении Инспекцией заявления ООО УК "Домоуправ" было установлено его несоответствие условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка, а также поступление заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления МКД при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным МКД от иного заявителя, что послужило основанием для приостановления в порядке исполнения подпункта "в" пункта 10 Порядка рассмотрения заявления при одновременном в порядке исполнения подпункта "а" пункта 15 Порядка запроса необходимых материалов и информации у обоих лицензиатов (ООО УК "Домоуправ" и ООО УК "Развитие").
В ответ на запрос Инспекции поступило письмо ООО УК "Домоуправ" с приложением запрашиваемых документов и сведений, а также уведомление ООО УК "Развитие" о проведении общего собрания собственников МКД N 68а по ул. Чапаева г. Семилуки и принятии решения о выборе ООО УК "Развитие" в качестве управляющей организации с приложением, в том числе, протокола общего собрания собственников помещений МКД N 02 от 30.09.2021.
В силу части 1.1 статьи 46 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Такая проверка проводится административным органом в рамках реализации компетенции по лицензированию посредством формирования и ведения реестра лицензий Воронежской области, осуществляемого в специально утвержденном во исполнение части 3 статьи 198 ЖК РФ Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр Порядке.
При повторной проверке заявления ООО УК "Домоуправ" о внесении изменений в Реестр лицензий Инспекцией было установлено его соответствие требованиям подпунктов "а", "б", "г", "д", "е" пункта 5 Порядка, что обусловило принятие решения от 23.11.2021 N 69-05-20/1033 о внесении в Реестр лицензий сведений о прекращении управления ООО УК "Развитие" спорным МКД, и внесении сведений об управлении ООО УК "Домоуправ" данным МКД.
Заключение от 23.11.2021 N 69-05-19/996 о результатах проверки заявления о внесении изменений в Реестр лицензий, явившемся основанием для принятия вышеуказанного оспариваемого решения, содержит последовательное изложение действий, предпринятых Инспекцией в рамках проверки представленных заявления и документов на предмет их соответствия требованиям пункта 5 Порядка, а также проверки сведений, представленных управляющими организациями по запросу административного органа в порядке исполнения им пункта 15 Порядка с учетом части 1.1. статьи 46 ЖК РФ.
Так, из указанного заключения усматривается, что во исполнение пункта 5 Порядка с учетом части 1.1. статьи 46 ЖК РФ административным органом исследовались оба поступивших от ООО УК "Домоуправ" и ООО УК "Развитие" протокола общего собрания собственников помещений МКД: N 1 от 17.09.2021 и N 02 от 30.09.2021.
При этом пункт 5 Порядка по смыслу его изложения предполагает последовательную проверку административным органом представленных заявления и документов, в том числе нескольких поступивших протоколов общего собрания, на соответствие требованиям указанных в нем пунктов.
Из заключения от 23.11.2021 N 69-05-19/996 усматривается, что при проверке и оценке поступившего от ООО УК "Развитие" как последнего по дате протокола общего собрания собственников помещений МКД N 02 от 30.09.2021 на предмет его соответствия требованиям пункта 5 Порядка, в частности, в отношении подпункта "е" пункта 5 Порядка, административным органом при пересчете кворума установлено, что при подсчете голосов лиц, принявших участие в голосовании, были учтены голоса лиц, не являвшихся собственниками помещений в спорном МКД (Горлова П.Г., Матвееко П.Г. и Снегиревой А.В.).
По результатам пересчета голосов лиц, принявших участие в голосовании и обладавших правом голоса, кворум составил 49,56%, в связи с чем Инспекция пришла к выводу об отсутствии кворума для принятия решений, оформленных данным протоколом общего собрания, что обусловило их ничтожность (статья 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при проверке поступившего от ООО УК "Развитие" протокола общего собрания собственников помещений МКД N 02 от 16.03.2022 административным органом было выявлено его несоответствие требованиям подпункта "е" пункта 5 Порядка, что обусловило дальнейшее проведение проверки заявления и документов, представленных ООО УК "Домоуправ", в том числе решений, оформленных протоколом N 1 от 17.09.2021, на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД по основаниям, установленным гражданским законодательством (на наличие признаков ничтожности, установленных статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку нарушений, свидетельствующих о наличии признаков ничтожности принятых на общем собрании решений собственников помещений спорного МКД, оформленного протоколом N 1 от 17.09.2021, административным органом в порядке исполнения подпункта "е" пункта 5 Порядка установлено не было, а при соблюдении подпунктов "а", "б", "г", "д" несоответствие заявления ООО УК "Домоуправ" и приложенных к нему документов подпункту "в" пункта 5 Порядка не выступает основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр, поскольку само ООО УК "Развитие" с заявлением о внесении в Реестр лицензий сведений о прекращении им управления спорным МКД не обратилось, что волей ООО УК "Домоуправ" не обусловлено, судебная коллегия полагает принятое Инспекцией решение от 23.11.2021 N 69-05-20/1033 законным и обоснованным, в том числе с учетом соблюдения нормативно установленной процедуры его принятия.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о непроведении Инспекцией проверки в отношении решений общего собрания собственников помещений спорного МКД несостоятельны и не согласуются с фактическими обстоятельствами спора.
В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Частью 2 статьи 46 ЖК РФ установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Исходя из положений пункта 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключениями, которые к рассматриваемой ситуации не относятся.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ управление управляющей организацией выступает одним из способов управления многоквартирным домом, избираемым собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Кроме того, в силу пункта 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
К признакам ничтожности решения общего собрания статья 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации относит: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Проанализировав представленный ООО УК "Домоуправ" протокол общего собрания собственников помещений в МКД N 1 от 17.09.2021 на предмет отсутствия приведенных признаков ничтожности оформленных им решений общего собрания собственников помещений спорного МКД, Инспекция не установила их наличие, с чем соглашается и суд апелляционной инстанции.
В частности, вопросами 2-4, 6 повестки дня выступали выбор способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, выбор ООО УК "Домоуправ" в качестве управляющей организации, утверждение условий и заключение договора управления между ООО УК "Домоуправ" и собственниками многоквартирного дома, а также расторжение договора управления, заключенного с ООО УК "Развитие", по которым большинство голосующих приняло решение выбрать способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, выбрать ООО УК "Домоуправ" в качестве управляющей организации и утвердить условия и заключить договор управления между ООО УК "Домоуправ" и собственниками многоквартирного дома, а также расторгнуть договор управления, заключенный с ООО УК "Развитие".
Совокупность приведенных решений общего собрания собственников помещений спорного МКД, оформленных протоколом общего собрания собственников помещений в МКД N 1 от 17.09.2021, принятых большинством голосов, свидетельствуют о выражении явной воли на прекращение договорных отношений с ООО УК "Развитие" и передаче спорного МКД в управление ООО УК "Домоуправ".
Наличие кворума на принятие решений общим собранием административным органом было установлено в заключении от 23.11.2021 N 69-05-19/996 (кворум - 56,48%).
На момент принятия оспариваемого решения протокол общего собрания собственников помещений в МКД N 1 от 17.09.2021 в установленном законодательством порядке недействительным признан не был, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Кроме того, в материалы дела представлены доказательства исполнения ООО УК "Домоуправ" обязанностей, установленных частями 1 и 1.1 статьи 46 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для расторжения договора управления в одностороннем порядке при отсутствии факта невыполнения управляющей организацией условий такого договора не согласуются с актуальным толкованием части 8.2 статьи 162 ЖК РФ.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Президиума от 22.11.2011 N 7677/11 по делу N А65-11798/2010-СГ3-14, пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Данная правовая позиция неоднократно поддержана судебными инстанциями (например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2021 N Ф10-5918/2020 по делу N А09-12767/2019, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.09.2021 N Ф10-4322/2021 по делу N А09-3937/2020).
ООО УК "Развитие" уведомлением от 17.09.2021 было извещено ООО УК "Домоуправ" о принятии собственниками помещений в МКД решения об изменении способа управления МКД и выборе новой управляющей организации (л.д.99).
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав ООО УК "Развитие" оспариваемым решением, суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку собственники помещений спорного МКД в рамках установленной процедуры большинством голосов выразили волю на прекращение договорных отношений с Обществом и избрали иную управляющую компанию.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выступали предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и по мнению суда апелляционной инстанции им была дана надлежащая правовая оценка. Иные доводы заявителя не имеют существенного значения при рассмотрении настоящего спора и не могут повлиять на его результат.
При этом, доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2022 по делу N А14-19045/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-19045/2021
Истец: ООО УК "Домоуправ", ООО УК "Развитие"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области