город Томск |
|
1 февраля 2023 г. |
Дело N А03-3523/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Аюшева Д.Н. |
|
|
Назарова А.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфёновой Д.Э., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-12037/2022) индивидуального предпринимателя Журкиной Галины Николаевны на решение от 09 ноября 2022 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03- 3523/2022 (судья И.В. Ситникова) по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Журкиной Галины Николаевны, г.Бийск, Алтайский край (ОГРНИП: 315220400015399, ИНН: 220403430004) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваша управляющая компания" (659300, Алтайский край, Бийск город, Моисея Урицкого переулок, дом 26, ОГРН: 1122204003261, ИНН: 2204059285) о взыскании неосновательного обогащения в размере 100491 руб. 19 коп., судебных расходов в размере 17000 руб.,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Барнаульская генерация" (656037, Алтайский край, Барнаул город, Бриллиантовая улица, 2, ОГРН: 1122224002317, ИНН: 2224152758), муниципального унитарного предприятия города Бийска "Водоканал" (659342, Алтайский край, Бийск город, Нагорный поселок, Волочаевская улица, дом 1, корпус 1, ИНН 2204000549, ОГРН 1022200556388), акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (656002, Алтайский край, Барнаул город, Воровского улица, 163, ОГРН: 1092224002331, ИНН: 2224132840),
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Илуев Е.В., паспорт, диплом, доверенность от 29.12.2022 (посредством веб-конференции);
от ответчика: Кремер Е.А., паспорт, диплом, доверенность от 11.01.2021 (посредством веб-конференции);
от третьих лиц: не явились (извещены).
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Журкина Галина Николаевна (далее - истец, ИП Журкина Г.Н., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваша управляющая компания" (далее - ответчик, ООО "ВУК", управляющая компания) о взыскании, с учетом уточнения, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), неосновательного обогащения в размере 141 408 руб. 21 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены акционерное общество "Барнаульская генерация", муниципальное унитарное предприятие города Бийска "Водоканал" и акционерное общество "Алтайкрайэнерго".
Определением суда от 07.09.2022 дело N А03-9522/2022 объединено в одно производство дело с делом N А03-3523/2022, с присвоением объединенному делу единого номера А03-3523/2022.
Исковые требования со ссылками на статьи 307, 309-310, 1102,1107 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы безосновательным включением расходов за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества ответчиком, ввиду не использования истцом инженерных коммуникаций дома, а также в связи со сверхнормативным распределением объема, нарушая тем самым его права и законные интересы.
Решением от 09 ноября 2022 года Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что суд не истребовал и не изучил сведения о имеющихся расхождениях по оплате КР на СОИ у ответчика с РСО. Показания индивидуальных приборов учета, установленных у истца как собственника нежилого помещения, находящегося в МКД по адресу: Алтайский край, город Бийск, переулок Коммунарский 26, точно также как и показания индивидуальных приборов учета собственников жилых помещений, влияют на объем СОИ, однако ответчик при ежемесячном распределении полученного объема СОИ этот факт не учитывает. Истец указал, что никаких решений судов по гражданским делам N А03-4268/2021 и N А03-14165/2021 о взыскании СОИ с ИП Журкиной Г.Н. не выносилось. Предметом рассмотрения была задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Распределение сверхнормативного потребления на всех собственников многоквартирного дома незаконно и нарушает права и интересы собственников МКД, а оплата этого объема является - неосновательным обогащением. При установленных статьей 156 ЖК РФ способах оплаты за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества, превышение норматива потребления допустимо только в случае, если перечень работ, оказываемых управляющей организацией, превышает минимальный и по данному вопросу принято соответствующее решение общего собрания собственников. Податель жалобы просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От истца поступило возражение на отзыв на апелляционную жалобу, от ответчика поступил отзыв на возражения истца на отзыв ответчика на апелляционную жалобу, отзыв на дополнение к апелляционной жалобе.
