г. Москва |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А40-185163/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В.Бекетовой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.11.2022 по делу N А40- 185163/22 по заявлению ООО "Промед" (ИНН 7714442543)
к Московской областной таможне (ИНН 7735573025)
о признании решения незаконным,
при участии:
от заявителя: |
Глушаев Д.В. по дов. от 21.11.2022; |
от заинтересованного лица: |
Орехова Е.С. по дов. от 29.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Промед" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - заинтересованное лицо. таможня) о признании незаконным решения от 13.08.2022 об отказе во внесении изменений в декларацию на товары N 10013160/130420/0193801, об обязании возвратить излишне оплаченный НДС в размере 415 651 руб. 94 коп.
Решением суда от 17.11.2022 заявление ООО "Промед" удовлетворено в полном объёме.
С таким решением суда не согласилась Московская областная таможня и обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель таможни поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ПРОмед" (далее также - Общество, Заявитель) ввезло на таможенную территорию РФ по декларации на товары N 10013160/210921/0579673 (далее также - Декларация, ДТ) медицинские изделия (далее также - Товары) и принадлежности к ним, в том числе, Товар N 2 Аппарат искусственной вентиляции легких SAVINA 300, модели SAVINA 300 SELECT, с принадлежностями, количество: 1 шт., Серийный номер: ASPJ 0695, производства Dragerwerk AG & Co. KGaA, MoisliNger Allee 53-55, 23542Lubeck, GermaNy, (далее также - спорный товар, Товар N 2), с принадлежностями.
При первичном декларировании в отношении спорного товара была заявлена преференция в виде освобождения от уплаты ввозного НДС в связи с тем, что спорный товар включен в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее так же -Перечень).
В подтверждение того факта, что спорный товар относится к медицинским изделиям в таможенный орган было представлено Регистрационное удостоверение РЗН 2019/8551 от 06.07.2020 (далее- РУ).
В указанном РУ в качестве страны происхождения медицинского изделия "аппарат ИВЛ SAVINA 300" была указана Германия. Аналогичным образом в графе 34 ДТ 10013160/210921/0579673 код страны происхождения указан DE, то есть Германия.
Никаких нарушений при декларировании таможенный контроль не выявил и Товары по ДТ N 10013160/210921/0579673 были выпущены в обращение 21.09.2021, соответственно по Товару N 2 НДС не уплачивался.
05.05.2022 на адрес Заявителя от МОТП (ЦЭД) поступило письмо N 17-12/14889 "О направлении информации", которым сообщалось, что по результатам проверочных мероприятий в отношении Товара N 2 по ДТ N 10013160/210921/0579673 составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 22.04.2022 N 10013000/017/220422/A0068 c приложением Акта проверки.
Из указанного Акта проверки следовало, что таможенным органом было установлено, что при таможенном декларировании товара по ДТ N 10013160/210921/0579673 было представлено недействительное РУ РЗН 2019/8551 от 06.07.2020.
При этом таможенный орган исходил из того обстоятельства, что 16.06.2021 в РУ РЗН 2019/8551 от 06.07.2020 были внесены изменения, в результате которых "страна происхождения Германия" в РУ РЗН 2019/8551 от 16.06.2021 уже отсутствовала.
По мнению МОТ, данное обстоятельство свидетельствует о том, что в отношении товара аппарат искусственной вентиляции легких SAVINA 300, ввезенного по ДТ 10013160/210921/0579673 не были соблюдены условия предоставления освобождения от уплаты НДС.
Таможенный орган предложил в отношении Товара N 2 исчислить и уплатить НДС по ставке 20 %, а также внести в ДТ соответствующие изменения.
Требования таможни Общество не исполнило. МОТ самостоятельно доначислило НДС в сумме 451 651, 94 руб. и списало данную сумму с ЕЛС в бюджет, а в ДТ были внесены соответствующие изменения.
28.10.2021 Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения внесены изменения в регистрационное удостоверение N РЗН 2019/8551 на медицинское изделие - аппарат искусственной вентиляции легких SAVINA 300 модели SAVINA 300 SELECT и SAVINA 300 Classic с принадлежностями, код ОКП 32.50.21.122. Согласно внесенным изменениям указана страна происхождения товара Германия. Медицинское изделие допущено к обращению на территории Российской Федерации.
На основании нового регистрационного удостоверения N РЗН 2019/8551 от 28.10.2021, в целях восстановления преференции по НДС, Общество обратилось в таможенный орган с Обращением от 29.07.2022 о внесении изменений после выпуска товара в ДТ 10013160/210921/0579673 в части граф 36 (преференция), 44 (представляемые документы), 47 (исчисление платежей) и В (подробности подсчета), представив соответствующую КДТ 10013160/210921/0579673/02.
Таможенный орган по результатам рассмотрения Обращения принял решение от 13.08.2022 об отказе во внесении изменений в ДТ 10013160/210921/0579673.
Отказ во внесении изменений МОТ мотивировал тем, что представленная КДТ заполнена ненадлежащим образом, также документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, не представлены. Регистрационное удостоверение от 28.10.2021 N РЗН 2019/8551, приложенное к обращению декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/210921/0579673, в момент декларирования товара не действовало.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Вывод таможенного органа о том, что, поскольку при первичном декларировании Общество не представило документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, то льгота не может быть предоставлена, основан на неверном толковании налогового и таможенного законодательства и ошибочно расценен МОТ в качестве отсутствия правовых оснований для восстановления льготного режима налогообложения, поскольку такой вывод не следует из действующего правового регулирования.
Действующее законодательство допускает внесение изменений в ДТ после выпуска товара, в том числе, для целей восстановления режима преференций в отношении уже ввезенного товара. В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289), после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
Согласно пункту 2 названного Порядка при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (КДТ).
Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения, к которому прилагаются документы, указанные в пункте 12 Порядка. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком.
В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункты 12, 13 Порядка N 289).
Таможенный орган не указывает в чем именно состоит ненадлежащее заполнение КДТ и какие документы обосновывающие изменения отсутствуют. КДТ была заполнена в соответствии с требованиями Порядка заполнения корректировки декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289. К КДТ в качестве документа, обосновывающего вносимые изменения было приложено регистрационное удостоверение N РЗН 2019/8551 от 28.10.2021 (графа 44 КДТ признак 3).
Из представленных документов усматривается, что основанием для обращения общества с заявлением о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ N 10013160/210921/0579673, после выпуска товаров послужила необходимость применения льготы по уплате таможенных платежей, связанная с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот, что допустимо подпунктом "д" пункта 11 Порядка N 289. Согласно позиции Верховного суда РФ нормы таможенного законодательства не исключают право общества на применение льготы по уплате таможенных платежей после выпуска товаров путем внесения в установленном порядке изменений в декларацию на товары, представленную ранее в таможенный орган (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2021 N 305-ЭС21-9393 по делу N А41-10540/2020).
Принимая во внимание тот факт, что ввезенные Обществом медицинские изделия подпадают под перечень товаров, указанных в Перечне, что подтверждено путем предоставления соответствующего регистрационного удостоверения, отказ таможенного органа во внесении изменений в спорные ДТ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
Статьей 50 ТК ЕАЭС предусмотрено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится, в частности, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию экономического союза.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации назван в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как самостоятельная операция, признаваемая объектом обложения НДС.
В статье 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе льготы по уплате налогов.
Как следует из положений абзаца второго пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС.
Обязательным условием для применения предусмотренной абзацем вторым пункта 2 статьи 150 НК РФ преференции является предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Декларации в графе 34 по Товару N 2 заявлен код ТН ВЭД 9019 20 000 0- аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура.
Из имеющегося в материалах дела регистрационного удостоверения от 28.10.2021 N РЗН 2019/8551 на "аппарат искусственной вентиляции легких SAVINA 300 модели SAVINA 300 SELECT и SAVINA 300 Classic " следует, что указанному медицинскому изделию соответствует код ОКП 32.50.21.122 (Аппараты дыхательные реанимационные).
Пунктом 14 Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042), определено, что Приборы и аппараты для лечения, наркозные, в том числе приборы и аппараты для искусственной вентиляции легких по коду ОКП 32.50.21.122 и товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС относятся к медицинским товарам, реализация которой не подлежит обложению НДС. Классификацию спорного товара по товарной позиции 9019 ТН ВЭД таможенный орган не оспаривает.
Из примечания 1 к Перечню N 1042 следует, что для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, освобождение от НДС в отношении медицинских изделий, ввозимых на территорию РФ, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.
Учитывая изложенное, имеющееся в материалах дела регистрационное удостоверение от 28.10.2021 N РЗН 2019/8551 подтверждает отнесение Товара N2 - аппарат искусственной вентиляции легких SAVINA 300, ввезенного по ДТ N 10013160/210921/0579673, к перечню медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
Следовательно, в силу положений статьи 149, пункта 2 статьи 150 НК РФ у общества имеется льгота по освобождению от уплаты НДС при таможенном оформлении спорного товара, что свидетельствует о наличии правовых оснований для обращения в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в спорную декларацию относительно применения льготы по уплате НДС.
При таких обстоятельствах довод таможенного органа об отсутствии правовых оснований для применения льготы по уплате НДС ввиду непредставления Обществом при таможенном оформлении спорных регистрационных удостоверений нельзя признать состоятельным, поскольку он не основан на фактических обстоятельствах дела и противоречит вышеуказанным нормам права. Соответственно отказ таможенного органа во внесении изменений в декларации на товары N 10013160/210921/0579673 противоречит действующему правовому регулированию.
В Отказе от 13.08.2022 МОТ также ссылается на Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 22.04.2022 N 10013000/017/220422/А0068 (направлен письмом Московской областной таможни от 05.05.2022 N 17-12/14889). Между тем, таможенным органом при проведении таможенного контроля не было учтено следующее.
Спорный товар был произведен в Германии, о чем свидетельствуют ДТ, РУ от 06.07.2020, а также техпаспорт изделия и номер товара. Вместе с этим PackiN g list на отгрузку Аппарата искусственной вентиляции легких SAVINA 300 оформлен 02.09.2021, а на этикетке, размещенной на тыльной стороне Аппарат искусственной вентиляции легких SAVINA 300, указана дата его изготовления: "2021-05-06". На момент производства Товара N 2 действовало РУ РЗН 2019/8551 от 06.07.2020, в котором страна происхождения Германия была указана.
Согласно п. 3.2. ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до истечения срока службы (срока годности) медицинских изделий допускается обращение таких изделий, в том числе произведенных в течение ста восьмидесяти календарных дней после дня принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на медицинское изделие, в соответствии с информацией, содержащейся в таких документах до дня принятия указанного решения.
Согласно документации производителя срок службы Товара N 2 составляет 8 лет и истекает соответственно в июне 2029 г.
Согласно п.3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обращение медицинских изделий включает в себя, в том числе, ввоз на территорию Российской Федерации.
Таким образом, исходя из совместного толкования пунктов 3.2 и 3 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закон допускает ввоз спорного товара в соответствии с информацией о стране происхождения, содержащейся в РУ РЗН 2019/8551 от 06.07.2020 до внесения изменений в данное РУ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого Решения требованиям действующего законодательства и нарушении им прав и законных интересов Общества.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что таможней во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении общества оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования ООО "Промед" подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Московскую областную таможню в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Промед" в установленном законом порядке, путем возврата излишне уплаченного НДС в размере 415 651 руб. 94 коп.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.11.2022 по делу N А40- 185163/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-185163/2022
Истец: ООО "ПРОМЕД"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