г. Вологда |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А05-8483/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от городского округа "Город Архангельск" в лице Департамента городского хозяйства администрации городского округа "Город Архангельск" представителя Белозеровой Н.В. по доверенности от 16.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу городского округа "Город Архангельск" в лице Департамента городского хозяйства администрации городского округа "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2022 года по делу N А05-8483/2022,
УСТАНОВИЛ:
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская обл., г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 49; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1162901053853, ИНН 2901265581; адрес: 163069, Архангельская обл., г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 60; далее - Департамент) о взыскании 9 791 980 руб. 86 коп. в возврат средств иного межбюджетного трансферта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена контрольно-счетная палата Архангельской области (далее - КСП АО).
До принятия судом решения по делу Министерство заявило ходатайство о замене ненадлежащего ответчика по делу, в котором просило взыскать 9 791 980 руб. 86 коп. средств иного межбюджетного трансферта с городского округа "Город Архангельск" в лице Департамента за счет средств казны городского округа "Город Архангельск".
Определением суда от 10 ноября 2022 года по ходатайству истца произведена замена ответчика на городской округ "Город Архангельск" в лице Департамента.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверную оценку доказательств, неполноценное исследование представленных доказательств по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права. Ответчик считает, что суд первой инстанции в нарушение норм процессуального права привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КСП АО, которая вместо истца представляла доказательства. По мнению подателя жалобы, необоснованным является вывод суда о нецелевом использовании бюджетных средств. Суд первой инстанции фактически изменил заявленное истцом материально-правовое требование. При рассмотрении спора по существу суд не дал надлежащей правовой оценки доводам ответчика об отсутствии вины в причинении убытков истцу, причинной связи между нарушением права и возникшими убытками. Суд неверно взыскал денежные средства за счет казны городского округа "Город Архангельск", что не соответствует порядку исполнения судебных актов, предусмотренному статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), и возлагает на финансовые органы не предусмотренную бюджетным законодательством обязанность исполнения решения. В дополнении к апелляционной жалобе от 26.12.2022 ответчик указал на то, что норма предоставления жилого помещения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда Жилищным кодексом Российской Федерации не установлена, абзац седьмой раздела VI "Механизм реализации Программы" Программы Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2020 N 858-пп, не применяется. В дополнении к апелляционной жалобе от 20.01.2023 ответчик считает, что не может рассматриваться нецелевым расходованием бюджетных средств приобретение в рамках процедуры торгов жилого помещения большей площади за меньшие деньги, так как цену жилого помещения и площадь продаваемого помещения в ходе торгов определяет продавец, а не покупатель, цена контракта является твердой и в контрактах не предусмотрено обязанности муниципального заказчика производить какие-либо дополнительные платежи в случае превышения продавцом общей площади жилых помещений как за счет средств администрации городского округа "Город Архангельск", так и за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета, следовательно продавец при заключении контрактов взял на себя риск несения затрат при передаче в собственность больших площадей. Фактически ответчиком за меньшие деньги приобретены жилые помещения большей площадью. В действиях ответчика нецелевого использования бюджетных средств не установлено. Суд первой инстанции не учел приоритет положений бюджетного законодательства над иными регулирующими бюджетные отношения законами и нормативными правовыми актами.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы жалобы, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения.
КСП АО в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к нему просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.
Истец, третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили.
В связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения подателя жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2020 N 858-пп утверждена Программа Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск" (далее - Программа N 858-пп). Ответственным исполнителем является Министерство. Сроки и этапы реализации программы: I этап - до 31.12.2021. Общая площадь расселенных жилых помещений в 2021 году - 3601,82 кв. м (в редакции на 31.12.2021). Общий объем финансирования на 2021 год, указанный в разделе VII "Ресурсное обеспечение программы", составлял 197 709 000 руб.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и правительство Архангельской области 20 апреля 2021 года заключили соглашение о предоставлении в 2021 году субсидии из федерального бюджета за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Архангельской области N 069-09-2021-485 (далее - соглашение от 20.04.2021).
Согласно пункту 1.1 соглашения от 20.04.2021 его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2021 году бюджету Архангельской области субсидии из резервного фонда Правительства Российской Федерации на оказание разовой финансовой помощи бюджету Архангельской области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации после 01.01.2017, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2019 N 1846 "Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации".
Пунктом 2.1 соглашения от 20.04.2021 установлено, что общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Архангельской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году 159 942 000 руб.
В силу пункта 2.2 соглашения от 20.04.2021 общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Архангельской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 97,97 %, составляет в 2021 году не более 156 700 000 руб.
В соответствии с пунктом 6.1.1 соглашения от 20.04.2021 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения от 20.04.2021 и представлению отчетности, является Министерство.
Министерство и Департамент 01 июня 2021 года заключили соглашение N 11701000-1-2021-009 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету (далее - соглашение от 01.06.2021), предметом которого является предоставление из бюджета Архангельской области в 2021 году бюджету городского округа субсидии на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации после 01.01.2017, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках программы.
Пунктом 2.1 соглашения от 01.06.2021 определено, что общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете городского округа "Город Архангельск" на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году 160 102 000 руб.
На основании пункта 2.2 соглашения от 01.06.2021 общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Архангельской области исходя из уровней софинансирования, выраженных в процентах от объема расходного обязательства муниципального образования (исходя из уровня софинансирования, выраженного в процентах по каждому результату использования субсидии), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году не более 159 942 000 руб.
Также Министерство и Департамент 25 августа 2021 года заключили соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта (далее - МБТ), имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа "Город Архангельск" N 023-21-33-пф-013 (далее - соглашение от 25.08.2021), предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2021 году бюджету городского округа "Город Архангельск" иного МБТ, имеющего целевое назначение на оплату превышения стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых в рамках программы.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения от 25.08.2022 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете городского округа "Город Архангельск" на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется иной МБТ, составляет в 2021 году 37 607 000 руб.
Согласно пункту 2.2 соглашения от 25.08.2022 общий размер иного МБТ, предоставляемого из областного бюджета бюджету городского округа "Город Архангельск", составляет в 2021 году 37 607 000 руб.
На основании статей 157, 265, 268.1 БК РФ, Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", областного закона от 30.05.2011 N 288-22-03 "О контрольно-счетной палате Архангельской области" КСП АО проведено контрольное мероприятие - проверка организации и исполнения бюджетного процесса, исполнения бюджетных полномочий, расходования бюджетных средств главным распорядителем областного бюджета - Министерством, по результатам проверки составлен акт от 14.04.2022.
КСП АО в ходе проверки установлено, что на 31.12.2021 расселено полностью 61 жилое помещение, частично - 21 жилое помещение на общую сумму 196 718 840 руб. 68 коп., в том числе за счет средств областного бюджета предоставленных по соглашениям от 01.06.2021 и от 25.08.2021 - 196 558 971 руб. 72 коп., из них: по соглашению от 01.06.2021 - 159 810 807 руб. 18 коп.; по соглашению от 25.08.2021 - 36 748 164 руб. 74 коп. Фактическое превышение стоимости 1 кв. м общей площади приобретаемых по муниципальным контрактам жилых помещений к стоимости 1 кв. м, установленной для Архангельской области приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.02.2021 N 94/пр (далее - Приказ N 94/пр) (53 314 руб.), составило 26 956 183 руб. 88 коп., при этом по четырем муниципальным контрактам фактическая стоимость 1 кв. м общей площади приобретенных жилых помещений была меньше, чем установлено Приказом N 94/пр, что привело к экономии средств, предоставленных по соглашению от 01.06.2021, исходя из уровня софинансирования в размере 1 222 268 руб. 31 коп.
КСП АО направило в адрес Министерства представление от 24.05.2022 N 01-02/521 о необходимости принять меры по возврату Департаментом в областной бюджет иного МБТ в размере 9 791 980 руб. 86 коп.
На основании данного представления Министерство 09.06.2022 направило в адрес Департамента требование о возврате иного МБТ, которое получено ответчиком 15.06.2022.
Ссылаясь на то, что возврат денежных средств по требованию Министерства ответчиком не осуществлен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, признал заявленные требования обоснованными по праву и размеру и удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) определено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 3 части 2 статьи 16 Закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать объем средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы.
В соответствии с разделом II Программы N 858-пп реализация I этапа предусмотрена путем приобретения жилых помещений в многоквартирных домах в г. Архангельске, выплаты денежного возмещения, а финансирование мероприятий I этапа - за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, областного и местного бюджетов.
Согласно разделу V Программы N 858-пп общий объем финансирования программы обоснован расчетной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых взамен расселяемых жилых помещений в аварийных домах. При этом расчетная стоимость одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений не должна превышать стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемую Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с учетом средней стоимости строительства многоквартирных домов для каждого субъекта Российской Федерации.
В целях реализации I этапа Программы N 858-пп предельная расчетная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая для определения объемов финансирования мероприятий по приобретению жилых помещений, принимается исходя из объемов финансирования, установленных решением Правительства Российской Федерации, но не более размера стоимости одного квадратного метра жилья на рынке жилья в г. Архангельске по состоянию на II квартал 2020 года, определенного органами статистики и статистического учета.
По данным сайта arhangelskstat.gks.ru Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу средняя цена на рынке жилья в г. Архангельске за 2020 год составляет 74 374 руб. за 1 кв. м по первичному жилью, 65 811 руб. за 1 кв. м по вторичному жилью (стоимость выше, чем установлена соглашением от 20.04.2021 из расчета: 159 942 000 руб. / 3 000 кв. м. = 53 314 руб.).
Разделом VI Программы N 858-пп предусмотрено, что программа реализуется посредством выделения межбюджетного трансферта в форме субсидии бюджету городского округа, а также выделения в 2021 году иного межбюджетного трансферта на оплату превышения стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с учетом средней стоимости строительства многоквартирных домов для Архангельской области на 2021 год, приобретаемых в рамках программы.
Строительство или приобретение жилых помещений как у лиц, являющихся застройщиками, так и у лиц, не являющихся застройщиками, осуществляется в целях последующего предоставления их по договорам социального найма жилых помещений гражданам, которые проживают в жилых помещениях, подлежащих расселению, предоставленных им по договорам социального найма. Переселение граждан осуществляется путем предоставления выселяемому из жилого помещения гражданину - нанимателю и членам его семьи другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством.
Механизмом реализации программы установлено, что в случае:
1) приобретения городским округом жилого помещения для переселения граждан по стоимости, превышающей предельную расчетную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета городского округа, а также в 2021 году средств иного межбюджетного трансферта из областного бюджета на реализацию I этапа программы;
2) предоставления гражданину, переселяемому из жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не более определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств городского бюджета городского округа.
Таким образом, предусмотрена реализация мероприятий по переселению, в том числе в виде приобретения жилых помещений, с оплатой превышения стоимости одного квадратного метра приобретаемого помещения за счет иного межбюджетного трансферта.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.05.2021 N 236-пп утверждены Правила предоставления субсидии на финансовое обеспечение реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с физическим износом в процессе эксплуатации после 1 января 2017 года, и полученной за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации и областного бюджета, Программы N 858-пп.
В соответствии со статьей 139.1 БК РФ иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам на основании законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований. Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми финансовым органом субъекта Российской Федерации.
На основании указанных норм Министерство и Департамент 01 июня 2021 года заключили соглашение N 11701000-1-2021-009, предметом которого является предоставление из бюджета Архангельской области в 2021 году бюджету городского округа субсидии на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации после 01.01.2017, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках программы.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения от 01.06.2021 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете городского округа "Город Архангельск" на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году 160 102 000 руб.
Общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Архангельской области исходя из уровней софинансирования, выраженных в процентах от объема расходного обязательства муниципального образования (исходя из уровня софинансирования, выраженного в процентах по каждому результату использования субсидии), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году не более 159 942 000 руб. (пункт 2.2 соглашения от 01.06.2021).
Постановлением Правительства Архангельской области от 11.08.2021 N 415-пп Программа N 858-пп дополнена Правилами предоставления иного межбюджетного трансферта из областного бюджета бюджету городского округа "Город Архангельск" на финансовое обеспечение мероприятий по оплате превышения стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых в рамках Программы (далее - Правила предоставления иного МБТ).
Пунктом 3 Правил предоставления иного МБТ установлены условия предоставления иного МБТ местному бюджету:
1) наличие обращения администрации городского округа о потребности в предоставлении межбюджетного трансферта;
2) наличие в сводной бюджетной росписи областного бюджета на соответствующий финансовый год и доведенных до министерства лимитов бюджетных обязательств на предоставление межбюджетного трансферта;
3) заключение соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта между Министерством и уполномоченным органом местного самоуправления.
Министерство и Департамент 25 августа 2021 года заключили соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа "Город Архангельск" N 023-21-33-пф-013, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2021 году бюджету городского округа иного МБТ, имеющего целевое назначение, на оплату превышения стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых в рамках Программы N 858-пп.
В силу пункта 2.1 соглашения от 25.08.2021 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете городского округа "Город Архангельск" на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется иной МБТ, составляет в 2021 голу 37 607 000 руб.
Общий размер иного МБТ, предоставляемого из областного бюджета бюджету городского округа "Город Архангельск", составляет в 2021 году 37 607 000 руб. (пункт 2.2 соглашения от 25.08.2021).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах (часть 3 статьи 16 Закона N 6-ФЗ).
КСП АО в адрес Министерства направлено представление от 24.05.2022 N 01-02/521, в соответствии с которым Министерство в срок до 01.08.2022 обязано принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно обеспечить возврат средств иного межбюджетного трансферта на сумму 9 791 980 руб. 86 коп.
КСП АО в ходе проверки исполнения бюджетных полномочий, организации исполнения областного бюджета, использования средств областного бюджета в Министерстве выявлено, что Департаментом средства иного МБТ из областного бюджета использованы на финансирование мероприятий по переселению граждан, не связанных с оплатой превышения стоимости приобретаемых жилых помещений, в связи с чем совершено нецелевое расходование бюджетных средств, предусмотренное пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ, на сумму 9 791 980 руб. 86 коп.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании статьи 306.1 БК РФ к бюджетным нарушениям относятся: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета относятся к бюджетным нарушениям.
Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
КСП АО в ходе проверки установлено, что на 31.12.2021 расселено полностью 61 жилое помещение, частично - 21 жилое помещение на общую сумму 196 718 840 руб. 68 коп., в том числе за счет средств областного бюджета, предоставленных по соглашениям от 01.06.2021 и от 25.08.2021 - 196 558 971 руб. 72 коп., из них: по соглашению от 01.06.2021 - 159 810 807 руб. 18 коп.; по соглашению от 25.08.2021 - 36 748 164 руб. 74 коп.
Проверкой установлено, что фактическое превышение стоимости 1 кв. м общей площади приобретенных по муниципальным контрактам жилых помещений к стоимости 1 кв. м, установленной для Архангельской области (53 314 руб.), составило 26 956 183 руб. 88 коп. При этом применен следующий расчет: (цена контракта / количество метров приобретаемого помещения - 53 314 руб.) х количество метров приобретаемого помещения = размер иного МБТ.
В суде первой инстанции и в апелляционной жалобе ответчик полагает, что в рассматриваемой ситуации стоимость 1 кв. м необходимо определять путем деления цены контракта на расселяемую площадь, а не приобретаемую.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил данный довод Департамента со ссылкой на нормы статей 485, 525, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 34, 68, 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также Программы N 858-пп.
Законом N 44-ФЗ, условиями контрактов не предусмотрена возможность безвозмездной поставки товара. При заключении контракта по результатам торгов заказчик определяет цену контракта на основании предложения победителя торгов.
Разделом VI Программы N 858-пп предусмотрено выделение иного МБТ на оплату превышения стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с учетом средней стоимости строительства многоквартирных домов для Архангельской области на 2021 год, приобретаемых в рамках программы, а не расселяемых помещений.
В случае приобретения городским округом жилого помещения для переселения граждан по стоимости, превышающей предельную расчетную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета городского округа, а также в 2021 году средств иного МБТ из областного бюджета на реализацию I этапа программы.
Департаментом применен расчет средств, подлежащих оплате по контрактам на приобретение жилых помещений исходя из стоимости одного метра расселяемых помещений, что не предусмотрено Программой N 858-пп.
Как следует из материалов дела, при приобретении жилых помещений для переселения граждан размер площади помещений определялся по результатам аукционов исходя из предложений участника закупки. В результате увеличения площади по результатам торгов гражданам предоставлялось помещение большей площади, что в силу Программы N 858-пп подлежит оплате за счет средств местного бюджета.
Так как показатель результативности использования иного МБТ по соглашению от 25.08.2021 установлен для мероприятия "Оплата превышения стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, приобретаемых в рамках программы Архангельской области по переселению граждан из многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, в городском округе "Город Архангельск", то есть расходование средств иного МБТ предусмотрено только на оплату превышения стоимости 1 кв. м, общей площади приобретаемых жилых помещений в размере не более 26 956 183 руб. 88 коп.
Таким образом, в нарушение указанных выше положений законодательства и соглашений Департаментом средства иного МБТ из областного бюджета использованы на финансирование мероприятий по переселению граждан, не связанных с оплатой превышения стоимости приобретаемых жилых помещений, в связи с чем совершено нецелевое расходование бюджетных средств на сумму 9 791 980 руб. 86 коп. (36 748 164 руб. 74 коп. (фактически предоставленные средства по соглашению от 25.08.2021) - 26 956 188 руб. 88 коп. (фактическое превышение стоимости 1 кв. м, установленное в ходе проверки КСП АО).
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами подателя жалобы о том, что суд первой инстанции в нарушение норм процессуального права привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КСП АО, которая вместо истца представляла доказательства.
В силу части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Суд первой инстанции привлек КСП АО к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку указанный орган выявил допущенное ответчиком нарушение в ходе контрольного мероприятия по проверке исполнения бюджетных полномочий Министерством при реализации Программы N 858-пп. Апелляционный суд считает правомерным привлечение указанного лица к участию в деле.
Утверждение подателя жалобы о том, что суд взыскал бюджетные средства в рамках публичных отношений без учета заявления Министерства о взыскании убытков в рамках гражданских отношений, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку из материалов дела следует, что судом удовлетворены требования в полном соответствии с заявлением истца.
В связи с этим является ошибочным утверждение Департамента о том, что суд первой инстанции изменил заявленное истцом материально-правовое требование, а также не имеет правового значение указание ответчика на то, что суд не дал надлежащей правовой оценки его доводам об отсутствии вины в причинении убытков истцу, причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
Апелляционный суд не может принять со внимание довод подателя жалобы о неправомерности вывода суда о нецелевом использовании бюджетных средств, поскольку он противоречит установленным судом фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Остальные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают их и сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2022 года по делу N А05-8483/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу городского округа "Город Архангельск" в лице Департамента городского хозяйства администрации городского округа "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8483/2022
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: Департамент городского хозяйства администрации городского округа "Город Архангельск"
Третье лицо: Контрольно-счетная палата Архангельской области