г. Ессентуки |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А20-2344/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "МИН" - Дышекова Т.Э. (доверенность от 27.12.2022 N 07АА0908903), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МИН" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.11.2022 по делу N А20-2344/2022 (судья Шокумов Ю.Ж.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИН" (ОГРН 1020700738420, ИНН 0721001280, г. Москва) о признании недействительным отказа местной администрации городского округа Нальчик (ОГРН: 1020700751169, ИНН: 0711037382, г. Нальчик) в выдаче разрешения и обязании устранить нарушения, третьи лица: МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства местной администрации г.о. Нальчик" (г. Нальчик), МКУ "Департамент городского имущества и земельных отношении местной администрации г.о. Нальчик" (г. Нальчик),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МИН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным решения местной администрации городского округа Нальчик (далее - Администрация) от 24.05.2022 N 45-1-16/4868 об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязать выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства, согласно проектной документации. Также просит взыскать с Администрации государственную пошлину и судебные расходы по оплате услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства местной администрации г.о. Нальчик"; МКУ "Департамент городского имущества и земельных отношении местной администрации г.о. Нальчик".
Решением от 08.11.2022 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отказ в выдаче разрешения на строительство соответствует действующему законодательству, а требования заявителя являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Для земельного участка определены вид разрешенного и функционального использования, которые не предусматривают возведение капитального строения.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Представители Администрации, МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства местной администрации г.о. Нальчик", МКУ "Департамент городского имущества и земельных отношении местной администрации г.о. Нальчик" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, считает решение суда подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании постановлений Администрации от 10.11.2003 N 1450 "О временном порядке оформления при передаче в аренду земельных участков находящейся на территории г. Нальчика" и от 04.07.2008 N 1281 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "МИН" и в соответствии Земельным кодексом Российской Федерации, действовавшим на дату предоставления земельного участка, между Департаментом по управлению городским имуществом и Обществом заключен договор аренды от 08.07.2008 N 1829-АЗ земельного участка сельскохозяйственного использования. Соблюдение публичных процедур при заключении договора аренды подтверждается заявлением Общества о предоставлении земельного участка от 12.03.2008 N 18, публикацией о свободных участках в газете "Советская молодежь" от 26.03.2008 N 12, протоколом заседания Рабочей группы Департамента по управлению городским имуществом г. Нальчика от 01.04.2008 N 01, а также решением городской комиссии по рассмотрению выполнения и результатов государственной кадастровой оценки земель от 04.07.2008 N 14п63 (том дела 4 л.д. 76, 77, 78, 82-85). Как следует из указанных документов договор заключен по результатам рассмотрения единственной заявки. По условиям договора аренды, обществу предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: КБР, г. Нальчик, 3-й Промпроезд, с кадастровым номером 07:09:0100000:0064, площадью 30 га, вид сельскохозяйственных угодий: пашня (далее - з/у КН 0064). Согласно п. 2.4 договора на земельном участком запрещено, в том числе возводить капитальные строения и сооружения. Договор действует в течение 7 лет с 08.07.2008 по 03.07.2015 (п. 7.1).
На основании постановления Администрации от 29.04.2015 N 815 между сторонами заключено дополнительное соглашение от 29.04.2015 к договору аренды от 08.07.2008 N 1829-АЗ, определен новый срок действия аренды с 29.04.2015 по 28.04.2022, договор изложен в соответствии с типовой формой договоров аренды, утвержденной Постановлением местной администрации г.о. Нальчик от 06.10.2014 N 2016. Согласно условиям дополнительного соглашения от 29.04.2015, Обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 07:09:0100000:64, расположенный по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. 3-й Промпроезд, общей площадью 30 га (пашни), вид разрешенного использования участка: для выращивания сельскохозяйственных культур, вид функционального использования участка: для выращивания сельскохозяйственных культур (том дела 4 л.д. 87, 88-90).
29.10.2021 Общество обратилось к арендатору с заявлением N 81 об изменении вида разрешенного использования и приведении в соответствие с классификатором и действующей зоне СХ-1, указав: "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур" (том дела 4 л.д. 91).
Департаментом городского имущества и земельных отношений г.о. Нальчика издано распоряжение от 29.10.2021 N 1008 "О внесении изменений в разрешенный вид использования земельного участка", вид разрешенного использования з/у КН 0064 "для пашни" изменен на "выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур" (том дела 4 л.д. 92). С учетом изменения вида разрешенного использования з/у КН 0064 между сторонами заключено дополнительное соглашение от 02.11.2021.
18.02.2022 Общество обратилось в адрес Администрации с заявлением о выдаче разрешения на строительство универсального складского сооружения, в целях хранения выращиваемых сельскохозяйственных культур с приложением необходимых документов.
Письмом от 23.03.2022 N 45-1-17/2555 Администрация сообщила Обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство, указав, что договор аренды от 08.06.2008 N 1829-АЗ содержит запрет на возведение на участке капитальных строений (том 1 л.д. 27).
06.04.2022 письмом N 27 Общество повторно обратилось в адрес Администрации с заявлением о выдаче разрешения на строительство, указав, что дополнительное соглашение от 29.04.2015 к договору аренды не содержит запрета на возведение строений на земельном участке.
Письмом от 04.05.2022 N 45-1-16/4240 Администрация повторно отказала в выдаче разрешения на строительство, указав, что дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора аренды, которым предусмотрен запрет на возведение на земельном участке капитальных строений (том дела 1 л.д. 29). Аналогичный ответ дан Департамент городского имущества и земельных отношений письмом от 04.06.2022 N 45-ДГИиЗО-1-05/1653 на заявление о даче пояснений о правомерности выдачи разрешения на строительство (том дела 1 л.д. 30).
17.05.2022 письмом N 48 Общество вновь обратилось в адрес Администрации с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением правового заключения от 17.05.2022 (том дела 1 л.д. 33).
Письмом от 24.05.2022 N 45-1-16/4868 Администрация отказала в выдаче разрешения на строительство, указав, что договор аренды от 08.07.2008 N 1829-АЗ содержит запрет на возведение арендатором объектов капитального строения. Указанные запрет также отвечает и виду разрешенного использования земельного участка: "для выращивания сельскохозяйственных культур", указанному в дополнительном соглашении, являющимся неотъемлемой частью договора (том дела 1 л.д. 34).
Общество полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает его права и интересы, поскольку представленные им документы соответствуют требованиям нормативных актов в области градостроительства, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом (часть 1); не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях (часть 3).
В частях 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ приведен перечень документов, направляемых в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, который в течение семи дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 названной статьи).
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
По смыслу пункта 4 статьи 2 и части 1 статьи 51 ГрК РФ при выдаче разрешения на строительство подлежит установлению допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством.
Земли сельскохозяйственного назначения относятся к одной из категорий земель в Российской Федерации, определенных в зависимости от их целевого назначения (пп. 1 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли каждой категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п. п. 1 и 4). Сельскохозяйственные земли для личного подсобного хозяйства исходя из их целевого назначения (производство и переработка сельскохозяйственной продукции) также относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 ГрК РФ зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования. В свою очередь в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования включаются зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
До принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГрК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
Определенные статьями 77, 79, 80 ЗК РФ состав и виды разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначений не находятся в системном единстве с видами разрешенного использования, закрепленными в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (ред. от 23.06.2022) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", как и в ранее действовавшем Классификаторе, утвержденным Приказом Минэкономразвиия от 01.09.2014 N 540. Классификатор не имеет в своей структуре соотнесения вида разрешенного использования с видом земель сельскохозяйственного назначения: угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами, объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Всего Классификатор содержит 20 видов разрешенного использования на землях сельскохозяйственного назначения, часть из которых прямо предусматривает размещение объектов капитального строительства. Информация о том, к какому виду земель сельскохозяйственного назначения отнесены те или иные конкретные земли и участки в их составе, находится исключительно в фонде данных по землеустройству земель сельскохозяйственного назначения. Так в соответствии с пунктом 1.0 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 20.11.2020 N П/0412, сельскохозяйственное использование предусматривает ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур (1.2).
На территории городского округа Нальчик утверждены генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки городского округа Нальчик решением Совета местного самоуправления г.о. Нальчик от 31.01.2019 N 208. З/У КН 0064 поставлен на учет 07.03.2008 с разрешенным использованием - для пашни и состоит из двух обособленных участков с номерами: 07:09:0101009:0006 и 07:09:0101022:0006 (т. 4 л.д. 83-85). Земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного назначения СХ-1, что подтверждается градостроительными планами земельных участков (том 1 л.д. 72-88) и не оспаривается сторонами. На дату заключения договора аренды от 08.07.2008 земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения - пашни и предоставлен для выращивания сельскохозяйственных культур. Предоставление земельного участка Обществу в аренду было обусловлено обязанностью его использования исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть для выращивания сельскохозяйственных культур.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (вопрос 5), для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с кодом 1.2 Классификатора вид разрешенного использования "выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур" предусматривает осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством зерновых, бобовых, кормовых, технических, масличных, эфиромасличных и иных сельскохозяйственных культур. Указанный код видов разрешенного использования земельных участков не предусматривает возможность возведения объектов капитального строительства. Нормами земельного законодательства установлен запрет на строительство на землях сельскохозяйственных угодий каких-либо зданий, иных построек. Классификатор видов разрешенного использования устанавливает виды разрешенного использования земельного участка, в том числе в отношении сельскохозяйственных угодий: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, скотоводство, пчеловодство. Указанные виды использования не предусматривают возведение капитальных строений на земельных участках.
Приводя в соответствие вид разрешенного использования требованиям законодательства, арендодатель не изменял категорию земельного участка, не переводил сельскохозяйственные угодья - пашни в иной вид земель, а лишь определил круг возможного использования земельного участка.
Таким образом, оспариваемый отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство, изложенный в письме от 24.05.2022 N 45-1-16/4868, соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу, отсутствуют основания для признания отказа Администрации недействительным.
Расходы по уплате государственной пошлины и оплате услуг представителя правомерно отнесены судом первой инстанции на заявителя.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного, градостроительного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Доводов о несогласии с решением суда в части взысканных расходов на оплату услуг представителя и государственной пошлины, апелляционная жалоба не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.11.2022 по делу N А20-2344/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2344/2022
Истец: ООО "МИН"
Ответчик: Местная администрация г.Нальчик
Третье лицо: МКУ "Департамент городского имущества и земельных отношении местной администрации г.о. Нальчик", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК", Дышеков Тимур Эдуардович, МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК, МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства местной администрации г.о. Нальчик", Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд