г. Москва |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А41-50918/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мурашко Сергея Анатольевича на решение Арбитражного суда Московской области от 10.11.2022 по делу N А41-50918/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - Бородин А.А. по доверенности от 09.01.2023;
индивидуального предпринимателя Мурашко Сергея Анатольевича - Лаврова Н.С. по доверенности от 10.01.2023.
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Мурашко Сергею Анатольевичу (далее - ответчик, ИП Мурашко, предприниматель) с требованиями:
1. изъять для государственных нужд Московской области у ответчика:
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: -, общая площадь: 1808 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Московская обл., Ленинский муниципальный район, г.п. Видное, г. Видное, территория а/д М4 "Дон", 26-й км. а/д М4 "Дон", 3, образованный из земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: -, общая площадь: 12 805 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0000000:45039, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Московская обл., Ленинский муниципальный район, г.п. Видное, г. Видное, территория а/д М4 "Дон", 26-й км. а/д М4 "Дон", 3, принадлежащий правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 26.08.2020 года сделана запись регистрации N 50:21:0000000:45039-72/041/2020-3,
2. установить, что размер возмещения с учетом величины убытков составляет 6 123 159 (шесть миллионов сто двадцать три тысячи сто пятьдесят девять) рублей, в том числе:
1) рыночная стоимость части земельного участка, составляет: 6 100 192 (шесть миллионов сто тысяч сто девяносто два) рубля,
2) величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 22 967 (двадцать две тысячи девятьсот шестьдесят семь) рублей,
3. установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ответчика и возникновения права собственности Московской области на:
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: -, общая площадь: 1808 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Московская обл., Ленинский муниципальный район, г.п. Видное, г. Видное, территория а/д М4 "Дон", 26-й км. а/д М4 "Дон", 3, образованный из земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: -, общая площадь: 12 805 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0000000:45039, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Московская обл., Ленинский муниципальный район, г.п. Видное, г. Видное, территория а/д М4 "Дон", 26-й км. а/д М4 "Дон", 3, принадлежащий правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 26.08.2020 года сделана запись регистрации N 50:21:0000000:45039-72/041/2020-3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением суда первой инстанции исковое заявление удовлетворено.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что за выкупом земельного участка истец к ответчику не обращался. Считает, что стоимость выкупа земельного участка определена неверно.
В судебном заседании представитель подателя жалобы на доводах жалобы настаивал, представитель истца возражал против них.
Также представитель предпринимателя заявил ходатайство о проведении оценочной экспертизы, которое отклонено судом апелляционной инстанции, поскольку такое ходатайство не заявлялось при рассмотрении дела судом первой инстанции. Предприниматель никак не обосновал невозможность обращения с таким ходатайством при рассмотрении спора судом первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.12.2021 Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области издано распоряжение N 922-Р "Об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", согласно которому подлежит изъятию земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: -, общая площадь: 1808 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Московская обл., Ленинский муниципальный район, г.п. Видное, г. Видное, территория а/д М4 "Дон", 26-й км. а/д М4 "Дон", 3, образованный из земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: -, общая площадь: 12 805 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0000000:45039, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Московская обл., Ленинский муниципальный район, г.п. Видное, г. Видное, территория а/д М4 "Дон", 26-й км. а/д М4 "Дон", 3, принадлежащий правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 26.08.2020 года сделана запись регистрации N 50:21:0000000:45039-72/041/2020-3.
Истцом ответчику в связи с предстоящим изъятием объектов недвижимого имущества были направлены следующие документы: проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд; отчет ГУП МО МОБТИ об определении возмещения.
В связи с тем, что в досудебном порядке ответчик не подписал соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации) в редакции, действующей с 01.04.2015, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 названного Кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 указанной статьи).
Согласно пункту 4 указанной статьи в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо.
В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 названного Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости.
В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.
Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Согласно пункту 13 указанной статьи решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В силу положений пункта 2 статьи 55 названного Кодекса принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Пунктом 6 статьи 279 названного Кодекса установлено, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно пункту 4 статьи 57 названного Кодекса при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 названного Кодекса плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы: 1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в государственный кадастр недвижимости); 2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; 3) отчет об оценке земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых, или оценке стоимости права, на котором предоставляются земельные участки взамен изымаемых, в случае, если условиями соглашения об изъятии недвижимости предусмотрено предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что спор между сторонами возник, в том числе, по определению выкупной цены в отношении изымаемого земельного участка и объекта недвижимости, расположенного на нем.
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015) при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.
Истцом в материалы дела представлен подготовленный ГУП МО МОБТИ отчет об оценке от 18.02.2022 N 1-062/22 рыночной стоимости части земельного участка, площадью 1808 кв. м, входящей в состав земельного участка общей площадью 12 805 кв. м, с кадастровым номером 50:21:0000000:45039, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: -, адрес: Российская Федерация, Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение Видное, город Видное, территория автодороги М4 "Дон", 26-й км. автодороги М4 "Дон", 3, подлежащие изъятию для государственных нужд Московской области, в соответствии с которым рыночная стоимость права постоянного (бессрочного) пользования части земельного участка, составляет: 6 123 159 руб. в том числе:
1) рыночная стоимость части земельного участка, составляет: 6 100 192 руб.
2) величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 22 967 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что выкупная цена установлена в заниженном размере, отклоняется апелляционным судом, поскольку отчет от 18.02.2022 N 1-062/22, подготовленный ГУП МО БТИ, ответчиком не оспорен, своего заключения ответчик в материалы дела при рассмотрении спора судом первой инстанции также не представил.
Также судебная коллегия признает необоснованным довод предпринимателя об отсутствии направления ему проекта соглашения об изъятии с приложенным отчетом, поскольку данный довод опровергается материалами дела (л.д. 20).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерные выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.11.2022 по делу N А41-50918/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мурашко Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50918/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Мурашко Сергей Анатольевич
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МО