г. Томск |
|
1 февраля 2023 г. |
Дело N А27-11904/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вагановой Р.А.,
судей Марченко Н.В.,
Сухотиной В.М.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Касьян В.Ф. в судебном заседании в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-11685/2022) на решение от 01.11.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11904/2022 (судья Останина В.В.)
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Сибирский Федеральный научно-клинический центр федерального медико-биологического агентства", город Северск, Томская область (ОГРН 1147024000309, ИНН 7024038542) к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу, город Кемерово (ОГРН 1034205001225, ИНН 4209013270) о взыскании 73 579 руб. долга за оказанные медицинские услуги.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца: Кубат А.В. по доверенности N 8 от 18.01.2022, диплом, паспорт;
от ответчика (онлайн): Шмаркатюк О.К. по доверенности N 45 от 01.11.2022, служебное удостоверение, диплом.
Суд
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Сибирский Федеральный научно-клинический центр федерального медико-биологического агентства" (далее - истец, ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу (далее - апеллянт, ответчик, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу) 73 579 руб. долга за оказанные медицинские услуги.
Решением от 01.11.2022 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в части, покрытой тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В обоснование жалобы ее подателем указано на то, что судом первой инстанции при вынесения решения не учтены интересы внутреннего публичного порядка, принципы оказания медицинской помощи, а также особый правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы в части реализации права на медицинскую помощь приравненным к статусу военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел России, МЧС России, таможенных органов.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенные ими в письменном виде позиции.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ФГБУ СибФНКЦ ФМБВ России (исполнителем) и УФСИН России по Томской области (заказчиком) на 2019 год и 2020 год были заключены государственные контракты N 94/19/3-123-ПД от 26.04.2019 и N 34/20/3-135-ПД от 12.03.2020 на оказание медицинской помощи сотрудникам УФСИН России по Томской области.
В 2019 и 2020 годах сотрудникам УФСИН России по Томской области также были оказаны медицинские услуги в неотложных случаях, до заключения государственного контракта, согласно пункту 5 Правил оказания медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 911 от 31.12.2004.
В рамках рассмотрения дела N А67-3764/2021 по иску ФГБУ СибФНКЦ ФМБВ России к УФСИН России по Томской области о взыскании задолженности за оказанные медицинские услуги в размере 137 017 руб. от УФСИН России по Томской области была получена информация, что одна из сотрудниц из списка работников, которым были оказаны услуги, Санникова С.Н. не является сотрудником УФСИН России по Томской области.
В связи с этим, в рамках рассмотрения вышеуказанного судебного дела, был сделан запрос в ГУФСИН России по Кемеровской области, в ответе N 43/ТО/5-15848 от 19.07.2021 на который указанное учреждение сообщило, что Санникова С.Н. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 20.10.2008, в должности оператора отдела охраны ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу с 08.05.2015.
Указанные обстоятельства послужили основанием для уменьшения истцом исковых требований в рамках дела N А67-3764/2021 и направления в адрес ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу претензии N 01/630 от 14.02.2022 с требованием о перечислении 73 579 руб. задолженности за оказанные Санниковой С.Н. медицинские услуги за октябрь 2019 года.
В ответе на претензию N исх-43/ТО/42-4-711 от 10.03.2022 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу признало факт оказания услуги и наличие задолженности, сообщило, что может заключить контракт и возместить затраты за оказанные медицинские услуги сотруднику ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу Санниковой С.Н., в соответствии с тарифным соглашением Территориального фонда ОМС по Томской области, действующим на момент оказания услуг (октябрь 2019 года).
Истец в ответе N 01/1604 от 15.04.2022 на указанное письмо сообщил, что медицинская помощь, оказанная сотруднику ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, не оплачивается из средств обязательного медицинского страхования, поскольку этот орган освобожден от уплаты страховых взносов в фонды ОМС. В связи с тем, что медицинская помощь оказывалась сотруднику УФСИН России, не застрахованному по обязательному медицинскому страхованию, при исчислении стоимости оказанных услуг исходя из тарифов ОМС, учреждение здравоохранения лишено возможности возместить в полном объеме затраченные на лечение гражданина средства. Следовательно, возмещение расходов учреждению здравоохранения за медицинскую помощь, оказанную им сотруднику УФСИН России по Кемеровской области, должно осуществляться с учетом полного погашения расходов на такую помощь.
Неисполнение ответчиком предъявленных истцом требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения ФГБУ СибФНКЦ ФМБВ России в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
Отношения, связанные с медицинским обеспечением сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ).
Согласно положениям статьи 10 указанного Закона сотрудник УФСИН России имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения.
Порядок медицинского обеспечения сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 911 от 31.12.2004 утверждены Правила оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее - Правила N 911).
Указанными правилами гарантируется оплата оказанных учреждениями здравоохранения по договорам с УФСИН России медицинских услуг, которые не могут быть оплачены из фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) в связи с тем, что данное учреждение освобождено от уплаты страховых взносов в ФОМС.
Так, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) военнослужащие и приравненные к ним в организации оказания медицинской помощи лица выведены из числа застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, сотрудники УФСИН России не включены в систему обязательного медицинского страхования, на них не возложена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Поскольку медицинскую помощь и иные медицинские услуги медицинское учреждение оказывало сотруднице заказчика, не застрахованной в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), при исчислении стоимости оказанных услуг по тарифам ОМС учреждение здравоохранения лишено возможности полностью возместить затраченные на лечение данных граждан средства. Расходы такого учреждения на медицинскую помощь сотрудникам управления должны возмещаться полностью.
Пунктом 2 Правил N 911 в редакции от 28.08.2018 с изменениями от 24.04.2019, действующей в спорный период, расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи указанным сотрудникам возмещаются территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят службу сотрудники по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в организации здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором об оказании медицинской помощи сотрудникам заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и организацией здравоохранения.
При этом, суд первой инстанции правомерно учел, что спорные медицинские услуги оказаны в октябре 2019 года, то есть в период до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации N 882 от 09.06.2021 в Правила N 911.
При этом как следует из положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил N 911 организация здравоохранения в течение 5 суток после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) лиц, указанных в пункте 2 Правил, оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения об оказанной медицинской помощи и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, с указанием банковских реквизитов этой организации и его почтового адреса.
Указанные документы представляются один раз в месяц за всех пролеченных в этот период военнослужащих или сотрудников, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Одновременно организация здравоохранения информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в организации указанных военнослужащих или сотрудников, а также граждан, уволенных с военной службы, и о возмещении федеральными органами исполнительной власти расходов на оказание военнослужащим или сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, медицинской помощи за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели.
В пункте 5 Правил N 911 указано на то, что при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам в экстренной или неотложной форме организацией здравоохранения, не заключившей договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа).
Таким образом, положения указанного нормативного акта предусматривают, что оказание учреждением здравоохранения лицам, указанным в пункте 2 Правил медицинской помощи (включая и неотложную) может осуществляться как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового.
Указанные положения коррелируют с позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, в соответствии с которой не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что на территории ЗАТО Северск не осуществляют деятельность медицинские организации МВД РФ, МЧС РФ, оказывающие соответствующую медицинскую помощь, а также неотложного характера оказанной медицинской помощи.
Апелляционная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В свете изложенного доводы апелляционной жалобы представляются не основанными на нормах права и обстоятельствах дела. Так, расчет стоимости оказанных услуг по тарифам, установленным медицинской организацией, не нарушает прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, поскольку расходы на ее оказание несет ответчик.
Равным образом по той же причине особый статус сотрудников уголовно-исполнительной системы заключается не в расчете стоимости медицинских услуг по прейскуранту для застрахованных в рамках программы обязательного медицинского страхования лиц, а в особом источнике покрытия расходов на оказание медицинской помощи, что, тем не менее, не исключает право каждого гражданина на ее получение на безвозмездной основе.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, который в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.11.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11904/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Р.А. Ваганова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11904/2022
Истец: ФГБУ "Сибирский Федеральный Научно-Клинический Центр Федерального Медико-Биологического Агентства"
Ответчик: ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу