город Томск |
|
1 февраля 2023 г. |
Дело N А03-15994/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (N 07АП-11139/2022) на решение от 17.10.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15994/2021 (судья Синцова В.В.), по заявлению краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (ИНН 2225079331, ОГРН 1062225020824), г.Барнаул Алтайского края к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (ИНН 2225026971, ОГРН 1022201761592), г. Барнаул Алтайского края, о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 13.09.2021 года N 17-84-24/7918 в части пункта 6, о признании недействительным требование предписания Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 13.09.2021 года N 17-84-24/7918 о принятии мер по возмещению в бюджет причиненного ущерба в размере 3 221 979 рублей 15 копеек, по нарушению, указанному в пункте 6 оспариваемого предписания,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края "Северо-восточное дорожно-строительное управление",
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Болашов В. В. по дов. от 09.01.2023, диплом,
От иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (далее - заявитель, Учреждение, КГКУ "Алтайавтодор") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФК по АК) о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 13.09.2021 N 17-84-24/7918 в части пункта 6, о признании недействительным требования предписания Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 13.09.2021 N 17-84-24/7918 о принятии мер по возмещению в бюджет причиненного ущерба в размере 3 221 979 рублей 15 копеек, по нарушению, указанному в пункте 6 оспариваемого предписания.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Государственное унитарное предприятие дорожного хозяйства Алтайского края "Северо-восточное дорожно-строительное управление" (далее - третье лицо, ГУП ДХ АК "Северо - Восточное ДСУ").
Решением от 17.10.2022 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что допустимые отклонения рассчитаны АО "Омский СоюзДорНИИ" на соответствие ПНСТ 183-2019 и ПНСТ 184-2019, которые на момент приемки КГКУ "Алтайавтодор" выполненных работ утратили силу; в действие вступили ГОСТ Р 58406.1-2020 и ГОСТ Р 58406.2-2020, где указаны различные показатели допустимых отклонений толщины покрытия дороги; судом не обосновано сделан вывод о том, что экспертом необходимо было учитывать эксплуатацию дороги; оснований для непринятия судом выводов ООО "НТЦ ЭксиМ", отраженных в экспертном заключении, не имелось.
КГКУ "Алтайавтодор" в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 АПК РФ отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители Управления и ГУП ДХ АК "Северо-Восточное ДСУ" в судебное заседание явку не обеспечили. В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившего отзыва, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в соответствие с приказом Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 18.05.2021 года N 255 "О назначении плановой выездной проверки в Краевом государственном казенном учреждении "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (в редакции приказов Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 07.06.2021 N 310 "Об изменении состава проверочной группы плановой выездной проверки в Краевом; государственном казенном учреждении "Управление автомобильных дорог Алтайского края", назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 18.05.2021 N 255", от 25.06.2021 N 361 "Об изменении состава проверочной группы плановой выездной проверки в Краевом государственном казенном учреждении "Управление автомобильных дорог Алтайского края", назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 18.05.2021 N 255", от 30.06.2021 N 367 "О продлении срока проведения плановой выездной проверки в Краевом государственном казенном учреждении "Управление автомобильных дорог Алтайского края", назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 18.05.2021 N255", от 05.07.2021 N 369 "О приостановлении плановой выездной проверки в Краевом государственном казенном учреждении "Управление автомобильных дорог Алтайского края", назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 18.05.2021 N 255", от 23.07.2021 N 420 "О возобновлении, плановой выездной проверки в Краевом, государственном казенном учреждении "Управление автомобильных дорог Алтайского края", назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Алтайского края от 18.05.2021 N 255") в период с 21.05.2021 по 05.07.2021, с 26.07.2021 по 29.07.2021 в отношении Краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" УФК по АК проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (2021- ПВ.001.1001-1700.035).
По результатам проверки 29.07.2021 составлен акт выездной проверки, в котором отражено, в том числе, нарушение пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94, части 1 статьи 101 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 1.1, 3.7, 4.2.4 государственного контракта от 29.06.2020 N 08172000003200058600001 краевым государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Алтайского края" приняты и оплачены фактические невыполненные объемы работ и материалов (толщины слоев дорожной одежды не соответствуют требованиям проектной документации) на общую сумму 3 221 979 рублей 15 копеек (с учетом НДС 20 %), а также в части нарушения, указанного в пункте 6 предписания о принятии мер, в срок до 15.12.2021, по возмещению в бюджет причиненного ущерба в размере 3 221 979 рублей 15 копеек, за невыполнение и оплаченные объемы работ и материалов (толщины слоев дорожной одежды не соответствуют требованиям проектной документации) по государственному контракту от 29.06.2020 N 08172000003200058600001 с Государственным унитарным предприятием дорожного хозяйства Алтайского края "Северо-Восточное дорожно-строительное управление".
В связи с выявлением указанного нарушения Управлением в адрес КГКУ "Алтайавтодор" направлено предписание N 17-84-24/7918 от 13.09.2021, пунктом 6 которого предписано в срок до 15.12.2021 принять меры по возмещению причиненного ущерба в сумме 3 221 979 рублей 15 копеек за невыполненные и оплаченные объемы работ и материалов (толщины слоев дорожной одежды не соответствуют требованиям проектной документации) с ГУП ДХ АК "Северо-Восточное ДСУ" по государственному контракту от 29.06.2020 N 08172000003200058600001.
Не согласившись с выданным предписанием от 13.09.2021 N 17-84-24/7918 по устранению нарушений, указанных в части пункта 6, а также в части нарушения, указанного в пункте 6 предписания, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно пункту 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Пунктом 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ ("О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей (пункт 2 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ).
Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Федерального закона N 44-ФЗ).
Судом установлено, что между КГКУ "Алтайавтодор" и ГУП ДХ АК "Северо-Восточное ДСУ" 29.06.2020 был заключен государственный контракт N 08172000003200058600001 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Объездная дорога в обход г. Барнаула", км 0+000 - км 5+440 в городском округе - г.Барнаул, (1 участок ПК 0+00 - ПК 45+00).
В ходе проведенной проверки Управлением выявлено, что краевым государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Алтайского края" приняты и оплачены фактические невыполненные объемы работ и материалов (толщины слоев дорожной одежды не соответствуют требованиям проектной документации) на общую сумму 3 221 979 рублей 15 копеек (с учетом НДС 20 %).
В рамках контрольного мероприятия Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю проведена экспертиза строительных материалов (асфальтобетон, керны), использованных для устройства асфальтобетонных слоев нижнего слоя покрытия (НСП), верхнего слоя покрытия (ВСП) на участках усиления существующих полос движения; асфальтобетонных слоев верхний слой основания (ВСО), НСП, ВСП в местах устройства дополнительных полос движения, на объекте "Реконструкции автомобильной дороги "Объездная дорога в обход г. Барнаула", км 0+000 - км 5+440 в городском округе -г.Барнаул, (1 участок ПК 0+00 - ПК 45+00)" в рамках государственного контракта от 29.06.2020 года N 08172000003200058600001.
В соответствии с проектной документацией (шифр 4107-0), используемая при выполнении работ по объекту: "Реконструкции автомобильной дороги "Объездная дорога в обход г. Барнаула", км 0+000 - км 5+440 в городском округе - г. Барнаул, (1 участок ПК 0+00 - ПК 45+00)" на участках усиления существующих полос движения принята следующая конструкция покрытия дорожной одежды:
- выравнивающий слой из горячей асфальтобетонной смеси А 22 ОН переменной толщины,
- нижний слой покрытия - из горячей асфальтобетонной смеси А16 НН толщ. 6 см.
- верхний слой покрытия - из ЩМА-11, толщ. 4 см.
В местах устройства дополнительных полос (уширение) движения принята следующая конструкция покрытия дорожной одежды:
-верхний слой основания из горячей асфальтобетонной смеси А 22 ОН, толщ. 7 см;
- нижний слой покрытия - из горячей асфальтобетонной смеси А16 НН толщ. 6 см.
- верхний слой покрытия - из ЩМА-11, толщ. 4 см.
Площадь выполненного асфальтобетонного покрытия - 67 112,34 м2.
Существующее асфальтобетонное покрытие проверялось методом взятия проб (кернов) согласно требованиям СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги.
Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением N 1), ГОСТ Р 58349- 2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды", ГОСТ Р 58407.5-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды".
В целях исследования, пробы (керны из асфальтобетона) были отобраны в 22-ти точках из конструкции покрытия и основания автомобильной дороги по три керна в каждой точке.
Изучив образцы, полученные из проб материалов (кернов), в лабораторных условиях определены средние значения геометрических размеров слоя в точках отбора проб из покрытия автомобильной дороги:
- Верхний слой покрытия автомобильной дороги: испытанные пробы
асфальтобетонных вырубок (кернов), отобранные из верхнего слоя покрытия из
асфальтобетонной смеси не соответствуют требованиям ГОСТ Р 58401.5-2019 "Смеси
асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно - функционального проектирования. Правила приемки", пункт 5.2, на соответствие толщины слоев дорожной одежды к требованиям проекта в точках 4, 19 и 21.
- Нижний слой покрытия автомобильной дороги: испытанные пробы
асфальтобетонных вырубок (кернов), отобранные из нижнего слоя покрытия из
асфальтобетонной смеси не соответствуют требованиям ГОСТ Р 58401.5-2019 "Смеси
асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Правила приемки", пункт 5.2, на соответствие толщины слоев дорожной одежды к требованиям проекта, в точках 16 и 19.
- Верхний слой основания автомобильной дороги: испытанные пробы
асфальтобетонных вырубок (кернов), отобранные из верхнего слоя основания из
асфальтобетонной смеси не соответствуют требованиям ГОСТ Р 58401.5-2019 "Смеси
асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Правила приемки", пункт 5.2, на соответствие толщины слоев дорожной одежды к требованиям проекта, в точках 6 и 18.
В результате анализа результатов испытаний лабораторными методами отобранных на объекте проб материалов по своим характеристикам не соответствует требованиям действующих законодательных актов и нормативно - методических документов Российской Федерации, предъявляемых к данному типу строительных материалов.
Строительные материалы, примененные на объекте: Реконструкции автомобильной дороги "Объездная дорога в обход г. Барнаула", км 0+000 - км 5+440 в городском округе - г. Барнаул, (1 участок ПК 0+00 - ПК 45+00), не соответствуют условиям государственного контракта N 08172000003200058600001 от 29.06.2020 года, пунктам 1.1, 4.4.2, 4.4.31.
Строительные материалы, примененные на объекте: "Объездная дорога в обход г. Барнаула", км 0+000 - км 5+440 в городском округе - г. Барнаул, (1 участок ПК 0+00 - ПК 45+00), не соответствует требованиям проектной документацией (шифр 4107-0).
В связи с выявлением несоответствий строительных материалов требованиям условиям контракта, проектным решениям, произведена финансовая оценка.
Данные для расчета стоимости работ и материалов верхнего слоя покрытия (ВСП) - из ЩМА-11, толщ. 4 см в местах устройства дополнительных полос (уширение), принятой Заказчиком, признаваемой несоответствующего качества, приведены на основании информации из Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 4 от 21.09.2020.
Согласно пункту 8.2.3 ГОСТ Р 58406.2-2020, керны (вырубки) отбирают из слоя асфальтобетона не менее чем в одном месте на площади до 3000 м2, соответственно площадь, на которую распространяется выявленные несоответствия принимается равной 3 000 м2.
Финансовый расчет стоимости работ и материалов верхнего слоя покрытия (ВСП) - из ЩМА-11, признаваемой несоответствующего качества, исходя их результатов испытаний непосредственно по точкам.
Точка 4 - отклонение по толщине составляет минус 0,8 см на площади 3 000 м2: 738,9383/4*0,8*3000 = 443 362,98 руб., где 738,9383 руб. - цена 1 м2 стоимости работ и материалов верхнего слоя покрытия (ВСП) - из ЩМА-11, толщ. 4 см в местах устройства дополнительных полос (уширение); 4 см - толщина верхнего слоя покрытия (ВСП) - из ЩМА-11, в местах устройства дополнительных полос (уширение); 0,8 см - толщина верхнего слоя покрытия (ВСП) - из ЩМА-11, признаваемая по результатам экспертизы несоответствующего качества; 3 000 м2 - площадь, на которую распространяется расчет по несоответствия качества.
Точка 19 - отклонение по толщине составляет минус 0,5 см на площади 3 000 м2: 738,9383/4*0,5*3000 = 277 101,86 руб., где аналогично точке 4.
Точка 21 - отклонение по толщине составляет минус 0,5 см на площади 3 000 м2: 738,9383/4*0,5*3000 = 277 101,86 руб., где аналогично точке 4.
Данные для расчета стоимости работ и материалов нижнего слоя покрытия (НСП) - из горячей асфальтобетонной смеси А16 НН, толщ. 6 см в местах устройства дополнительных полос (уширение), принятой Заказчиком, признаваемой несоответствующего качества, приведены на основании информации из акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 4 от 21.09.2020.
Согласно пункту 8.2.3 ГОСТ Р 58406.2-2020, керны (вырубки) отбирают из слоя асфальтобетона не менее чем в одном месте на площади до 3 000 м2, соответственно площадь, на которую распространяется выявленные несоответствия принимается равной 3 000 м2.
Финансовый расчет стоимости работ и материалов нижнего слоя покрытия (НСП) - из горячей асфальтобетонной смеси А16 НН, толщ. 6 см. в местах устройства дополнительных полос (уширение), признаваемой несоответствующего качества, исходя их результатов испытаний непосредственно по точкам.
Точка 16 - отклонение по толщине составляет минус 1,9 см на площади 3 000 м2: 757,804/6*1,9*3000 = 719 913,80 руб., где 757,804 руб. - цена 1 м2 стоимости работ и материалов нижнего слоя покрытия (НСП) - из горячей асфальтобетонной смеси А16 НН, толщ. 6 см в местах устройства дополнительных полос (уширение); 6 см - толщина нижнего слоя покрытия (НСП) - из горячей асфальтобетонной смеси А16 НН в местах устройства дополнительных полос (уширение); 1,9 см - толщина нижнего слоя покрытия (НСП) - из горячей асфальтобетонной смеси А16 НН в местах устройства дополнительных полос (уширение), признаваемая по результатам экспертизы несоответствующего качества; 3 000 м2 - площадь, на которую распространяется расчет по несоответствия качества.
Точка 19 - отклонение по толщине составляет минус 1,3 см на площади 3 000 м2: 757,804/6*1,3*3000 = 492 572,60 руб., где аналогично точке 16.
Данные для расчета стоимости работ и материалов верхнего слоя основания (ВСО) - из горячей асфальтобетонной смеси А22 ОН, толщ. 7 см в местах устройства дополнительных полос (уширение), принятой Заказчиком, признаваемой несоответствующего качества, приведены на основании информации из Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 4 от 21.09.2020.
Согласно пункту 8.2.3 ГОСТ Р 58406.2-2020, керны (вырубки) отбирают из слоя 2 асфальтобетона не менее чем в одном месте на площади до 3 000 м2, соответственно площадь, на которую распространяется выявленные несоответствия принимается равной 3 000 м2.
Финансовый расчет стоимости работ и материалов верхнего слоя основания (ВСО) - из горячей асфальтобетонной смеси А22 ОН, толщ. 7 см в местах устройства дополнительных полос (уширение), признаваемой несоответствующего качества, исходя их результатов испытаний непосредственно по точкам.
Точка 6 - отклонение по толщине составляет минус 1,5 см на площади 3 000 м2: 874,504/7*1,5*3000 = 562 181,14 руб., где 874,504 руб. - цена 1 м2 стоимости работ и материалов верхнего слоя основания (ВСО) - из горячей асфальтобетонной смеси А22 ОН, толщ. 7 см в местах устройства дополнительных полос (уширение); 7 см - толщина верхнего слоя основания (ВСО) - из горячей асфальтобетонной смеси А22 ОН в местах устройства дополнительных полос (уширение); 1,5 см - толщина верхнего слоя основания (ВСО) - из горячей асфальтобетонной смеси А22 ОН в местах устройства дополнительных полос (уширение), признаваемая по результатам экспертизы несоответствующего качества; 3 000 м2 - площадь, на которую распространяется расчет по несоответствия качества.
Точка 18 - отклонение по толщине составляет минус 1,2 см на площади 3 000 м2: 874,504/7* 1,2*3000 = 449 744,91 руб., где аналогично точке 6. Общая стоимость работ и материалов ВСП, НСП и ВСО: 443 362,98 + 277 101,85 + 277 101,86 + 719 913,80 + 492 572,60 + 562 181,14 + 449 744,91 = 3 221 979 рублей 15 копеек с учетом НДС 20%.
Общая стоимость работ и материалов (асфальтобетонных смесей) по устройству верхнего слоя покрытия (ВСП) - из ЩМА-11, нижнего слоя покрытия (НСП) - из горячей асфальтобетонной смеси А16 НН, верхнего слоя основания (ВСО) - из горячей асфальтобетонной смеси А22 ОН, признаваемых отсутствующими по результатам настоящей экспертизы составила: 3 221 979 рублей 15 копеек (с учетом НДС 20%).
Поддерживая позицию заявителя, суд признал, что ООО Научно-технический центр "ЭксиМ" осуществило неправомерную оценку качества асфальтобетона и щебеночно - мастичного асфальтобетона, а также оценку допустимых отклонений по толщине от проектной по ГОСТ Р 58401.5-2019 "Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно - функционального проектирования. Правила приемки", в связи с тем, что данный нормативно - правовой документ не имеет отношения к устроенным конструктивным слоям на объекте контроля.
В соответствии с приказами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.05.2020 N 191-ст и от 15.05.2020 N 192-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации", утверждены национальные стандарты ГОСТ Р 58406.1-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно - мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия" с датой введения в действие 01.06.2020 и ГОСТ Р 58406.2-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия" с датой введения в действие 01.06.2020, чем и должно было руководствоваться ООО Научно-технический центр "ЭксиМ" при отборе кернов и проведении испытаний.
Отбор кернов из конструктивных слоев дорожной одежды осуществлялся с нарушениями требований нормативных документов, а именно: в нарушение требований пункта 8.2.2 ГОСТ Р 58406.1-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия" и подпункта 8.2.2 ГОСТ Р 58406.2-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия", которые в соответствии с письмом от 04.06.2020 года N 01-25/16409 Федерального дорожного агентства являются правопреемниками предварительного национального стандарта (далее - ПНСТ) 183-2019, предварительного национального стандарта 184-2019.
Судом установлено, что отбор проб специалистами ООО Научно-технический центр "ЭксиМ" осуществлен после интенсивной эксплуатации дороги в течении 9 месяцев, в том числе и в зимний период, в результате чего под воздействием нагрузок от движущегося транспорта происходит частичное дробление зерен, что приводит к изменению состава асфальтобетона. Пропуск транспорта, по данной автомобильной дороге максимально достигает 25 000 автомобилей в сутки и среднегодовая интенсивность в сутки составляет 17 871 автомобилей.
Согласно пункту 3.4 ГОСТ 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию" "эксплуатационное состояние дороги" - состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации при воздействии транспортных средств и метеорологических условий. Оценка толщины конструктивных слоев дорожной одежды осуществлена без учета ее изменения в процессе эксплуатации, воздействия транспортных средств и метеорологических условий.
Как верно отметил суд первой инстанции, в нарушение требований раздела 4 ГОСТ Р 58349-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды", не осуществлен мониторинг состояния дорожной одежды в процессе эксплуатации. Износ покрытия в процессе эксплуатации из-за истирания щебня верхнего слоя покрытия, приводит к изменению его толщины.
При этом, в соответствии с требованиями нормативных документов ГОСТ Р 58406.1-2020 и ГОСТ Р 58406.2-2020 производить отбор кернов из слоя асфальтобетона, щебеночно-мастичного асфальтобетона необходимо не ранее чем через 24 часа после его уплотнения и не позже открытия движения при строительстве и реконструкции.
В соответствии с действующей нормативно - технической документацией и разъяснениями Федерального дорожного агентств (письмо от 04.06.2020 N 01-25/16409) допустимые отклонения по толщине верхнего слоя покрытия согласно пункта 8.2.5 ГОСТ Р 58406.1- 2020 составляют:
- при определении толщины по единичным измерениям отклонения в меньшую сторону - не более 20%;
- при определении толщины слоя в трех местах и более отклонения в меньшую сторону - не более 15%.
При определении толщины слоя в трех местах и более толщина слоя определяется как среднее арифметическое значение толщины кернов (вырубок), отобранных в каждом месте, при этом значение толщины кернов (вырубок), отобранных в каждом месте, не должно превышать допустимого отклонения для единичного измерения. Единичные измерения - это измерения толщины кернов (вырубок), отобранных в одном мест.
При обработке результатов замеров толщины верхнего слоя покрытия, устроенного из ЩМА-11 согласно Приложения N 1 к протоколу испытаний N21/07/021-1 от 01.07.2021, среднее значение толщины составляет 3,958 см, при допускаемом отклонении 15 % от проектного (0,6 см). Отклонение по толщине единичных измерений не превышает 20 % (0,8 см), что соответствует требованиям пункта 8.2.5 ГОСТ Р 58406.1-2020.
По результатам отбора имеются керны с толщиной более четырех сантиметров, например: точка 3 - 4,5 см, точка 6 - 5,2 см, точка 7 - 5,0 см, точка 22 - 4,8 см, что свидетельствует о перерасходе материала, который к приемке не предъявлялся и не оплачивался.
В соответствии с действующей нормативно - технической документацией и разъяснениями Федерального дорожного агентств (письмо от 04.06.2020 N 01-25/16409) допустимые отклонения по толщине для нижнего слоя асфальтобетонного покрытия согласно пункта 8.2.5 ГОСТ 58406.2-2020 составляют:
- при определении толщины по единичным измерениям отклонения в меньшую сторону - не более 20%;
- при определении толщины слоя в трех местах и более отклонения в меньшую сторону - не более 15%.
При обработке результатов замеров толщины нижнего слоя покрытия, устроенного из А16НН согласно Приложения N 1 к протоколу испытаний N21/07/027-2 от 05.07.2021, среднее значение толщины составляет 5,816 см при допускаемом отклонении 15 % от проектного (0,9 см).
Отклонение по толщине единичных измерений превышает 20 % (1,2 см) только в точке 16 и точке 19, где замеры толщины вызывают сомнение в виду большого разброса значений толщины между собой в кернах (в точке 16 - 3,5/5,0/3,7, в точке 19 - 5,0/5,0/4,2), которые были отобраны в одном месте. При этом в пункте 8.2.5 ГОСТ 58406.2 определение толщины слоя допускается в трех местах и более.
Судом установлено, что КГКУ "Алтайавтодор" с привлечением независимого эксперта, д.т.н., профессора ФГОУ ВО АлтГТУ им. И.И. Ползунова Свиридова В Л. проведены дополнительные отборы проб в точке 16 и точке 19 для оценки толщины. Среднее значение толщины в данных точках с учетом значений полученных ООО Научно - технический центр "ЭксиМ" составляют в точке 16 - 3,5/5,0/3,7/5,5/6,2 - ср. 4,8 (в допуске ГОСТ); в т.19 - 5,0/5,0/4,2/4,7/4,9 - ср. 4,8 (в допуске ГОСТ). По результатам отбора имеются керны с толщиной более шести сантиметров: точка 2 -7,1 см, точка 3 - 6,5 см, точка 6 - 6,3 см, точка 21 - 7,9 см, точка 22 - 8,9 см, что свидетельствует о перерасходе материала, который к приемке не предъявлялся и не оплачивался.
В соответствии с действующей нормативно - технической документацией и разъяснениями Федерального дорожного агентства, допустимые отклонения по толщине для верхнего слоя основания, согласно пункта 8.2.5 ГОСТ 58406.2- 2020 составляют:
- при определении толщины по единичным измерениям отклонения в меньшую сторону - не более 15 %;
- при определении толщины слоя в трех местах и более отклонения в меньшую сторону - не более 10 %.
При обработке результатов замеров толщины верхнего слоя основания, устроенного из А220Н согласно Приложения N 1 к протоколу испытаний N21/07/027-3 от 05.07.2021 среднее значение толщины составляет 6,593 см при допускаемом отклонении 10 % от проектного (0,7 см). Отклонение по толщине единичных измерений превышает 15 % (1,05 см) только в точке 1, точке 6 и точке 18, где замеры толщины вызывают сомнение в виду большого разброса значений толщины между собой в кернах.
При этом в пункте 8.2.5 ГОСТ 58406.2 определение толщины слоя допускается в трех местах и более.
КГКУ "Алтайавтодор" с привлечением независимого эксперта, д.т.н., профессора ФГОУ ВО АлтГТУ им. И.И. Ползунова Свиридова В.Л. проведены дополнительные отборы проб в точке 1, точке 6 и точке 18 для оценки толщины. Среднее значение толщины в данных точках с учетом значений полученных обществом с ограниченной ответственностью Научно - технический центр "ЭксиМ" составляют: в точке 1 - 5,7/5,5/6,0/7,475,3 - ср. 6,0 (в допуске ГОСТ); в точке 6 - 5,475,6/5,5/5,3/5,5 - ср. 5,5 (в не допуске ГОСТ), в точке 18- 6,5/5,6/5,3/5,6/5,5 - ср. 5,6 (в не допуске ГОСТ) (Приложение N 5 протокола испытаний).
По результатам отбора имеются керны с толщиной более 7 см: точка 2 - 7,4 см, точка 3 - 9,2 см, точка 4 - 7,1 см, что свидетельствует о перерасходе материала, который к приемке не предъявлялся и не оплачивался.
Для установления площади дефектного участка и стоимости работ в ходе судебного разбирательства по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено акционерному обществу "Омский СоюзДорНИИ", а именно: генеральному директору АО "Омский СоюзДорНИИ" Бабак О.Г., руководителю ИЦ АО "Омский СоюзДорНИИ" Серовой С.Ю., главному бухгалтеру АО "Омский СоюзДорНИИ" Ериной Е.Н.
Согласно экспертного заключения N 1/2022 от 13.05.2022 выполненные работы на объекте "Объездная дорога в обход г. Барнаула", км 0+000 - км 5+440 в городском округе - г. Барнаул, (1 участок ПК 0+00 - ПК 45+00) соответствуют требованиям государственного контракта N 0817200000320058600001 и проектным решениям. Нахождение объекта в эксплуатации повлияло на толщину асфальтобетонного покрытия на объекте "Объездная дорога в обход г. Барнаула", км 0+000 - км 5+440 в городском округе - г. Барнаул, (1 участок ПК 0+00 - ПК 45+00). Произошло истирание слоя покрытия. По полученным данным в ходе проведения исследований на объекте экспертизы перерасход материала при проведении работ на участке автомобильной дороги установлен не был. По полученным данным в ходе проведения экспертизы можно сделать вывод, что финансовая оценка не корректна, так как не учитывает фактические площади (таблица N 3), на которых выявлены несоответствия. На участках дорожной одежды объекта экспертизы (по которым проводили финансовую оценку) на ПК 29+70 пр. (точка 4), ПК 14+55 лев (точка 16), ПК 22+18 лев (точка 19, ВСП) не подтвердилось отклонение в толщине слоя асфальтобетона от требований ПНСТ 183-2019 пункт 9.5 и ПНСТ 184-2019 пункт 9.5. На ПК 14+55 лев (точка 18) отклонение в толщине слоя асфальтобетона удовлетворяет требованиям ПНСТ 184 - 2019 пункт 9.5. предъявляемым к 10 % результатов определений. На ПК 22+18 лев (точка 19 НСП) фактическая площадь выявленного несоответствия требованиям ПНСТ 184-2019 пункт 9.5. в толщине слоя асфальтобетонного покрытия не установлена. В ходе экспертизы выявлен участок с ПК 36+38 лев по ПК 36+68 лев протяженностью - 30 м и площадью - 105 м2 не соответствующей требованиям ПНСТ 184 - 2019 по толщине слоя асфальтобетона. Допущена ошибка в определении конструкции дорожной одежды, что в свою очередь, убирает вопрос о выявленном несоответствии на ПК 44+87 пр. (точка 6).
Эксперты АО "Омский СоюзДорНИИ" выявили участок с ПК 36+38 лев. По ПК 36+68 лев протяженностью - 30 м. и площадью 105 м2 не соответствующий ПНСТ 184- 2019 по толщине слоя асфальтобетона.
Также, с учетом допущенной ошибки в определении конструкции дорожной одежды, вопрос о выявленном несоответствии на участке ПК 44+87 (точка 6) убирается.
В связи с нахождением объекта эксплуатации, произошло истирание слоя покрытия. Отбор кернов произведен по ГОСТ 58407.5-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды", что указано в актах отбора образцов (проб). Соответственно, метод отбора проб был выполнен согласно требованиям ГОСТ 58407.5-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды" (а конкретно по пункту 5.2 "Отбор кернов с применением установки для выбуривания" - отбор с помощью керноотборника GOLZКВ200). Граница участков с различной толщиной устанавливались путем отбора проб с шагом в 10 - 20 метров (пока не находили точки с толщиной близкой или равной проектной толщине).
Также при отборе проб эксперты ориентировались на места отбора проб обществом с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "ЭксиМ", на начало и конец участка, на километровые столбы и показания курвиметра.
Установление наличия или отсутствия перерасхода асфальтобетонной смеси оценивалось по результатам измерения толщины слоев асфальтобетона (на тех участках, где был произведен отбор образцов).
В суде первой инстанции эксперты АО "Омский СоюзДорНИИ" Бабак Олег Григорьевич и Серова Светлана Юрьевна пояснили, что ООО Научно-технический центр "ЭксиМ" не верно применен ГОСТ Р 58401.5-2019 "Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно функционального проектирования. Правила приемки" и не учтен период эксплуатации дорожного покрытия, неверно определен конструктив дорожной одежды.
Допрошенный в суде первой инстанции в качестве свидетеля эксперт ООО Научно-технический центр "ЭксиМ" Павлов В.П., составивший экспертное заключение N ФКУ2021/ЭСМ-027 от 05.07.2021, которое использовало УФК по АК, пояснил, что при составлении экспертного заключения NФКУ2021/ЭСМ-027 от 05.07.2021, эксплуатация дорожного покрытия в течении 9 месяцев не учитывалась, поскольку данный вопрос не ставился УФК по Алтайскому краю, область не соответствия не устанавливалась и брался участок несоответствия равный 3 000 м2, в соответствии с пунктом ГОСТ Р 58406.2- 2020. При определении толщин слоев дорожной одежды применялся ГОСТ Р 58401.5-2019, поскольку ПНСТ 183-2019, ПНСТ 184-2019, по которым проектировался объект проверки, были отменены и общество с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "ЭксиМ" стали применять ГОСТ Р 58401.5-2019, поскольку отличий с ПСНТ практически не было.
Поддерживая позицию заявителя о том, что принятая казначейством финансовая оценка не может быть положена в основу оспариваемых в предписании выводов, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что при расчете стоимости работ и материалов верхнего слоя основания (ВСО) - из горячей асфальтобетонной смеси А220Н, толщ. 7 см в местах устройства дополнительных полос (уширение), признаваемой несоответствующего качества, исходя из результатов испытаний непосредственно по точкам обществом с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "ЭксиМ" сделан неверный расчет. Принято отклонение по толщине в точке 6 - минус 1,5 см; в точке 18 - минус 1,3 см на площади 3 000 м2 и рассчитан ущерб в 562 181 рублей 14 копеек и 449 744 рубля 91 копейка соответственно. Неверность расчета заключается в том, что отклонение необходимо принимать с учетом допускаемой величины пункта 8.2.5 ГОСТ 58406.2-2020 - 15 % (1,05 см).
Как верно отметил суд первой инстанции, общая стоимость работ и материалов по устройству верхнего слоя покрытия из ЩМА-11, нижнего слоя покрытия из А16НН, верхнего слоя основания из А220Н должна быть пересчитана с учетом допускаемых отклонений ГОСТ 58406.1-2020 и ГОСТ 58406.2-2020. При этом, площадь на которую распространяется отклонение по толщине необходимо устанавливать путем ограничения дефектного участка с отбором дополнительных кернов с шагом порядка 5 метров.
При этом, ГОСТ Р 58406.2-2020 распространяется на смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон и устанавливает требования к ним, а также к исходным материалам для их приготовления. ГОСТ Р 58406.2-2020 разработан для приемки работ, а не для определения размеров ущерба, о чем говорит пункт 8.2.2 "Для приемки и оценки соответствия асфальтобетонного слоя требованиям настоящего стандарта отбирают керны (вырубки) из устроенного слоя асфальтобетона в соответствии с ГОСТ Р 58407.5. При этом, отбор кернов (вырубок) следует производить из слоя асфальтобетона не ранее, чем через 24 часа после его уплотнения, и не позже открытия движения при строительстве и реконструкции, а также, не позднее 14 суток после открытия движения при капитальном ремонте и ремонте автомобильной дорог".
Площадь, на которую распространяется отклонение по толщине, необходимо устанавливать путем ограничения дефектного участка с отбором дополнительных кернов с шагом порядка 5 метров, что эксперт ООО Научно-технический центр "ЭксиМ" не делал.
Из заключения эксперта N 1/2022 от 13.05.2022 АО "Омский СоюзДорНИИ" следует, что по полученным данным в ходе проведения исследований на объекте экспертизы перерасход материала при проведении работ на участке автомобильной дороги установлен не был. По полученным данным в ходе проведения экспертизы можно сделать вывод, что финансовая оценка не корректна, так как не учитывает фактические площади (таблица N 3), на которых выявлены несоответствия.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно не принял финансовую оценку Управления.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в пункте 6 предписании УФК по АК не обоснованно указало на нарушение пункта 1 статьи 72 БК РФ, пункта 1 статьи 720 ГК РФ, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94, части 1 статьи 101 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 1.1, 3.7, 4.2.4 государственного контракта от 29.06.2020 N 08172000003200058600001 краевым государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Алтайского края" приняты и оплачены фактические невыполненные объемы работ и материалов (толщины слоев дорожной одежды не соответствуют требованиям проектной документации) на общую сумму 3 221 979 рублей 15 копеек (с учетом НДС 20 %), а также нарушение, указанного в пункте 6 предписания о принятии мер, в срок до 15.12.2021, по возмещению в бюджет причиненного ущерба в размере 3 221 979 рублей 15 копеек, за невыполнение и оплаченные объемы работ и материалов (толщины слоев дорожной одежды не соответствуют требованиям проектной документации) по государственному контракту от 29.06.2020 N 08172000003200058600001 с Государственным унитарным предприятием дорожного хозяйства Алтайского края "Северо-восточное дорожно-строительное управление".
Доводы апеллянта выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, не свидетельствуют о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции дана правильная оценка обстоятельствам дела, требования КГКУ "Алтайавтодор" о признании недействительным оспариваемого представления Управления правомерно удовлетворены, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Управление освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.10.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15994/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15994/2021
Истец: КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (КГКУ "Алтайавтодор")
Третье лицо: ГУП дорожного хозяйства Алтайского края "Северо-Восточное дорожно-строительное управление", АО "Омский СоюзДорНИИ", Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю