город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2023 г. |
дело N А32-55414/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца: представитель Королева М.В. по доверенности от 05.10.2022;
от ответчика: представитель Баринова Е.В. по доверенности от 17.11.2020;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кемеровского акционерного общества "Азот"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.09.2022 по делу N А32-55414/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "РУСБАН" (ИНН 2311176787, ОГРН: 1142311011710)
к ответчику Кемеровскому акционерному обществу "Азот" (ИНН 4205000908, ОГРН: 1024200705077)
при участии третьего лица: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русбан" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Кемеровскому акционерному обществу "Азот" (далее - ответчик) о взыскании 1 678 000 руб. штрафа за сверхнормативный простой вагонов под грузовыми операциями.
Исковые требования мотивированы тем, что исполнитель (общество "Русбан") оказал услуги по организации перевозки грузов заказчика (общество "Азот") по железной дороге. По данным ГВЦ РЖД и согласно железнодорожным накладным заказчик допустил сверхнормативный простой вагонов под грузовыми операциями погрузки и выгрузки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2022 иск удовлетворен.
При расчете штрафа суд руководствовался сведениями, отраженными в транспортных железнодорожных накладных на перевозку грузов. Факт сверхнормативного простоя вагонов ответчиком не оспорен и документально не опровергнут, правом на опровержения факта простоя вагонов, предусмотренным абзацем третьим пункта 4.5 договора, ответчик не воспользовался.
Кемеровское акционерное общество "Азот" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим.
Принятие вагонов без согласованной заявки, подписание актов о предоставлении вагонов не может являться оснований для начисления договорного штрафа. Заявка N 1 от 27.12.2019 не была согласована истцом в порядке, установленном договором от 13.12.2019 N 443. При таких обстоятельствах, в соответствии с условием п. п. 2.1.1, 2.1.2 договора от 13.12.2012 N 443 исполнитель не вправе был принимать вышеуказанную заявку к исполнению.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора. Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Русбан" (исполнитель) и КАО "Азот" (заказчик) заключен договор N 443 от 13.12.2019, рамках которого исполнитель оказывает заказчику услуги по организации перевозок грузов заказчика по железным дорогам Российской Федерации и СНГ, по направлениям и в объемах, согласованных сторонами в приложениях к настоящему договору, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги (п. 1.1. договора).
Наименование, объем, номенклатура перевозимого груза, маршрут и другие существенные условия перевозки, определяются в согласованных сторонами заявках по форме, предусмотренной в Приложении N 1 к настоящему договору. Подписанные сторонами заявки являются неотъемлемой частью настоящего договора (п. 1.2 договора).
Согласно п. 2.1.1 договора исполнитель обязуется согласовать с заказчиком заявку (путем подписания ее со своей стороны) по форме, установленной в Приложении N 1 к настоящему договору, в срок не позднее 10 рабочих дней до начала перевозки. Исполнитель вправе согласовывать заявку в течение двух рабочих дней.
В соответствии с условиями заключенного договора ООО "Русбан" оказало КАО "Азот" услуги по организации перевозок грузов заказчика по железным дорогам РФ, по направлениям и в объемах, согласованных сторонами.
Услуги, оказанные истцом, ответчик принял без расхождений и замечаний.
Пунктом 4.5 Протокола разногласий к договору предусмотрена обязанность заказчика соблюдать нормативные сроки простоя вагонов на станциях погрузки/выгрузки или на близлежащих станциях, не превышая 5 суток от заявленного заказчиком срока начала перевозки. В случае допущения заказчиком простоя вагонов на станцию погрузки/выгрузки заказчик оплачивает штраф в размере 2000 рублей за каждый вагон в сутки.
Как указал истец, по данным ГВЦ РЖД (электронная система) и согласно железнодорожным накладным, заказчик допустил сверхнормативный простой вагонов под грузовыми операциями, согласно расчету:
60730520 |
ЭЦ671035 |
23.01.2020 |
ЭШ001489 |
04.02.2020 |
12 |
5 |
7 |
2000 |
14000,00 |
Под погрузкой:
Номер вагона |
Номер накладной прибытия вагона |
Дата прибытия вагона на станцию погрузки |
Номер накладной отправки вагона |
Дата отправления гружённого со станции |
Простой сут. |
Норматив сут. |
Сверхнормат ивный простой сут. |
Штраф сут. |
Сумма штрафа руб. |
55641682 |
ЭЦ593789 |
19.01.2020 |
ЭЧ404354 |
25.01.2020 |
6 |
5 |
1 |
2000 |
2000 |
59385450 |
ЭЦ456721 |
13.01.2020 |
ЭЧ400925 |
25.01.2020 |
12 |
5 |
7 |
2000 |
14000 |
59528323 |
ЭЦ368026 |
13.01.2020 |
ЭЧ397461 |
25.01.2020 |
12 |
5 |
7 |
2000 |
14000,00 |
60731353 |
ЭЦ368166 |
13.01.2020 |
ЭЧ400880 |
25.01.2020 |
12 |
5 |
7 |
2000 |
14000,00 |
52786191 |
ЭЦ315406 |
17.01.2020 |
ЭЧ454366 |
27.01.2020 |
10 |
5 |
5 |
2000 |
10000,00 |
56575715 |
ЭЦ368026 |
13.01.2020 |
ЭЧ400880 |
25.01.2020 |
12 |
5 |
7 |
2000 |
14000,00 |
64247125 |
ЭЦ164098 |
06.01.2020 |
ЭЧ470144 |
27.01.2020 |
21 |
5 |
16 |
2000 |
32000,00 |
61548889 |
ЭЦ533530 |
20.01.2020 |
ЭЧ945091 |
04.02.2020 |
15 |
5 |
10 |
2000 |
20000,00 |
61565784 |
ЭЦ660546 |
21.01.2020 |
ЭШ001790 |
04.02.2020 |
14 |
5 |
9 |
2000 |
18000,00 |
53799755 |
ЭЦ458219 |
20.01.2020 |
ЭШ001580 |
04.02.2020 |
15 |
5 |
10 |
2000 |
20000,00 |
55661409 |
ЭЦ660546 |
21.01.2020 |
ЭЧ945147 |
04.02.2020 |
14 |
5 |
9 |
2000 |
18000,00 |
61007282 |
ЭЦ660546 |
21.01.2020 |
ЭШ001790 |
04.02.2020 |
14 |
5 |
9 |
2000 |
18000,00 |
61927018 |
ЭЦ397295 |
20.01.2020 |
ЭШ207897 |
07.02.2020 |
18 |
5 |
13 |
2000 |
26000,00 |
61879318 |
ЭЦ739306 |
21.01.2020 |
ЭШ005244 |
04.02.2020 |
14 |
5 |
9 |
2000 |
18000,00 |
61004636 |
ЭЦ660546 |
21.01.2020 |
ЭЧ944984 |
04.02.2020 |
14 |
5 |
9 |
2000 |
18000,00 |
55628564 |
ЭЦ660546 |
21.01.2020 |
ЭЧ945024 |
04.02.2020 |
14 |
5 |
9 |
2000 |
18000,00 |
55731988 |
ЭЦ593959 |
19.01.2020 |
ЭШ038113 |
05.02.2020 |
17 |
5 |
12 |
2000 |
24000,00 |
55198956 |
ЭЦ593789 |
19.01.2020 |
ЭШ152307 |
06.02.2020 |
18 |
5 |
13 |
2000 |
26000,00 |
62326301 |
ЭЦ593959 |
19.01.2020 |
ЭШ152133 |
06.02.2020 |
18 |
5 |
13 |
2000 |
26000,00 |
52557071 |
ЭЦ397295 |
20.01.2020 |
ЭШ086336 |
07.02.2020 |
18 |
5 |
13 |
2000 |
26000,00 |
61791216 |
ЭЦ848107 |
27.01.2020 |
ЭШ144392 |
07.02.2020 |
11 |
5 |
6 |
2000 |
12000,00 |
53392064 |
ЭЦ576629 |
29.01.2020 |
