г. Самара |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А49-3171/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 25 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 01 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 ноября 2022 года по делу N А49-3171/2022 (судья Новикова С.А.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" г.Пенза, (ИНН 5836623790; ОГРН 1065836023714),
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области", г.Пенза, (ИНН 7706562710; ОГРН 1047797031479),
о взыскании 5893732 руб. 42 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" (далее - ответчик), о взыскании 5893732 руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24 ноября 2022 года исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" удовлетворены частично. Расходы по оплате государственной пошлины отнесены на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований.
С Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" (ИНН 7706562710) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ИНН 5836623790) взыскана задолженность в сумме 3 806 488 руб. 64 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 33887 руб. В остальной части иска отказано. Обществу с ограниченной ответственностью "Горводоканал" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 2262 руб., уплаченная по платежному поручению N 1841 от 05.04.2022.
Не согласившись с выводами суда, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что в соответствии с Уставом ФКУ ИК-1 источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и заключение договоров (государственных контрактов) бюджетными учреждениями осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год, следовательно, в соответствии со ст. 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Кодекса в Федеральном казначействе.
Податель жалобы полагает, что предъявление исполнительного листа на взыскание задолженности может привести к негативным последствиям, таким как прекращение движения по счетам, невыплата заработной платы работникам и работающим осужденным, невозможность оплатить налоги и произвести расчет с поставщиками.
Ответчик также указал, что судом при вынесении решения неправомерно не учтено, что подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ ответчик освобожден от уплаты госпошлины.
В суд апелляционной инстанции от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Между ООО "Горводоканал" (Организация водопроводно-канализационного хозяйства) и федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" (Абонентом) 15.02.2021 заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 1907, по которому, организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду на следующие объекты абонента по адресам: г. Пенза, ул. Автоматный пер.,1.
Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку н сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее -лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Место исполнения обязательств по договору определено в приложении N 1.
Контрольные колодцы ответчика согласованы между сторонами и отражены в соответствующей схеме.
Абонент принял на себя обязательство производить ежемесячную оплату полученной холодной воды и отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 8 договора).
Расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу (п. 8 договора).
Договор заключен сторонами на срок 1 год и вступил в силу с 01.01.2021 (пункты 69-70 договора).
Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (п. 71 договора).
Объем отпущенного ресурса определялся истцом на основании сведений о показаниях приборов учета воды, представляемых ответчиком, что сторонами не оспаривается и подтверждается представленными истцом в материалы дела доказательствами.
В соответствии с пп. т) п. 14 договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию планов снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Согласно пп. д) п. 13 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению N 8 (п. 32 договора).
В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов по объему сточных вод организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация ежемесячно определяет количество отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива по объему сточных вод (п. 33 договора).
При наличии у абонента объектов, для которых не устанавливаются нормативы по объему сточных вод, контроль за соблюдением нормативов по объему сточных вод абонента производится путем сверки общего объема отведенных (принятых) сточных вод за вычетом объемов поверхностных сточных вод, а также объемов водоотведения, для которых не устанавливаются нормативы водоотведения (п. 34 договора).
При превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, но тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (п. 35 договора).
Поскольку материалы дела не содержат доказательств направления сторонами уведомления о расторжении, изменении или заключении нового договора, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что в спорный период договор являлся действующим.
Согласно материалам дела 15.09.2021 истцом произведен отбор проб сточных вод из согласованного сторонами контрольного колодца N 1 по адресу: г.Пенза, ул. ул. Автоматный пер.,1.
Отбор проб произведен в присутствии представителя ответчика - главного инженера Сытытова Р.О. и оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 493 от 15.09.2021.
В протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 427-21 от 07.10.2021 зафиксировано превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных Приложением N 5 к Правилам N 644.
Результаты анализов сточных вод направлены ответчику сопроводительным письмом 12.10.2021 и получены им 19.10.2021, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением.
Сопроводительным письмом от 29.10.2021 ответчику направлены расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и счета на оплату за период с 01.09.2021 по 30.09.2021 на сумму 5893732 руб. 42 коп.
Поскольку оплата выставленного счета ответчиком не произведена, истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика долга в размере 5893732 руб. 42 коп.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что в контрольный колодец N 1, в том числе сливаются стоки здания общежития, в котором проживают осужденные, прибор учета холодной воды и стоков в здании отсутствует. Ответчик полагает, что расчет платы на негативное воздействие следует производить с учетом указанных обстоятельств.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как верно указал суд, правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению в спорном периоде регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона N 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (ч. 1 ст. 14 Закона N 416-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом правилами холодного водоснабжения и водоотведения определяется в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (п. 13.1 ст. 2, п. 8.2 ч. 11 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с ч.9 ст. 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании подпунктов "ж", "и" пункта 35 Правила N 644, абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно пункту 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 113 Правил N 644 определено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими правилами.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета (пункт 119 Правил N 644).
Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод (пункт 85 Правил N 644).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, согласно пункту 3 которых контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.
В силу пунктов 18, 19 Правил контроля отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.
Абонент, в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пп. "ж" п. 35, пп. "г" п. 36 Правил N 644).
Запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу по перечню, приведенному в Приложении N 4 к Правилам N 644, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно Приложению N 4(1) к Правилам N 644. Кроме того, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню, приведенному в Приложении N 5 к Правилам (п. 113 Правил N 644).
Пункт 114 Правил N 644 предусматривает возможность заключения договора между организацией, осуществляющей водоотведение или очистку сточных вод, и абонентом о приеме сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, при условии в том числе неухудшения качества очистки сточных вод.
В этом случае плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения уплачивается абонентом в размере, определяемом соглашением сторон.
Если сточные воды, принимаемые в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, определяемых Правилами (п. 118 Правил N 644).
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно (п. 119 Правил N 644):
по формулам, предусмотренным п. п. 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п. 120, абз. 8 п. 123, п. п. 123(2), 123(4), 130 -130(3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной п. 123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Отбор контрольных проб производится в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.
Если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пп. "а" п. 113 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле (п. 120 Правил N 644):
П = Кк x Т x Q,
где: П - размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подлежащей уплате абонентом, без учета НДС (руб.);
Кк - коэффициент компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение 12 календарных месяцев с даты совершения предыдущего нарушения того же пункта Приложения N 4 к Правилам N 644 - 10, при последующих нарушениях в течение 12 календарных месяцев с даты первого нарушения того же пункта Приложения N 4 к Правилам N 644 - 25;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета НДС, учитываемого дополнительно (руб/куб. м);
Q - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения.
В случае сброса абонентом сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пп. "б" п. 113 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле (п. 123 Правил N 644):
П = (Макс(К1,) + Сумм(К12) + Макс(Юз) + Сумм(Ю4) + ЮрН + К1Т + KW + Klжиры + + Макс(К15) ) х Т х
где: Макс(К11) - максимальные из всех значений кратностей превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод по веществам, отнесенным к группе 1 согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644, при этом кратность превышения (Ki) определяется по формуле, предусмотренной п. 123(1) Правил N 644;
Сумм(К12) - суммарные значения кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 2 согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644;
Макс(К13) - максимальные из всех значений кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 3 согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644;
Сумм(К14) - суммарные значения кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 4 согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644;
Ki pH - значение кратности превышения (Ki) по водородному показателю (pH), которое принимается равным коэффициенту воздействия водородного показателя (pH) согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644, на основании значения водородного показателя (pH), заявленного абонентом в декларации либо зафиксированного в контрольной пробе, если оно отличается от заявленного в декларации значения;
Kiт, КiЛОС, КiЖИРЫ, Кiпх6 - значения кратностей превышения (Ki) соответственно по температуре, летучим органическим соединениям, жирам, полихлорированным бифенилам;
Макс(Кi15)- - максимальные из значений кратностей превышения (Ki) по веществам, отнесенным к группе 5 согласно перечню, предусмотренному Приложением N 5 к Правилам N 644;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета НДС, учитываемого дополнительно (руб/куб. м);
Q пр - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск.
Следовательно при осуществлении абонентом запрещенного сброса расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренным пунктом 120 Правил N 644.
При сбросе абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентрации, указанных в приложении N 5 к Правилам N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 123 Правил N 644.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы, абонент вносит плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 194 Правил N 644).
Расчет платы производит организация, осуществляющая водоотведение, ежемесячно на основании декларации абонента либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод по формуле, приведенной в п. 197 Правил N 644 (без учета НДС, учитываемого дополнительно).
Как следует из материалов дела расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен истцом в соответствии с формулой пункта 123 Правил N 644 и, согласно представленному расчету, плата составила 5893732 руб. 42 коп. за сентябрь 2021 г.
В рассматриваемом случае суд верно определил, что разногласия сторон заключаются в определении размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что из расчета платы следует исключить объем сточных вод, отводимых из здания общежития, в котором имеются душевые и туалеты.
Истец рассчитал ответчику плату без уменьшения общего объема сточных вод, сброшенных абонентом за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение значений загрязняющих и показателей свойств сточных вод, отведенных общежитием.
Судом установлено, что ФКУ "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Пензенской области" на праве оперативного управления принадлежит 4-х этажное жилое здание (общежитие КБ 700) общей площадью 3268,8 кв.м., расположенное по адресу: г.Пенза, пер. Автоматный, д.1А, что подтверждается представленной материалы дела выпиской из ЕГРН от 17.05.2021.
Согласно представленной ответчиком в материалы дела справке, среднесписочная численность спецконтингента в сентябре 2021 г. составляла 484 осужденных.
Как указал ответчик и не оспаривал истец, контрольный колодец для проведения отбора проб сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения находится на территории промышленной зоны и включает в себя стоки сточных вод с территории участка колонии поселения, административного здания, общежития для проживания осужденных, швейного участка N 2, душевой для помывки осужденных трудоустроенных на промышленной зоне, участка РИЦ и двух туалетов. Приборы учета сточных вод отсутствуют.
Суд первой инстанции, исходя из оценки материалов дела, установил следующее.
Пунктом 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, предусмотрено, что настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В Правилах N 354 прямо не указано, что они распространяют свое действие на общежития спецконтингента при определении размера платы за коммунальные услуги, вносимой за помещения в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций исполнения наказания.
В связи с чем суд верно указал, что подлежат применению положения п.1 ст. 6 ГК РФ, устанавливающие, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Учреждение в период, в который в нем отбывают наказание осужденные, является для осужденных местом их пребывания (осужденные проживают в общежитиях или в запираемых помещениях). В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительное учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных.
В рассматриваемом случае Учреждение приобретало коммунальный ресурс у общества не в целях перепродажи. С учетом специализированного характера деятельности Учреждения (обеспечение содержания осужденных) оно использует воду для питьевого и хозяйственно-бытового снабжения осужденных. Потребителями коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения в рассматриваемый период являлись физические лица - осужденные. Эти лица, с учетом их статуса, самостоятельно не могут заключать договоры на приобретение коммунальных услуг, поэтому в их интересах такой контракт заключает Учреждение.
С учетом изложенного суд верно указал, что ответчик осуществляет деятельность по покупке коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг осужденным, следовательно, по сути, обладает статусом исполнителя коммунальных услуг в отношении объектов, в которых осужденные проживают.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные обстоятельства позволяют отнести ответчика к категории потребителей, приравненных к населению в части объектов, относящихся к так называемой "жилой зоне".
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2014 N ВАС-9318/14.
С учетом особенностей пребывания граждан в местах лишения свободы при определении объектов, в отношении которых подлежит применению тариф для потребителей, приравненных к населению, помимо определения жилого помещения, содержащегося в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует учитывать положения Правил N 354, по смыслу которых под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов.
Принимая во внимание изложенное, здание общежития, где осужденные фактически постоянно или длительное время проживают, пребывание в которых отличается лишь условиями содержания (режима), правомерно признано судом жилым помещением.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно ч.4 ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ работающие и получающие пенсию осужденные возмещают стоимость коммунально-бытовых услуг. Возмещение стоимости коммунально-бытовых услуг производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
В силу пункта 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
В силу п. 19.2.2 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 1454/пр от 20 октября 2017 года, введенные в действие с 21 апреля 2018 года, расход холодной и горячей воды для осужденных следует принимать, руководствуясь СП 30.13330 (приложение А).
Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилых помещениях в общежитии, должен определяться в соответствии с пунктами 42, 50, 51 Правил N 354 по формуле 7, исходя из количества осужденных, проживающих в общежитии, норматива потребления коммунальной услуги и тарифа на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного судом правомерно отклонена ссылка истца на то, что при расчете объема сточных вод должен применяться п. 23 Правил N 766.
