город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2023 г. |
дело N А53-14300/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ООО "УК "Эгида": директор Чернышова Л.А., паспорт;
от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: представители Пилипеева Л.А. по доверенности от 03.06.2022, удостоверение; Троицкая Н.О. по доверенности от 20.01.2023, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.11.2022 по делу N А53-14300/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эгида" (ИНН 6102071121, ОГРН 1186196051524)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346,
ОГРН 1036163003029)
о признании незаконными приказов об отказе во внесение изменений в реестр лицензий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эгида" (далее - заявитель, ООО "УК "Эгида", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным приказов Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 31.08.2021 N 1662-Л, от 14.10.2021 N 1935/2-Л, от 20.12.2021 N 2353/2-Л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.11.2022 ходатайство ООО "УК "Эгида" о восстановлении пропущенного срока на обжалование приказов от 31.08.2021 N 1662-Л, от 14.10.2021 N 1935/2-Л, от 20.12.2021 N 2353/2-Л удовлетворено. Признаны недействительными приказы Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 31.08.2021 N 1662-Л, от 14.10.2021 N 1935/2-Л, от 20.12.2021 N 2353/2-Л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления и документов. Суд возложил на Государственную жилищную инспекцию Ростовской области обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление от 06.07.2021 N 37/2677 о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, п. Верхнетемерницкий, пер. Звездный, 10, а также представленные в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области документы. С Государственной жилищной инспекции Ростовской области в пользу ООО "УК "Эгида" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб., уплаченные по платежному поручению от 27.04.2022 N 2120. Решение мотивировано тем, что Госжилинспекция области не в полной мере исследовала все представленные заявителя документы к заявлению от 06.07.2021 N 37/2677, в том числе на запрос дополнительных сведений и документов.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что протокола общего собрания, которым собственники закрепили выбор уведомления о расторжении договора управления путем информирования на доске объявлений, не представлено. Таким образом, управляющая компания самостоятельно установила такой способ уведомления.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "УК "Эгида" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Государственной жилищной инспекции Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "УК "Эгида" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.04.2021 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эгида" обратилось в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 10 по пер. Звездный в пос. Верхнетемерницком Аксайского района Ростовской области.
11.05.2021 приказом N 826-Л Госжилинспекцией области принято решение об отказе во внесении изменений в Реестр в части внесения сведений о заключении договора управления многоквартирным домом N 10 по пер. Звездный в пос. Верхнетемерницком по причине несоответствия заявления требованиям подпунктов "б" и "ж", "г" пункта 5 Порядка и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденные приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
06.07.2021 ООО "УК "ЭГИДА" обратилось в Госжилинспекцию области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с окончанием срока действия договора управления многоквартирным домом N 10 по пер. Звездный в пос. Верхнетемерницком от 30.04.2020.
20.07.2022 Госжилинспекцией области принято решение о приостановлении рассмотрения указанного заявления ООО "УК "ЭГИДА" в связи с наличием недостоверных сведений, указанных ООО "УК "ЭГИДА" в заявлении и предоставленных с ним документов, на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 Порядка N 938/пр, но не более чем на 30 рабочих дней. В адрес ООО "УК "ЭГИДА" направлен запрос дополнительных материалов и информации.
В ответ на запрос от 20.07.2021 N 378/1358 ООО "УК "ЭГИДА" предоставило объявление и акт от 20.02.2021.
31.08.2021 приказом N 1662-Л Госжилинспекцией области принято решение об отказе во внесении изменений в Реестр в части внесения сведений о расторжении ООО "УК "ЭГИДА" договора управления многоквартирным домом N 10 по пер. Звездный в пос. Верхнетемерницком в связи с несоблюдением условия, предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 Порядка N 938/пр.
30.09.2021 ООО "УК "ЭГИДА" обратилось в Госжилинспекцию области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с окончанием действия договора управления многоквартирным домом N 10 по пер. Звездный в пос. Верхнетемерницком и изменением способа управления многоквартирным домом.
14.10.2021 приказом N 1935/2-Л Госжилинспекцией области принято решение об отказе во внесении изменений в Реестр в части внесения сведений о расторжении ООО "УК "ЭГИДА" договора управления многоквартирным домом N 10 по пер. Звездный в пос. Верхнетемерницком в связи с несоблюдением условий, предусмотренных подпунктами "а", "г" пункта 5 Порядка N 938/пр.
06.12.2021 ООО "УК "ЭГИДА" обратилось в Госжилинспекцию области с письмом N 26 от 31.11.2021 (досудебная претензия), указанное письмо ООО "УК "ЭГИДА" рассмотрено Госжилинспекцией области в соответствии с положениями Порядка N 938/пр.
20.12.2021 приказом N 2353/2-Л Госжилинспекцией области принято решение об отказе во внесении изменений в Реестр в связи с расторжением ООО "УК "ЭГИДА" договора управления многоквартирным домом N 10 по пер. Звездный в пос. Верхнетемерницком, поскольку ООО "УК "ЭГИДА" не выполнены требования части 2 статьи 198 ЖК РФ, подпункта "г" пункта 5 Порядка N 938/пр.
Полагая, что вынесенные Госжилинспекцией области приказы от 31.08.2021 N 1662-Л, от 14.10.2021 N 1935/2-Л, от 20.12.2021 N 2353/2-Л являются незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 названного Кодекса случая (часть 1.3).
Подпунктом 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" также установлено, что предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, которым определены условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр.
Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) (пункт 2 Порядка N 938/пр).
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (пункт 4 Порядка N 938/пр).
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9 Порядка N 938/пр).
Судом первой инстанции установлено, что Госжилинспекцией области, как лицензирующим органом, в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством, приняты решения об отказе во внесении изменений Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД N 10 по пер. Звездный в пос. Верхнетемерницком, а именно: оспариваемые заявителем приказы от 31.08.2021 N 1662-Л, от 14.10.2021 N 1935/2-Л, от 20.12.2021 N 2353/2-Л).
06.07.2021 ООО "УК "ЭГИДА" обратилось в Госжилинспекцию области с заявлением N 37/2677 о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом N 10 по пер. Звездный в пос. Верхнетемерницком от 30.04.2020 в связи с окончанием срока действия договора.
Приказом от 31.08.2021 N 1662-Л отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, поскольку ООО "УК "ЭГИДА" не представлены документы, подтверждающие уведомление о прекращении договора управления в связи с истечением срока его действия всех собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренное ч. 1 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления МКД по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены этим договором. Изменение и расторжение договора управления МКД осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ).
Таким образом, при заявлении одной из сторон о прекращении договора управления МКД по окончании срока его действия договор не продлевается. Это отвечает принципу свободы договора, предусмотренному ст. 421 ГК РФ, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Окончание срока действия договора управления МКД в случае заявления одной из сторон о его прекращении влечет прекращение деятельности по управлению домом и изменяет перечень МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, что, в свою очередь, требует внесения изменения в реестр лицензий.
Согласно пункту 12 договора управления от 30.04.2020, заключенного ООО "УК "ЭГИДА" с собственниками помещений в многоквартирном доме (размещен в ГИС ЖКХ), договор вступает в силу с момента его подписания и действует до истечения года. Договор считается продленным на следующий год, если за месяц до его окончания не поступило уведомление о его расторжении.
Согласно п. 12.1 договора управления от 30.04.2020 договор вступает в силу с момента его подписания и действует до истечения года. Договор считается продленным на следующий год, если за месяц до его окончания не последовало уведомлений о его расторжении.
ООО "УК "ЭГИДА" разместило объявление о прекращении договора управления от 30.04.2022 более чем за месяц до его окончания, что подтверждается актом от 20.02.2021.
Приказом от 14.10.2021 N 1935/2-Л отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с тем, что в нарушение подп. "ж" п. 3 Порядка ООО "УК "ЭГИДА" с заявлением не представлена копия заявления о прекращении договора управления многоквартирным домом и сведения о способе и сроке его передачи собственникам помещений в многоквартирном доме, а также в нарушение подп. "ж" п. 2 Порядка заявление не содержит сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, принятии решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом, а также информация, указанная в заявлении, не размещена в ГИС ЖКХ.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с расторжением по инициативе управляющей организацией в одностороннем порядке договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений в многоквартирном доме прилагается копия заявления о прекращении договора управления многоквартирным домом и сведения о способе и сроке его передачи собственникам помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что к заявлению от 30.09.2021 N 37/4104 заявителем приложены следующие документы: заявление, копия протокола от 24.06.2021, заявление о расторжении договора управления с ООО "УК Эгида".
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно протоколу от 30.09.2021 N 37/4104 по инициативе жильцов дома была выбрана другая управляющая компания ООО "СпецСтрой". Уполномоченным представителем дома избран Усов Д.В., который направил уведомление ООО "УК Эгида" о расторжении договора с 24.06.2021.
Приказом от 20.12.2021 N 23532/2-Л отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, поскольку не выполнены требования ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "г" п. 5 Порядка о размещении информации о расторжении договора управления, указанной в заявлении, в ГИС ЖКХ.
Судом первой инстанции установлено, что к заявлению от 06.07.2021 N 37/2677 заявителем приложены следующие документы: решение учредителя, объявление о том, что не продлевается договор, копия договора.
В системе ГИС ЖКХ размещена заявка на исключение сведений о доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Заявителем в Госжилинспекцию области представлено объявление, размещенное в многоквартирном доме N 10 по пер. Звездный в пос. Верхнетемерницком с актом от 20.02.2021 о размещении объявления на доске объявлений.
Довод апелляционной жалобы о том, что протокола общего собрания, которым собственники закрепили выбор уведомления о расторжении договора управления путем информирования на доске объявлений, не представлено, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в материалы дела представлено уведомление собственников многоквартирного дома N 10 по пер. Звездный в пос. Верхнетемерницком согласно которому в связи с выбором новой управляющей компании ООО "УК "ЭГИДА" с 01.06.2020 способ оповещения собственников многоквартирного дома не меняется: все объявления, акты, предупреждения, изменения по управлению домом, изменения договора управления, изменения тарифов, оповещения о собраниях, итоги ОСС, списки должников, отчеты УК будут размещены на доске объявлений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о признании недействительными приказов от 31.08.2021 N 1662-Л, от 14.10.2021 N 1935/2-Л, от 20.12.2021 N 2353/2-Л.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были изложены обстоятельства дела.
В силу части 1 статьи 168 Кодекса при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 170 Кодекса в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Судом апелляционной установлено, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о признании недействительными приказов от 31.08.2021 N 1662-Л, от 14.10.2021 N 1935/2-Л, от 20.12.2021 N 2353/2-Л.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.11.2022 по делу N А53-14300/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14300/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЭГИДА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