г. Самара |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А55-24411/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.01.2023 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2022 по делу N А55-24411/2022 (судья Агеенко С.В.), возбужденному по исковому заявлению Департамента транспорта Администрации городского округа Самара (ИНН 6315700134, ОГРН 1026300972026), г.Самара, к муниципальному предприятию городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" (ИНН 6318163505, ОГРН 1076318011769), г.Самара, о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от Департамента транспорта Администрации г.о.Самара - Чертухина А.С. (доверенность от 11.01.2023),
от МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального предприятия городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" (далее - МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс", предприятие) субсидии в сумме 15 343 884 руб. 46 коп.
Решением от 23.11.2022 по делу N А55-24411/2022 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Департамент апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель Департамента апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителя Департамента в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Департамент (главный распорядитель бюджетных средств) и МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" (получатель) заключили договор от 14.02.2017 N 4-17 о предоставление из бюджета г.о.Самара субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с перевозкой пассажиров по муниципальным маршрутам.
Договор заключен в соответствии с Порядком предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара Самарской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям работ, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам части затрат в связи с выполнением работ по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам (утв.Постановлением Администрации городского округа Самара от 02.03.2012 N 153 (в редакции, действовавшей в момент заключения договора); далее - Порядок N 153).
Предметом договора является предоставление из бюджета г.о.Самара в 2017 году субсидии: в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией г.о.Самара и не обеспечивающим возмещение издержек (п.1.1.1 договора); в целях реализации получателем мероприятий по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией г.о.Самара и не обеспечивающим возмещение издержек (п.1.1.2 договора).
В соответствии с п.2.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю бюджетных средств как получателю средств бюджета г.о.Самара, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 договора, в сумме 82 496 469 руб. 66 коп.
Во исполнение договорных обязательств Департамент перечислил предприятию денежные средства в сумме 82 496 469 руб. 66 коп. (платежные поручения от 15.02.2017 N 55, от 22.02.2017 N 73, от 14.03.2017 N 119, от 18.05.2017 N 286).
П.12.1 Порядка N 153 предусмотрено, что размер субсидии, использованной в отчетном плановом периоде (финансовом году), с применением расчетного тарифа определяется как разница между суммой фактических затрат получателя субсидий в отчетном плановом периоде (финансовом году) и доходом от перевозки граждан в отчетном плановом периоде (финансовом году), но не может превышать размер субсидии, предоставленной получателю субсидии в отчетном плановом периоде (финансовом году).
Если размер субсидии, предоставленной получателю с применением расчетного тарифа в отчетном плановом периоде (финансовом году), превышает размер субсидии, использованной в отчетном плановом периоде (финансовом году), Департаментом транспорта в течение 30 дней с даты получения документов, указанных в абз.1 данного пункта, направляется требование получателю субсидии о возврате остатков субсидии, не использованных в отчетном плановом периоде (финансовом году). Получатель субсидии осуществляет возврат остатков субсидии, не использованной в отчетном плановом периоде (финансовом году), в течение 1 месяца с даты получения требования о возврате субсидии.
В ходе проверки использования субсидий Департамент установил, что фактические расходы МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" в 2017 году составили 67 152 585 руб. 20 коп., неиспользованный остаток субсидии - 15 343 884 руб. 46 коп.
Данный остаток субсидии отражен в акте сверки взаимных расчетов по состоянию на 28.02.2022, подписанном Департаментом и предприятием без разногласий.
П.4.3.7 договора установлена обязанность получателя возвратить неиспользованный остаток субсидии в доход бюджета городского округа Самара в случае отсутствия решения главного распорядителя бюджетных средств о наличии потребности в направлении не использованного в 2017 году остатка субсидии на цели, указанные в разделе 1 договора, в срок до 01.04.2018.
Департамент направил в адрес МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" требования от 22.10.2018, от 28.11.2018, от 05.12.2018 о возврате остатков субсидии, не использованных в отчетном периоде.
В письме от 07.12.2018 N 970 МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" сообщило о том, что ввиду тяжелого финансового положения у него отсутствует возможность произвести единовременный возврат субсидии в сумме 15 343 884 руб. 46 коп., и обязалось возвратить эти денежные средства в течение 2019-2020 годов.
В указанный период предприятие денежные средства не возвратило.
23.03.2022 Департамент и МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" заключили договор N 11-22 о предоставлении субсидий из бюджета г.о.Самара в целях предупреждения банкротства предприятия.
Договор заключен в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара в целях предупреждения банкротства муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара (утв.Постановлением Администрации городского округа Самара от 14.01.2020 N 5; далее - Порядок N 5).
Согласно разделу 1 договора предметом договора является предоставление в 2022 году субсидии в целях частичного возмещения затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и направляются на погашение денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и/или об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей (пп.1.1.1); в целях реализации мероприятий по предупреждению банкротства предприятия (пп.1.1.2).
П.2.1 договора субсидия установлена в сумме 63 572 600 руб. 03 коп.
Денежные средства в сумме 63 572 600 руб. 03 коп. (в том числе на погашение задолженности в сумме 15 343 884 руб. 46 коп.) были доведены до предприятия.
В соответствии с п.3.1 Порядка N 5 получатель субсидии в течение 20 календарных дней со дня получения субсидии представляет куратору отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме, определенной типовой формой соглашения (договора) о предоставлении субсидии, установленной финансовым органом городского округа Самара, с приложением заверенных документов, подтверждающих соблюдение условий расходования субсидий, предусмотренных п.2.4 данного Порядка, и погашение задолженности, подтвержденной документами, представленными в соответствии с п.2.2 данного Порядка, документы, подтверждающие фактически понесенные затраты (копии платежных поручений), а также отчет о достижении результатов предоставления субсидии по форме, определенной типовой формой соглашения (договора) о предоставлении субсидии, установленной финансовым органом городского округа Самара.
В представленном МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" отчете об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, подтверждение расходования субсидии на погашение задолженности в сумме 15 343 884 руб. 46 коп. отсутствовало.
Контрольно-счетная палата г.о.Самара в представлении от 05.05.2022 N Пр.03/04-03 предложила Департаменту принять меры, направленные на взыскание субсидии в установленном порядке.
Департамент направил в МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" требования от 23.06.2022 и от 27.07.2022 о возврате неиспользованной части субсидии.
Поскольку предприятие требования не исполнило, Департамент обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Ст.9 АПК РФ установлено, что судопроизводство в арбитражном процессе осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (ч.3.1 ст.70 АПК РФ).
В ходе рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" каких-либо доводов и доказательств, опровергающих доводы истца, не представило.
Доказательства возврата предприятием неиспользованной части субсидии в сумме 15 343 884 руб. 46 коп. в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, руководствуясь ст.309, 310, 408, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядком N 153, Порядком N 5, п.4.3.7 договора от 14.02.2017, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Департамента.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии вины МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" в неисполнении обязательства по возврату указанной суммы субсидии суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (п.2 ст.401 ГК РФ).
Несвоевременное и неполное субсидирование предприятия со стороны органов власти, прекращение осуществления МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" основного вида деятельности и отсутствие у него собственных средств, наложение ареста на денежные средства на счетах МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс", на что ссылается предприятие в обоснование своей позиции, - не является основанием для освобождения его от обязанности возвратить неиспользованный остаток субсидии.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно. Оснований для освобождения предприятия от уплаты государственной пошлины из материалов дела не усматривается.
Довод МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс" о том, что судом первой инстанции не рассмотрено ходатайство о привлечении Департамента управления имуществом городского округа Самара к участию в деле в качестве третьего лица, подлежит отклонению. Ходатайство поступило в Арбитражный суд Самарской области 18.11.2022 (т.1, л.д.110), то есть на следующий день после оглашения резолютивной части решения, в связи с чем суд был лишен возможности его рассмотреть.
Во всяком случае, оснований, предусмотренных ст.51 АПК РФ, для привлечения Департамента управления имуществом городского округа Самара к участию в деле в качестве третьего лица не имеется, поскольку судебный акт по настоящему делу права Департамента не затрагивает и какие-либо обязанности на него не возлагает.
То обстоятельство, что муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара выступает учредителем предприятия, само по себе не является основанием для привлечения Департамента к участию в деле в качестве третьего лица.
В силу п.1.5, 1.6 Устава МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс", ст.7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предприятие от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2022 года по делу N А55-24411/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24411/2022
Истец: Департамент транспорта Администрации г.о. Самара
Ответчик: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт"