г. Москва |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А40-120444/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2022 по делу N А40-120444/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третье лицо - ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА"
об оспаривании уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Чернова А.Н. по доверенности от 28.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Клименко Н.А. по доверенности от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
Белоусов Д.В. по доверенности от 23.11.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление) от 29.03.2022 N MFC-0558/2021- 2084904 КУВД-001/2021-55357686/5 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 21.12.2021 NМ-11-057796.
Решением от 26.10.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители Департамента и ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА" (третье лицо) возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва третьего лица на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, Постановлениями главы Администрации Ленинского района Московской области от 16.07.1997 N 1734, от 19.06.1997 N 2315 истцу (до 2008 года - ООО "Мострансгаз") в постоянное (бессрочное) пользование для строительства рекреационно-оздоровительного комплекса был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120114:210 общей площадью 80 000 кв. м, расположенный по адресу: Москва, поселение Сосенское, в районе д. Николо-Хованское.
Распоряжением Администрации Ленинского района Московской области от 02.06.2004 N 1388-р/о был утвержден проект границ земельного участка для строительства рекреационно-оздоровительного комплекса.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП рассмотрение вопросов в области земельных отношений при строительстве (реконструкции, реставрации) на территории города Москвы осуществляется Градостроительно-земельной комиссией города Москвы (ГЗК).
На заседании ГЗК от 31.03.2016 N 12 пункт 17 принято решение: Согласиться с предоставлением ООО "Газпром трансгаз Москва" земельного участка площадью 8 га (кадастровый N 50:21:0120114:210) по адресу: пос. Сосенское, в районе д. Николо-Хованское (НАО) в аренду без права строительства капитальных объектов.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Газпром Трансгаз Москва" образовано в результате реорганизации и является правопреемником ООО "Газпром ПХГ", правопредшественником которого является ООО "Мострансгаз".
В соответствии с обращением ООО "Газпром Трансгаз Москва" от 23.05.2016 N 33-5-75739/216 распоряжением Департамента от 06.06.2016 N 14580 право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Газпром Трансгаз Москва" (являющегося правопреемником ООО "Мострансгаз") на участок прекращено.
Распоряжением Департамента от 29.07.2016 N 21017 вид разрешенного использования земельного участка изменен с "для строительства рекреационно-оздоровительного комплекса" на "отдых (рекреация) (5.0) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))".
Письмом от 30.03.2017 N ДГИ-И-15837/17 Департамент направил ООО "Газпром Трансгаз Москва" проект договора аренды земельного участка, в котором срок аренды установлен 11 месяцев 28 дней.
ООО "Газпром Трансгаз Москва" были представлены разногласия относительно срока договора аренды земельного участка.
ООО "Газпром трансгаз Москва" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту об определении условий проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:210 общей площадью 80 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, в районе д. Николо-Хованское, изложив п. 2.1 договора в редакции: "2.1 Договор заключен сроком на 49 (сорок девять) лет".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2020 по делу N А40-224599/2017, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 и Арбитражного суда Московского округа от 20.11.2020, заявленные требования удовлетворены. Суд урегулировал разногласия, возникшие между ООО "Газпром Трансгаз Москва" и Департаментом при заключении договора аренды земельного участка, изложил п. 2.1 договора в редакции ООО "Газпром Трансгаз Москва": "2.1 Договор заключен сроком на 49 (сорок девять) лет".
Во исполнение решения ГЗК от 31.03.2016 N 12 п. 17, в соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2020 по делу N А40-224599/2017 между Департаментом и ООО "Газпром Трансгаз Москва" заключен договор аренды от 21.12.2021 N М-11-057766 (Договор), в соответствии с которым предметом Договора является земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120114:210 площадью 80 000 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, пос. Сосенское, в районе д. Николо-Хованское и разрешенное использование: отдых (рекреация) (5.0) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)).
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745 (далее -Управление Росреестра по Москве) с заявлением о государственной регистрации Договора аренды.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по Москве в адрес Департамента направлено уведомление от 29.03.2022 N MFC-0558/2021-2084904 (КУВД-001/2021-55357686/5 об отказе в государственной регистрации прав.
Причинами отказа в государственной регистрации Договора аренды послужило то, что по данным ЕГРН право постоянного пользования в пользу арендатора не зарегистрировано; в ЕГРН отсутствуют сведения о расположении в пределах заявленного участка объектов недвижимости, собственником которых является арендатор; разрешенное использование участка противоречит п. 1.1 Договора.
Не согласившись с оспариваемым решением управления, Департамент обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департментом требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Регистрирующий орган не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", п. 1 ст. 16 АПК РФ, п. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела усматривается, что договор аренды от 21.12.2021 N М-11-057766 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:210 заключен во исполнение решения Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2020 по делу N А40-224599/2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.11.2020. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2021 N 305-ЭС21-1000 Департаменту отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В рамках рассмотрения дела N А40-224599/2017 суды пришли к выводу об отсутствии сведения о каких-либо ограничениях, препятствующих для заключения с ООО "Газпром Трансгаз Москва" договора аренды на 49 лет.
В соответствии со ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений посредством межведомственных запросов.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям.
В силу указанной нормы, на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 31.03.2016 (протокол N 12) и решения по делу N А40-224599/17 (копии указанных документов представлены в регистрационном деле) Департаментом заключен договор аренды с ООО "Газпром Трансгаз Москва" от 21.12.2021 N М-11-057796 сроком на 49 лет, без права строительства капитальных объектов.
Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:210, указанный в пункте 1.1 рассматриваемого договора аренды, соответствует виду разрешенного использования, указанному в выписке из ЕГРН от 24.06.2021, являющейся составной и неотъемлемой частью договора аренды.
При таких обстоятельствах, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов департамента городского имущества города Москвы путём внесения в единый государственный реестр недвижимости сведения о государственной регистрации договора аренды от 21.12.2021 N NМ-11-057796в в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:210 общей площадью 80 000 кв. м. расположенного по адресу г. Москва, поселение Сосенское, в районе д. Николо-Хованское.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.10.2022 по делу N А40-120444/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120444/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА"