город Воронеж |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А08-3764/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от областного государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Белгородской области": Миронов С.С. - представитель по доверенности N 255-11/8133/1 от 09.09.2022, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области: Сотникова О.В. - представитель по доверенности 01/23 от 09.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, предъявлен паспорт; Обухова А.М. - представитель по доверенности N 02 от 09.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, представлен паспорт.
от общества с ограниченной ответственностью" ИЦ Ориентир" представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Белгородской области" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.11.2022 по делу N А08-3764/2022 по заявлению областного государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Белгородской области" (ИНН 3123012298, ОГРН 1023101662154) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ИЦ Ориентир",
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства Белгородской области" (далее - ОГБУ "УКС Белгородской области", заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородский УФАС России, управление) от 15.02.2022 года N 14 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 01.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОГБУ "УКС Белгородской области" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает решение УФАС по Белгородской области от 15.02.2022 года N 14 незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Указывает, что протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта не составлен и не размещен в единой информационной системе и на электронной площадке, так как у Заказчика имелись все основания полагать, что ООО "ИЦ Ориентир" готово поставить товар на наиболее выгодных условиях.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УФАС по Белгородской области.
Представитель ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители УФАС по Белгородской области на доводы апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "16" часов "40" минут "25" января 2023 года.
В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
11.11.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakunki.gov.ru 11.11.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - "Поставка, сборка и установка спортивного оборудования для объекта: "Капитальный ремонт учебно-спортивного комплекса ОГАПОУ "Белгородский индустриальный колледж"".
Начальная (максимальная) цена контракта -1 099 497,00 рублей.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.11.2021 N 0326200000321000521-3, победителем аукциона был признан участник - ООО "ИЦ Ориентир", который предложил наиболее низкую цену контракта.
29.11.2021 заказчиком на основании части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта, подлежащий заключению с ООО "ИЦ Ориентир" по итогам проведения Электронного аукциона.
ООО "ИЦ Ориентир" в нарушение положений части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в установленный срок на электронной площадке не подписало усиленной электронной подписью размещенный заказчиком проект контракта, протокол разногласий не размещался.
08.12.2021 ООО "ИЦ Ориентир" разместило подписанный проект контракта на электронной площадке.
Вместе с тем, заказчиком не составлен и не размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта.
В Белгородское УФАС России поступила информация от ООО "ИЦ Ориентир" о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при заключении контракта по итогам электронного аукциона "Поставка, сборка и установка спортивного оборудования для объекта: "Капитальный ремонт учебно-спортивного комплекса ОГАПОУ "Белгородский индустриальный колледж"" (закупка N 0326200000321000521) (далее - Электронный аукцион).
Установив нарушение заказчиком требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, управлением вынесено решение от 18.02.2022 N 14, которым ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" признано нарушившим части 13 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Не согласившись с решением УФАС, ОГБУ "УКС Белгородской области" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, закон о контрактной системе).
В части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ. Подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (часть 7 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Согласно части 13 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 данной статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 указанной статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).
При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Из материалом дела усматривается, что проект контракта, размещен заказчиком 29.11.2021 в единой информационной системе.
ООО "ИЦ Ориентир" в нарушение положений части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в установленный срок на электронной площадке не подписало усиленной электронной подписью размещенный заказчиком проект контракта, протокол разногласий не размещался.
Однако, заказчиком в нарушение части 13 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не составлен и не размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта.
Указанные обстоятельства следуют из материалов дела и фактически лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Принимая решение об участии в процедуре размещения заказа и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям этого закона, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанным победителем аукциона.
Согласно специфике документооборота на электронной площадке невыполнение участником электронных торгов таких требований является правовым риском признания его уклонившимся от заключения контракта, поскольку наличие у него соответствующего волеизъявления на заключение контракта должно быть реализовано в установленном законом порядке.
Претендуя на заключение контракта путем участия в аукционе, общество не только обязано было учитывать специфику заключения контрактов на электронной площадке, но и исполнить соответствующую обязанность в установленном законом порядке.
Подписание ООО "ИЦ Ориентир" проекта контракта и представление банковской гарантии с нарушением установленных сроков, не освобождает заказчика от обязанности, предусмотренной частью 13 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В установленном законом порядке победитель не сообщал заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих своевременному заключению контракта.
Требования части 13 статьи 83.2 для заказчика являются обязательными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов при рассмотрении апелляционной жалобы судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.11.2022 по делу N А08-3764/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-3764/2022
Истец: ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
Третье лицо: ООО "Инжиниринговый центр Ориентир"