г. Вологда |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А52-3988/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 января 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 49911" Зуйкова Д.П. по доверенности от 19.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 49911" на решение Арбитражного суда Псковской области от 14 ноября 2022 года по делу N А52-3988/2022,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие города Пскова "Горводоканал" (ОГРН 1026000975406, ИНН 6027047825; адрес: 180004, Псковская область, город Псков, улица Советской Армии, дом 49А; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 49911" (ОГРН: 1026002346523, ИНН: 6027027226; адрес:180502, Псковская область, Псковский район, деревня Георгиевская; далее - учреждение) 144 209 руб. 19 коп. задолженности по оплате за негативное воздействие и сброс загрязняющих веществ по договору водоотведения от 26.12.2019 N 4670.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 14 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Учреждение с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. Указывает на то, что наличие лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности не свидетельствует о ведении такой деятельности учреждением.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Истец в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) заключен договор водоотведения от 26.12.2019 N 4670 с протоколом разногласий, в соответствии с которым предприятие обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных воли отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействие на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организаций водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.
Истец в период с сентября 2020 года по декабрь 2021 года оказывал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению, выставляя для оплаты соответствующие счета-фактуры. Также ответчику выставлялись за указанный период счета-фактуры на внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), за период с июля 2020 года по декабрь 2021 года, ответчику истцом начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов в общей сумме 144 209 руб. 19 коп.
Сопроводительным письмом от 10.02.2022 N 7/6с-0386 истец повторно направил универсальные передаточные документы в адрес ответчика. Однако плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов ответчиком не внесена.
В связи с непогашением задолженности истцом ответчику направлена претензия от 23.03.2022 N 1/32-616, неисполнение которой послужило основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, правомерно применив к спорным правоотношениям положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 416-ФЗ), Правил N 644.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В силу положений статей 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 названного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила N 644 согласно пункту 1 регулируют в том числе отношения организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения).
В пункте 20 Правил N 644 закреплено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу пункта "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 194 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, либо в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130-130 (3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, либо по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) названных Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте (пункт 119 Правил N 644).
В пункте 123 (4) Правил N 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, при наличии любого из указанных в данном пункте условий, в том числе если среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод менее указанного в абзаце первом пункта 124 данных Правил (то есть менее 30 куб. м в сутки).
Для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123 (4) Правил N 644 расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644 без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, в том числе отбор проб сточных вод.
При этом в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 123 (4) Правил N 644, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644.
Судом первой инстанции верно учтено и не оспаривается ответчиком, что по показаниям приборов учета ответчика среднесуточный сброс сточных вод не превышает 30 куб. м.
Таким образом, истцом правомерно произведено исчисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, установленной пунктом 123 (4) Правил N 644, в размере 38 635 руб. 09 коп.
Доказательства подачи декларации в отношении объекта учреждения в спорные периоды отсутствуют, отбор проб не осуществлялся, соответственно наличие оснований применения в рассматриваемом случае иной формулы, чем установлена пунктом 123(4), в материалах дела не усматривается.
Размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определен истцом по формуле, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644, за период с сентября 2020 года по декабрь 2021 года в сумме 105 574 руб. 10 коп.
Согласно названному пункту 203 по установленной в нем формуле расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Истец при применении пункта 203 Правил N 644 исходил из того, что ответчик относится к категории абонентов среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объекта которого составляет менее 30 куб. м, а объектом, с которого осуществляется водоотведение, является объект, расположенный по адресу: Псковская обл., Псковский р-он, д. Георгиевская, где ответчик осуществляет деятельность по сбору отходов.
При этом истец правомерно отмечает, что при применении названного пункта Правил N 644 не требуется обязательное указание соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц. Поэтому ссылки апеллянта отсутствие сбора отходов в составе видов деятельности учреждения подлежат отклонению.
В материалах дела усматривается, что ответчику выдана лицензия на транспортирование отходов IV класса опасности.
В абзаце втором пункта 203 Правил N 644 в числе видов деятельности, для которых применяется установленная названным пунктом формула расчета расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, указан сбор, обработка или утилизации отходов.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, группировка 38 (Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья) включает в том числе местную перевозку отходов. Группировка 38.12 (Сбор опасных отходов) включает в себя в том числе перевозку опасных отходов I - IV класса опасности.
Таким образом, применительно к классификатору видов экономической деятельности перевозка отходов относится к их сбору, в связи с этим ссылки апеллянта на наличие у него лицензии только на транспортирование отходов IV класса опасности не исключает применение пункта 203 Правил N 644.
Само по себе наличие заключенных ответчиком как заказчиком с иными лицам договоров на оказание услуг по обращению с отходами не исключает осуществление данной деятельности учреждением при наличии у него действующей лицензии на транспортировку отходов IV класса опасности. Соответствующий довод жалобы не опровергает правомерность применения при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке пункта 203 Правил N 644.
Иные доводы жалобы обоснованность исковых требований предприятия и правовые основания для применения упрощенного порядка начисления рассматриваемых видов платы, установленных Правилами N 644, также не опровергают.
Арифметическая правильность расчетов истца ответчиком не оспорена, контррасчета подлежащей внесению платы не представлено.
Апелляционный суд, проверив размер предъявленной истцом задолженности, оснований не согласиться с ним не усматривает.
Ввиду изложенного исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Несогласие апеллянта с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка ответчиком фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 14 ноября 2022 года по делу N А52-3988/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 49911" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3988/2022
Истец: Муниципальное предприятие г. Пскова "Горводоканал"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Войсковая часть 49911"