ЭШ146402 |
07.02.2020 |
9 |
5 |
4 |
2000 |
8 000,00 |
54618798 |
ЭЦ485622 |
23.01.2020 |
ЭШ086405 |
07.02.2020 |
15 |
5 |
10 |
2000 |
20000,00 |
55668933 |
ЭЦ576629 |
29.01.2020 |
ЭШ146420 |
07.02.2020 |
9 |
5 |
4 |
2000 |
8 000,00 |
59960427 |
ЭЦ420328 |
01.02.2020 |
ЭШ146360 |
07.02.2020 |
6 |
5 |
1 |
2000 |
2 000,00 |
62324108 |
ЭЦ660546 |
21.01.2020 |
ЭШ146368 |
07.02.2020 |
17 |
5 |
12 |
2000 |
24000,00 |
55300446 |
ЭЦ457561 |
17.01.2020 |
ЭШ207843 |
07.02.2020 |
21 |
5 |
16 |
2000 |
32000,00 |
55669808 |
ЭЦ248690 |
23.01.2020 |
ЭШ146556 |
07.02.2020 |
15 |
5 |
10 |
2000 |
20000,00 |
64298813 |
ЭЦ881412 |
29.01.2020 |
ЭШ146389 |
07.02.2020 |
9 |
5 |
4 |
2000 |
8 000,00 |
61181772 |
ЭЦ660546 |
21.01.2020 |
ЭШ146352 |
07.02.2020 |
17 |
5 |
12 |
2000 |
24000,00 |
61546230 |
ЭЦ533610 |
20.01.2020 |
ЭШ204714 |
08.02.2020 |
19 |
5 |
14 |
2000 |
28000,00 |
53391629 |
ЭЦ593396 |
03.02.2020 |
ЭШ355361 |
10.02.2020 |
7 |
5 |
2 |
2000 |
4 000,00 |
64351653 |
ЭЦ541091 |
20.01.2020 |
ЭШ356044 |
10.02.2020 |
21 |
5 |
16 |
2000 |
32000,00 |
64351661 |
ЭЦ541091 |
20.01.2020 |
ЭШ355844 |
10.02.2020 |
21 |
5 |
16 |
2000 |
32000,00 |
64351612 |
ЭЦ541091 |
20.01.2020 |
ЭШ355459 |
10.02.2020 |
21 |
5 |
16 |
2000 |
32000,00 |
64271679 |
ЭЦ797421 |
26.01.2020 |
ЭШ356051 |
10.02.2020 |
15 |
5 |
10 |
2000 |
20000,00 |
60719358 |
ЭЦ912567 |
21.01.2020 |
ЭШ415904 |
11.02.2020 |
21 |
5 |
16 |
2000 |
32000,00 |
60728441 |
ЭЦ563730 |
24.01.2020 |
ЭШ415961 |
11.02.2020 |
18 |
5 |
13 |
2000 |
26000,00 |
60736014 |
ЭЦ912878 |
21.01.2020 |
ЭШ415139 |
11.02.2020 |
21 |
5 |
16 |
2000 |
32000,00 |
61004628 |
ЭЦ593577 |
18.01.2020 |
ЭШ414941 |
11.02.2020 |
24 |
5 |
19 |
2000 |
38000,00 |
64247224 |
ЭЦ571670 |
27.01.2020 |
ЭШ415438 |
11.02.2020 |
15 |
5 |
10 |
2000 |
20000,00 |
60743465 |
ЭЦ797421 |
26.01.2020 |
ЭШ588970 |
13.02.2020 |
18 |
5 |
13 |
2000 |
26000,00 |
62940259 |
ЭЦ466769 |
19.01.2020 |
ЭШ486659 |
13.02.2020 |
25 |
5 |
20 |
2000 |
40000,00 |
60735032 |
ЭЦ563716 |
24.01.2020 |
ЭШ634710 |
14.02.2020 |
21 |
5 |
16 |
2000 |
32000,00 |
55616940 |
ЭЦ485682 |
24.01.2020 |
ЭШ624434 |
14.02.2020 |
21 |
5 |
16 |
2000 |
32000,00 |
64228307 |
ЭЦ563497 |
24.01.2020 |
ЭШ632445 |
14.02.2020 |
21 |
5 |
16 |
2000 |
32000,00 |
64247026 |
ЭЦ571639 |
14.01.2020 |
ЭШ697175 |
15.02.2020 |
32 |
5 |
27 |
2000 |
54000,00 |
53779906 |
ЭЦ642649 |
17.01.2020 |
ЭШ697274 |
15.02.2020 |
29 |
5 |
24 |
2000 |
48000,00 |
64286610 |
ЭЦ913198 |
27.01.2020 |
ЭШ697349 |
15.02.2020 |
19 |
5 |
14 |
2000 |
