г. Москва |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А40-64241/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АГУДАР" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2022 по делу N А40-64241/22
по заявлению ООО "АГУДАР"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании,
при участии:
от заявителя: |
Кузнецов Н.А. по доверенности от 27.06.2022, Новиков Н.А. по доверенности от 27.06.2022; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по доверенности от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АГУДАР" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г.Москве (ответчик, Управление) с заявлением о признании уведомления (решение) Управления от 30.12.2021 N MFC-0558\2021-487160 N PKPVDMFC-2021-03-22-652748 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Москва, Дегтярный переулок, д.8, корп.2 незаконным; признать уведомление (решение) Управления от 27.01.2022 N КУВД - 001/2021 - 43692115\3 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8, корп. 2 незаконным, с учетом уточнений заявленных в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением от 20.10.2022 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, 17.12.2014 ООО "Радуга" (правопредшественник заявителя ООО "Агудар") был заключен с Департаментом городского имущества г.Москвы договор купли-продажи недвижимого имущества N 59-1390, согласно которому ООО "Радуга" приобрело следующее недвижимое имущество: отдельно стоящее здание, расположенное по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д.8 стр.2, общей площадью 360,3 кв.м. (здание); земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д.8 стр.2, общей площадью 469 кв.м. (земельный участок).
05.10.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись за номером 5167746152460 о создании юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Агудар", путем реорганизации в форме выделения из общества с ограниченной ответственностью "Радуга".
02.12.2016 согласно выписке из ЕГРП по Москве, на основании передаточного акта, утвержденного решением N 4 от 17.05.2016, единственным участником ООО "Радуга" от 17.05.2016 проведена государственная регистрация права ООО "Агудар" на объект недвижимости: здания, назначение: нежилое, площадь 360,3 кв.м. по адресу: г. Москва Дегтярный переулок, д. 8 стр. 2.
07.12.2016 согласно выписке из ЕГРП по Москве, на основании передаточного акта, утвержденного решением N 4 от 17.05.2016 г., единственным участником ООО "Радуга" от 17.05.2016 г. проведена государственная регистрация права ООО "Агудар" на объект недвижимости: земельный участок, общая площадь 469 кв.м., местонахождение: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8 стр. 2.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, предоставленному Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве от 16.03.2015 г. N 77/501/15-281661 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001098:2671 имеет следующее разрешенное использование: объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения; и следующую категорию земель: земли населенных пунктов.
Нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва Дегтярный переулок, д. 8 стр. 2., согласно выписке из технического паспорта БТИ по состоянию на 09.04.2002 г., являлось нежилым, год постройки здания - до 1917 г., материал стен дерево, общая площадь здания составляла 360,3 кв.м. Указанная постройка не является самовольной.
22.03.2021 заявитель подал заявление о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: нежилое здание площадью 597,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8, корп. 2 (Здание).
10.03.2021 Управлением вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на Здание до 30.06.2021.
30.06.2021 Управление Росреестра по г. Москве представило Заявителю Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0001098:1033, расположенного по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8, корп. 2.
30.12.2021 Управление Росреестра по г.Москве вынесло Уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0001098:1033, расположенного по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8, корп.2.
Согласно уведомлению об отказе в государственной регистрации права собственности на Здание от 30.12.2021, причинами, препятствующими проведению государственной регистрации, являются следующие обстоятельства:
- объект недвижимости, заявленный к регистрации, не стоит на кадастровом учете;
- в качестве документов-оснований для регистрации в Управление были представлены решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2020 г. по делу N А40-255833/17-135-2172, Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда N 09АП-27374/2020 от 27.02.2020 г., Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2020 г., в указанных документах отсутствует информация о том, что данные судебные акты являются основанием для регистрации права собственности ООО "Агудар" на нежилое здание площадью 597,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8 стр. 2.
28.05.2021, 18.10.2021 заявитель подал заявление о государственном кадастровом учете в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001098:1033, расположенного по адресу: г. Москва, Дегтярный переулок, д. 8, корп. 2 в целях исправления недостатков, указанных в уведомлениях Управления Росреестра по г. Москве от 10.03.2021 г. и 30.06.2021 г. о приостановлении государственной регистрации права собственности на Здание.
08.06.2021 Управление Росреестра по г. Москве вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении Здания.
08.09.2021 Управление вынесло уведомление об отказе в государственном кадастровом учете в отношении Здания.
Заявитель повторно обратился в Управление.
27.10.2022 Управление Росреестра по г. Москве вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении Здания.
27.01.2022 Управление вынесло уведомление об отказе государственном кадастровом учете в отношении Здания.
Согласно уведомлению об отказе от постановке здания на государственный кадастровый учет от 27.01.2022, причинами отказа является несоответствие представленного технического плана требованиям, предъявляемым к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы деклараций об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Не согласившись с оспариваемыми решениями Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "АГУДАР" требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемых ненормативных актов регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что 18.10.2021 Заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменения в связи с изменением сведений о этажности здания, площади здания с кадастровым номером 77:01:0001098:1033, в том числе в связи с исправлением ошибки.
27.10.2021 по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственным регистратором прав на основании ст. 26 Закона о недвижимости принято решение, о приостановлении государственной регистрации по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
27.01.2022 Управлением принято решение об отказе на основании ст. 27 Закона о недвижимости - ввиду не устранения в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета указанных в уведомлении о приостановлении от 27.10.2021.
Так, Управлением установлено, что проведению заявленных действий в части осуществления государственного кадастрового учета изменений на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости препятствовало несоответствие формы и содержания документов требованиям законодательства, а именно - технический план изготовлен в нарушение требований Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (Требования).
В нарушение п. 42, 43 Требований, в разделе "Характеристики объекта недвижимости" не приведены сведения о всех ранее присвоенных номерах.
В соответствии с п. 34 Требований в технический план включаются координаты характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. Местоположение характерных точек контура определяется кадастровым инженером.
В случае если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли.
Проекции наземных, надземных, подземных конструктивных элементов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а также местоположение точек контуров таких конструктивных элементов определяются кадастровым инженером и отображаются на Чертеже, Схеме специальными условными знаками (Приложение к Требованиям).
Между тем, представленный технический план не соответствует вышеуказанным требованиям.
Обоснование значения площади, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов не приведено в разделе "заключение кадастрового инженера" в соответствии с п. 50 Требований.
Согласно п. 52 Требований для оформления графической части технического плана должны применяться специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям.
Графическая часть представленного технического плана составлена с нарушением вышеуказанных требований в части применения специальных условных обозначений, предусмотренных Приложением к требованиям (не все условные обозначения графической части объяснены).
По представленным координатам здание выходит за границы земельного участка с кадастровым N 77:01;0001098:2671.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001098:2671 на котором расположено здание установлено ограничение на основании Распоряжения Департамента культурного наследия города Москвы от 03.11.2020 N 713 об установлении (изменении) границ территории объекта культурного наследия или зон его охраны (номер зоны 77:01-6.334). Размещение объекта в границах территорий культурного наследия требует дополнительного согласования с Департаментом культурного наследия города Москвы. В целях получения необходимых сведений направлен запрос в Департамент культурного наследия города Москвы. Согласно полученному ответу Департаментом культурного наследия города Москвы согласовано архитектурно-градостроительное решение, предусматривающее перепланировку и переустройство здания без изменения объемно-пространственных характеристик.
Вместе с тем, согласно представленному техническому плану меняется общая площадь и этажность здания.
В составе технического плана отсутствуют документы, являющиеся основанием для подготовки технического плана нежилого здания, предусмотренные п. 20 Требований.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В качестве документов-оснований для регистрации прав заявителем в Управление представлены Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2020 дело N А40-255833/17-135-2172, Постановление девятого Арбитражного апелляционного суда N 09АП-27374/2020 от 27.07.2020, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2020 дело N А40-255833/2017.
Между тем, Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2020 г. отказано в удовлетворении встречных требований ООО "Агудар" к Правительству Москвы и ДГИ г.Москвы о признании права собственности ООО "Агудар" на нежилое здание, площадью 595,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва Дегтярный пер., д. 8 стр.2 отказано. Решение в указанной части оставлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что у заявителя отсутствует право собственности на здание площадью 595.7 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 1 и 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Таким образом, документы, подтверждающие фактическую принадлежность на законных основаниях спорного недвижимого имущества заявителю, в Управление представлены не были.
Означенные обстоятельства препятствовали проведению заявленных регистрационных действий.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые решения регистрирующего органа являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.10.2022 по делу N А40-64241/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "АГУДАР" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-64241/2022
Истец: ООО "АГУДАР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