Указанные документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца настаивал на отмене решения суда, поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца по основаниям, указанным в отзыве и дополнениях к нему.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом, с 11 сентября 2015 года ИП Журкина Галина Николаевна является собственником нежилого помещения с кадастровым номером: 22:65:011713:36812 общей площадью 2096,8 кв.м, расположенного на цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: Алтайский край, город Бийск, переулок Коммунарский 26, пом. Н-1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
На основании решения внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленного протоколом от 19.03.2015, ООО "УК "ВУК" с 01.05.2015 осуществляет управление вышеуказанным многоквартирным домом.
ИП Журкиной Г.Н., как потребителем коммунальных услуг по холодному горячему, водоснабжению, водоотведению, отоплению и электроснабжению, заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО):
- с муниципальным унитарным предприятием города Бийска "Водоканал" заключен договор N 2964 ВиК от 30.01.2017 года холодного водоснабжения и водоотведения;
- с акционерным обществом "Алтайкрайэнерго" - договор энергоснабжения N 3970 от 0910.2015 года;
- с акционерным обществом "Бийскэнерго" - договор N 760260 от 01.03.2021 (25.11.2021 АО "Бийскэнерго" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к АО "Барнаульская генерация", определением суда от 05.05.2022 произведена процессуальная замена третьего лица - АО "Бийскэнерго" на АО "Барнаульская генерация").
Поставка коммунальных ресурсов в принадлежащее предпринимателю нежилое помещение осуществляется через инженерные коммуникации, которые присоединены непосредственно к сетям снабжающих организаций.
Все коммуникации истца оборудованы приборами учета холодного горячего водоснабжения, электроснабжения.
В частности, по договору энергоснабжения N 3970 от 09 октября 2015 года, нежилое помещение запитано от подстанции ТП-137, Ф-11, а многоквартирный дом (далее - МКД) имеет свой ввод электрического кабеля и подключен от фидера Ф-7, имеет свой прибор учета, учитывающий расход электроэнергии, идущей на нужды МКД.
По условиям договора холодного водоснабжения и водоотведения N 2964 от 30.01.2017 года, узел учета холодной воды, принадлежащий ИП Журкиной Г.Н., находится до узла учета холодного водоснабжения многоквартирного дома, что зафиксировано также актом обследования, составленным МУП г. Бийска "Водоканал" от 20.01.2022.
Из приложения N 2 к договору теплоснабжения и поставки горячей воды N760260 от 1 марта 2021 года следует, что нежилое помещение запитано от тепловой камеры - 96, а сети МКД запитаны от тепловой камеры 96/1, соответственно объем коммунального ресурса, поступающего от камеры ТК - 96, учитывается отдельным прибором учета, не имеющим отношения к общедомовому прибору учета.
Ответчик является управляющей организацией, которая отвечает за содержание текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Бийск, пер. Коммунарский 26, а также устанавливает на общих собраниях собственников жилья размеры ежемесячных платежей и взносов на содержание общего имущества включая коммунальные расходы идущих на содержание общего имущества (СОИ).
Так, в протоколе N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 17.12.2018 г., отражено, что по пятому вопросу повестки дня "об определении размера и распределении расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме", собрание решило: принять решение об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (фактический объем потребления коммунальных услуг, рассчитанный как разница между объемом коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенного за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с нормами действующего законодательства РФ. Полученный объем распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально принадлежащей им доле в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Поскольку истец с апреля 2019 года по 9 марта 2022 года, имея свои точки подключения к ресурсоснабжающим сетям поставщиков и свои инженерные коммуникации с приборами учета, производил оплату на содержание общего имущества за период времени с 1 апреля 2019 года по 9 марта 2022 года, что подтверждается платежными поручениями за весь период оплаты, то он считает, что у ответчика имеется неосновательное обогащение в размере 100491 руб. 19 коп.
16 февраля 2022 года истец обратился к ответчику с претензией о возврате денежных средств уплаченных за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в МКД, но ответным письмом от 21 февраля 2022 года N 131 ответчик отказал в удовлетворении требований содержащихся в претензии, что послужило основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В предмет доказывания по иску о взыскании неосновательного обогащения входит: установление факта неосновательного обогащения, то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом или сделкой оснований, а также приобретение или сбережение имущества за счет другого лица (потерпевшего) тем лицом, к которому предъявлен иск.
