г. Тула |
|
2 февраля 2023 г. |
Дело N А09-11763/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от истца - Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Тула, ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) - Курбатской Г.Н. (доверенность от 27.12.2022 N 29/34), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Брянский бройлер" (г. Брянск, ОГРН 1103256005467, ИНН 3250519281), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брянский бройлер" на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.10.2022 по делу N А09-11763/2021 (судья Мишакин В.А.),
УСТАНОВИЛ:
Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Брянский бройлер" (далее - ООО "Брянский бройлер", ответчик) о взыскании 787 877 руб. 41 коп. в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту - р. Рожок.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.10.2022 заявленные требования удовлетворены, с ООО "Брянский бройлер" в доход федерального бюджета в лице Приокского межрегионального управления Росприроднадзора взыскано 787 877 руб. 41 коп. в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту - р. Рожок (левобережный приток р. Судость), в результате выброса недостаточно очищенных сточных вод с объекта НВОС N 15-0132-001120-П.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Брянский бройлер" обжаловало его в апелляционном порядке. Указывает, что при наличии отобранных выше и ниже места сброса проб за период с 23.04.2021 по 27.05.2021 истцом необоснованно применены фоновые концентрации, определенные гидрохимической лабораторией Федерального бюджетного водохозяйственного учреждения "Центррегионводхоз" Федерального агентства водных ресурсов (письмо от 01.02.2019), то есть применены значения, установленные за три года до фактического отбора проб производственных сточных вод в месте водовыпуска ООО "Брянский бройлер".
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "Брянский бройлер" представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Брянский бройлер" осуществляет пользование водным объектом - рекой Рожок на основании решения департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 18.01.2019 N 389 (т. 1. л.д. 41-43). Срок действия решения установлен до 01.02.2022.
Река Рожок относится к водным объектам рыбохозяйственного значения на основании решения Московско-Окского территориального управления Росрыболовства от 10.11.2014 N 7.
Управлением на основании приказа от 10.12.2019 N 95-РС ООО "Брянский бройлер" выдано разрешение от 10.12.2019 N 3 на сброс загрязняющих веществ в водный объект - река Рожок в период с 11.12.2019 по 10.12.2020 (т. 1 л.д. 39-40), которым установлены допустимые концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах НДС и в пределах лимита сброса.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" действие разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15.03.2020 по 31.12.2020, продлевается на 12 месяцев.
В ходе внеплановой выездной проверки ООО "Брянский бройлер" в период с 23.04.2021 по 21.05.2021 на основании распоряжения от 20.04.2021 N 201-Р (т. 1 л.д. 15-20) с целью фиксации исполнения предписания от 28.10.2020 N 1-32-03-003/2020, установлено, что ответчик осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод с очистных сооружений на объекте HBOC N 15-0132-001120-П, расположенных вблизи д. Хмелево, Выгоничский район, Брянская область, во водный объект - р. Рожок (левобережный приток р. Судость).
В ходе указанных контрольных мероприятий специалистами филиала ЦЛАТИ по Брянской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" произведены отборы проб природной и сточной воды и выполнен их количественный химический анализ.
По результатам лабораторных исследований КХА состава производственных сточных вод, сбрасываемых ООО "Брянский бройлер" в р. Рожок, отобранных 23.04.2021 (акт N 34), 13.05.2021 (акт N 44), 27.05.2021 (акты N 50, 51), выявлены превышения установленных нормативов предельно-допустимых концентраций, что подтверждается протоколами КХА от 18.05.2021 N 186-СВ/06-05.21, N 187-ПрВ/06-05.21, N 188-ПрВ/06-05.21, от 02.06.2021 N 218-СВ/06-06.21, N 219-ПрВ/06-06.21, N 220-ПрВ/06-06.21, N 221-СВ/06-06.21, N 222-ПрВ/06-06.21, N 223-ПрВ/06-06.21, от 28.04.2021 N 141-СВ/06-04.21, N 142-ПрВ/06-04.21, N 143-ПрВ/06-04.21 (т. 1 л.д. 46-48, 50-52, 54-59).
Таким образом, вследствие сброса сточных вод, в которых установлены превышения нормативов ПДК загрязняющих веществ в р. Рожок, ООО "Брянский бройлер" причинило вред водному объекту, тем самым нарушив требования водного законодательства.
По результатам внеплановой выездной проверки (акт проверки от 21.05.2021 N 32-029/2021) ООО "Брянский бройлер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Штраф оплачен обществом в добровольном порядке.
Также по результатам плановой выездной проверки (акт проверки от 04.06.2021 N 32-033/2021) ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 руб., который оплачен в добровольном порядке (т. 1 л.д. 69-72).
Управлением в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87, произведен расчет причиненного ООО "Брянский бройлер" вреда водному объекту - р. Рожок вследствие сброса сточных вод с превышением концентраций вредных (загрязняющих) веществ, который составил 787 877 руб. (т. 1 л.д. 9-10).
Управление направило в адрес ООО "Брянский бройлер" требование от 24.09.2021 N АБ-03-07/10985 о добровольном возмещении причиненного вреда, которое получено ответчиком 04.10.2021.
Поскольку в добровольном порядке указанный вред обществом возмещен не был, управление обратилось с иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
На основании пункта 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу пункта 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статьей 78 указанного Закона установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно части 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В силу части 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водном объекте).
Таким образом, сброс сточных вод без очистки с превышением допустимых нормативов оказывает негативное воздействие на окружающую среду и причиняет вред водному объекту.
В силу части 1 статьи 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) закреплено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ, абзац второй пункта 7 Постановления N 49). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Превышение нормативов допустимого воздействия на водные объекты является самостоятельным нарушением водного законодательства (часть 4 статьи 35 ВК РФ), имущественная ответственность за которое определяется на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика N 87).
Согласно пункту 11 Методики N 87 основой для расчета размера вреда, причиненного водному объекту, принимается масса загрязняющего вещества, которая определяется как разность концентрации загрязняющего вещества, обнаруженного в пробах сточных вод, и НДС. Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающегося в негативном изменении состояния окружающей среды. Установление факта превышения в сточных водах нормативов допустимых сбросов свидетельствует о причинении вреда водному объекту независимо от показателей фоновых проб.
Материалами дела подтверждается, что вследствие нарушения ООО "Брянский бройлер" требований водного законодательства в части сброса недостаточно очищенных сточных вод в реку Рожок (левобережный приток р. Судость) произошло загрязнение данного водного объекта.
Управлением на основании статьи 77 Закона N 7-ФЗ и в соответствии с Методикой N 87 произведен расчет размера вреда, который составил 787 877 руб. 41 коп.
Расчет проверен апелляционным судом и признан правильным, соответствующим обстоятельствам дела, требованиям действующего законодательства.
Повторяемые в апелляционной жалобе доводы ответчика о необоснованном применении управлением значений фоновой концентрации, определенных гидрохимической лабораторией ФГБВУ "Центррегионводхоз" (письмо от 01.02.2019), и о необходимости принимать за величину фоновых концентраций величины веществ выше и ниже по течению относительно точки сброса, обоснованно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
Как разъяснено в письме Росгидромета от 16.08.2018 N 20-44/282, фоновые концентрации загрязняющих веществ - специальное понятие, предназначенное для использования в целях нормирования выбросов. Значения фоновых концентраций устанавливаются согласно нормативным документам на основе специальной обработки данных инструментальных наблюдений.
Согласно пункту 3.1.13 "РД 52.24.622-2019. Руководящий документ. Порядок проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов для установления нормативов допустимых сбросов сточных вод", введенного в действие приказом Росгидромета от 26.09.2019 N 495 (далее - РД 52.24.622-2019) условная фоновая концентрация химического вещества - это расчетное значение концентрации химического вещества в конкретном створе водного объекта, расположенном выше одного или нескольких контролируемых источников сброса этого вещества, используемое в практике установления очистки, режима и условий сброса сточных вод, при которых качество воды водного объекта ниже их выпуска должно оставаться в пределах установленной нормы.
В соответствии с пунктом 4.2 РД 52.24.622-2019 рассматриваемый вид фоновой концентрации химических веществ рассчитывают для конкретного, задаваемого проектными или другими заинтересованными организациями места водного объекта вне зоны влияния рассматриваемого сброса сточных вод.
