г. Москва |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А40-186563/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЦЭлТ
на решение Арбитражного суда города Москвы 11.11.2022 по делу N А40-186563/2022,
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью "Фрутимпэкс"
к Центральной электронной таможне
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Хмара Инна по доверенности от 15.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Ефимов А.А. по доверенности от 29.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2022, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "ВИНХОЛЛ+" (далее - заявитель, общество) о признании незаконным решения Центральной электронной таможни (таможенный орган, ЦЭлТ) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (ДТ) N 10131010/100322/3144833 после выпуска товаров от 05 июня 2022 года, суд также обязал ЦАТ устранить допущенное нарушение прав заявителя в установленном таможенным законодательством порядке и сроки.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ЦЭлТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ЦЭлТ поддержал доводы жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения таможенного органа.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, полагает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно. Отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ приобщён к материалам дела.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав позицию участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2022.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 05.06.2022 Решением Центрального таможенного поста (Центра электронного декларирования) Центральной электронной таможни, были внесены изменения (дополнения) в сведения заявленные в ДТ N 10131010/100322/3144833, так как документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4, 6 статьи 325 ТК ЕАЭС, не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений (далее по тексту - Решение).
В соответствии с данными содержащимися в информационных базах таможенного органа, было установлено выявление более низкой цены по сравнению с ценой идентичных/однородных товаров, декларирование которых осуществлялось другими участниками внешнеэкономической деятельности с более высоким индексом таможенной стоимости.
В качестве основания вынесения Решения таможенный орган указал на не устранение документами и (или) сведениями, запрошенными таможенным органом в соответствии с пунктами 4, 6 статьи 325 ТК ЕАЭС оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить документы или сведения о товаре только в двух случаях: 1) представленные документы не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлено нарушение таможенного законодательства или недостоверность сведений в документах.
При этом согласно пункту 5 статьи 325 ТК ЕАЭС запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 указанной статьи должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений. Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.
Среди признаков недостоверности таможенный орган в запросе документов указывает:
выявление несоответствия сведений в представленных документах;
выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных/однородных товаров;
наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена.
Однако, указывая на выявление несоответствия сведений в представленных таможенных документах, таможенный орган не указывает, какие именно сведения и чему именно не соответствуют.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений статей 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
При декларировании товара наряду с другими документами декларантом представлены, в том числе, Контракт N 01-01/2022 от 18.01.2022 года, Спецификации к данному контракту N 6 от 07.02.2022 года, согласно которым между сторонами достигнута договоренность о поставке 400 мешков фисташек сырых в скорлупе механически очищенных, размером 30-32, вес нетто 20 000 кг по цене 5,630 долларов за 1 кг веса нетто, а всего на сумму 112 600 долларов США, на условиях поставки DAP Москва. Факт поставки указанного товара подтверждается CMR N 087077 и ДТ N 10131010/100322/3144833, которые так же были предоставлены таможенному органу. Более того, декларант предоставил письменные пояснения относительно формирования товарной партии и условий сделки, но они безосновательно не были учтены таможенным органом.
Выявление несоответствия сведений о цене товара содержащейся в документах представленных заявителем с ценовой информацией имеющейся в таможенном органе в "Мониторинг-Анализ" и АИС "АС-КТС" не подтверждено достаточными и достоверными доказательствами, носит противоречивый характер не нарушает право ЕАЭС и таможенное законодательство РФ.
Основывая оспариваемое решение ценовой информацией имеющейся в таможенном органе в "Мониторинг-Анализ" и АИС "АС-КТС", таможенный орган не верно истолковывает положения статьи 37 ТК ЕАЭС в части определения "идентичных", "однородных" и "товаров того же класса и вида".
Ввиду изложенного, довод таможенного органа об отсутствии у него достоверной информации о том, как сформировалась товарная партия и основные условия организации сделки, не обоснован таможенным органом и опровергнут представленными декларантом при декларировании и при ответах на запросы таможенного органа документами.
В соответствии с пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (статья 340 ТК ЕАЭС).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения, либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
Закрепленные в статье 324 ТК ЕАЭС полномочия таможенного органа исключают произвольный подход к порядку определения и заявления таможенной стоимости товаров.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" указано, что в соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (здесь и далее также - таможенный представитель) данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее - АПК РФ и КАС РФ соответственно).
Согласно ДТ N 10131010/100322/3144833 ООО "Фрутимпэкс" на территорию ЕАЭС ввезен товар из Исламской республики Иран - Фисташки натуральные сырые, в скорлупе, калибр 30-32, расфасованы в упаковку не для розничной продажи. Упакованы в мешки массой нетто по 50 кг. лот 1396. Дата изготовления 02.2022. срок годности: 02.2024
Таможенный орган не учитывает то обстоятельство, что согласно пункту 1.1. Контракта N 01-01/2022 от 18 января 2022 года поставка товара осуществлялась на условиях DAP Moscow в редакции Инкотермс 2010, т.е. расходы по доставке до г. Москвы включены в цену товара, а ДТ, взятая таможенным органом для расчета таможенной стоимости выпущена в г. Калининграде (о чем свидетельствует код таможенного органа на ДТ), что так же оказывает влияние на цену товара в сторону ее увеличения из-за расстояния между грузоотправителем и грузополучателем и способа доставки, в том числе по территории ЕАЭС.
Кроме того, примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
Применяя положения пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС, таможенный орган, между тем, ошибочно полагает о невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, которая должна применяться последовательно в первую очередь и в максимально возможной степени.
Ссылаясь на нарушение требований п.п. 2 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенный орган не учитывает разъяснения приведенные в 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", согласно которого по смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 39 Таможенного кодекса примененная сторонами сделки цена товаров признается неприемлемой для целей таможенной оценки, несмотря на достоверность представленных декларантом сведений, если установлены условия или обязательства, влияние которых на продажу или цену ввозимых на таможенную территорию товаров невозможно измерить в стоимостном (денежном) выражении. В этом случае определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними не производится. Следует учитывать, что основанный на данной норме Таможенного кодекса отказ таможенного органа от применения первого метода определения таможенной стоимости должен быть обоснован наличием конкретных условий или обязательств (в том числе информация о которых не представлена декларантом таможенному органу), способных оказывать такое влияние, которые должны быть сформулированы таможенным органом. К числу рассматриваемых условий и обязательств, например, могут быть отнесены принятие покупателем на себя обязательства по дополнительному приобретению иных товаров, установление цены ввозимых товаров в зависимости от цены товаров или услуг, реализуемых во встречном порядке.
Однако в оспариваемом решении таможенный орган не указывает, наличие каких именно условий и обязательств во взаимоотношениях между сторонами позволили ему сделать вывод о наличии обстоятельств, влияние которых на цену сделки не может быть количественно определено и какие именно обстоятельства он признает таковыми.
Согласно разъяснениям в пункте 9 того же Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара. В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
Факт заключения сделки подтверждается представленными декларантом таможенному органу документами, а именно Контрактом N 01-01/2022 от 18.01.2022 года, Спецификацией N 6 от 07.02.2022 г. к указанному контракту, Декларацией на товары N 10131010/100322/3144833, Коммерческим инвойсом N 21.00/864 от 10.02.2022 года, CMR 087077, а так же иными документами и пояснениями представленными заявителем при декларировании товара и по запросам таможенного органа.
Факт исполнения сделки дополнительно подтвержден ведомостью банковского контроля (предоставлялась при ответе на запросы таможенного органа), формируемой в том числе, с участием таможенных органов.
Согласно пункту 9.2. Контракта N 01-01/2022 от 18.01.2022 к правоотношениям сторон применяется право Российской Федерации. Согласно статьям 486 и 516 ГК РФ расчеты за поставляемый товар производятся в сроки, предусмотренные в договоре. Законодательство РФ не ограничивает стороны какими-либо предельными сроками оплаты. Следовательно, вывод таможенного органа о сомнительности сделки с отсрочкой платежа в 180 дней и применении к правоотношениям сторон обычаев не обоснован, противоречит законодательству РФ и представленным документам.
Метод по стоимости сделки N 1 согласно статье 39 ТК ЕАЭС может применяться не только при фактической оплате товара, но и при оплате товара в будущем в соответствии с достигнутыми между сторонами договоренностями.
Кроме того, гражданское законодательство РФ не предусматривает такого основания недействительности сделки, как длительный срок оплаты и/или отсутствие одного из перечисленных в договоре документов (в частности экспортной декларации). Пояснения поставщика относительно экспортной декларации были предоставлены заявителем в ответе на запрос таможенного органа 11.03.2022 (ответ исх. N 35 от 06.05.2022), однако, без оснований не были учтены таможенным органом при вынесении решения.
Таможенный орган ссылается на отсутствие экспортной декларации, а также на согласованную сторонами в пункте 4.7. контракта N 01-01/2022 от 18.01.2022 обязанность предоставлять такой документ в комплекте товаросопроводительных документов. Во исполнение данного условия контракта декларант затребовал от поставщика экспортную декларацию. Письмом от 20.01.2022 поставщик сообщил о невозможности предоставить экспортную декларацию с указанием соответствующих причин.
Предусмотренная обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота. В связи с изложенным считаем, что декларант принял все зависящее от него меры и заблаговременно собрал доказательства, подтверждающие действительное приобретение товара по такой цене и доступные для получения в условиях внешнеторгового оборота для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Таможенный орган приводит пункте 4 Контракта, в котором предусмотрена отсрочка платежа в течение 180 дней с момента поставки товара, а также делает оценочный вывод о том, что цена сделки вызывает сомнение на том основании, что отсрочка должна была быть покрыта безотзывной либо отзывной гарантией. Вместе с тем ни законодательством, ни договоренностью сторон, ни коммерческой практикой такая обязанность по оформлению гарантии на стороны не возложена. На момент ответа на запрос таможенного органа, равно как и на момент принятия оспариваемого решения срок оплаты за товар не наступил. Однако после принятия решения таможенным органом оплата произведена в полном объеме.
Таможенный орган также поставил под сомнение объяснения декларанта о формировании товарной партии, а также ссылается на отсутствие согласования основных условий сделки. Вместе с тем, в информационном письме от 20.05.2022 N 10-05 декларант пояснил, что цена устанавливается путем прямых переговоров с учетом текущей конъюнктуры рынка и стоимости транспортных расходов. После согласования цен на следующий период мы подписываем соответствующую Спецификацию. В письме от 21.04.2022 поставщик предоставил информацию о формировании цены на товар с расшифровкой соответствующих затрат. В письме от 06.05.2022 N 01-05 декларант процитировал положения контракта и указал на согласованную отсрочку платежа.
Однако, данные выводы таможенного органа не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, поскольку данной информации достаточно для понимания, что товарная партия формируется исходя из потребностей покупателя на основании согласованных цен, а все существенные условия сделки фиксируются сторонами в спецификации, которая была предоставлена в ходе проверки.
Также материалами дела опровергаются выводы таможенного органа о том, что декларантом не были предоставлены транспортные документы с соответствующими отметками, поскольку в ходе проверки была предоставлена CMR 087077.
Относительно информации об участии третьих лиц, имеющих отношение к перемещению товара, несмотря на согласованные сторонами условия поставки DAP, Москва, декларант изыскал возможность предоставить в таможенный орган счет на оплату транспортных услуг и страховой полис, хотя на условиях, согласованных сторонами, обязанности по перевозке товара до г. Москвы возложены на поставщика.
Ссылки таможенного органа на отсутствие документов по реализации товара несостоятельны, поскольку, данные документы не были запрошены таможенным органом ни запросом от 11.03.2022 г., ни дополнительным запросом от 21.05.2022 г. Прайс-лист в ходе дополнительной проверки был предоставлен. Данный документ не является публичной офертой. При этом публичный прайс-лист у поставщика товаров отсутствует и цены предоставляются на основании запроса потенциального покупателя при выборе товара. Как указано в письме от 06.05.2022 г. N 04-05, единого прайс-листа для какого-либо региона, страны и периода не существует. Цены устанавливаются, как было отмечено ранее, путем прямых переговоров с учетом текущей конъюнктуры рынка и стоимости транспортных расходов и оформляются соответствующей спецификацией. Во исполнение запроса сведений о формировании цены на товар в ходе дополнительной проверки дополнительно была предоставлена расшифровка расходов, из которых складывается цена за товар. Исходя из коммерческой практики, данная информация поставщиками обычно не предоставляется в связи с коммерческой тайной, однако в целях доказывания таможенной стоимости была предоставлена таможенному органу.
В информационном письме от 06.05.2022 N 03/05 декларант сообщил, что отчет об оценке товара не проводился, в связи с чем информация из нейтральных источников о стоимости товара неизвестна. Аналитические материалы, касающиеся ценообразования поставляемой продукции на мировом рынке, компания предоставить не может, так как возложение на декларанта обязанности собирать и предоставлять указанные документы и сведения, означало бы необходимость иметь в штате организации, как минимум одного сотрудника, занимающегося аналитической деятельностью, либо проводить экономически необоснованные исследования. В целом декларанта устраивает качество товара, срок поставки и цена продажи, что в совокупности позволяет достаточно выгодно реализовать товар на внутреннем рынке РФ. Также у декларанта отсутствует доступ к данным поставок идентичных, однородных товаров иных продавцов и покупателей, в связи с чем, запрашиваемый данным пунктом сравнительный анализ цен не мог быть им предоставлен.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявителем представлены достаточные доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар. Все коммерческие документы имелись в распоряжении таможни в ходе таможенного контроля таможенной стоимости партии товаров по спорным ДТ, в том числе с переводом на русский язык и подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки. Указанная Заявителем в графе 22 стоимость товаров совпадает с ценой, указанной в коммерческих документах, и, как следствие, с ценой, подлежащей уплате продавцу, согласно формулировке пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п.п. 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально
Однако, Таможенным органом при вынесении оспариваемого решения не учтено, что согласно пункту 1.1. Контракта N 01-01/2022 от 18.01.2022 года продавец поставляет товар на условиях DAP Moscow в редакции Инкотермс 2010 (базис поставки). Кроме того, согласно пункту 2.3. указанного Контракта в цену товара включена стоимость тары, упаковки, маркировки и транспортировки, а так же иные расходы продавца, связанные с экспортными таможенными процедурами в отношении товара в рамках избранного сторонами базиса поставки.
Указанные условия означают, что продавец передает товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, названному им перевозчику для перевозки товара до места назначения. Продавец обязан оплатить расходы, необходимые для доставки товара в указанное место назначения. В соответствии с данными условиями поставки продавец должен нести все расходы и риски для доставки товара до места назначения.
Таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункт 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС.
Соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку) товаров, обозначенных в данной норме, может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров, типов заключенных гражданско-правовых договоров (транспортной экспедиции, перевозки и т.п.)
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отмечает, что определение таможенной стоимости должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой, обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота. В случае если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу, непредставление указанных документов не может являться единственным основанием для перерасчета таможенной стоимости товара.
Таким образом, таможенный орган необоснованно настаивает на предоставлении копии полного прайс-листа являющегося публичной офертой производителя (продавца) и не учитывает данные декларантом пояснения, предоставленные на запросы таможенного органа, относительно запрошенных документов. Контракт обязанности поставщика предоставлять покупателю прайсы на указанных таможенным органом условиях не содержит. Все предоставленные поставщиком документы заявителем таможенному органу были предоставлены в ответах на запросы, в том числе с переводом на русский язык.
Информация прайс-листа может являться лишь справочной, либо проверочной величиной в совокупности с иными коммерческими документами, но не основным коммерческим документом, свидетельствующим об условиях конкретной сделки, ни тем более основанием для корректировки таможенной стоимости.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований Таможенного кодекса следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (пункт 6, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
Каких-либо доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных обществом сведений о стоимости товаров таможенным органом при вынесении решения не представлено
Между тем, признавая заявленную обществом таможенную стоимость недостоверной и проводя ее корректировку, таможенный орган не раскрывает условия поставки по ДТ N N 10012020/100322/3025584, положенной им в основу расчета стоимости товара, в том числе выделены ли в ней транспортные расходы по территории ЕАЭС из цены товара, а так же не учитывает место доставки по территории ЕАЭС (Калининград, а не Москва).
При таких обстоятельствах расчет таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделки с ввозимыми товарами без учета базиса поставки конкретной сделки привели к произвольному определению таможенной стоимости поставленных товаров, что не отвечает принципам и правилам определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, установленным статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, а также главой 5 Таможенного кодекса, правовыми актами Евразийской экономической комиссии.
Действия таможенного органа по расчету стоимости товара не соответствующие праву ЕАЭС и таможенному законодательству РФ привели к нарушению прав Заявителя, выразившиеся в незаконном взыскании с Заявителя таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет денежного залога в размере 1 152 076,16 руб., что подтверждается Уведомлением о взыскании от 06 июня 2022 года N 10100000/2022/УДЗЗ/0007090.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Апелляционный суд полагает, что судом первой инстанций были установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы направлены лишь на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, ввиду чего являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не могут быть положены в основу отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьёй 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь сватьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2022 по делу N А40-186563/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186563/2022
Истец: ООО "ФРУТИМПЭКС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63203/2023
16.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12301/2023
01.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-91474/2022
11.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-186563/2022