В соответствии с положениями статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с положениями статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустим односторонний отказ от исполнения обязательства.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества также входят сети проводного радиовещания, кабельного телевидения, линий телефонной связи и других подобных сетей, в границах внешних стен многоквартирного дома.
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг
В соответствии со статьей 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Условия договора, которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, являются ничтожными.
Исходя из статьи 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса РФ и пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу пункта 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Подпункт "а" пункта 32 Правил N 354 устанавливает, что исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Проанализировав указанные выше правовые нормы, суд первой инстанции верно учел, что обязанность собственника нежилого помещения, иного владельца вещных прав в многоквартирном доме нести бремя расходов по содержанию многоквартирного дома установлена в силу закона, а размер таких расходов в виде внесения платы, определяется исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество и соответствующего утвержденного тарифа.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 09.11.2010 N 4910/10 по делу NА71-9485/2009-ГЗ разъяснил, что собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги, а также разъяснил, что в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что истцу принадлежит нежилое помещение Н-1 в жилом многоквартирном доме N 26 по пер. Коммунарскому в г. Бийске, общей площадью 2 096,8 кв. м., а ответчик обслуживает многоквартирный дом с 01.05.2015, т.е. производит работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, нежилое помещение в котором принадлежит истцу, являются верными выводы суда о наличии у истца, как собственника нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, в силу прямого указания закона обязанности несения расходов по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и расходов на коммунальные услуги.
При этом, в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ собственниками помещений многоквартирного дома принято решение, оформленное протоколом общего собрания от 17.12.2018, о внесении платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом проверено, что расчет с ресурсоснабжающими организациями (РСО) с учетом изменений в ст. 156 ЖК РФ производился в рамках п. 21.1. постановления Правительства РФ N 124, по формуле: Объем ОДПУ (Общедомового прибора учета) - ИП (индивидуальное потребление собственников помещений) = СОИ, при этом непосредственно показания общедомового прибора учета передаются ответчиком РСО, а индивидуальные показания собственниками в РСО, в рамках действующих публичных договоров и заключенных в письменном виде, РСО ежемесячно предоставляются счета-фактуры ответчику с готовым объемом (разница, полученная между ОДПУ и ИП). Указанный объем распределяется ответчиком между собственниками помещений, пропорционально принадлежащей доли в праве собственности.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчик перераспределял на всех собственников помещений те суммы, которые были выставлены ресурсоснабжающими организациями, расчет ответчика правомерно признан судом верным, учитывая представление ответчиком в материалы дела выставленных ресурсоснабжающими организациями счетов-фактур по электроэнергии, за ГВС, за ХВС и водоотведение, выписок из паспортного стола (приложения к дополнительным пояснениям от 05.08.2022), а также расшифровок к счетам-фактурам (приложения к возражениям ответчика от 18.10.2022), у истца возражения к данным, указанным в выставленных счетах-фактурах, отсутствуют.
Судом учтено, согласно ст. 154 ЖК РФ, СОИ не выделяются в отдельную услугу и входят в состав "содержание общего имущества многоквартирного дома": "Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (СОИ);
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги".
Жилищное законодательство не допускает оплату отдельно СОИ от содержания общего имущества, равно как и отдельные коммунальные ресурсы, что за холодное водоснабжение и водоотведение надо платить, а за горячую воду и электроэнергию -нет, законом не предусмотрена такая возможность, к тому же по всем помещениям истца проходят стояки горячего водоснабжения, освещение на придомовой территории, в подъездах, и над подъездами - подлежит оплате, так как входит в содержание общего имущества многоквартирного дома.
Довод истца о том, что ответчик не вправе предъявлять СОИ по факту, если они превышают установленный норматив потребления коммунальных ресурсов, обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Решением собственников от 30.11.2015 г. (п.8) было принято "распределять объем коммунальных услуг, в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний ОДНУ над объемом, рассчитанным из нормативов потребления коммунальных услуг между всеми собственниками жилых и нежилых помещений, пропорционально общей площади помещений".
Пунктом 3 указанного протокола также принято было собственниками решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг - непосредственно РСО (третьими лицами), а не управляющей компанией.
Согласно п. 9.2. ст. 156 ЖК РФ, п. 29.2. (г) постановления правительства РФ N 491 предусмотрено начисление платы не по нормативу, а по факту, исходя из показаний приборов учета, в случае принятия собственниками такого решения.
Решением собственников от 17.12.2018 г. такое решение было принято (п. 5).
Все протоколы общих собраний являются действующими, не оспорены, соответственно, в порядке ст. 46 ЖК РФ, подлежат исполнению всеми собственниками без исключения, в том числе истцом.
С учетом изложенного признается несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что распределение сверхнормативного потребления на всех собственников МКД незаконно, соответственно, проверив представленный расчет истца, суд правомерно установил, что истец не доказал обоснованность расчета на основании нормативов, принимая во внимание протокол общего собрания собственников помещения от 17.12.2018, а не на основании выставленных ресурсоснабжающими организациями счетах-фактурах за спорный период, которые оплачены ответчиком третьим лицам.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом деле, в указанном МКД собственниками принято решение по определению размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 5 протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 17.12.2018).
Кроме того, суд принял во внимание, что ранее в протоколе общего собрания собственников помещения от 30.11.2015 (пункт 8), принималось решение о распределении объема коммунальных услуг, в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставляемой на ОДН, определенного исходя из показаний ОДПУ над объемом, рассчитанным из нормативов потребления коммунальных услуг между всеми собственниками жилых и нежилых помещений, пропорционально общей площади помещений.
Доводы истца о том, что им заключены самостоятельные договоры с ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем, не должны платить на СОИ по данным ОДПУ, являются несостоятельными, поскольку самостоятельное осуществление владельцем помещения расходов по содержанию собственного помещения также не освобождает его от бремени несения расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Исходя из представленных в материалы дела документов, судом установлено, что спорный многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов; размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний ОДПУ; на общем собрании собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение (протокол от 17.12.2018, вопрос N 5) об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (фактический объем потребления коммунальных услуг, рассчитанный как разница между объемом коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенного за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с нормами действующего законодательства РФ); полученный объем распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально принадлежащей им доле в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Исследований на предмет снабжения нежилого помещения истца без использования общего имущества многоквартирного дома не проводилось. Суд первой инстанции в ходе судебных заседаний ставил на обсуждение данный вопрос о проведении судебной экспертизы, однако от сторон ходатайств не поступило.
Объект, принадлежащий истцу, является частью МКД по пер. Коммунарский, 26, г. Бийска, соответственно, имеет общие строительные конструкции, в том числе фундамент, несущие стены, плиты, перекрытия, ограждающие конструкции, крышу, и т.д., то есть имеется физическая и технологическая связь.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Кроме того, судом первой инстанции учтен факт взыскания с истца задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе СОИ, в судебном порядке (дела N А03-4268/2021, N А03-14165/2021, что свидетельствует об оплате истцом за содержание общего имущества и текущий ремонт не в полном объеме. При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что сам по себе данный факт, включается ли в состав взысканных по указанным делам сумма СОИ или нет, не свидетельствует об отсутствии у истца обязанности по несению таких расходов и с учетом вышеизложенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств не опровергает правомерность начисления ответчиком истцу соответствующей платы.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом незаконности начислений управляющей компанией расходов на СОИ, в связи с чем, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09 ноября 2022 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03- 3523/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Журкиной Галины Николаевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3523/2022
Истец: Журкина Галина Николаевна
Ответчик: Общество с ограниченной ответственность "Управляющая компания "Ваша управляющая компания"
Третье лицо: АО "Алтайкрайэнерго", АО "Бийскэнерго", МУП г.Бийска "Водоканал", АО "Барнаульская генерация"