г. Москва |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А41-58734/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.
судей Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ломовской Д.А.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН: 1025005245055, ИНН: 7725131814) - представитель не явился, извещен.,
от ООО "Специализированный застройщик "Пригород Лесное" (ИНН 7725790373, ОГРН 1137746376910) Левушкина Н.А., представитель по доверенности от 12.09.2022 г.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055) на решение Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2022 года по делу N А41-58734/22,
по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к ООО "Специализированный застройщик "Пригород Лесное" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Пригород Лесное" (далее ООО "Специализированный застройщик "Пригород Лесное") с требованиями о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060103:7437 в размере 57756511,58 руб. (л.д. 2-6).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2022 года по делу N А41-58734/22, заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "Специализированный застройщик "Пригород Лесное" в пользу Министерства имущественных отношений Московской области взыскана платау за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060103:7437 в размере 27960135,10 руб.
С ООО "Специализированный застройщик "Пригород Лесное" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 162 801 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано. (л.д. 76-77).
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя ответчика,, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Специализированный застройщик "Пригород Лесное" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060103:7437, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Как указывается истцом и подтверждается материалами, по заявлению общества в ЕГРН внесены сведения от 09.02.2021 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060103:7437 с вида разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
Министерство имущественных отношений Московской области определило размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, который составил 57756511,58 руб.., и направило в адрес ООО "Специализированный застройщик "Пригород Лесное" уведомление от 07.07.2021 о плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Поскольку плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не внесена ответчиком, Министерство имущественных отношений Московской области направило в адрес ООО "Специализированный застройщик "Пригород Лесное" претензию от 25.05.2022.
Указанное обстоятельство и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском, поскольку претензия направленная ответчику оставлена последним без удовлетворения.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30.09.2021 N 15СЗ-10513 пересмотрена кадастровая стоимость земельного участка на дату внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, соответствующая значению коэффициента КС2. и произвел перерасчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, истец указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в части требований.
Апелляционный суд не соглашается с выводами суда первой инстанции в части взыскания арендной платы в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 статьи 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенным видам использования, предусмотренным градостроительным регламентом (зонированием территории).
В силу пункта 3 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области N 23/96-ОЗ) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления (пункт 8 статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ).
Согласно пункту 4 названной статьи в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в срок, установленный частью 8 настоящей статьи решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, принятое в соответствии с частью 3 настоящей статьи, отменяется органом местного самоуправления муниципального образования Московской области.
При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления.
Пунктом 6 статьи 5.1 Закона N 160/2013-ОЗ закреплено, что порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области.
На основании статей 5.1, 5.2 Закона Московской области N 23/96-ОЗ постановлением Правительства Московской области N 1190/57 от 31.12.2013 утвержден Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица совместно с Перечнем видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечнем муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается (Порядок N 1190/57).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 1190/57 размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:
Рп =Сх((КС2-КС1) + У);
при наличии проекта планировки территории, утвержденного или согласованного уполномоченным органом, а также утвержденных проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется по формуле:
(КС2 - КС1) + У
Рп = --------------- x Sзстр x КЭ,
Sзу
= где: Рп - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г., исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно; КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка; Sзстр - площадь застройки, применяемая в расчете в соответствии с градостроительным планом земельного участка; Sзу - площадь земельного участка; КЭ - коэффициент этажности, применяемый в расчете платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в зависимости от этажности зданий, расположенных в границах земельного участка, в соответствии с приложением N 3 к настоящему порядку.
Как следует из материалов дела, размер платы за изменение вида разрешенного использования произведен истцом в соответствии с требованиями пункта 6.1 Порядка, исходя из значения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060103:7446 до изменения вида разрешенного использования - 22132504,80 руб. (КС1) и после изменения вида разрешенного использования - 137645527,95 руб. по состоянию на 08.02.2021(КС2).
Проверив расчет, представленный истцом, суд признает его верным.
Вместе с тем, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30.09.2021 N 15СЗ-10513 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060103:7437 по состоянию на 08.02.2021 установлена в размере 78052775 руб. Следовательно, указанным решением пересмотрена кадастровая стоимость земельного участка на дату внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, соответствующая значению коэффициента КС2
Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из ЕГРН. Судом обоснованно произведен перерасчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, который составил 27960135,10 руб.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2022 года по делу N А41-58734/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58734/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ПРИГОРОД ЛЕСНОЕ"