г. Воронеж |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А48-5523/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено "31" января 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Щербатых Е.Ю., |
судей |
Воскобойникова М.С., Поротикова А.И., |
|
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карабковой О.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: Кауровой Т.В., представителя по доверенности от 09.01.2023;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях: Рагулиной М.В., представителя по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Арбитражного суда Орловской области от 23.11.2022 по делу N А48-5523/2022 (судья Кияйкин И.В.),
по исковому заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ОГРН 1045753008212, ИНН 5753035940) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491) о прекращении права оперативного управления на гараж общей площадью 29 кв.м с кадастровым номером 57:23:0010102:413, расположенный по адресу: Российская Федерация, Орловская область, Колпнянский район, пгт. Колпна, восточнее автодороги Колпна-Малоархангельск, между 1-м и 2-м Комсомольскими переулками; об обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях совершить действия по принятию от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в состав казны Российской Федерации гараж общей площадью 29 кв.м с кадастровым номером 57:23:0010102:413, расположенный по адресу: Российская Федерация, Орловская область, Колпнянский район, пгт. Колпна, восточнее автодороги Колпна-Малоархангельск, между 1-м и 2-м Комсомольскими переулками (реестровый номер федерального имущества П12580001846),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - истец, Управление Росреестра по Орловской области) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, ответчик) о прекращении права оперативного управления на гараж общей площадью 29 кв.м с кадастровым номером 57:23:0010102:413, расположенный по адресу: Российская Федерация, Орловская область, Колпнянский район, пгт. Колпна, восточнее автодороги Колпна-Малоархангельск, между 1-м и 2-м Комсомольскими переулками, о совершении действий по принятию в состав казны Российской Федерации нежилого помещения - гараж, общей площадью 29 кв.м, с кадастровым номером 57:23:0010102:413, расположенный по адресу: Российская Федерация, Орловская область, Колпнянский район, пгт. Колпна, восточнее автодороги Колпна-Малоархангельск, между 1-м и 2-м Комсомольскими переулками (реестровый номер федерального имущества П12580001846).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 23.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылалось на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 23.11.2022, в связи с чем просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал на пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления, является правом собственника.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Орловской области считает обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, и их фактическим и правовым обоснованием согласен.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 23.11.2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Управлению Росреестра по Орловской области на основании договора безвозмездной передачи гаража в собственность Российской Федерации на праве оперативного управления от 20.02.2008 (дата регистрации) передан гараж общей площадью 29 кв.м с кадастровым номером 57:23:0010102:413, расположенный по адресу: Российская Федерация, Орловская область, Колпнянский район, пгт. Колпна, восточнее автодороги Колпна-Малоархангельск, между 1-м и 2-м Комсомольскими переулками (реестровый номер федерального имущества П12580001846).
Право оперативного управления за истцом зарегистрировано в ЕГРН 05.03.2008 N 57-57-11/003/2008-003, право собственности Российской Федерации - 23.11.2012 N 57-57-01/089/2012-495, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.06.2022.
06.08.2021 письмом от N 04-07283-НК Управление Росреестра по Орловской области обратилось в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с просьбой согласовать отказ от права оперативного управления на объект недвижимого имущества - гараж, общей площадью 29 кв.м, с кадастровым номером 57:23:0010102:413, расположенный по адресу: Орловская область Колпнянский район, пгт. Колпна, восточнее автодороги Колпна-Малоархангельск, между 1-м и 2-м Комсомольскими переулками (реестровый номер федерального имущества П12580001846), в связи с тем, что объект недвижимого имущества не используется и потребность в нем отсутствует.
Письмом от 24.08.2021 N 03-6388-НБ/21 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии согласовала Управлению Росреестра по Орловской области отказ от права на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
31.08.2021 Управление Росреестра по Орловской области обратилось в МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях с заявлением о передаче гаража в казну Российской Федерации.
27.10.2021 управление направило в адрес ответчика письмо с просьбой дать ответ на ранее направленное письмо от 31.08.2011 N 04-08036-НК (письмо от 27.10.2021 N 04-09639-НК).
В ответ на заявление от 31.08.2021 и письмо от 27.10.2021 МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях в письме от 06.12.2021 N 71-ЕК/10374 сообщило о проведении работы по определению федеральных организаций, испытывающих потребность в размещении, а также указало, что в случае выявления заинтересованности в указанном имуществе, информация об этом будет направлена в Управление дополнительно.
В дальнейшем письмами от 20.12.2021 N 04-11209-НК, от 22.12.2021 N 04-10283- НК, от 11.02.2022 N 04-00995-НК, от 16.05.2022 N04-03203-НК Управление Росреестра по Орловской области просило решить вопрос об изъятии в казну Российской Федерации неиспользуемого управлением объекта недвижимого имущества.
В ответ на данные обращения МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях (письмо от 26.05.2022 N 71- АС/4758) со ссылкой на письмо Росимущества от 20.05.2022 N 07/22805 предложило управлению заключить договор безвозмездного пользования с Администрацией Колпнянского района Орловской области с последующим предоставлением в МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях пакета документов.
Письмом от 31.05.2022 N 02-03572-НК Управление Росреестра по Орловской области сообщило МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях о том, что у него отсутствуют полномочия по распоряжению имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления (если распоряжение имуществом не связано с исполнением Управлением Росреестра по Орловской области своих полномочий), и просило решить вопрос о принятии в казну Российской Федерации гаража.
По результатам рассмотрения данного обращения письмом от 07.06.2022 N 71- АС/5215 МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях сообщило, что считает нецелесообразным принятие данного имущества в состав имущества государственной казны Российской Федерации.
Бездействие ответчика по принятию недвижимого имущества из оперативного управления послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
Процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.
Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Регулирование вопросов прекращения права собственности, которые распространяются и на право оперативного управления, содержится в главе 15 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Исходя из системного толкования названных норм следует предусмотренная законом возможность отказаться от имущества, предоставленного на праве оперативного управления.
В данном случае отказ истца от права оперативного управления фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за истцом.
Таким образом, учитывая, что спорное имущество не используется истцом по назначению в соответствии с целями его деятельности, при этом на него возлагаются дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по содержанию имущества, приняв во внимание согласование Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии передачи спорного имущества в казну Российской Федерации, в силу статей 236 и 299 ГК РФ истец надлежащим образом реализовал свое право на отказ от оперативного управления спорным имуществом.
При прекращении права оперативного управления истца на спорное имущество данные объекты остаются в собственности Российской Федерации, что согласуется с положениями статьи 236 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, агентство наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, не используемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
В пункте 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 469 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Следовательно, ответчик обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия из оперативного управления, на котором данное имущество находилось у истца.
Доказательств правомерности бездействия указанного органа государственной власти по принятию спорного имущества в казну Российской Федерации, как и доказательств, свидетельствующих, что имущество используется истцом, ответчиком не представлено.
Отсутствие согласия уполномоченного органа на принятие имущества в казну Российской Федерации не является основанием для отказа в иске, поскольку на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и на его территориальные органы возложены полномочия по обеспечению эффективного использования федерального имущества и недопущению ситуации, при которой возникает излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Непринятие в казну имущества, неиспользуемого истцом, не может быть признано соответствующим закону (определения Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284).
Положения статей 296, 299 ГК РФ истолкованы в апелляционной жалобе неверно применительно к конкретным обстоятельствам настоящего спора.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о нарушении прав истца возложением на него дополнительных имущественных обременений в виде обязанности по содержанию имущества.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 13.12.2021 по делу N А48-322/2021.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 23.11.2022 не имеется.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 23.11.2022 по делу N А48-5523/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
М.С. Воскобойников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5523/2022
Истец: Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловских областях