28000,00 |
60759065 |
ЭЦ176709 |
27.01.2020 |
ЭШ697298 |
15.02.2020 |
19 |
5 |
14 |
2000 |
28000,00 |
61005112 |
ЭЦ491573 |
19.01.2020 |
ЭШ457850 |
16.02.2020 |
28 |
5 |
23 |
2000 |
46000,00 |
60697331 |
ЭЦ203478 |
27.02.2020 |
ЭЫ 88512 |
07.03.2020 |
9 |
5 |
4 |
2000 |
8 000,00 |
58492406 |
ЭЦ740792 |
17.02.2020 |
ЭЭ146444 |
18.03.2020 |
30 |
5 |
25 |
2000 |
50000,00 |
Под выгрузкой
Номер вагона |
Номер накладной прибытия вагона |
Дата прибытия вагона на станцию выгрузки |
Номер накладной отправки вагона |
Дата отправления со станции выгрузки |
Простой сут. |
Норматив сут. |
Сверх норматив. простой сут. |
Штраф сут. |
Сумма штрафа руб. |
59385450 |
ЭЧ400925 |
03.02.2020 |
ЭШ743395 |
27.02.2020 |
24 |
5 |
2000 |
19 |
38 000,00 |
59528323 |
ЭЧ397461 |
03.02.2020 |
ЭШ743395 |
27.02.2020 |
24 |
5 |
2000 |
19 |
38 000,00 |
60731353 |
ЭЧ400880 |
03.02.2020 |
ЭШ743395 |
27.02.2020 |
24 |
5 |
2000 |
19 |
38 000,00 |
52786191 |
ЭЧ454366 |
04.02.2020 |
ЭШ742205 |
27.02.2020 |
23 |
5 |
2000 |
18 |
36 000,00 |
56575715 |
ЭЧ400880 |
03.02.2020 |
ЭШ743395 |
27.02.2020 |
24 |
5 |
2000 |
19 |
38 000,00 |
64247125 |
ЭЧ470144 |
04.02.2020 |
ЭШ742205 |
27.02.2020 |
23 |
5 |
2000 |
18 |
36 000,00 |
61548889 |
ЭЧ945091 |
14.02.2020 |
ЭШ576853 |
24.02.2020 |
10 |
5 |
2000 |
5 |
10 000,00 |
61565784 |
ЭШ001790 |
11.02.2020 |
ЭЫ073455 |
21.02.2020 |
10 |
5 |
2000 |
5 |
10 000,00 |
61007282 |
ЭШ001790 |
11.02.2020 |
ЭЫ073455 |
21.02.2020 |
10 |
5 |
2000 |
5 |
10 000,00 |
60730520 |
ЭШ001489 |
09.02.2020 |
ЭЫ074254 |
20.02.2020 |
11 |
5 |
2000 |
6 |
12 000,00 |
55198956 |
ЭШ152307 |
12.02.2020 |
ЭЫ063367 |
25.02.2020 |
13 |
5 |
2000 |
8 |
16 000,00 |
62326301 |
ЭШ152133 |
12.02.2020 |
ЭШ902560 |
19.02.2020 |
7 |
5 |
2000 |
2 |
4 000,00 |
52557071 |
ЭШ086336 |
18.02.2020 |
ЭЫ412232 |
25.02.2020 |
7 |
5 |
2000 |
2 |
4 000,00 |
61791216 |
ЭШ144392 |
12.02.2020 |
ЭЬ097226 |
10.03.2020 |
27 |
5 |
2000 |
22 |
44 000,00 |
59960427 |
ЭШ146360 |
11.02.2020 |
ЭШ603626 |
19.02.2020 |
8 |
5 |
2000 |
3 |
6 000,00 |
62324108 |
ЭШ146368 |
11.02.2020 |
ЭШ720691 |
19.02.2020 |
8 |
5 |
2000 |
3 |
6 000,00 |
55669808 |
ЭШ146556 |
20.02.2020 |
ЭЫ153776 |
26.02.2020 |
6 |
5 |
2000 |
1 |
2 000,00 |
64351661 |
ЭШ355844 |
18.02.2020 |
ЭЫ055148 |
26.02.2020 |
8 |
5 |
2000 |
3 |
6 000,00 |
64351612 |
ЭШ355459 |
18.02.2020 |
ЭЫ055031 |
26.02.2020 |
8 |
5 |
2000 |
3 |
6 000,00 |
64271679 |
ЭШ356051 |
14.02.2020 |
ЭШ787329 |
21.02.2020 |
7 |
5 |
2000 |
2 |
4 000,00 |
60736014 |
ЭШ415139 |
17.02.2020 |
ЭШ903210 |
27.02.2020 |
10 |
5 |
2000 |
5 |
10 000,00 |
62940259 |
ЭШ486659 |
21.02.2020 |
ЭЫ519399 |
29.02.2020 |
8 |
5 |
2000 |
3 |
6 000,00 |
64228307 |
ЭШ632445 |
20.02.2020 |
ЭЫ153214 |
26.02.2020 |
6 |
5 |
2000 |
1 |
2 000,00 |
64247026 |
ЭШ697175 |
26.02.2020 |
ЭЫ571874 |
09.03.2020 |
12 |
5 |
2000 |
7 |
14 000,00 |
60759065 |
ЭШ697298 |
22.02.2020 |
ЭЫ720959 |
02.03.2020 |
9 |
5 |
2000 |
4 |
8 000,00 |
52556057 |
ЭЫ 53622 |
22.03.2020 |
ЭЭ518438 |
30.03.2020 |
8 |
5 |
2000 |
3 |
6 000,00 |
Общая сумма штрафа сверхнормативного простоя вагонов на станции погрузки/выгрузки составила 1 678 000 рублей.
Претензия N ЗИСК 000000198 от 16.09.2021, направленная истцом в адрес ответчика 17.09.2021, получена 22.09.2021, оставлена без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Обязанность заказчика по оплате возникает при совершении исполнителем конкретных действий по оказанию услуг и предъявлению их к оплате. Основанием для оплаты услуг является факт их оказания и принятия заказчиком.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Истцом было заявлено требование о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагона при погрузке вагона на станции отправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса РФ неисполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса РФ).
Обязанность возвращать порожние вагоны не позднее 24 часов (в отдельных случаях - 36 часов), а также уплачивать штраф за несвоевременный возврат вагонов предусмотрена статьями 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в порядке статьи 99 Устава.
Статьей 39 Устава предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 2.1.1. договора исполнитель обязуется согласовать с заказчиком заявку (путем подписания ее со своей стороны) по форме, установленной в Приложении N 1 к настоящему договору, в срок не позднее 10 рабочих дней до начала перевозки. Исполнитель вправе согласовывать заявку в течение двух рабочих дней.
В соответствии с п. 2.2.12 договора в редакции Протокола разногласий к договору предусмотрена обязанность заказчика по обеспечению нахождения предоставляемых исполнителем вагонов под погрузочными операциями не более 5 суток, под разгрузочными операциями не более 5 суток с момента прибытия их на станцию погрузки/выгрузки к заказчику или его контрагенту. Неполные сутки считаются как полные. Даты прибытия вагонов на станцию под погрузку/выгрузку определяются сторонами на основании календарных штемпелей, проставляемых на перевозочных документах.
В подтверждение факта оказания услуг по перевозке обществом в материалы дела представлены заявки КАО "Азот" от 27.12.2019 N 01, от 28.02.2020 N 3, от 27.04.2020 N 5, акты о предоставлении вагонов N РБ000000941 от 25.06.2020 на сумму 225 000 руб., N РБ00002113 от 22.12.2020 на сумму 69 678,08 рублей, NРБ000000992 от 03.07.2020 на сумму 75 000 рублей, N РБ000000856 от 09.06.2020 на сумму 153 620,40 руб., N РБ000000433 от 09.04.2020 на сумму 75 000 руб., N РБ000000766 от 28.05.2020 на сумму 55 226,40 руб., N РБ000000814 от 02.06.2020 на сумму 217 873,39 руб., N РБ000000184 от 25.02.2020 на сумму 751 303,51 руб., N РБ000000146 от 18.02.2020 на сумму 2 400 469,12 руб.
Представленные истцом акты о предоставлении вагонов подписаны ответчиком без замечаний и возражений, подлинность указанных документов ответчиком не оспорена.
Также в обоснование заявленных исковых требований истцом в материалы дела представлены транспортные железнодорожные накладные на перевозку грузов.
Согласно пункту 4.5. договора в редакции Протокола разногласий, в случае простоя вагонов исполнителя на станции погрузки/выгрузки или на близлежащих станциях более (трех) суток от заявленного заказчиком срока начала перевозки, согласованного сторонами в соответствующих приложениях и дополнениях к настоящему договору, по причинам, не зависящим от исполнителя, в том числе по причине отсутствия груза на станции погрузки у грузоотправителя, по причине неприема груза грузополучателем, в случаях, предусмотренных статьей 47 Устава железнодорожного транспорта РФ, заказчик оплачивает исполнителю сумму в размере 2000 рублей 00 копеек за каждый вагон в сутки, начиная с четвертых суток простоя, а также возмещает иные расходы исполнителя, возникшие в связи с простоем вагонов при условии их документального подтверждения со стороны исполнителя.
Время нахождения вагонов (как груженых, так и порожних) при их нахождении на станциях погрузки/выгрузки исчисляется с 00 часов 00 минут дня, следующего за датой фактического прибытия вагонов на указанные станции, до дня их фактического отправления со станций погрузки/выгрузки. В целях достоверного определения сроков простоя при перевозках грузов дата прибытия вагона на станцию назначения (выгрузки или погрузки) и дата отправления на станцию назначения или иную станцию, указанную исполнителем, определяется по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД".
При этом, в случае несогласия заказчика со временем простоя, заявленным исполнителем, и выставленной платой за время простоя, заказчик предоставляет исполнителю заверенные заказчиком копию железнодорожной накладной относительно прибытия вагона и квитанцию о приеме вагона к перевозке при его отправлении. Стороны подтверждают, что данные сведения (по прибытию - штемпель в перевозочном документе относительно прибытия на станцию, при отправлении - штемпель в перевозочном документе относительно отправления Вагона) имеют преимущественное значение перед данными системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД", информационных отчетов (сообщений) экспедиторов, иных информационных источников исполнителя.
Факт сверхнормативного простоя вагонов ответчиком не оспорен и документально не опровергнут, правом на опровержения факта простоя вагонов, предусмотренным абзацем третьим пункта 4.5 договора, ответчик не воспользовался.
Обращаясь с апелляционной жалобой, ответчик, в том числе в представленных дополнениях приводит доводы о том, что принятие вагонов без согласованной заявки, подписание актов о предоставлении вагонов не может являться оснований для начисления договорного штрафа.
Ответчик указал, что судом первой инстанции не дана оценка правомерности действий истца, который не согласовал заявку N 01 от 27.09.2019 в соответствии с условиями договора и который получил уведомление о прекращении подсыла вагонов от 15.01.2020, направил в адрес ответчика еще 44 вагона. Указанные обстоятельства не оспаривались истцом. В случае если ООО "Русбан" была согласована заявка N 01 от 27.12.2019, то КАО "Азот" допустило сверхнормативный простой вагонов, прибывших на станцию погрузки до 15.01.2020 (до даты направления уведомления о прекращении подсыла вагонов). Кроме того, заявка N 01 от 27.12.2019 КАО "Азот" была на 50 вагонов в январе, ООО "Русбан" направило 54 вагона. Вагоны N 59960427, 53391629,60697331, 58492406 прибыли в феврале без заявки ответчика. В соответствии с расчетом истца сумма штрафа за сверхнормативный простой 4 вагонов, которые прибыли под погрузкой в феврале составила 68 000 руб., сумма штрафа за сверхнормативный простой вагона N 59960427, который прибыл под выгрузку, составила 6 000 руб.
Из статьи 36 УЖТ РФ следует, что грузополучатель обязан принять груз от перевозчика. В той же статье перечислены основания для отказа в приеме грузов. Так, в соответствии с частью 4 статьи 36 УЖТ РФ грузополучатель вправе отказаться от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку груза, в случае, если отсутствует согласованная перевозчиком заявка на перевозку грузов в вагоне, принадлежащем указанному в транспортной железнодорожной накладной владельцу, и порожний грузовой вагон не может быть использован данным получателем для выполнения другой согласованной перевозчиком заявки.
Из уведомления о прекращении подсыла вагонов от 15.01.2020, на которое ссылается ответчик, следует, что оно направлено специалистом ответчика посредством электронной почты, при этом не может быть принято судом, так как не отвечает требованиям об установленной форме, направлено сотрудником, чьи полномочия не подтверждены, посредством электронной почты, адрес которой не согласован в качестве официального или как служебной почты компетентного сотрудника ответчика (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2013 N 18002/12). Кроме того, ответ истца на указанное уведомление отсутствует.
Вместе с тем, доказательств оформленного в установленном порядке заявления об отказе от прибывших вагонов с указанием причин отказа не представлено. Ответчик осуществлял погрузку предоставленных истцом вагонов, последующую их отправку, не воспользовавшись правом на отказ от них в отсутствие согласованной сторонами заявки.
Так, возражения ответчика в указанной части отклоняются как несостоятельные.
Представленными в материалы дела документами подтверждается факт сверхнормативного простоя вагонов.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции неоднократно предлагалось истцу обосновать (памятками приемосдатчика или иными доказательствами), что начисленным штрафом охвачен исключительно период, в течение которого указанные в иске вагоны фактически использовались ответчиком, а также уточнить порядок исчисления срока под грузовыми операциями (включает ли туда истец при погрузке период с даты прибытия вагона до даты отправления вагона груженым, обосновать ссылками на договор; при выгрузке - от даты прибытия вагона до даты отправления вагона, обосновать ссылками на договор). Также обосновать включение в расчет штрафа время нахождения вагонов под иными операциями.
В представленных пояснениях истец указал, что в п. 2.2.12. договора N 442 от 13.12.2019 стороны определили, что нормативное время на погрузку/выгрузку составляет 5 (пять) суток. Момент начала исчисления нормативного срока на погрузку/выгрузку - с момента прибытия их на станцию погрузки/выгрузки к заказчику или его контрагенту. Таким образом, как указал истец, период использования ответчиком вагона истца начинается: с момента прибытия на станцию погрузки до момента убытия в груженом состоянии и с момента прибытия груженого вагона на станцию выгрузки, до момента убытия порожнего вагона после выгрузки.
Мотивированных, документально обоснованных возражений в части методики расчета суммы штрафа ответчиком не заявлено.
В данном случае размер подлежащей взысканию неустойки определен с учетом установленных обстоятельств дела, условий договора, доводов и возражений сторон.
Повторно оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о доказанности факта задержки вагонов, требования о взыскании штрафа за простой вагонов под грузовыми операциями в заявленном размере - 1 678 000 руб.
Также суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о применении положений ст. 333 ГК РФ, ответчик доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения в материалы дела не представил.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств и исследованных обстоятельств, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2022 по делу N А32-55414/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55414/2021
Истец: ООО "РУСБАН"
Ответчик: АО Кемеровское "Азот", КАО "Азот"
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"