г. Челябинск |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А47-16364/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гурбанова Низама Итизама оглы на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2022 по делу N А47-16364/2020.
Администрация муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Гурбанову Низаму Интизам оглы (далее - ответчик, ИП Гурбанов Н.И.):
- об обязании в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 56:46:0101007, путем демонтажа принадлежащих ответчику нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 Б и д. 4 В;
- в случае неисполнения предпринимателем вступившего в законную силу решения суда в течение 30 дней предоставить администрации право освободить земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 56:46:0101007, путем демонтажа нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 Б и 4 В, с отнесением издержек на счет предпринимателя;
- о взыскании за незаконное и необоснованное пользование земельными участками, расположенными в кадастровом портале 56:46:0101007, платы за период с 01.04.2019 по 31.10.2020 в размере 232 175 руб. 44 коп.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2021 исковое заявление в части взыскания денежных средств возвращено администрации в связи с несоблюдением претензионного порядка урегулирования спора.
Определением суда от 07.07.2021 принято встречное исковое заявление ИП Гурбанова Н.И. об обязании администрации заключить договоры на размещение следующих нестационарных торговых объектов сроком до 31.12.2021 согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ:
- павильон "Салют 2" площадью 56 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 В, в кадастровом квартале 56:46:0101007;
- киоск "Фея" площадью 6,25 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 Б, в кадастровом квартале 56:46:0101007.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 19.10.2021) исковые требования администрации удовлетворены, суд обязал ИП Гурбанова Н.И. в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, освободить земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 56:46:0101007, путем демонтажа нестационарных торговых объектов, расположенных адресам: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 Б и д. 4 В.
В случае неисполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда в течение 30 дней суд предоставил администрации право освободить указанные земельные участки с отнесением издержек на счет предпринимателя.
В удовлетворении встречного иска ИП Гурбанова Н.И. отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 решение суда от 19.10.2021 оставлено без изменения.
17.05.2022 ИП Гурбанов Н.И. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о пересмотре решения суда от 19.10.2021 по новым обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2022 заявление ИП Гурбанова Н.И. удовлетворено, решение суда от 19.10.2021 отменено по новым обстоятельствам.
При новом рассмотрении настоящего дела решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.11.2022 исковые требования администрации удовлетворены полностью. В удовлетворении встречных исковых требований ИП Гурбанова Н.И. отказано.
С вынесенным решением не согласился ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Гурбанов Н.И. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 23.11.2021 по делу N 2(1)а-480/2021, вступившим в законную силу 17.02.2021, удовлетворены требования Гурбанова Н.И. к администрации муниципального образования Ясненский городской округ. Суд признал недействующим в части исключения из Схемы размещения торговых объектов на территории монопольного образования Ясненский городской округ нестационарных торговых объектов расположенных по адресам: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 Б, Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 А, со дня их принятия нормативно-правовых актов: постановление от 31.03.2020 N 478-и "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от 06.09.2016 N 1686-и "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ", постановление от 12.04.2021 N 593-п "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от 06.09.2016 N 1686-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ", постановление от 16.07.2021 N 1078-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ". Постановлением от 06.05.2022 N 693-и "О внесении изменений в постановление администрации от 16.07.2021 N 1078-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ" спорные нестационарные торговые объекты исключены из схемы. Вышеуказанное постановление явилось основанием для удовлетворения искового заявления истца по первоначальному иску. Однако повторное исключение объектов из Схемы произошло 06.05.2022, то есть после принятия судом искового заявления истца по первоначальному иску и пересмотра дела по новым обстоятельствам.
Администрацией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого к материалам дела отказано, поскольку не представлены доказательства его направления лицам, участвующим в деле (статья 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между администрацией и ИП Гурбановым Н.И. (субъект торговли) заключены:
- договор от 20.12.2018 N 66 о предоставлении торгового места для размещения нестационарного торгового объекта (далее - договор N 66), а именно: павильона "Салют 2", площадью 56 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 В, в кадастровом квартале 56:46:0101007 (т.1, л.д. 81-84);
- договор от 20.12,2018 N 67 о предоставлении торгового места для размещения нестационарного торгового объекта (далее - договор N 67), а именно: киоска "Фея", площадью 6,25 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 Б, в кадастровом квартале 56:46:0101007 (т.1, л.д. 76-79).
В соответствии с пунктом 2.4 договоров N 66 и N 67 срок действия договор определен с 01.01.2019 по 31.03.2019.
Согласно пункту 4.2.7 договоров N 66 и N 67 субъект торговли обязан прекратить торговлю, освободить занимаемое место и демонтировать нестационарный торговый объект в течение 30-ти дней с момента окончания срока действия договора. После демонтажа объекта обеспечить уборку торгового места и прилегающей территории от мусора, коробок, ящиков.
20.03.2019 ответчиком по первоначальному иску в адрес истца было подано заявление о рассмотрении вопроса о продления договоров N 66 и N67 (т.1, л.д. 12, 13).
Администрация в продлении договоров N 66 и N 67 отказала, так как нестационарные торговые объекты (киоск "Фея", павильон "Салют-2"), принадлежащие ответчику, расположены в охранной зоне водопроводной сети по ул. Юбилейная, которая находится в аварийном состоянии и требует полной замены (т.1, л.д. 14).
Истец по первоначальному иску пояснил, что объекты препятствуют монтажу новой водопроводной сети, запланированному на период до 2026 года, согласно схеме, утвержденной постановлением администрации от 21.08.2017 N 1366-п "Об утверждении схемы водоснабжения водоотведения муниципального образования Ясненский городской округ на период до 2026 года".
Истцом по первоначальному иску в адрес ответчика направлено уведомление от 29.03.2019 N 03-01-01-06/1125 (т.1, л.д. 15) о необходимости в срок до 01.05.2019 освободить земельные участки от нестационарных торговых объектов и привести территорию в надлежащее состояние, а также было предложено рассмотреть вопрос о размещении нестационарных торговых объектов на другом земельном участке, однако, ответчик проигнорировал уведомление, не освободил занимаемые места, не демонтировал нестационарные торговые объекты, продолжил осуществление деятельности.
05.06.2019 администрацией в адрес предпринимателя направленно требование (претензия) N 03-01-01-06/2176 о демонтаже нестационарных торговых объектов в связи с окончанием срока действия договоров о предоставлении торговых мест для размещения нестационарных торговых объектов (т.1, л.д.16), с указанием на необходимость осуществления демонтажа нестационарных торговых объектов, а именно павильона "Салют 2", расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 В, и киоска "Фея", расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 Б, в течение 10 дней со дня получения требования.
Данное требование предпринимателем не исполнено.
Согласно акту планового (рейдового) осмотра земельных участков, расположенных в юго-восточной части кадастрового квартала 56:46:0101007 от 23.03.2021, на земельных участках находятся нестационарные торговые объекты, что также подтверждается фотоматериалами (т.1, л.д. 68-72).
На момент рассмотрения дела принадлежащие ИП Гурбанову Н.И. нестационарные торговые объекты (долее - НТО) находятся в зоне благоустройства территории, проводимой в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
ИП Гурбанов Н.И. был извещен о том, что земельные участки, на которых расположены спорные НТО, будут использованы для благоустройства.
16.02.2021 администрацией принято постановление N 254-п "Об участии во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды". Протоколом общественной комиссии администрации от 02.03.2021 объявлена победителем территория, подлежащая благоустройству.
Постановлением администрации от 05.03.2022 N 388-п объявлено о начале приема предложений от населения по мероприятиям, которые целесообразно реализовать на планируемой общественной территории. По результатам приема предложений от населения протоколом N 02 от 31.03.2022 общественной комиссии администрации утвержден соответствующий перечень.
18.05.2021 письмо с конкурсной заявкой на участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды была направлена в Межведомственную комиссию по осуществлению контроля за ходом выполнения государственной программы "Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области".
19.08.2021 протоколом N 2 на заседании федеральной конкурсной комиссии по организации и проведению Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды администрация признана одним из победителей.
13.09.2021 был утвержден график выполнения мероприятий по реализации проекта.
С 30.11.2021 по 26.05.2022 администрацией проведены мероприятия по разработке, проведению государственной экспертизы и утверждению проектной и сметной документации.
После утверждения проектной и сметной документации, по итогам проведенных мероприятий, связанных с заключением контракта на выполнение работ по благоустройству 31.05.2022 был заключен муниципальный контракт N 025/22 (N 223561803121956180100100850014299244) по благоустройству городского парка по ул. Юбилейная г. Ясный Оренбургской области.
В связи с указанными обстоятельствами из схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ, утвержденной постановлением администрации от 06.05.2022 N 693-п "О внесении изменений в постановление администрации от 16.07.2021 N 1078-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ", исключены спорные в связи с их нахождением в зоне благоустройства городского парка (муниципальный контракт N 223561803121956180100100850014299244 от 31.05.2022).
Указанные обстоятельства послужили основанием для поддержания при новом рассмотрении дела первоначального иска.
По мнению предпринимателя, сам по себе факт включения нестационарных торговых объектов в схему размещения с 2016 года и повторного включения в схему в 2019 году, свидетельствует о том, что размещение объектов полностью соответствует нормам и правилам, установленным требованиям безопасности и, в том числе, в данном случае, не влечет нарушений прав третьих лиц.
При новом рассмотрении дела ответчик ссылается на то, что постановлением администрации от 06.09.2016 N 1686-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ" в схему включены нестационарные торговые объекты:
- павильон "Салют 2" площадью 56 кв. м, расположенный но адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 В, в кадастровом квартале 56:46:0101007;
- киоск "Фея" площадью 6,25 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 Б, в кадастровом квартале 56:46:0101007.
Согласно постановлению администрации от 08.05.2019 N 709-п "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от 06.09.2016 N 1686-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ" вышеуказанные торговые объекты также включены в схему под N 8 (киоск "Фея") и N 28 (павильон "Салют 2").
Полагает, что отказ в заключении договоров на размещение НТО, предусмотренных действующей и утвержденной в установленном порядке схемой размещения НТО, незаконен.
Считает, что основания к отказу в заключении договоров в настоящем случае у администрации отсутствовали. Отказ нарушает право предпринимателя на размещение НТО на земельном участке.
Предприниматель также считает, что в данном случае администрация, как муниципальный орган, определенный Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", обязана обеспечить размещение нестационарных торговых объектов, что ведет к понуждению заключения соответствующих договоров.
Администрация просит отказать во встречном иске, поскольку спорные объекты не включены в схему размещения нестационарных объектов, утвержденную постановлением от 06.05.2022 N 693-п "О внесении изменений в постановление администрации от 16.07.2021 N 1078-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ".
По результатам рассмотрения заявленных сторонами требований суд первой инстанции признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования администрации и отказал в удовлетворении требований предпринимателя.
Выводы суда являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и собранным по делу доказательствам. Оснований для их переоценки на стадии апелляционного производства не имеется, исходя из следующего.
Администрацией заявлено требование об освобождении земельного участка, занятого нестационарными торговыми объектами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В силу пунктов 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Заявленный иск относится к категории вещно-правовых и представляет собой требование об устранении нарушений вещного права, не связанных с лишением владения.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика (пункт 45 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Следовательно, бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих наличие условий, при которых иск об устранении препятствий в пользовании имуществом, подлежит удовлетворению, возлагается на лицо, заявившее такое требование.
В соответствии со статьями 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей после 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по общему правилу осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной или муниципальной собственности. Доказательств, свидетельствующих о том, что государственная собственность на занятые земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 56:46:0101007, разграничена и они находятся в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации - Оренбургская область, материалы дела не содержат.
Доказательств, свидетельствующих о том, что земельные участки находятся в частной собственности, материалы дела также не содержат.
Таким образом, администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, является лицом, обладающим правом на иск об освобождении земельных участков от спорных НТО.
Из материалов дела следует, что на земельных участках, находятся нестационарные объекты: павильон "Салют 2", расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 В, и киоск "Фея", расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Юбилейная, д. 4 Б, принадлежащие ответчику.
Вместе с тем из материалов дела не следует, что у названного лица имеются какие-либо основания (договорные либо законные) пользования земельными участками для размещения НТО (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" также предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.
На основании части 1 статьи 10 указанного Закона размещение таких объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения.
Доказательств того, что спорные объекты включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ в порядке Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в материалах дела не имеется, равно как не имеется и доказательств того, что предпринимателем Гурбановым Н.И. получено от уполномоченного органа разрешение на использование земельных участков в порядке, установленном статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации после окончания срока действия ранее заключенных договоров.
В связи с предстоявшим заключением муниципального контракта и проведением в его рамках работ торговые места (признаны Ясненским районным судом неправомерно исключенными), на которых расположены НТО, принадлежащие ИП Гурбанову Н.И., были исключены из схемы размещения НТО в соответствии с постановлением администрации от 06.05.2022 N 693-п "О внесении изменений в постановление администрации от 16.07.2021 N 1078-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ".
Таким образом, в настоящем случае на момент рассмотрения требований администрации и предпринимателя наличие законных оснований для занятия спорных земельных участков предпринимателем не подтверждено.
То обстоятельство, что такие основания у ответчика по первоначальному иску могут возникнуть впоследствии, не свидетельствует о необоснованности заявленного администрацией иска.
При этом установление законности/незаконности отказа уполномоченного органа местного самоуправления во включении торговых объектов, принадлежащих ответчику, в схему размещения нестационарных торговых объектов, находится за пределами предмета доказывания по настоящему делу.
Как указано выше, на основании положений статей 60, 76 Земельного кодекса действия, нарушающие права на землю или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.
С учетом изложенного, вопреки утверждениям подателя жалобы, оснований для отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
В отношении встречных исковых требований необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ установлено, что размещение НТО осуществляется только на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения НТО.
Постановлением администрации от 31.03.2021N 532-п утверждено Положение о порядке размещения торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ.
В постановлении администрации от 06.05.2022 N 693-п "О внесении изменений в постановление администрации от 16.07.2021 N 1078-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ" спорные НТО (киоск "Фея" и павильон "Салют 2") отсутствуют.
Таким образом, предусмотренная законодательством юридическая возможность заключения нового договора на размещение НТО без аукциона не может быть реализована в связи с отсутствием спорных НТО в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, в связи с чем они не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на подателя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы предпринимателем уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., что подтверждается чеком-ордером от 09.12.2022 (операция 9).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2022 по делу N А47-16364/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гурбанова Низама Итизама оглы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-16364/2020
Истец: Администрация муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области
Ответчик: ИП Гурбанов Низам Интизам Оглы
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Отдел адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-18035/2022
11.11.2022 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-16364/20
12.10.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12459/2022
21.07.2022 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-16364/20
17.01.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17207/2021
19.10.2021 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-16364/20