г. Пермь |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А71-155/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И., судей Лесковец О.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии:
от заявителя - Наговицын А.Л., паспорт, доверенность от 24.10.2022, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации города Воткинска,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 07 ноября 2022 года
по делу N А71-155/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Челси" (ИНН 1828018506, ОГРН 1091828000461)
к Администрации города Воткинска (ИНН 1828005867, ОГРН 1021801063041)
о признании незаконным действий по отказу в заключении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Челси" (заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий Администрации города Воткинска (заинтересованное лицо, Администрация) по отказу в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Серова, д. 12, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на юго-запад, для реализации инвестиционного проекта "Создание горнолыжного комплекса "SKY-парк" без проведения торгов (с учетом удовлетворения в порядке статьи 49 АПК РФ заявления об уточнении предмета иска).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.11.2022 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации города Воткинска в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 с ООО "Челси" без проведения торгов, изложенный в письме от 29.12.2021 N 4742/01-16.
Не согласившись с принятым судебным атом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация приводит доводы о том, что ООО "Челси" обратилось с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на новый срок, ссылаясь на приказ Министерства экономики Удмуртской Республики от 05.10.2021 N 209 "О внесении изменений в реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики" в части продления срока реализации инвестиционного проекта "Создание горнолыжного комплекса "SKY- парк" до 2026 года. Однако заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов возможно при соблюдении условий, установленных ч. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Поскольку Главой Удмуртской Республики решение об изменении срока действия распоряжения от 13.08.2018 N 270-РГ "О предоставлении земельных участков ООО "Челси" для реализации инвестиционного проекта" не принято, то условия, установленные ч. 4 ст. 39.6 ЗК РФ не выполнены. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что паспорт инвестиционного проекта, утвержденного приказом руководителя Агентства инвестиционного развития Удмуртской Республики от 25.07.2016 N 01-07/124, предусматривает реализацию инвестиционного проекта "Создание горнолыжного комплекса "SKY-парк" также и на земельном участке с кадастровым номером 18:27:010014:641, расположенным по адресу: г. Воткинск, ул. Шпалозаводская, 2 участок примерно находится в 150 м от ориентира по направлению на юго-восток, площадью 23 528 кв.м. Однако заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка от ООО "Челси" в адрес администрации не поступало. В связи с истечением срока действия распоряжения Главы Удмуртской Республики от 13.08.2018 N 270-РГ реализовать инвестиционный проект ООО "Челси" не смогло. Указывает, что с заявителем заключен договор аренды земельного участка, указанного в заявлении, по результатам торгов. Таким образом, заинтересованное лицо полагает, что суд неверно указал в решении, что основания для заключения договора аренды имелись, удовлетворил заявленные требования.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
Иные лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Агентства инвестиционного развития Удмуртской Республики от 10.10.2016 N 01-07/160 в реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики включен инвестиционный проект "Создание горнолыжного комплекса "SKY-парк", инициатором которого является ООО "Челси", с присвоением статуса приоритетный инвестиционный проект Удмуртской Республики.
Приказом Агентства инвестиционного развития Удмуртской Республики от 31.07.2017 N 09-02/66 в реестр инвестиционных проектов были внесены изменения в части сроков реализации инвестиционного проекта ООО "Челси", соответствующий период реализации инвестиционного проекта установлен с 2017 год по 2021 год.
13.08.2018 Главой Удмуртской Республики издано распоряжение "О предоставлении земельных участков с кадастровым номером 18:27:010014:641, площадью 23 528 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Шпалозаводская, д. 2, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на юговосток, с видом разрешенного использования "Для строительства городского парка культуры и отдыха (земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения)", с кадастровым номером 18:27:010014:644, площадью 5 000 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Серова, д. 12, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на юго-запад, с видом разрешенного использования "Спорт. Общественное питание" ООО "Челси" для реализации инвестиционного проекта "Создание горнолыжного комплекса "SKY-парк". Вышеуказанное распоряжение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 2 лет.
01.08.2019 в соответствии с распоряжением Главы Удмуртской Республики от 13.08.2018 N 270-РГ "О предоставлении земельных участков ООО "Челси" для реализации инвестиционного проекта "Создание горнолыжного комплекса "SKY-парк", между заявителем (арендатор) и заинтересованным лицом (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка N 86-19ди от 01.08.2019, по условиям которого арендодатель передал арендатору в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Серова, д 12, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на юго-запад, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью 5000 кв. м. с кадастровым номером 18:27:010014:644. Согласно пункту 2.1 договора установлен срок аренды земельного участка с 01.08.2019 по 31.12.2021.
Приказом Министерства экономики Удмуртской Республики от 05.10.2021 N 209 в реестр инвестиционных проектов по инвестиционному проекту ООО "Челси" в части сроков реализации проекта и строительства комплекса, благоустройства территории и создания инфраструктуры были внесены изменения - для строительства комплекса, благоустройства территории и создания инфраструктуры установлен срок до 2025 года, а для реализации инвестиционного проекта до 2026 года.
20.10.2021 ООО "Челси" обратилось в Администрацию города Воткинска с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 без проведения торгов.
18.11.2021 администрация в письме N 1443/01-20 указала, что по обращению заявителя от 20.10.2021 Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов города Воткинска направлено обращение в Правительство Удмуртской Республики. После получения ответа от Правительства Удмуртской Республики работа по заявлению будет возобновлена.
В ответном письме от 17.12.2021 исх. N В11-1937/1030 Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, направленном в адрес Администрации города Воткинска, указано, что правовое основание для заключения нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 с ООО "Челси" без проведения торгов отсутствует, поскольку Главой Удмуртской Республики решение об изменении срока действия распоряжения от 13.08.2018 года N 270- РГ не принималось, то есть условие, установленное подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ, не выполнено. Однако в данном письме указано, что оно не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, и имеет лишь информационный характер, не препятствует руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
20.12.2021 заявитель повторно обратился в Администрацию города Воткинска с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 без проведения торгов.
В письме от 29.12.2021 N 4742/01-16 администрация рекомендовала ООО "Челси" в срок до 16.01.2022 демонтировать расположенные на земельном участке с кадастровым номером 18:27:010014:644 строения и направило соглашение о расторжении договора аренды вышеуказанного земельного участка, указав, что заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов допускается при соблюдении условий, установленных частью 4 статьи 39.6 ЗК РФ.
Полагая, что отказ администрации в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 без проведения торгов является незаконным, ООО "Челси" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания решения администрации, выраженного в письме от 29.12.2021 N 4742/01-16, незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Из содержания пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе, земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации (п.п.3 п.2 ст.39.6 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 ЗК РФ).
На основании пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 ЗК РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 ЗК РФ; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Следовательно, случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям реестра инвестиционных проектов Удмуртской Республики (по состоянию на 29.09.2022) инвестиционный проект "Создание горнолыжного комплекса "SKY-парк" отнесен к приоритетным инвестиционным проектам Удмуртской Республики. В качестве меры государственной поддержки при реализации инвестиционного проекта предусмотрено предоставление земельного участка без проведения торгов, предоставление льготных условий пользования земельным участком.
Законом Удмуртской Республики от 12.05.2015 N 24-РЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без торгов" установлены соответствующие критерии, результатом оценки которых явилось включение инвестиционного проекта "Создание горнолыжного комплекса "SKY-парк" в реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики.
Учитывая, что инвестиционный проект "Создание горнолыжного комплекса "SKY-парк" отнесен к приоритетным инвестиционным проектам Удмуртской Республики, в качестве меры государственной поддержки при реализации инвестиционного проекта предусмотрено предоставление земельного участка без проведения торгов, в реестр инвестиционных проектов по данному инвестиционному проекту в части сроков реализации проекта и строительства комплекса, благоустройства территории и создания инфраструктуры внесены изменения - для строительства комплекса, благоустройства территории и создания инфраструктуры установлен срок до 2025 года, а для реализации инвестиционного проекта до 2026 года (приказ Министерства экономики Удмуртской Республики от 05.10.2021 N 209), принимая во внимание, что заявление о заключении нового договора заявителем до окончания срока действия договора аренды, иные лица исключительных прав на земельный участок не имеют, нарушения при использовании участка при исполнении договора не установлены, договор не был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 ЗК РФ, а также имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, суд пришел к правомерным выводам о несоответствии оспариваемого решения об отказе в заключении нового договора аренды закону, нарушении ответчиком прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Приведенные заинтересованным лицом доводы о том, что условия, при которых мог бы быть заключен новый договор без проведения торгов, не соблюдены, так как новое решение о предоставлении земельного участка в целях реализации инвестиционного проекта Главой Удмуртской Республики не принято, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены. При этом суд исходит из того, что сроки реализации проекта и строительства комплекса, благоустройства территории и создания инфраструктуры изменены - для строительства комплекса, благоустройства территории и создания инфраструктуры установлен срок до 2025 года, а для реализации инвестиционного проекта до 2026 года (приказ Министерства экономики Удмуртской Республики от 05.10.2021 N 209), инвестиционный проект утратившим силу не признан. С учетом этого непринятие решения о предоставлении земельного участка значения для правильного рассмотрения дела не имеет.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что для заключения нового договора аренды земельного участка предусмотрено обязательное проведение торгов, правомерно отклонены судом первой инстанции, как не соответствующие нормам действующего законодательства.
Ссылки заявителя жалобы на невозможность реализации инвестиционного проекта без использования иного земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:641 апелляционным судом во внимание не приняты, учитывая то обстоятельство, что инвестиционный проект "Создание горнолыжного комплекса "SKY-парк" из реестра инвестиционных проектов Удмуртской Республики не исключен, реализация проекта предусмотрена с изменением соответствующих сроков. Доказательства обратного в деле отсутствуют.
Имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 ноября 2022 года по делу N А71-155/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-155/2022
Истец: ООО "Челси"
Ответчик: Администрация города Воткинска