г. Челябинск |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А76-22392/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легпром" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2022 по делу N А76-22392/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Легпром" - Зызина Н.А. (доверенность от 12.01.2023, диплом, паспорт, свидетельство о заключении брака, свидетельства о перемене имени);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Челябинской области - Шувалов М.Ю. (доверенность от 16.01.2023, служебное удостоверение N 369907, диплом).
Представители общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Зюраткуль" в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "Легпром" (далее - заявитель, общество "Легпром") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС России N 18 по Челябинской области, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.11.2021 N 3493 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Зюраткуль" (далее - третье лицо, общество "Зюраткуль").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2022 (резолютивная часть решения объявлена 03.11.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "Легпром" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на нарушение норм процессуального права, выразившееся в неправомерном непривлечении в качестве третьего лица Администрации Саткинского муниципального района Челябинской области. Так, обществом "Легпром" 03.11.2022 направлено в суд ходатайство о привлечении в качестве третьего лица. В решении отсутствует указание, что судом рассмотрено и удовлетворено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица Администрации Саткинского муниципального района Челябинской области.
По мнению подателя жалобы, выводы налогового органа основаны на недопустимых доказательствах, полученных вне рамок налоговой проверки.
К дате судебного заседания со стороны МИФНС России N 18 по Челябинской области поступил отзыв.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель МИФНС России N 18 по Челябинской области с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка в отношении общества "Легпром" на основе уточненного (корректировка N 3) расчета по страховым взносам за 2020 год.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией сделан вывод о том, что заявителем в нарушение п. 1 ст. 54.1, пп. 12 п. 1 ст. 427, п. 10.1 ст. 427 НК РФ неправомерно применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении 36 застрахованных лиц с выплат в сумме 5 928 621,89 руб. по причине умышленного отражения в расчете по страховым взносам за 2020 год недостоверной информации о количестве работников, занятых на новых рабочих местах в отношении:
1) 6 физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. Доначислены страховые взносы на ОПС - 14690,33 руб., на ОМС - 4832,72 руб., в ФСС - 2614,56 руб.
2) 18 физических лиц, в отношении которых не были созданы новые рабочие места. Неправомерное применение пониженных тарифов установлено в отношении 20 физических лиц, при выплате дохода двум лицам налоговая база отсутствует. Доначислены страховые взносы на ОПС - 464326,24 руб., на ОМС -197036,65 руб., в ФСС -14305,48 руб.
3) 10 физических лиц, чьи рабочие места располагались не на территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР). Доначислены страховые взносы на ОПС - 154978,01 руб., на ОМС - 65205,18 руб., в ФСС - 5058,41 руб.
Результаты проверки отражены в акте от 07.10.2021 N 9774.
По итогам состоявшегося рассмотрения материалов проверки инспекцией принято решение от 29.11.2021 N 3493 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщику начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в общей сумме 923 047 руб. 57 коп., пени в размере - 145 339 руб. 80 коп., штраф по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 149 137 руб. 90 коп.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, налогоплательщик направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 09.03.2022 N 16-07/001379 вышеуказанное решение инспекции утверждено.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения, признав оспоренное решение налогового органа соответствующим закону.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ налоговым правонарушением является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 этого Кодекса. Санкцией этой нормы предусмотрен штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Пунктом 3 статьи 122 НК РФ установлено, что деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Положениями введенной статьи 54.1 НК РФ предусмотрено, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1).
Из материалов дела следует, что общество "Легпром" в расчете по страховым взносам за 2020 год применен пониженный тариф при исчислении страховых взносов, установленного подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в отношении 192 застрахованных лиц.
Согласно заключенному 16.06.2017 соглашению об осуществлении деятельности на ТОСЭР, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Челябинской области "Бакал" (далее - Соглашение), ООО "Легпром" реализует инвестиционный проект "Организация швейного производства и изготовление пластиковых кейсов для нужд Министерства обороны РФ (далее - "Проект").
Пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются плательщиками, указанными в пункте 1 статьи 427 данного Кодекса, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4-12 статьи 427 (пункт 3 статьи 427 НК РФ).
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ определено одно из условий, которым является получение организацией или индивидуальным предпринимателем статуса резидента ТОСЭР в соответствии с Законом N 473-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 473-ФЗ закреплено, что резидентом ТОСЭР признается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), и которые заключили в соответствии с настоящим законом соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР и включены в реестр резидентов ТОСЭР.
Такие лица признаются резидентами ТОСЭР с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов (часть 12 статьи 13 Закона N 473-ФЗ).
На ТОСЭР предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, который включает в себя особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОСЭР; особенности налогообложения резидентов ТОСЭР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога; иные предусмотренные данным федеральным законом и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N 473-ФЗ резиденты территории опережающего социально-экономического развития не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории опережающего социально-экономического развития.
Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
В целях пункта 10.1 статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития.
При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Таким образом, по общему правилу резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
Лицо, имеющее обособленные подразделения за пределами ТОСЭР, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых в его обособленных подразделениях, находящихся за пределами ТОСЭР.
Исходя из указанного толкования положений Закона N 473-ФЗ, судом первой инстанции обоснованно поддержаны выводы налогового органа о том, что применение пониженных тарифов при исчислении страховых взносов невозможно в отношении:
- 6 физических лиц, осуществляющих деятельность не в рамках трудовых правоотношений, а работающих по гражданско-правовым договорам;
- 18 физических лиц, которые трудоустроены налогоплательщиком без изменения их прежнего места осуществления трудовой деятельности в г. Бакал, трудовой функции, должности в иной организации - обществе "Зюраткуль". Налоговым органом установлена и подтверждена взаимная связь данной организации и общества "Легпром" через общих учредителей и руководителей, с совпадением IP адресов, контрагентов, основных средств и оборудования. Как следует из результатов опроса 51 сотрудников, 36 % из них считают своим руководителем директора общества "Зюраткуль" Китова Ю.И.;
- 10 физических лиц, чьи рабочие места располагались в г. Сатка и в р.п. Сулея, то есть не на территории ТОСЭР.
Проведенной проверкой установлено наличие в действиях налогоплательщика умысла, направленного на получение необоснованной налоговой экономии путем применения пониженных тарифов при исчислении страховых взносов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не удовлетворение ходатайства о привлечении в качестве третьего лица Администрации Саткинского муниципального района Челябинской области суд не признает процессуальным правонарушением, влекущим незаконность вынесенного судебного акта. Предметом спора является решение инспекции, вынесенное в рамках налоговых правоотношений общества "Легпром" и налогового органа, Администрация Саткинского муниципального района Челябинской области участником спорных налоговых правоотношений не является.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2022 по делу N А76-22392/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легпром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-22392/2022
Истец: ООО "Легпром"
Ответчик: МИФНС N 18 по Челябинской области
Третье лицо: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЗЮРАТКУЛЬ"