г. Вологда |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А66-9361/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зреляковой Л.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери представителя Салтыковой А.И. по доверенности от 20.05.2022, от общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" представителя Ивановой О.Н. по доверенности от 30.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2022 года по делу N А66-9361/2022,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (адрес: 170034, Тверская обл., г. Тверь, ул. Ерофеева, д. 5; ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" (адрес: 170008, Тверская обл., г. Тверь, ул. 15 лет Октября, д. 7; ОГРН 1056900217989, ИНН 6901093516; далее - Общество) о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к договору аренды имущества, являющегося собственностью города Твери, относящегося к системе водоснабжения и водоотведения, от 09.08.2007 N 1 в следующей редакции:
"Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, в лице начальника ___________________, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, в лице начальника _____________, совместно именуемые в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал", в лице генерального директора _________________, именуемое в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, при совместном упоминании "Стороны", заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Дополнить перечень объектов недвижимости (приложение N 1 к договору аренды имущества, являющегося собственностью города Твери, относящегося к системе водоснабжения и водоотведения, N 1 от 09.08.2007 г.) объектом, указанным в приложении N 1 к настоящему дополнительному соглашению.
2. Арендодатель передает имущество Арендатору по акту приема-передачи (приложение N 2 к настоящему дополнительному соглашению).
3. Арендная плата за передаваемое имущество устанавливается в размере 4006 рублей 18 копеек в месяц без НДС с учетом коэффициента социальной значимости 0,8, согласно приложению N 1 к настоящему дополнительному соглашению.
Основание: приказ департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери N 1955/р от 23.12.2021.
4. Настоящее соглашение подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и является неотъемлемой частью договора аренды имущества, являющегося собственностью города Твери, относящегося к системе водоснабжения и водоотведения N 1 от 09.08.2007 г.
5. Настоящее соглашение оформлено в 4-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу и хранящихся у регистрационного органа (1экз.), у Арендодателя (2 экз.) и Арендатора (1экз.)"
Приложение N 1 к дополнительному соглашению
к договору аренды имущества,
являющегося собственностью города Твери,
относящегося к системе водоснабжения и водоотведения
N 1 от 09.08.2007 от __________
ПЕРЕЧЕНЬ
объектов, включаемых в перечень недвижимого имущества (приложение N 1 к договору аренды имущества, являющегося собственностью города Твери, относящегося к системе водоснабжения и водоотведения N 1 от 09.08.2007 г.)
N |
Инвентарный номер |
Наименова-ние объекта |
Балансовая стоимость, руб |
Характеристика |
Адрес |
РМС |
Рыноч-ный размер арендной платы в мес. без НДС, руб. |
Рыночный размер арендной платы в мес. без НДС, руб. с учетом коэффициента социальной значимости 0,8 |
1 |
110102200001623 |
КНС |
464 152,00 |
площадь 34,8 кв. м, здание одноэтажное, стены кирпичные, перекрытие - ж/б плиты, крыша - ж/б плиты, мягкая кровля (рулонная), пол - бетонная стяжка. кадастровый номер 69:40:0200197:148 |
г. Тверь, на пересечении улиц Анучина и Сибирской |
106249 |
3 739,00 |
2 991,20 |
2 |
110102200001624 |
КНС |
157 497,00 |
площадь 33,4 кв. м, сооружение, состоящее из металлического приемного резервуара и шкафа управления, кадастровый номер 69:40:0200197:147 |
г.Тверь, ул. Сибирская, между домами N 12 и 14 |
06248 |
1 268,73 |
1 014,98 |
|
Итого |
|
621 649,00 |
|
|
|
5007,73 |
4006, 18 |
Приложение N 2 к дополнительному соглашению к договору аренды имущества, являющегося собственностью города Твери, относящегося к системе водоснабжения и водоотведения N 1 от 09.08.2007 г.
АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, в лице начальника Иванова Павла Владимировича, действующего на основании Положения о департаменте, утвержденного постановлением Главы города Твери от 23.01.2007 г. N 198, распоряжения Администрации города Твери от 13.04.2018 N 287-к, департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, в лице начальника департамента Арестова Дмитрия Николаевича, действующего на основании распоряжения Администрации города Твери N 238-к от 23.03.2020, совместно именуемые в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал", в лице генерального директора Радченко Андрея Николаевича, действующего на основании Устава и распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области N 127 от 23.03.2020, именуемое в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, при совместном упоминании "Стороны", подписали настоящий акт о нижеследующем:
1. Арендодатель передает, а Арендатор принимает имущество, указанное в приложении N 1 к настоящему дополнительному соглашению.
2. Техническое состояние передаваемых объектов отражено в акте (актах)
технического обследования от _____________, являющегося (являющихся) неотъемлемой частью настоящего дополнительного соглашения (приложение N ___________).
