г. Самара |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А55-1087/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от Администрации г.о. Тольятти - Рассказчикова А.Ю., доверенность от 19.12.2022,
от Министерства управления финансами Самарской области - Медведкина М.В., доверенность от 23.12.2022,
иные участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.о. Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2022 года по делу N А55-1087/2022 (судья Шехмаметьева Е.В.), принятое
по иску Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации г.о. Тольятти
к Самарской области в лице Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области,
с участием третьих лиц: Министерства управления финансами Самарской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городского округа Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области о взыскании 3 696 739 руб. 20 коп. убытков, возникших в связи с исполнением судебных актов Центрального районного суда г. Тольятти.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство управления финансами Самарской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация г.о. Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 30 января 2023 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ответчика и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель Администрации г.о. Тольятти доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Министерства управления финансами Самарской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыве.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, долгосрочной областной программой "Государственной программой Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. N 684, долгосрочной муниципальной программой "Молодой семье - доступное жилье на 2014-2015 годы", утвержденной постановлением мэрии г.о.Тольятти от 11.10.2013 N 3155-п/1, регламентирован порядок предоставления мер государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно программе основными источниками финансирования являются средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы), средства бюджета Самарской области и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
В соответствии с разделом VI долгосрочной областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Самарской области", субсидии из бюджета Самарской области местным бюджетам предоставляются на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам программы, в рамках подпрограммы "Молодой семье-доступное жилье" до 2023 года".
Субсидии местным бюджетам из областного бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению молодым семьям социальных выплат, формируемых в том числе за счет средств, поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством из федерального бюджета, на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (далее - субсидии). Предоставление молодым семьям социальных выплат осуществлялось в соответствии с условиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", реализуемой в период 2011 - 2015 годов, а также в период 2015 - 2020 годов. Начиная с 2018 года субсидии предоставляются в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей", а начиная с 2019 года - в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (раздел 4 подпрограммы "Молодой семье -доступное жилье" далее -Подпрограммы).
Согласно п. 7.1 раздела 7 Подпрограммы полномочия ответственного исполнителя Подпрограммы осуществляет ответчик.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 3).
В соответствии с указанными Правилами право молодой семьи на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, выдача которого на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом местного самоуправления исполнительной власти субъектов Российской Федерации списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В связи с отказом в выдаче свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2020 году в Центральный районный суд г.Тольятти обратились семьи Трошиных, Семиных, Шуба, Терентьевы, включенных в рамках мероприятия в утвержденный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году, с требованиями к истцу о признании незаконными распоряжений заместителя главы городского округа Тольятти в части отказа в выдаче свидетельств.
Центральный районный суд г.Тольятти решениями от 29.05.2020 по делу N 2-1701/2020, от 16.06.2020 по делу N 2-1817/2020, от 18.06.2020 по делу N2-1941/2021, удовлетворил исковые требования вышеназванных семей, обязав администрацию городского округа Тольятти выдать семьям Трошиных, Семиных, Терентьевых свидетельства о праве на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках мероприятия, а семье Шуба -предоставить социальную выплату в рамках реализации мероприятия.
Администрация городского округа Тольятти, руководствуясь пунктом 30 Правил, а также приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 03.03.2015 N 103 "Об утверждении Порядка внесения изменений в список-молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в соответствующем году", направила в адрес министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области предложения по включению в список претендентов на получение социальных выплат в 2020 году семей Трошиных, Семиных, Шуба и Терентьевых (письма от 21.09.20 г. N 7904/5, от 14.10.2020 N 8573/5).
Письмами от 21.09.2020 N 5-06/743, от 16.10.2020 N 5-06/767 ответчик отказал во включении вышеуказанных семей в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году на основании разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о неправомочности предоставления социальной выплаты в случае превышения одним из супругов возраста 35 лет (письмо от 11.09.2020 N 5/859), в том числе и по решению суда.
Письмом от 23.11.2020 N 9747/5 администрация городского округа Тольятти повторно обратилось в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (минсоцдемографии Самарской области) с просьбой о включении вышеуказанных семей в список претендентов на получение социальной выплаты.
Ответом от 18.12.2020 г. N 5-15/1530 ответчик повторно сообщил о невозможности включения в список.
Определениями Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 13.01.2021, от 31.03.2021, от 02.02.2021, от 22.01.2021 по заявлению физических лиц изменен способ и порядок исполнения вышеуказанных решений. Данными определениями с Администрации г.о. Тольятти были взысканы социальные выплаты в пользу получателей в общем размере 3 696 739 руб. 20 коп.. Согласно платежным поручениям от 13.10.2021 N N 9269, 9270, 9272, от 07.12.2021 N 13204 вышеуказанные судебные акты были исполнены в полном объеме. В пользу получателей были перечислены социальные выплаты на общую сумму 3 696 739, 2 рублей.
Поскольку Подпрограммой установлено, что источником финансирования расходов по предоставлению социальных выплат являются средства федерального, областного и местного бюджетов, истец в уточненном исковом заявлении (л.д.79-80) указал, что денежные средства в размере 2 797 322 руб. 55 коп. (75,67% от общей суммы), должны были быть возмещены ответчиком, поскольку являются его убытками в связи с неправомерностью отказа во включении вышеуказанных семей в список претендентов на получение социальной выплаты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценив материалы дала и доводы сторон, суд считает, что понесенные истцом расходы на исполнение судебных актов не находятся в причинно-следственной связи с отказом ответчика во включении вышеуказанных семей Трошиных, Семиных, Шуба, Терентьевых в список претендентов на получение социальной выплаты, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечисление гражданам указанных денежных средств относится к вопросам местного значения и является обязанностью истца.
К вопросам местного значения, исходя из статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, а также иных полномочий органов местного самоуправления, в том числе по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечению данных граждан жилыми помещениями (статьи 14, 19, 52, 57 ЖК РФ).
Из статьи 52 Закона N 131-ФЗ следует, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), при этом бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно статье 6 БК РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ, при этом исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов (статья 53 Закона N 131-ФЗ).
Так, при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросу организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью возникают расходные обязательства муниципальных образований в Самарской области по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом муниципальное образование вправе как осуществить самостоятельное финансирование своего расходного обязательства, так и принять участие в какой-либо процедуре его софинансирования.
В целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам в соответствии с БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации (статья 63.1 Закона N 131-ФЗ).
Предоставление средств из областного бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами местного самоуправления, является не обязанностью, а правом органов государственной власти и осуществляется исключительно в форме межбюджетных трансфертов (статья 31 БК РФ).
К межбюджетным трансфертам относится также субсидия бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемая в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (статья 132 БК РФ), а также субсидия местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (статья 139 БК РФ).
В соответствии с Порядком отбора муниципальных образований в Самарской области в рамках реализации подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" до 2023 года государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2024 года в целях осуществления ими мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 351 (далее соответственно - Порядок отбора, отбор), муниципальным образованием может быть направлена заявка на участие в отборе.
В случае победы муниципального образования в отборе Самарская область заключает с муниципальным образованием соглашение о предоставлении субсидии с целью софинансирования названного расходного обязательства.
Данное соглашение заключается после заключения соответствующего соглашения о софинансировании между Российской Федерацией и Самарской областью.
Субсидии, формируемые за счет средств областного и федерального бюджета, предоставляются в целях софинансирования возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросу организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" до 2023 года государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2024 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2024 года" (далее -Подпрограмма).
Вышеуказанное следует из пунктов 1 и 2 Порядка предоставления в 2014 -2023 годах субсидий местным бюджетам из областного бюджета, формируемых в том числе за счет средств, поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством из федерального бюджета, в целях финансирования расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 351.
Подпрограммой (в ред. постановления Правительства Самарской области от 31.01.2018 N 52) (далее - Подпрограмма в редакции 2018 года) было предусмотрено, что местным бюджетам из областного бюджета предоставляются субсидии в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению молодым семьям социальных выплат, формируемых в том числе за счет средств, поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством из федерального бюджета, на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Подпрограммой в редакции 2018 года также определено, что предоставление молодым семьям социальных выплат осуществляется в соответствии с условиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, и начиная с 2018 года в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
Аналогичные положения содержит и действующая в настоящее время редакция Подпрограммы (в ред. постановления Правительства Самарской области от 03.04.2019 N 193) (с уточнением о том, что субсидии предоставляются, начиная с 2019 года в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710).
Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", предусмотрено предоставление субсидий в соответствии с соглашениями. Данные соглашения заключается ежегодно в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Российской Федерацией совместно с субъектом Российской Федерации.
В соответствии с целевой программой "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" (утв. Минстроем России 09.09.2019 N 17-П/05) предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование осуществляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее -Правила).
Согласно Правилам, право на получение социальной выплаты имеют только молодые семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - социальная выплата), а также использования таких выплат (пункт 1), предусматривают процедуру формирования и доведения до молодой семьи средств социальной выплаты.
В соответствии с названными Правилами, правом формирования списков участников мероприятий, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления.
Списки молодых семей - участников мероприятий формируются органом местного самоуправления и направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятий, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятий, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятий, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятий (пункт 26 Правил).
После доведения ответственным исполнителем мероприятий сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятий, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятий, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (согласно абзацу первому пункта 27 Правил).
Право молодой семьи - участницы мероприятия на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты (пункт 3 Правил), выдача которого осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 4 Правил).
Принятие решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении, участницей мероприятий ведомственной целевой программы Правилами отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (пункты 6, 7, 21, 22), субъект Российской Федерации и Российская Федерация такими полномочиями не обладают.
Таким образом, Самарская область вправе осуществлять софинансирование организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью расходного обязательства муниципального образования по предоставлению социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям, соответствующим ряду условий, в том числе условиям о нуждаемости в жилом помещении и не превышении каждым из супругов возраста 35 лет.
В случае не соблюдения установленных условий расходное обязательство органа местного самоуправления по вопросам местного значения софинансированию из областного и федерального бюджетов не подлежит.
Проводя в рамках Подпрограммы отбор, ответчик, являющийся ответственным исполнителем Подпрограммы, не обладает правом или обязанностью полного финансирования рассматриваемых мероприятий за счет средств областного бюджета.
Министерство уполномочено распределять субсидии и перечислять из областного бюджета одну из трех частей социальной выплаты на счет в банк, которым денежные средства, поступившие также из федерального и муниципального бюджетов, перечисляются гражданам, предоставившим соответствующие свидетельства.
Распределение субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям -победителям отбора, осуществляется по методике, приведенной в приложении 4 к Подпрограмме (далее - Методика).
В 2020 году денежные средства на обеспечение жильем молодых семей распределены из расчета 42,05 % средств федерального бюджета, 33,62 % средств областного бюджета и 24,33 % средств местного бюджета.
При этом указанное выше распределение средств трех бюджетов не возлагает на ответчика безусловную обязанность выделения местному бюджету денежных средств областного и федерального бюджетов, для перечисления данных средств требуется соблюдение ряда установленных законодательством положений, в том числе исходя из Методики и условий Правил о не превышении супругами в молодых семьях возраста 35-лет.
Изложенное свидетельствует о том, что в случае не изъявления муниципальным образованием желания привлечь средства других бюджетов для софинансирования соответствующих расходных обязательств или несоблюдения муниципальным образованием требований Правил обеспечение жильем молодых семей осуществляется из расчета 100% средств местного бюджета.
Истец заявил о причинении ему убытков, приводя аргументы об отказе ответчика во включении в список претендентов на получение социальных выплат в 2020 году четырех семей.
Судом первой инстанции установлено, что указанные семьи на момент подачи истцом соответствующих сведений после вступления в законную силу судебных актов уже не соответствовали условиям Правил, поскольку участником мероприятия не может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье превышает 35 лет, у ответчика отсутствовали правовые основания для осуществления каких-либо действий, направленных на предоставление рассматриваемым семьям социальных выплат.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Между тем, указанные действия ответчика являются полностью соответствующими требованиям законодательства, что соответствует сложившейся судебной практике: определению Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2012 N 89-АПГ12-4, от 21.11.2012 N 48-АПГ12-8, от 23.05.2012 N 44-АПГ12-4, определению КС РФ от 15.01.2015 N 3-0 и от 29.03.2016 N 699-0, апелляционному определению Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда по делу N33-4424/2015 от 24.04.2015.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.03.2016 N 699-О, условия выплат на приобретение жилья определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 января 2015 года N 122-О и др.).
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт "а" пункта 6 Правил).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О и от 23 апреля 2015 года N 997-О).
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что возможность приобретения субъективного права семьями Трошиных, Семиных, Шуба, Терентьевых на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, не была реализована в связи с неправомерностью отказов указанным семьям в выдаче свидетельств о праве на получение социальных выплат, осуществленных истцом, а не в связи с последующим отказом ответчика в софинансировании, поскольку указанные семьи уже не соответствовали требованиям Подпрограммы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования являются необоснованным и удовлетворению не подлежат.
Социальные выплаты гражданам были выплачены на основании судебных актов.
В соответствии с п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
Согласно ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Кроме того, согласно паспорту муниципальной программы, утвержденной постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 11.10.2013 N 3155-п/1 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Тольятти "Молодой семье -доступное жилье" на 2014 - 2025 годы", реализация Программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти, в том числе с учетом планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет городского округа Тольятти средств вышестоящих бюджетов, а также за счет внебюджетных средств.
В соответствии со ст. 31 БК РФ недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Указанные обстоятельства еще раз свидетельствуют о том, что реализация мероприятий в рамках расходных обязательств муниципального образования является исключительным полномочием г.о.Тольятти.
Российская Федерация и Самарская область вправе осуществлять софинансирование расходного обязательства муниципального образования по предоставлению социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям, соответствующим ряду условий, в том числе условиям о нуждаемости в жилом помещении и непревышении каждым из супругов возраста 35 лет.
В случае несоблюдения установленных условий расходное обязательство органа местно самоуправления по вопросам местного значения софинансированию из областного и федерального бюджетов не подлежит.
Учитывая изложенное, взыскание спорной суммы за счет средств бюджета Самарской области противоречит принципам Бюджетного кодекса РФ.
Относительно довода Министерства управления финансами Самарской области о том, что Администрацией г.о. Тольятти пропущен срока подачи апелляционной жалобы.
На основании ст. ст. 257 и 259 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, в течение месяца после его принятия.
Согласно ч. 2 ст. 176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
П. 2 Постановления Пленума ВАС РФ "О Процессуальных сроках" от 25 декабря 2013 г. N 99 установлено, что процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями, при этом в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (ч. 3 ст.113 АПК РФ).
При исчислении процессуальных сроков арбитражным судам надлежит учитывать следующее.
К нерабочим дням относятся выходные и нерабочие праздничные дни. Выходными днями являются суббота и воскресенье, перечень нерабочих праздничных дней устанавливается трудовым законодательством Российской Федерации.
Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало процессуального срока (ч. 4 ст. 113 АПК РФ). Установление дня окончания процессуального срока осуществляется в соответствии со статьей 114 Кодекса.
Датой принятия решения суда первой инстанции по данному делу является 20 октября 2022 года, следовательно, последний день срока, установленный для апелляционного обжалования судебного акта - 21 ноября 2022 года, т.к. 20 ноября 2022 года являлось нерабочим днем.
Как следует из материалов дела, Администрацией г.о. Тольятти подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Самарской области через систему "Мой Арбитр" 21 ноября 2022 года. Следовательно, срок подачи апелляционной жалобы не пропущен.
Исходя из вышеизложенного, у апелляционного суда отсутствуют основания для прекращения производства по апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2022 года по делу N А55-1087/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1087/2022
Истец: городской округ Тольятти в лице Администрации г.о. Тольятти
Ответчик: Самарская область в лице Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации., Министерство финансов Самарской области