г. Красноярск |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А33-14166/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" января 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Белоглазовой Е.В., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания Солдатовой П.Д.,
при участии: от истца (открытого акционерного общества "Российские железные дороги") - Веретновой А.А., представителя по доверенности от 02.12.2020 N КРАС-115/Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кройл"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "17" октября 2022 года по делу N А33-14166/2022,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - ОАО "Российские железные дороги", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кройл" (ИНН 2460035158, ОГРН 1022401802070, далее - ООО "Кройл", ответчик) о взыскании 313 524 рублей задолженности, 10 582 рублей 51 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.04.2021 по 10.11.2021 с последующим начислением по день фактической уплаты долга, 78 рублей почтовых расходов.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2022 дело передано по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
Решением от 17.10.2022 судом удовлетворены исковые требования частично: с ООО "Кройл" в пользу ОАО "Российские железные дороги" взыскано 313 524 рубля платы, 10 582 рубля 51 копейка процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.04.2021 по 10.11.2021, далее с 11.11.2021 по 31.03.2022, далее с 02.10.2022 по день фактической уплаты долга, а также 9482 рубля судебных расходов по уплате государственной пошлины, 78 рублей почтовых расходов.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что истец сам систематически нарушал технологические сроки уборки вагонов, а представленные памятки приемосдатчика не подтверждают позицию истца. Заявитель отмечает, что выводы суда первой инстанции являются необоснованными, поскольку не согласуются с материалами дела.
В материалы дела 24.01.2023 через "Мой арбитр" истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании истец поддержал свои доводы, изложенные письменно, просит решение оставить без изменения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие его представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчиком) и ООО "Кройл" (владелецем) заключен договор от 01.12.2017 N 3/3723 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 29 ООО "Кройл" примыкающего к станции Карабула Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 1 договора в соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О Железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется подача, расстановка на места выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования N 29 ООО "Кройл", принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 118 к железнодорожному пути необщего пользования N 28 ООО "Кройл" на станции Карабула Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом перевозчика.
В соответствии с пунктом 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на пути общего пользования станции Карабула. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки. В случае технической неисправности локомотива владельца и невозможности выезда на пути общего пользования станции Карабула сдаваемые на железнодорожные пути необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика (при наличии у перевозчика возможности) с расстановкой по местам погрузки, выгрузки вместимостью: путь N 29 - грузовой фронт N 3-10 условных вагонов (7 фитинговых платформ). Владелец обеспечивает круглосуточную работу по погрузке, выгрузке вагонов.
Согласно пункту 7 договора максимальное количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 8 условных вагонов (5 фитинговых платформ (19620 мм)).
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются локомотивом владельца на пути общего пользования станции Карабула в количестве не менее, одновременно поданных вагонов (п. 8 договора).
В силу пункта 11 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические нормы на выгрузку строительных грузов - 1,20 часа, оборудования - 1,30 часа, в соответствии с приказом N 70 "О методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов".
Пунктом 12 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.06.2019) установлена перерабатывающая способность на железнодорожном пути необщего пользования по погрузке, выгрузке, которая составляет 10 вагонов в сутки.
В соответствии с пунктом 14 договора N 3/3723 от 01.12.2017 владелец уплачивает перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе и вне перевозочного процесса в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В силу пункта 25 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.06.2019) на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагона - 6,0 часа.
Как следует из материалов дела, вагоны N 54539580, 54515234, 44651008, 54510110, 54450853, 54403498, 54551858, 54562517, 54544150, 54535331, 54528021, 54429709, 54557905, 54539325, 52569290, 29155744, 94541596 были задержаны в пути следования на станциях Иланская, Новобирюсинская Красноярской железной дороги.
На основании оперативного приказа от 12.02.2021 N 166 по обращению N369 /от 12.02.2021 начальника станции Карабула Красноярской железной дороги, вагоны временно отставлены от движения на станции Иланская Красноярской железной дороги, в связи с неприемом вагонов N44651008, 54544150, 54535331, 54528021, 54429709, 54557905, 54539325 железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
Акты общей формы на начало задержки вагонов N 2/2992 от 12.02.2021, N 2/3004 от 12.02.2021, N 2/3001 от 12.02.2021, N 2/3000 от 12.02.2021, N 2/2995 от 12.02.2021, N 2/3006 от 12.02.2021, N 2/3002 от 12.02.2021.
О данных обстоятельствах извещен представитель ООО "Кройл" (извещение от 12.02.2021), который от подписи отказался, о чем составлен акт общей формы N 28910 от 12.02.2021.
Оперативным приказом N 140 от 14.02.2021 задержанные вагоны N 44651008, 54544150, 54535331, 54528021, 54429709, 54557905, 54539325 отправлены на станцию назначения Карабула, акты общей формы N 2/3197 от 14.02.2021, 2/3194 от 14.02.2021 N 2/3193 от 14.02.2021, 2/3192 от 14.02.2021, 2/3191 от 14.02.2021, N 2/3189 от 14.02.2021, N 2/3196 от 14.02.2021 об окончании задержки вагонов.
Сведения об окончании задержки вагонов оформлены извещением от 14.02.2021, которое предъявлялось представителю ООО "Кройл", представитель от подписи отказался, о чем составлен акт общей формы N 28907 от 14.02.2021.
На основании оперативного приказа N 167 от 12.02.2021 по обращению N 369 от 12.02.2021 начальника станции Карабула Красноярской железной дороги, вагоны временно отставлены от движения на станции Новобирюсинская Красноярской железной дороги, в связи с неприемом вагонов N 54539580, 54515234, 54510110, 54450853, 54403498, 54551858, 54562517 железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
Акты общей формы на начало задержки вагонов N 2/3003 от 12.02.2021, N 2/3206 от 12.02.2021, N 2/2997 от 12.02.2021, N 2/2996 от 12.02.2021, N 2/2994 от 12.02.2021, 2/3005 от 12.02.2021, N 2/3007 от 12.02.2021.
О данных обстоятельствах извещен представитель ООО "Кройл" (извещение от 12.02.2021), который от подписи отказался, о чем составлен акт общей формы N 28910 от 12.02.2021.
Оперативным приказом N 140 от 14.02.2021 задержанные вагоны N 54539580, 54515234, 54510110, 54450853, 54403498, 54551858, 54562517 отправить на станцию назначения Карабула, акты общей формы N 2/3205 от 14.02.2021, N 2/3206 от 14.02.2021, N 2/3198 от 14.02.2021, N 2/3200 от 14.02.2021, N 2/3201 от 14.02.2021, N 2/3203 от 14.02.2021, N 2/3204 от 14.02.2021 об окончании задержки вагонов.
Сведения об окончании задержки вагонов оформлены извещением от 14.02.2021, которое предъявлялось представителю ООО "Кройл", представитель от подписи отказался, о чем составлен акт общей формы N 28907 от 14.02.2021.
На основании оперативного приказа N 171 от 13.02.2021 по обращению N 387 от 13.02.2021 начальника станции Карабула Красноярской железной дороги, вагоны временно отставлены от движения на станции Иланская Красноярской железной дороги, в связи с неприемом вагонов N 52569290, 29155744 железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
Акты общей формы на начало задержки вагонов N 2/3091 от 13.02.2021, N 2/3086 от 13.02.2021.
О данных обстоятельствах извещен представитель ООО "Кройл" (извещение от 13.02.2021), который от подписи отказался, о чем составлен акт общей формы N 29002 от 13.02.2021.
Оперативным приказом N 138 от 14.02.2021 задержанные вагоны N 52569290, 29155744 отправить на станцию назначения Карабула, акты общей формы N 2/3182 от 14.02.2021, N 2/3180 от 14.02.2021 об окончании задержки вагонов.
Сведения об окончании задержки вагонов оформлены извещением от 14.02.2021.
На основании оперативного приказа N 186 от 15.02.2021 по обращению N 412 от 15.02.2021 начальника станции Карабула Красноярской железной дороги, вагоны временно отставлены от движения на станции Новобирюсинская Красноярской железной дороги, в связи с неприемом вагонов N 54539580, 54515234, 44651008, 54510110, 54450853, 54403498, 54551858, 54562517, 54544150, 54535331, 54528021, 54429709, 54557905, 54539325, 52569290, 29155744, 94541596 железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
Акты общей формы на начало задержки вагонов N 394 от 15.02.2021, N 395 от 15.02.2021, N 397 от 15.02.2021, 398 от 15.02.2021, N 399 от 15.02.2021, N 400 от 15.02.2021, N 401 от 15.02.2021, N 402 от 15.02.2021, N 403 от 15.02.2021, N 404 от 15.02.2021, N 405 от 15.02.2021, N 406 от 15.02.2021, N 407 от 15.02.2021, N 408 от 15.02.2021, N 409 от 15.02.2021, N 410 от 15.02.2021, N 413 от 15.02.2021.
О данных обстоятельствах извещен представитель ООО "Кройл" (извещение от 15.02.2021), который от подписи отказался, о чем составлен акт общей формы N 29001 от 15.02.2021.
Оперативным приказом N 298 от 18.03.2021 задержанные вагоны N 29155744, 52569290, 54429709, 54528021, 54535331, 54539325, 54544150, 54557905, 94541596 отправить на станцию назначения Карабула, акты общей формы N 701 от 18.03.2021, N 702 от 18.03.2021, N 703 от 18.03.2021, N 704 от 18.03.2021, N 705 от 18.03.2021, N 706 от 18.03.2021, N 708 от 18.03.2021, N 707 от 18.03.2021, N 709 от 18.03.2021 об окончании задержки вагонов.
Сведения об окончании задержки вагонов оформлены извещением от 18.03.2021, которое предъявлялось представителю ООО "Кройл", представитель от подписи отказался, о чем составлен акт общей формы N 28910 от 18.03.2021.
Оперативным приказом N 306 от 18.03.2021 задержанные вагоны N 44651008, 54403498, 54450853, 54510110, 54515234, 5453958000, 54551858, 54562517 отправить на станцию назначения Карабула, акты общей формы N734 от 18.03.2021, N736 от 18.03.2021, N737 от 18.03.2021, N738 от 18.03.2021, N739 от 18.03.2021, N740 от 18.03.2021, N741 от 18.03.2021, N742 от 18.03.2021 об окончании задержки вагонов.
Сведения об окончании задержки вагонов оформлены извещением от 18.03.2021, которое предъявлялось представителю ООО "Кройл", представитель от подписи отказался, о чем составлен акт общей формы N 28909 от 18.03.2021.
Факт нарушения ответчиком технологических норм погрузки, выгрузки подтверждается анализом памяток приемосдатчика за период с 12.02.2021 по 18.03.2021, с приложением памяток приемосдатчика.
Договором N 3/3723 от 01.12.2017 установлен технологический срок оборота вагона - 6 часов. Как видно из анализа памяток приемосдатчика вагоны находились под погрузкой, выгрузкой от 6,3 часов до 3 167,78 часов, что значительно превышает нормативные сроки, установленные в договоре.
Договором N 3/4177 от 22.04.2020 установлен технологический срок оборота вагона - дизельное топливо - 4 часа, бензин - 2 часа. Как видно из анализа памяток приемосдатчика вагоны находились под погрузкой, выгрузкой от 4,8 часов до 159 часов, что значительно превышает нормативные сроки, установленные в договоре.
Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования, задержанных в пути следования, начислена согласно накопительным ведомостям и актам общей формы приложенным к материалам дела и составляет 313 524 рубля.
Представитель ООО "Кройл" от подписи накопительных ведомостей отказался, о чем составлены акты общей формы к каждой накопительной ведомости.
19.05.2021 за N Исх-5922/КРС ТЦФТО в адрес ООО "Кройл" направлена претензия на сумму 313 524 рубля с приложением расчета задолженности для рассмотрения возможности добровольной оплаты. Претензия ответчиком получена, сумма задолженность не оплачена.
Истцом также начислены проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с 20.04.2021 (с учетом разумного срока для исполнения обязательства, предусмотренного статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации) по 10.11.2022 в размере 10 582 рубля 51 копейка.
Наличие задолженности по оплате за нахождение вагонов на путях общего пользования, задержанных в пути следования послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из установленного факта вины ответчика в простаивании вагонов на путях общего пользования, следовательно, из обоснованности начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, правомерности начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правоотношения сторон в данном случае регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с УЖТ РФ.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Обязанность вносить плату за нахождение подвижного состава на путях общего пользования предусмотрена статьей 39 УЖТ РФ.
В силу части 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В силу части 19 статьи 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 УЖТ РФ).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждена Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 43 "Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составление транспортной железнодорожной накладной, сроки порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения", утвержденных Министерством транспорта РФ от 27.07.2020 N 256 обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Как верно отметил суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно абзацу 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, акты общей формы содержат ссылку на причину задержки вагонов: неприем поезда по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования.
В пункте 71 Правил перевозок грузов _, утвержденных приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 перечислены сведения, которые указываются в акте общей формы в зависимости от причины нахождения вагонов или иного железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего или необщего пользования.
Как сказано в пункте 78 названных Правил перевозок грузов, грузополучатель (получатель), грузоотправитель (отправитель), владелец железнодорожного пути необщего пользования, перевозчик (при составлении акта владельцем инфраструктуры) обязаны подписать составленный акт и в срок не более двадцати четырех часов с момента получения возвратить его составившему лицу. При несогласии с содержанием акта общей формы пользователи услугами железнодорожного транспорта вправе изложить свое мнение в акте общей формы или приложить его к акту общей формы.
Возражения в отношении данных актов обществом "Кройл" в установленный срок не представлены.
Кроме того, составлению актов общей формы предшествовало составление ряда документов, о которых ответчик не мог не знать. Так, о задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки ответчик был уведомлен извещениями, которые вручались лично представителю, от получения извещения он отказался, о чем составлены акты общей формы, в которых представитель ответчика расписался.
Суд первой инстанции верно и обоснованно обратил внимание сторон на то, что памятки приемосдатчика являются первичными документами, которые подтверждают факт длительного нахождения вагонов на фронтах погрузки, выгрузки, а так же факт нарушения условий договора по выполнению технологических норм погрузки, выгрузки и как следствие накопление прибывающих вагонов на станции, что вызывает необходимость задержки поступающих вагонов в пути следования, из-за невозможности их приема станцией назначения по вине ответчика. Именно данный факт подтверждает, что поданные вагоны в течение времени пока они не будут готовы к уборке находятся на путях необщего пользования под погрузкой-выгрузкой и, следовательно, перевозчик не имеет возможности подать поступающие вагоны, пока не будут убраны вагоны, находящиеся на путях необщего пользования ответчика.
Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции относительно памяток приемосдатчика и их содержания, апеллянт ссылается на условия договора и указывает на зависимость не приема вагонов станцией назначения от длительной не уборки вагонов с путей самим истцом.
Апелляционный суд не принимает позицию заявителя апелляционной жалобы в данной части, поскольку она основана на неверном толковании условий договора применительно к спорным обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции подробно изучил представленные памятки приемосдатчика и дал им верную оценку, с которой апелляционная инстанция соглашается.
Несмотря на то, что заявитель ссылается на доводы, отраженные в отзыве на иск, материалы дела не содержат доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями истца, связанными с несвоевременной уборкой вагонов с путей необщего пользования, и нахождением вагонов на путях общего пользования.
Поскольку заявитель в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представил доказательств надлежащего соблюдения им технологического срока оборота вагонов в спорный период, а также обоснованной задержки вагонов, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о правомерном начислении ответчику платы за предоставление железнодорожных путей для нахождения на них подвижного состава.
На основании изложенного, довод о том, что судом первой инстанции не учтено систематическое нарушение технологических сроков уборки вагонов самим истцом, а представленные памятки приемосдатчика не подтверждают позицию истца, отклоняется апелляционной инстанцией как необоснованный и опровергающийся материалами дела, а также содержанием указанных доказательств.
Таким образом, требование истца о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, задержанных в пути следования в размере 313 524 рублей правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Истцом также заявлялось требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10 582 рублей 51 за период с 20.04.2021 по 10.11.2021 с последующим начислением по день фактической уплаты долга.
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (пункт 1 статьи 395 ГК РФ).
Суд первой инстанции, исходя из установленного факта виновности ответчика в нахождении вагонов на железнодорожных путях общего пользования, задержанных в пути следования, пришел к обоснованному выводу о правомерности требования о взыскании процентов.
Между тем, суд первой инстанции, учитывая постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", верно указал, что за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 не подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами, указанный период обоснованно исключен судом из расчета.
Таким образом, согласно расчету суда первой инстанции размер проценты за пользование чужими денежными средствами составил 10 582 рубля 51 копейку за период с 20.04.2021 по 10.11.2021, далее с 11.11.2021 по 31.03.2022, далее с 02.10.2022 по день фактической уплаты долга.
Расчет процентов апелляционным судом проверен и признан арифметически верным, соответствующим условиям договора и нормам действующего законодательства.
Доводов в данной части и возражений относительно расчета процентов апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь положениями статей 101, 106, 110, 112 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности взыскания почтовых расходов в размере 78 рублей, поскольку они понесены истцом в связи с рассмотрением дела.
Иные доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в части.
Решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" октября 2022 года по делу N А33-14166/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14166/2022
Истец: ОАО "РЖД", ООО специалистам "БП Вектор"
Ответчик: ООО "Кройл"