При этом судом признан верным представленный ответчиком контррасчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за сентябрь 2021 г. на сумму 2087242 руб. 01 коп., выполненный с учетом водоотведения общежития, рассчитанного исходя из количества постоянно и временно проживающих в общежитии осужденных 484, норматива водоотведения (85 л с/с) и установленных тарифов.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 123(2) Правил N 644 в случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2.
Как следует из материалов дела, в данном случае представленная Учреждением в ООО "Горводоканал" декларация закончила свое действие 01.03.2021, иная декларация со сроком действия один год ответчиком не подавалась, следовательно, при расчетах платы за негативное воздействие на ЦСВ подлежит применению коэффициент = 2.
Согласно расчету ответчика размер платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения за указанный период в отношении отбора проб сточных вод из контрольного колодца N 1, за исключением стоков отводимых из здания общежития, составит 3806490 руб. 41 коп.
По предложению суда истцом, как специализированной организацией, в материалы дела представлен расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за сентябрь 2021 г. без учета стоков отводимых из здания общежития, произведенный на основании п. 123 Правил N 644 на сумму 3806488 руб. 64 коп. (1903244,32x2).
Суд, проанализировав представленный расчет верно указал, что поскольку при расчете объема сточных вод истцом применен нормативный акт не подлежащий применению, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилых помещениях в общежитии должен определяться в соответствии с пунктами 42, 50, 51 Правил N 354 по формуле 7, истцом необоснованно заявлена ко взысканию сумма 2087243 руб. 78 коп.
Представители ответчика расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за сентябрь 2021 г. на сумму 3806488 руб. 64 коп. не оспорили.
Суд, не соглашаясь с доводами ответчика, изложенными в отзыве на иск, верно указал на отсутствие оснований для освобождения Учреждения от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения предусмотрена Федеральным законом N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении в РФ", а также Правилами N 644, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013.
При этом, не имеет правого значения организационно-правовая форма юридического лица, в том числе тот факт, что ответчик является государственным органом, финансируемым за счет средств федерального бюджета (п.1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ, п.4 Постановления Правительства РФ N 3 от 05.01.1998 г. "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", ст.6, п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ N 21 от 22.06.2006 отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе не является основанием для освобождения его от ответственности. Следовательно невыделение бюджетных средств не освобождает ответчика от обязанности по уплате задолженности в установленный законом срок.
С учетом изложенного, поскольку обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возложена на ответчика действующим законодательством и условиями Контракта, факт сброса ответчиком загрязняющих веществ в систему городской канализации подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, суд, руководствуясь статьями 309, 310, 781 ГК РФ правомерно признал исковые требования истца о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения обоснованными в сумме 3806488 руб. 64 коп.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования частично.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, предъявление исполнительного листа на взыскание задолженности может привести к негативным последствиям, таким как прекращение движения по счетам, невыплата заработной платы работникам и работающим осужденным, невозможность оплатить налоги и произвести расчет с поставщиками, поскольку подателем жалобы не представлены в материалы дела доказательства недостаточности лимитов бюджетных обязательств.
Отклоняется также довод жалобы о неправомерном отнесении на ответчика судебных расходов за рассмотрение дела судом первой инстанции, т.к подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ предусмотрено, что ответчик освобожден от уплаты госпошлины.
Согласно пп. 1.1. п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.
Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты заявителем государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 101 АПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
Отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора.
То есть, после прекращения отношений заявителя с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
По настоящему делу компенсация истцу судебных расходов должна производиться путем взыскания с ответчика денежных сумм, равных уплаченной заявителем в бюджет государственной пошлине.
При этом на ответчика возлагается обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области", освобожденное от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не влечет отказ заявителю в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления государственная пошлина ООО "Горводоканал" уплачена в размере 54731 руб.
Судом первой инстанции признано обоснованным частично заявление ООО "Горводоканал", поскольку истцом при подаче заявления платежным поручением N 1841 от 05.04.2022 была уплачена госпошлина, она (пропорционально удовлетворенным требованиям) подлежит взысканию с ответчика.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 ноября 2022 года по делу N А49-3171/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3171/2022
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области