3. Настоящий акт подтверждает фактическую передачу объектов Арендодателем Арендатору и является неотъемлемой частью дополнительного соглашения от ____________ к договору аренды имущества, являющегося собственностью города Твери, относящегося к системе водоснабжения и водоотведения N 1 от 09.08.2007 г."
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (далее - Департамент ЖКХ).
Решением суда от 28 ноября 2022 года на Общество возложена обязанность в течение десяти календарных дней с момента вступления настоящего решения в силу заключить с Департаментом дополнительное соглашение к договору от 09.08.2007 N 1 на предложенных Департаментом условиях, кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, в связи тем, что спорные канализационные насосные станции (далее - КНС) в качестве объектов централизованной системы водоотведения идентифицироваться не могут, и, следовательно, не могут являться предметом спорного договора аренды. По мнению апеллянта, истец в силу положений федерального законодательства и договорных условий с ответчиком является лицом, ответственным за приведение спорных объектов в нормативное состояние до передачи его в аренду. Полагает, что Общество обязано принимать в аренду только те объекты централизованных систем водоотведения, которые находятся в рабочем состоянии, позволяющем использовать их для целей водоснабжения и предоставления услуг водоотведения потребителям в города Твери.
Представитель Общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента в судебном заседании с доводами ответчика не согласился по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим судебное заседание состоялось без его участия в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Твери от 06.11.2014 N 1422 "Об определении гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение в границах муниципального образования "город Тверь" (далее - Постановление N 1422) Общество определено в качестве гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение в границах муниципального образования "город Тверь".
Обществом (Арендатор), Департаментом, Департаментом ЖКХ (Арендодатели) заключен договор аренды от 09.08.2007 N 1, в соответствии с которым с целью оказания Арендатором услуг водоснабжения, водоотведения и очистки стоков в городе Твери Арендодатель передал Арендатору во временное владение и пользование недвижимое имущество, относящееся к системе водоснабжения и водоотведения города Твери. Пообъектный перечень недвижимого имущества указан в приложении 1 к договору.
Согласно пункту 3.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 20.03.2015) Арендодатель обязан передать имущество в состоянии, соответствующем его назначению, в соответствии с характеристиками, указанными в приложениях 1, 2 и 3 к договору, позволяющем осуществлять его эксплуатацию в целях предоставления услуг водоснабжения, водоотведения и очистки стоков.
Согласно пункту 4.3.12 договора Арендатор обязан осуществлять выявление, обслуживание и в соответствии с законодательством РФ оформление прав муниципальной собственности на объекты водоснабжения и водоотведения, собственник которых не установлен, с включением данных объектов в соответствующий перечень имущества, передаваемого в аренду по настоящему договору.
Пунктом 4.3.13 договора предусмотрено, что Арендатор обязан принимать во временное владение и пользование на условиях настоящего договора объекты водоснабжения и водоотведения, принимаемые Арендодателем в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с включением данных объектов в соответствующий перечень имущества, передаваемого в аренду по настоящему договору.
В силу пункта 4.1.8 договора Арендодатель обязан компенсировать затраты Арендатора, понесенные Арендатором в связи с исполнением пункта 4.3.12 договора. Порядок компенсации затрат Арендатора определяется сторонами на основании отдельного соглашения.
Разделом 4.5 договора установлено, что в период действия договора Арендатор производит капитальный ремонт арендуемого имущества за счет средств, предусмотренных на эти цели в тарифе на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки стоков. План проведения капитальных ремонтов и вносимые в план капитального ремонта изменения Арендатор согласовывает с Департаментом ЖКХ. В плане капитальных ремонтов должны быть указаны перечень подлежащего ремонту имущества, основные работы, сроки их проведения, предварительный расчет необходимых затрат и порядок их возмещения.
Пунктом 4.4.6 договора (в редакции дополнительного соглашения от 10.10.2012) согласовано, что при обнаружении недостатков переданного в аренду имущества, возникших до передачи имущества в аренду, полностью или частично препятствующих его использованию, Арендатор вправе по своему выбору потребовать от Арендодателя:
а) устранения недостатков имущества за счет средств Арендатора;
б) соразмерного уменьшения арендной платы;
в) устранить недостатки имущества собственными силами либо с привлечением третьих лиц и потребовать от Арендодателя возмещения произведенных расходов на устранение недостатков имущества, а в случае отказа в возмещении в добровольном порядке удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом Арендодателя.
Согласно пунктам 4.6.4-4.6.7 договора (в редакции дополнительного соглашения от 20.03.2015), если в течение срока действия договора имущество или какая либо его часть разрушены или повреждены не по вине Арендатора, Арендатор должен немедленно сообщить об этом Арендодателю. После получения сообщения Арендодателем о событиях, указанных в пункте 4.6.4. договора, стороны подписывают акт с указанием перечня подвергшегося разрушению или повреждению арендуемого имущества, сроков и затрат на его восстановление, лиц, осуществляющих его восстановление. Компенсация затрат на проведение капитального и текущего ремонтов, модернизацию имущества, принятого Арендатором по основаниям, предусмотренным пунктом 4.3.12 настоящего договора осуществляется Арендодателем за счет уменьшения размера арендной платы.
Судом установлено, что решением Московского районного суда по делу N 2-1252/2021 признано право муниципальной собственности муниципального образования город Тверь на объекты недвижимого имущества - сооружения канализации:
- КНС, расположенную по адресу: г. Тверь, ул. Сибирская, между домами N 12 и 14, с кадастровым номером 69:40:0200197:147, площадью 33,4 кв. м;
- КНС, расположенную по адресу: г.Тверь, на пересечении улиц Анучина и Сибирской, с кадастровым номером 69:40:0200197:148, площадью 34,8 кв. м.
Право собственности на данные объекты зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН.
Согласно заключению Департамента ЖКХ от 20.12.2021 данные объекты являются частью единой сети коммунального водоснабжения города Твери.
На основании приказа Департамента от 23.12.2021 N 1955/р указанные КНС подлежат передаче в аренду Обществу по договору аренды от 09.08.2007 N 1.
Поскольку письмом N 01/И.Юр-2341 от 01.04.2022 Общество отказалось от включения в перечень арендуемого муниципального имуществ спорных водопроводных насосных станций, Департамент обратился в суд с настоящим исковым заявлением, с требованием о возложении на ответчика обязанности заключить дополнительное соглашение в предложенной редакции.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из изложенного следует, что понуждение к заключению договора возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.
Согласно статье 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Применительно к положениям статьи 421 ГК РФ и условиям пункта 4.3.12 договора заключение дополнительного соглашения о включении в перечень арендуемого имущества бесхозяйных объектов водоснабжения после оформления на них права муниципальной собственности является для сторон обязательным.
Довод Общества о том, что входящее в состав оборудование находится в неудовлетворительном состоянии, что, по мнению Общества, противоречит условиям пунктов 1.3, 3.3 договора, положениям статьи 611 ГК РФ, рассматривался судом первой инстанции и правомерно отклонен по мотивам, изложенным в решении.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) гарантирующей организацией признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу статьи 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Общество на основании Постановления N 1422 является гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение в границах муниципального образования "город Тверь".
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с учетом положений статьи 8 Закона N 416-ФЗ и условий договора, выявленные на территории города Твери бесхозяйные объекты централизованной системы холодного водоснабжения подлежат передаче на содержание и обслуживание Обществу, впоследствии после регистрации на них права муниципальной собственности подлежат передаче Обществу в аренду.
Довод апеллянта о том, что по договору аренды в аренду могут передаваться только объекты в исправном и работоспособном состоянии, также был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен на основании следующего.
Согласно части 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3.3 договора в редакции дополнительного соглашения установлено, что Арендодатель обязан передать имущество в состоянии, соответствующем его назначению, в соответствии с характеристиками, указанными в приложениях 1, 2 и 3 к договору, и позволяющем осуществлять его эксплуатацию в целях предоставления услуг водоснабжения, водоотведения и очистки стоков.
Из акта обследования следует, что входящее в состав КНС оборудование находится в неудовлетворительном состоянии.
Между тем, как верно указал суд, условиями пунктов 4.1.8, 4.3.12, 4.5, 4.4.6, 4.6.7 стороны установили порядок компенсации Арендатору расходов на содержание и ремонт передаваемого бесхозяйного имущества, в том числе в случае его нахождения в ненадлежащем состоянии.
Как усматривается из материалов дела, спорные объекты являются частью инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения и водоотведения. Таким образом, ответчик в своей производственной деятельности фактически эксплуатирует оборудование КНС.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для уклонения Общества от заключения дополнительного соглашения к договору аренды в соответствии с принятыми на себя обязательствами, поскольку Общество на данный момент осуществляет эксплуатацию оборудования КНС, а соглашением сторон определен порядок компенсации затрат на ремонт передаваемого в аренду имущества.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Департамента и возложил на Общество обязанность заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 09.08.2007 N 1.
При этом судом правомерно отклонены доводы ответчика о том, что дополнительное соглашение должно содержать условие о порядке оплаты с учетом момента приведения имущества в надлежащее состояние, как не соответствующие условиям договора аренды от 09.08.2007 N 1 и императивным нормам действующего законодательства.
Устанавливая десятидневный срок для исполнения решения, суд первой инстанции руководствовался статьей 174 АПК РФ и исходил из конкретных обстоятельств дела, что соответствует нормам АПК РФ.
Доводы, приведенные подателем жалобы, не опровергают правомерность выводов суда, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении дела не допущено.
В свете изложенного решение суд подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2022 года по делу N А66-9361/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9361/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТВЕРИ
Ответчик: ООО "Тверь водоканал"
Третье лицо: Департамент Жилищно-Коммунального Хозяйства, Жилищной Политики и Строительства Администрации Города Твери
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4654/2023
02.05.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-87/2023
02.02.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-87/2023
28.11.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-9361/2022