город Томск |
|
1 февраля 2023 г. |
Дело N А45-4556/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.02.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Марченко Н.В. |
|
|
Молокшонова Д.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кобляковой А.Е. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (N 07АП-4/2023) на решение от 23.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4556/2022 (судья Зюзин С.Г.) по иску Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области к 1)товариществу собственников недвижимости "Чаплыгина 18" и 2) Банку ВТБ (публичное акционерное общество) об обязании перечислить денежные средства и передать сведения,
при участии в качестве третьих лиц без самостоятельных требований 1) Мэрии города Новосибирска, 2) Государственной жилищной инспекции Новосибирской области и 3) председателя правления ТСН "Чаплыгина 18" Боярской Ирины Дмитриевны.
от истца: не явился, извещен;
от ответчиков: 1)Королева Н.А., паспорт, диплом, доверенность; 2) не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее - Фонд) обратился в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников недвижимости "Чаплыгина 18" (далее - ТСН "Чаплыгина 18") и Банку ВТБ (публичное акционерное общество) (далее - Банк) о расторжении договора банковского счета N 111 от 24.01.2014, заключенного ТСН "Чаплыгина 18" и Банком; об обязании Банка перечислить в полном размере денежные средства, находящиеся на специальном счете на дату расторжения договора, на счет истца; об обязании ТСН "Чаплыгина 18" предоставить истцу сведения, связанные с формированием фонда капитального ремонта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Мэрия города Новосибирска, Государственная жилищная инспекция Новосибирской области и председатель правления ТСН "Чаплыгина 18" Боярская Ирина Дмитриевна.
Решением от 23.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что ТСН "Чаплыгина 18" было известно о возникновении обязанности по перечислению денежных средств на счет регионального оператора, однако свою обязанность ТСН не исполнило. ТСН "Чаплыгина 18" ненадлежащим образом исполняло свою обязанность по предоставлению сведений в ГЖИ по Новосибирской области о формировании фонда капитального ремонта. На момент формирования программы были учтены технические характеристики МКД по состоянию на 2013 год. В случае проведения работ по капитальному ремонту в текущем году программа капитального ремонта подлежит актуализации, независимо от способа формирования фонда капитального ремонта. ТСН надлежало ежегодно предоставлять в орган местного самоуправления сведения о данных работах с целью актуализации Региональной программы и самостоятельно обращаться на Комиссию с заявлением для определения необходимости повторного проведения капитального ремонта. Сведения об исполнении указанной обязанности ТСН в материалы дела не представлено. Без предоставления решения Комиссии понесенные ТСН расходы на проведение ремонта МКД не могли быть признаны работами по капитальному ремонту. Полагает, что ТСН извлекло преимущества из своего незаконного и недобросовестного поведения.
Отзыв ТСН представлен через систему "Мой арбитр" во время судебного заседания.
Представитель ТСН в судебном заседании просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ТСН "Чаплыгина 18" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, д.18.
Решением общего собрания собственников помещений от 12.01.2014 избран способ формирования фонда капитального ремонта МКД - на специальном счете.
24.01.2014 ТСН "Чаплыгина 18" и Банком был заключен договор банковского счета, в соответствии с которым был открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта МКД.
На основании представленных ТСН "Чаплыгина 18" сведений за период 2014-2018 годов ГЖИ установила, что размер поступивших взносов на капитальный ремонт ниже 50% от минимально допустимого размера фонда.
09.06.2020 в адрес ТСН "Чаплыгина 18" было направлено уведомление в соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ о необходимости погашения задолженности по взносам на капитальный ремонт.
Доказательств надлежащего направления уведомления суду не представлено.
При этом ГЖИ пояснило, что в архивном помещении было подтопление и часть документов, в том числе доказательства направления уведомления, были утрачены.
ТСН "Чаплыгина 18" отрицало получение указанного уведомления.
Поскольку ТСН "Чаплыгина 18" в установленный срок не представило сведений о погашении задолженности, ГЖИ письмом от 17.11.2020 проинформировала Мэрию г. Новосибирска о нарушениях, допущенных ТСН "Чаплыгина 18" при формировании фонда капитального ремонта.
Мэрия г. Новосибирска на основании сведений ГЖИ постановлением N 3883 от 08.12.2020 внесла изменения в перечень МКД, фонд капитального ремонта которых формируется на специальном счете регионального оператора, включив туда МКД по адресу г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 18.
Указанное постановление было направлено ТСН "Чаплыгина 18" письмом от 23.12.2020 одновременно с требованием о перечислении денежных средств со специального счета, открытого в Банке, на специальный счет регионального оператора.
Поскольку ТСН "Чаплыгина 18" не исполнило обязанность по перечислению денежных средств и передаче сведений, истец обратился в суд с настоящим иском.
На основании статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Из части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Статья 173 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает изменение способа формирования фонда капитального ремонта. По общему правилу способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1).
В соответствии с частью 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 настоящей статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета (часть 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, данной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 7.4 Постановления N 10-П, принятие органом местного самоуправления в отношении конкретного многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
Из материалов дела следует, что общая площадь помещений в МКД составляет 3254,5 м.кв.
С учетом общей площади помещений в МКД и минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного постановлением Правительства Новосибирской области от 22.11.2013 N 512-п (в ред. от 28.04.2014), постановлением Правительства Новосибирской области от 10.10.2016 N 325-п, фонд МКД на капитальный ремонт составляет на момент направления ГЖИ уведомления в Мэрию г. Новосибирска: 2014 - 91126 руб.; 2015 - 238 229,4 руб.; 2016 - 238 229,4 руб.; 2017 - 251898,3 руб.; 2018 -265 567,2 руб.; 2019 - 275 373 руб.; 2020 - 125 623,7 руб. Общий размер фонда капитального ремонта по состоянию на май 2020 года включительно должен был составить 1 486 047 руб.
В материалы дела ТСН "Чаплыгина 18" представлены отчеты о перечислении взносов на капитальный ремонт, поступивших на специальный счет ТСН "Чаплыгина 18".
За период с 2014 по 2018 год был сформирован фонд на капитальный ремонт в размере 500 370,05 руб.
Согласно представленных Банком ВТБ сведений до 07.11.2016 ТСН "Чаплыгина 18" формировало фонд капитального ремонта на специальном счете N 40703810617033000004, а с 07.11.2016 счет был изменен на N40705810717033000004.
На расчетный счет N 40703810617033000004 за период с 24.01.2014 по 07.11.2016 поступили денежные средства в размере 701 037,8 руб. с назначением платежа "средства собственников для зачисления взносов на капитальный ремонт". На расчетный счет N 0705810717033000004 за период с 07.11.2016 по 15.09.2022 поступили денежные средства в размере 835 298,39 руб. с назначением платежа "средства собственников для зачисления взносов на капитальный ремонт".
За период с 29.07.2015 по 22.10.2018 ТСН "Чаплыгина 18" выполнило работы по капитальному ремонту МКД и оплатило их стоимость в размере 805 345,09 руб.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае действия собственников помещений в многоквартирном доме по осуществлению отдельных видов ремонтных работ капитального характера были направлены на обеспечение сохранности общего имущества в многоквартирном доме и его безопасной эксплуатации, на предотвращение повреждения и разрушения дома, то есть на достижение именно тех целей, для которых осуществляется аккумулирование денежных средств на специальном счете.
С учетом проведенного ремонта по состоянию на 15.09.2022 остаток денежных средств на специальном счете N 40705810717033000004 составляет 730 991,10 руб. с назначением "фонд капитального ремонта", что превышает критично предельную величину в 50%.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что в период с 2015 по 2018 года включительно ТСН "Чаплыгина 18" оплатило работы по капитальному ремонту МКД стоимостью 1 129 801,31 руб., что значительно выше, чем 50% от минимально допустимо размера фонда капитального ремонта по состоянию на 2020 год в момент направления уведомления ГЖИ.
Истец со своей стороны доказательств, подтверждающих тот факт, что размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее пятидесяти процентов от размера представленных к оплате счетов, не представил.
Довод истца о том, что выполненные работы не относятся к капитальному ремонту, основан на предположениях, относимыми и допустимыми доказательствами не подтвержден.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что основания для изменения способа формирования фонда на капитальный ремонт путем принятия Мэрией г. Новосибирска постановления N 3883 от 08.12.2020, отсутствовали.
Постановление N 3883 от 08.12.2020 Мэрии г. Новосибирска о включении спорного дома в перечень МКД, фонд капитального ремонта которых формируется на специальном счете регионального оператора, не подлежит применению и не влечет тех правовых последствий, которые обычно наступают при исполнении ненормативного акта такого характера.
Обязанность по перечислению денежных средств у ТСН "Чаплыгина 18" и по передаче сведений о размерах фактически оплаченных взносов собственниками помещениями отсутствовала.
В удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права апелляционным судом отклоняются.
Согласно пункту 28 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016 такие судебные способы защиты прав, как оспаривание ненормативных правовых актов органов местного самоуправления и материальные требования, связанные с неприменением ненормативного акта, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права заинтересованное лицо имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
В рамках инициированной заинтересованным лицом процедуры обжалования ненормативного акта суд решает вопрос о его законности, а по ее результатам возможно признание незаконного акта недействительным, что, в частности, исключает применение последствий его исполнения.
В том случае, когда заинтересованное лицо инициирует процедуру предъявления материальных требований, обусловленных несогласием с ненормативным актом, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, но по ее результатам возможно возложение на орган муниципальной власти обязанностей материального характера, вытекающих из неприменения незаконного акта, без его признания недействительным.
Сходная конструкция изложена в пункте 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами".
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4556/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-4556/2022
Истец: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ЧАПЛЫГИНА 18"
Третье лицо: АО "Банк Акцепт", Боярская Ирина Дмитриевна, Витюк Андрей Владимирович, Государственная жилищная инспекция Новосибирской области, Департамент энергетики, жилищного и комммунального хозяйства города Новосибирска, Мэрия г. Новосибирска, ПАО Банк Втб, Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд, Управление федеральной налоговой службы по Новосибирской области, УФНС РФ по НСО