Для водотока таким местом является так называемый фоновый створ выше рассматриваемого выпуска сброса сточных вод (в фоновом створе может быть одна или несколько вертикалей наблюдения), для водоема, в т.ч. болота, - фоновая вертикаль, где практически отсутствует влияние интересуемого выпуска сточных вод. Рассчитанные условные фоновые концентрации являются количественной характеристикой содержания химических веществ в фоновом створе или фоновой вертикали при наиболее неблагоприятных ситуациях, обусловленных как естественными условиями формирования химического состава и свойств воды, так и влиянием источников загрязнения, расположенных выше (вне зоны влияния) рассматриваемого выпуска сточных вод.
В последующий период в течение срока действия рассчитанных условных фоновых концентраций химических веществ (если они были использованы для установления НДС) подведомственные учреждения Росгидромета, представившие данные по условным фоновым концентрациям, должны ежегодно контролировать отсутствие изменений концентраций нормируемых химических веществ в фоновом створе водного объекта более, чем на 20%.
Для установленных нормативов допустимого воздействия (НДВ) аналогичный контроль за изменением условных фоновых концентраций нормируемых химических веществ в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.12.2007 N 328 "Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты" должен осуществляться каждые 5 лет (формально срок действия данного вида условных фоновых концентраций в соответствии с названным Приказом устанавливается на 15 лет).
Аналогичные положения содержались в пунктах 3.1.13, 4.2 "РД 52.24.622-2017. Руководящий документ. Порядок проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов для установления нормативов допустимых сбросов сточных вод", введенного в действие приказом Росгидромета от 14.06.2017 N 269 и действовавшего на момент проведения расчета фоновых показателей физико-химического состава воды в р. Рожок гидрохимической лабораторией ФГБВУ "Центррегионводхоз".
Согласно пункту 17 Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.12.2007 N 328, нормативы допустимого воздействия на водные объекты устанавливаются на период не менее 15 лет, исходя из состояния каждого конкретного водного объекта, определенного в ходе разработки нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Корректировка нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется на основе результатов государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов не чаще одного раза в 5 лет.
Таким образом, на момент определения размера вреда, причиненного водному объекту - р. Рожок, пятилетний срок для корректировки фоновых концентраций нормируемых химических веществ не истек, доказательств несоответствия значений фоновой концентрации, указанных в письме Клинцовской гидрохимической лаборатории ФГБВУ "Центррегионводхоз" от 01.02.2019, требованиям РД 52.24.622-2017 и РД 52.24.622-2019 ответчиком не представлено.
Указанные фоновые концентрации были использованы для установления НДС и получения разрешения от 10.12.2019 N 3 на сброс загрязняющих веществ в водный объект - р. Рожок в период с 11.12.2019 по 10.12.2020, которыми установлены допустимые концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах НДС и в пределах лимита сброса.
В соответствии с пунктом 22 Методики N 87 масса сброшенного вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод определяется по формуле N 10. В случае, если установлено, что фоновая концентрация i-го вредного (загрязняющего) вещества в воде водного объекта превышает допустимую концентрацию, для расчета применяется значение фоновой концентрации.
С учетом изложенного, доводы заявителя жалобы о необоснованном применении управлением значений фоновой концентрации являются несостоятельными.
Ссылка общества на то, что управление в отсутствие плана-графика экологического контроля в один день дважды отобрало пробы природной и сточной воды (акт отбора проб от 27.05.2021 N 50, N 51) и применило полученные результаты при расчете ущерба, отклоняется судебной коллегией, так как данное обстоятельство не опровергает факт загрязнения ответчиком водного объекта и правильность произведенного истцом расчета размера причиненного вреда.
Доказательств принятия ответчиком мер по устранению последствий вызванного его деятельностью нарушения состояния окружающей среды, а также несения расходов, которые должны быть учтены при расчете размера вреда, исчисленного по Методике N 87, в материалы дела не представлено.
При разрешении настоящего спора суд правомерно учел, что решением Арбитражного суда Брянской области от 02.12.2021 по делу N А09-7952/2021, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 09.08.2022, удовлетворены исковые требования Приокского управления Росприроднадзора к ООО "Брянский бройлер" о взыскании 209 431 руб. 24 коп. в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту - р. Рожок в более ранний период.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 26.10.2022 по делу N А09-11763/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-11763/2021
Истец: Приокское Межрегиональное Управление федеральной службы в сфере природопользования
Ответчик: ООО "БРЯНСКИЙ БРОЙЛЕР"