г. Вологда |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А44-2126/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Писаревой О.Г. и Селецкой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городского округа Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 сентября 2022 года по делу N А44-2126/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Веста" (ИНН 5321181213, ОГРН 1165321051653; адрес регистрации: 173024, Великий Новгород, улица Свободы, дом 25, офис 209; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (ИНН 5321040050, ОГРН 1035300289364; адрес регистрации: 173007, Великий Новгород, улица Мерецкова-Волосова, дом 13; далее - Комитет) о взыскании неосновательного обогащения в размере повышающего коэффициента, начисленного в связи с отсутствием в муниципальных жилых помещениях индивидуальных приборов учета холодной, горячей воды и электрической энергии, за период с октября 2019 года по декабрь 2021 года в сумме 152 571 руб., а также законной неустойки в сумме 79 832 руб. 82 коп., начисленной за период с 26.11.2019 по 16.08.2022 (с учетом уточнения требований, принятого судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 29.09.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, истцом не доказан факт неосновательного обогащения, кроме того, действующее законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу.
Общество с аргументами апеллянта не согласилось по основаниям, приведенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ, пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" (далее - Постановление N 57).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления N 57, судебный акт (копия судебного акта) считается полученным лицом, которому он, в силу положений процессуального законодательства, высылается посредством его размещения на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа, на следующий день после дня его размещения на указанном сайте.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в собственности муниципального образования городской округ Великий Новгород в период с октября 2019 года по июнь 2020 года находились жилые помещения, расположенные в Великом Новгороде по следующим адресам: улица А. Корсунова, дом 49, квартиры N 1 (коммунальная), 35; улица Ломоносова, дом 7, квартира 16; проспект Мира, дом 9, квартиры N 166, 167, 208; улица Псковская, дом 34, квартиры N 88, 90, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг и электрической энергии (далее - ИПУ).
Общество является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг в отношении указанных многоквартирных домов (далее - МКД) на основании договоров, заключенных с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и ресурсоснабжающими организациями.
Полагая, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ находящихся в муниципальной собственности Великого Новгорода жилых помещений в МКД, Общество обратилось в арбитражный суд с иском об уплате задолженности, составляющей разницу между платой за коммунальные услуги по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой по нормативу потребления за период с октября 2019 года по декабрь 2021 года, что составило 152 571 руб.
Суд удовлетворил требования истца в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для несогласия с принятым по делу судебным актом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 2.21 и 2.2.2. Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 29.12.2015 N 5532, основными задачами комитета являются осуществление полномочий Администрации Великого Новгорода по эффективному управлению, распоряжению и использованию имущества, находящего в собственности Великого Новгорода; защита имущественных интересов Великого Новгорода в соответствии с действующим законодательством.
Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма (часть 1 статьи 49 ЖК РФ).
Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме (часть 2 статьи 62 ЖК РФ) и обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 3 статьи 67).
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Вступившим в силу в ноябре 2009 года Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N603, от 26.12.2016 N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Из буквального содержания положений статьи 157 ЖК РФ, статьи 13 Закона N 261-ФЗ, системного толкования положений Правил N 309, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке.
Изложенная правовая позиция подтверждена определениями Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2019 N 307-ЭС19-6279, от 15.08.2019 N 307-ЭС19-5911.
Применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии и отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.
Критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядка ее заполнения утверждены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
В рассматриваемой ситуации Комитет, как представитель собственника названных жилых помещений, не ссылался на отсутствие технической возможности установки ИПУ холодной воды и электрической энергии в этих помещениях. Акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета электрической энергии в спорных жилых помещениях им не представлены.
Каких-либо возражений по выполненному истцом уточненному расчету суммы задолженности Комитетом не заявлено. Представленный Обществом расчет взыскиваемой денежной суммы судом проверен и признан арифметически верным.
Поскольку обязанность по оснащению жилого помещения в МКД приборами учета законодательно возложена на собственника помещения, вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания задолженности с муниципального образования в лице Комитета признается апелляционной коллегией верным.
В свете изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа Обществу в удовлетворении исковых требований.
Аргументы апеллянта об отсутствии на стороне Комитета неосновательного обогащения отклоняются как противоречащие приведенным выше нормам права и обстоятельствам дела. Возможность начисления собственнику жилых помещений платы, составляющей разницу между платой за коммунальные услуги по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и платой по нормативу потребления, начисленной нанимателям жилых помещений, соответствует названным нормам права. При этом отсутствие бюджетного финансирования, его недостаточность, не является в данном случае основанием для отказа во взыскании возникшего на стороне муниципального образования неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда, в связи с чем они отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 сентября 2022 года по делу N А44-2126/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городского округа Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Виноградов |
Судьи |
О.Г. Писарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2126/2022
Истец: ООО "Веста"
Ответчик: городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великий Новгород
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд