01 февраля 2023 г. |
Дело N А83-21619/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Приваловой А.В., Кузняковой С.Ю., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Скай Плаза" - Савопуло Б.М., представитель по доверенности от 11.01.2021 б/н;
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Скай Плаза" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 августа 2022 года по делу N А83-21619/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Скай Плаза" к Администрации города Ялта Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, муниципального унитарного предприятия "Объединенная управляющая компания" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Скай-Плаза" (далее - заявитель, Общество, ООО "Скай-Плаза") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным и отмене постановления Администрации от 25.10.2021 N 3665-п "О приведении земельного участка в первоначальное положение путем демонтажа (сноса) металлического каркаса, пластиковых шлагбаумов, автоматических касс (паркоматов), расположенных по адресу: г. Ялта, ул. Киевская, 4".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом первой инстанции привлечены Департамент архитектуры и градостроительства Администрации, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации (определение от 02.12.2021), Муниципальное унитарное предприятие "Объединенная управляющая компания" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и Департамент по вопросам ЖКХ Администрации (определение от 13.01.2022).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.08.2022 ООО "Скай -Плаза" в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- судом первой инстанции не учтено, что парковка оборудована на основании и во исполнение постановления Администрации от 07.07.2017 N 2800-п "Об оборудовании парковки в городе Ялте на ул. Киевская, д. 4 (район "Дома торговли"), согласно проектной и рабочей документации", которое не отменено и является действующим;
- порядок создания и использования, в том числе, на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденный решением Ялтинского городского совета от 04.12.2020 N 2, не подлежит применению к отношениям по организации и эксплуатации спорной парковки, поскольку она создана до его принятия, выводы суда первой инстанции об обратном сделаны с нарушением статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);
- парковка оборудована на законных основаниях и не зависит от прав на земельный участок, что подтверждается судебными актами по делу N А83-10174/2021;
- судом не была дана надлежащая правовая оценка нарушениям требований Положения о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного постановлением Администрации от 06.04.2020 N 843-п (далее - Положение N 843-п) Администрацией как при подготовке обжалуемого постановления, так и при его реализации, в частности, судом проигнорированы доводы Общества о том, что исходя из акта обследования от 19.10.2020 и заключения Комиссии от 20.10.2020, на момент принятия оспариваемого постановления, владелец объекта был установлен, таким образом, фактически заявитель не был уведомлен о принятии оспариваемого постановления.
Определением от 31.10.2022 апелляционная жалоба принята судом апелляционной инстанции к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей АПК РФ.
От Администрации поступил отзыв от 25.01.2023 б/н, в котором заинтересованное лицо полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку правовые основания для пользования Обществом соответствующим земельным участком прекратились, что является одним из свидетельств неправомерного размещения нестационарных объектов в силу пункта 1.1. Порядка демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 (далее - Порядок). Относительно доводов заявителя о внесении и принятии муниципалитетом платы за пользование землей Администрация в отзыве отмечает, что речь идет о плате за землю под принадлежащими Обществу объектами недвижимости 90:25:010108:179, 90:25:010107:2021, 90:25:010108:186, 90:25:010108:182, 90:25:010107:643 и спорные вопросы относительно платы за землю рассматриваются в рамках дела N А83-18925/2021.
До дня итогового судебного заседания в суде апелляционной инстанции от представителя заявителя поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых он настаивает на законном размещении парковки, отмечая, что, несмотря на отсутствие отдельного упоминания паркоматов в постановлении заинтересованного лица от 07.07.2017 N 2800-п, их размещение предполагалось с учетом того, что парковка является платной.
В итоговое судебное заседание 25.01.2023 явился представитель апеллянта, который свои доводы поддержал и просил апелляционную жалобу удовлетворить, настаивая на нарушениях при принятии и исполнении оспоренного ненормативного акта.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266,268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений и отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта на основании следующего.
Как следует из материалов, 09.09.2021 Администрацией было произведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Киевская, 4, в рамках которого установлено неправомерное размещение металлического каркаса, пластиковых шлагбаумов, автоматических касс (паркоматов).
Этой же датой заключением Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 09.09.2021 N 126 установлены правовые основания для демонтажа вышеуказанных объектов во внесудебном порядке.
25.10.2021 Администрацией в соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Крым от 21.08.2014 N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 23.05.2017 N 275 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства", постановлением Администрации от 24.05.2021 N 1290-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Ялта от 06.04.2020 N 843-п "Об утверждении Положения о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции" (в редакции постановления от 09.09.2021 N 264-п), было принято спорное постановление N 3665-П "О приведении земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) металлического каркаса, пластиковых шлагбаумов, автоматических касс (паркоматов), расположенных по адресу: г. Ялта, ул. Киевская, 4", которым Администрация постановила:
1. Рабочей группе, утвержденной постановлением Администрации от 24.05.2021 N 1290-п "О внесении изменений в постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 06.04.2020 N843-п "Об утверждении Положения о демонтаже (сносе) нестационарных торговых объектов и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (в редакции от 09.09.2021), принять меры по надлежащему уведомлению собственника (владельца) объекта о приведении земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) металлического каркаса, пластиковых шлагбаумов, автоматических касс (паркоматов), расположенных по адресу: г. Ялта, ул. Киевская, 4;
2. Установить собственнику (владельцу) нестационарных объектов срок для добровольного демонтажа (сноса) вышеуказанных объектов и приведения места размещения объектов в первоначальное состояние - в течение пяти рабочих дней с даты извещения собственника (владельца) объекта;
3. Уполномоченному органу по демонтажу - Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации, в случае неисполнения пункта 2 постановления осуществить необходимые мероприятия по демонтажу (сносу) земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) металлического каркаса, пластиковых шлагбаумов, автоматически касс (паркоматов), расположенных по адресу: г. Ялта, ул. Киевская, 4;
4. Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации направить заявку в Финансовый департамент на выделение бюджетных средств для проведения мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) металлического каркаса, пластиковых шлагбаумов, автоматических касс (паркоматов).
5. Финансовому департаменту выделить бюджетные средства для проведения мероприятий по сносу металлического каркаса, пластиковых шлагбаумов, автоматических касс (паркоматов).
6. Управлению по обеспечению деятельности главы Администрации разместить постановление на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на Портале Правительства Республики Крым.
При этом в качестве оснований принятия в постановлении указаны протокол Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образовании городской округ Ялта Республики Крым от 09.09.2021 N 30 и заключение Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образовании городской округ Ялта Республики Крым от 09.09.2021 N 126.
В пункте 7 постановления от 25.10.2021 N 3665-П определено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление опубликовано на Портале Правительства Республики Крым (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/21819) 27.10.2021.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Скай Плаза" обжаловало его в порядке главы 24 АПК РФ в Арбитражный суд Республики Крым.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции в своем судебном акте от 29.08.2022 заключил, что после расторжения договора аренды земельного участка на основании решения суда, организация парковки с размещением спорных нестационарных объектов, в отсутствие разрешающих документов, является неправомерной.
Суд апелляционной инстанции поддерживает итоговый вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы, приводя следующее обоснование.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В данном случае, оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что с целью обеспечения благоустройства территории муниципального образования, совершенствование системы профилактических мер, направленных на противодействие и предупреждение терроризма, возникающих в результате неправомерно размещенных нестационарных объектов, а также недопущение неправомерного использования земельных участков и иного недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 было утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым, который регламентирует деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности).
Под неправомерно размещенными нестационарными объектами Порядок N 465 (пункт 1.1.) понимает:
а) нестационарные объекты, размещенные (установленные) вне или с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта;
б) нестационарные объекты в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их размещения, истек;
в) нестационарные объекты, не демонтированные (не перемещенные) в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта, по истечении срока размещения нестационарного объекта, установленного договором;
г) нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Деятельность Администрации, ее структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, неправомерно размещенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым) регламентирована Положением N 843-п, в пункте 1.1. которого закреплено корреспондирующее пункту 1.1 Порядка N 465 правило.
В данном случае, как верно установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, металлический каркас, пластиковые шлагбаумы, автоматические кассы (паркоматы), расположенные по адресу: г. Ялта, ул. Киевская, 4 использовались Обществом для организации парковки и представляют собой нестационарные объекты в понимании пункта 1.4 Порядка N 465, то есть объекты из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные для хозяйственно-бытовых нужд.
В силу пункта 1.5 Порядка N 465 освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, занятые, в частности, следующими видами нестационарных объектов:
- торговые автоматы и платежные терминалы;
- хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости;
- ограждения.
Отсюда применительно к положениям Порядка N 465 и Положения N 843-п, следует отметить, что их действие распространяется как на НТО, так и на другие нестационарные объекты в, в связи с чем, судебная коллегия заключает, что доводы заявителя о неверно выбранном порядке демонтажа обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Общество указывает в своем заявлении и апелляционной жалобе о том, что парковка размещена на законных основаниях.
Применительно к этому доводу заявителя, судом первой инстанции установлено, что ООО "Скай Плаза" было создано как юридическое лицо украинского права (регистрационный номер 33318654, дата регистрации 10.03.2005), после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в порядке статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" привело свои учредительные документы в соответствие с требованиями российского законодательства и 20.02.2015 г. включено в Единый государственный реестр юридических лиц с ОГРН 1149102060908.
С 2008 г. Общество арендовало коммунальный земельный участок площадью 0,9545 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Киевская, 4, пл. Советская, кадастровый номер 0111900000:01:007:0148 на основании договора аренды земельного участка, заключенного 15.08.2008 с Ялтинским городским советом и обществом 15.08.2008.
Целевое назначение использования земельного участка, установленное в договоре - для строительства и эксплуатации многофункционального гостинично-офисного центра с кинотеатром, апартаментами и автопаркингом.
В пункте 2.2 договора было зафиксировано, что на земельном участке находятся нежилые помещения, которые принадлежат Обществу на праве собственности на основании свидетельства Исполнительного комитета Ялтинского городского совета, зарегистрированного КП ЯГС "БТИ" от 17.12.2007 регистрационный номер 5765174.
Срок действия договора установлен пунктом 3.1 на 49 лет.
Договор зарегистрирован 11.08.2009 Ялтинским отделением КРФ ГП "ЦГЗК".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.04.2019 по делу N А83-18772/2018, оставленным без изменения постановлениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 и Арбитражного суда Центрального округа от 10.12.2019, договор аренды земельного участка общей площадью 0,9545 га с кадастровым номером 90:25:010107:523 (ранее присвоенный кадастровый номер 0111900000:01:007:0148) от 15.08.2008 N 1244 расторгнут по иску Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.
В части требования о возврате указанного земельного участка по акту приема-передачи отказано.
Удовлетворяя требования, суды исходили из того, что Общество в течение 12 лет не использовало участок в установленных договором аренды целях и не приступило к строительству объекта, указанного в договоре, в отсутствие объективных препятствовавших использованию участка для строительства, с учетом чего ввиду существенного нарушения Обществом предусмотренного договором обязательства по использованию земельного участка (для строительства указанного в договоре гостинично-офисного центра) заключили, что Департамент вправе был требовать расторжения договора аренды
Отказ в возврате земельного участка мотивирован наличием у Общества на момент рассмотрения дела в собственности объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке.
Исходя из пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" суды заключили, что прекращение договора аренды земельного участка не влечет обязанность освободить земельный участок постольку, поскольку не лишает Общество права пользования земельным участком, занятым и необходимым для эксплуатации принадлежащей ему недвижимостью, равно как и права оформления прав на земельный участок в ином порядке в границах этого объекта.
Исходя из правопритязаний заявителя в рассматриваемом деле - то они фактически направлены на подтверждение его права на размещение парковки, в том числе, металлического каркаса, пластиковых шлагбаумов, автоматических касс (паркоматов), не являющихся объектами недвижимости, на соответствующем земельном участке, после расторжения договора аренды, ввиду сохранения действия и законности постановления Администрации от 07.07.2017 N 2800-п "Об оборудовании парковки в городе Ялта на ул. Киевская, д. 4 (район "Дома торговли") согласно проектной и рабочей документации", которым Администрация, рассмотрев обращение ООО "Скай Плаза", постановила:
1. ООО "Скай Плаза":
1.1. Установить дорожный знак приоритета 2.4 "Уступите дорогу" в городе Ялта на ул. Киевская, 4 (район "Дома торговли" согласно проектной и рабочей документации;
1.2. Установить запрещающие дорожные знаки 3.27 "Остановка запрещена" в городе Ялта на ул. Киевская, 4 (район "Дома торговли" согласно проектной и рабочей документации;
1.3. Установить дорожные знаки особых предписаний 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в городе Ялта на ул. Киевская, 4 (район "Дома торговли" согласно проектной и рабочей документации;
1.4. Установить информационные дорожные знаки 6.4 "Парковка (парковочное место)" в городе Ялта на ул. Киевская, 4 (район "Дома торговли") согласно проектной и рабочей документации;
1.5. Установить дорожный знак особых предписаний 5.7.1 "Выезд на дорогу с односторонним движением" в городе Ялта на ул. Киевская, 4 (район "Дома торговли") согласно проектной и рабочей документации;
1.6. Установить знаки дополнительной информации (таблички) 8.1.4 "Расстояние до объекта" в городе Ялта на ул. Киевская, 4 (район "Дома торговли") согласно проектной и рабочей документации;
1.7. Установить знаки дополнительной информации (таблички) 8.8 "Платные услуги" в городе Ялта на ул. Киевская,4 (район "Дома торговли" согласно проектной и рабочей документации;
1.8. Установить знаки дополнительной информации (таблички) 8.17 "Инвалиды" в городе Ялта на ул. Киевская,4 (район "Дома торговли") согласно проектной и рабочей документации;
2. Нанести дорожную разметку в городе Ялта на ул. Киевская, 4 (район "Дома торговли") согласно проектной и рабочей документации
3. Установить шлагбаум в городе Ялта на ул. Киевская, 4 (район "Дома торговли") согласно проектной и рабочей документации.
4. Установить ограждения в городе Ялта на ул. Киевская, 4 (район "Дома торговли") согласно проектной и рабочей документации.
Проектом "Обустройство гостевой парковки г. Ялта, ул. Киевская, д. 4 (район Дома торговли)" предусмотрена парковка общей площадью 340 кв.м, в том числе, 26 парковочных мест, из них: 23 - платных и 3 - для людей с ограниченными возможностями.
Во исполнение указанного постановления, ООО "Скай Плаза" были размещены спорные металлический каркас, пластиковые шлагбаумы, автоматические кассы (паркоматы), что подтверждается материалами дела и не оспаривается при рассмотрении дела в суде.
Между тем, апелляционная инстанция отмечает, что из постановления от 07.07.2017 N 2800-п усматривается, что этот акт прежде всего регулировал вопросы организации дорожного движения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В преамбуле постановления от 07.07.2017 N 2800-п прямо указано на то, что оно принято в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
Стоянки (парковки) транспортных средств отнесены Законом N 257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог, наряду с иными сооружениями, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 5 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).
Пунктами 3.1, 3.2 и 3.3 части 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования, установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
На дату принятия постановления от 07.07.2017 N 2800-п порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании городской округ Ялта не был определен.
В то же время, размещение автопарковки на соответствующем земельном участке регулировалось договором аренды.
Таким образом, парковка являлась элементом благоустройства соответствующей арендуемой территории.
Из положений пункта 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, следует, что парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
В соответствии с пунктом 2.12.18 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 28.04.2015 N 20, на территории городского округа предусматривались следующие виду автостоянок: кратковременного и длительного хранения автомобилей, уличные (в виде парковок на проезжей части, обозначенные разметкой), внеуличные (в виде "карманов" и отступов от проезжей части), гостевые (на участке жилой застройки), для хранения автомобилей населения (микрорайонные, районные), приобъектные (у объекта или группы объектов), прочие (грузовые, перехватывающие и др.).
В силу пункта 11.4 там же Общество обязано было содержать в надлежащем состоянии территорию, предоставленную ему в установленном законом порядке.
При этом, в соответствии с пунктом 1.3.2. Порядка размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта, утвержденного постановлением Администрации от 08.04.2015 N 425-п, регулирующем схожие отношения, было предусмотрено, что размещение НТО на арендованных земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании соответствующих договоров аренды или субаренды.
Таким образом, Администрация обоснованно указывает на то, что постановление от 07.07.2017N 2800-п регулировало вопросы организации стоянки в рамках арендных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 ЗК РФ, пунктом 1 статьи 453 ГК РФ договор аренды, расторгнутый в судебном порядке, считается прекращенным с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Отсюда, договор аренды земельного участка от 15.08.2008 прекратился с 08.07.2019 на основании решения Арбитражного суда Республики Крым от 01.04.2019 по делу N А83-18772/2018, оставленного без изменения постановлениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019.
Обстоятельства, установленные настоящим судебным актом имеют преюдициальное значение в силу части 2 статьи 69 АПК РФ при рассмотрении настоящего спора и не могут быть проигнорированы судом, иначе это привело бы к конфликту между судебными актами.
Соответственно, с 08.07.2019 у заявителя прекратились основания для использования и благоустройства соответствующей территории.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Относительно довода апеллянта о возможности использования земельного участка под парковку после прекращения аренды, суд первой инстанции правильно исходил из того, что статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, который включает (пункт 4) элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).
На момент прекращения права аренды Общества создание и использование парковок на территории муниципального образования городской округ Ялта регулировалось Временным порядком создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным постановлением Администрации от 31.07.2018 N 1324-п (далее - Временный порядок), постановлением Администрации от 06.08.2018 N 1410-п "Об утверждении дислокации муниципальных парковок (парковочных мест), расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", постановлением Администрации от 10.08.2018 N 1442-п "Об установлении максимального размера и размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
Под оператором парковки Временный порядок понимал муниципальную организацию, уполномоченную правовым актом Администрации на осуществление деятельности по созданию и использованию на платной основе парковок парковочных мест, площадок для платного паркования) на автомобильных дорогах местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым или лицо, определенное в соответствии с действующим законодательством, на конкурсной основе или иным способом, установленным законодательством (пункт 1.3).
В силу пункта 2.2. Временного порядка решение о создании платных парковок принимается постановлением Администрации, в котором указываются:
место расположения парковки;
режим работы парковки
вместимость парковки;
мероприятия по созданию парковки.
Создание (обустройство) платных парковое могло осуществляться за счет средств инвестора, выбранного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 2.3. там же).
При этом в Дислокации муниципальных платных парковок (парковочных мест), утвержденной постановлением Администрации от 06.08.2018 N 1410-п, парковка заявителя отсутствует.
Этот порядок был временным и действовал до вступления в силу решения Ялтинского городского совета об утверждении порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест).
Такой Порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, был утвержден решением Ялтинского городского совета от 04.12.2020 N 2 (далее - Порядок N 2).
В соответствии с пунктом 1.7 Порядка N 2 парковки являются общедоступными элементами благоустройства территории автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и создаются в рамках реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и реализации полномочий Администрации города Ялта Республики Крым по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Согласно пункту 3.1 Порядка N 2 парковки (парковочные места) создаются на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым для организации стоянки: транспортных средств с целью их временного размещения на платной основе или без взимания платы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.2 Порядка N 2 перечень платных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым утверждается решением сессии Ялтинского городского совета Республики Крым
В силу пункта 3.5 Порядка N 2 принятие решения о создании и об использовании парковок на платной основе осуществляется на основании проведенных обследований автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в следующем порядке:
3.5.1. Проведение анализа существующей градостроительной и планировочной ситуации, определение функционального назначения объектов и параметров улично-дорожной сети;
3.5.2. Проведение обследования улиц с целью выявления мест скопления транспортных средств с определением числа стоящих автомобилей, способов постановки на стоянку и определения среднего времени и периодичности стоянки;
3.5.3. Разработка схемы организации дорожного движения или иной документации по организации дорожного движения, предусматривающей размещение транспортных средств на улично-дорожной сети муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, а также варианты расстановки автотранспортных средств с учетом обеспечения безопасности дорожного движения и пропускной способности улично-дорожной сети муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
К элементам парковки пункт 2.1.9 Порядка N 2 относит неотъемлемые части парковки, предназначенные для ее организации и работы, в том числе, на платной основе и в автоматическом режиме, включающие в себя: паркомат, стойки контроля въезда/выезда, оснащенные шлагбаумом, элементы обустройства автомобильных дорог, применяющиеся для организации парковки в соответствии с утвержденными Правилами дорожного движения Российской Федерации, малые архитектурные формы, комплексы фото-видео фиксации нарушений. Перечень элементов парковки является открытым и может меняться в зависимости от особенностей организации дорожного движения.
Таким образом, металлический каркас, пластиковые шлагбаумы, автоматические кассы (паркоматы), расположенные по адресу: г. Ялта, ул. Киевская, 4 являются элементами парковки.
Под оператором парковки Порядок N 2 также понимает муниципальное учреждение, уполномоченное постановлением Администрации, либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), признанное победителем по итогам конкурса, проводимого в соответствии с правовыми актами Администрации, осуществляющее деятельность по реализации мероприятий, направленных на создание и использование на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 2.1.1. Порядка N 2).
Решением Ялтинского городского совета от 29.03.2021 N 13 "О создании платных парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" созданы платные парковки (парковочные места), расположенные на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в соответствии с Перечнем платных парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (приложение N 1), в котором парковка заявителя отсутствует.
Постановлением Администрации от 06.08.2021 N 2352-п "О введении в эксплуатацию платных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городско округ Ялта Республики Крым" соответствующие парковки введены в эксплуатацию с 07.09.2021, установлен режим их работы.
Постановлением Администрации от 25.05.2021 N 1394-п определен оператор парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Вопреки позиции апеллянта, с учетом анализа вышеприведенных норм действующего федерального и муниципального законодательства, организация парковочной деятельности без предоставления земельного участка возможна при условии, если данная парковка создана на основании решения органа местного самоуправления и размещена в соответствии с установленной дислокацией.
Осуществление предпринимательской деятельности в целях организации парковки вне мест дислокации возможно только при условии наличия права пользования земельным участком.
Поскольку в условиях прекращения аренды заявителем не предоставлены доказательства определения его оператором парковки в соответствии с Временным порядком и/или Порядком N 2, судебная коллегия вопреки всем доводам апелляционной жалобы приходит к консолидированному мнению об отсутствии у заявителя оснований для размещения спорных нестационарных объектов, в связи с чем, заключает, что решение суда первой инстанции является обоснованным.
Применительно к этому судебная коллегия также отклоняет ссылки заявителя на неверное применение судом первой инстанции Порядка N 2 к спорным правоотношениям, вытекающим из постановления Администрации от 07.07.2017 N 2800-п, отмечая, что после прекращения аренды земельного участка размещение парковки должно было осуществляться в соответствии Временным порядком и сменившим его Порядком N 2. Применение Порядка N 2 не повлекло при таких обстоятельствах принятие неверного решения, тем более, что он действовал на дату спорного постановления Администрации от 25.10.2021 N 3665-п и отсюда обоснованно учтен судом первой инстанции при оценке спорных правоотношений.
Проверяя доводы заявителя относительно нарушения порядка принятия решения о сносе, судебная коллегия отмечает, что они уже были предметом проверки судом первой инстанции, который дал им надлежащую оценку исходя из следующего.
В течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию (пункты 3.1. Порядка N 465, Положения N 843-п).
Согласно пунктам 3.2. Порядка N 465 и Положения N 843-п Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к Порядку N 465.
В случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (пункты 3.5 Порядка N 465 и Положения N 843-п).
Постановление о демонтаже (сносе) содержит следующие сведения:
- о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу);
- о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров;
- об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта;
- о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта (пункты 3.5 Порядка N 465, пункт 3.7 Положения N 843-п).
Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления вышеприведенным нормам, обоснованно отклонив доводы заявителя о незаконности постановления, в котором не указан владелец нестационарного объекта, поскольку как Порядок N 465,так и Положение N 843-п не исключают принятие решения о демонтаже в том числе в случаях, когда такой владелец не известен.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов.
Отсутствие в материалах дела акта обследования нестационарного от 09.09.2021 N 19-10/203 также не может быть достаточным основанием для признания оспариваемого постановления недействительным, поскольку по верному замечанию суда первой такой акт, прежде всего, является средством фиксации, тогда как ни заявитель, ни заинтересованное лицо не ставили под сомнение наличие нестационарных объектов.
Что касается нарушения порядка направления оспариваемого постановления ООО "Скай Плаза", то согласно пункту 3.6 Порядка N 465 и пункту 3.8. Положения N 843-п, уполномоченный орган в течение двух дней со дня принятия постановления о демонтаже (сносе) направляет владельцу объекта копию указанного постановления.
Постановление о демонтаже (сносе) направляется владельцу нестационарного объекта заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения.
Постановление о демонтаже (сносе), адресованное юридическому лицу, направляется по месту нахождения юридического лица. При этом место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Владелец нестационарного объекта считается надлежащим образом извещенным о предстоящем демонтаже (сносе) нестационарного объекта, если:
1) из места жительства (регистрации) владельца поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила Уполномоченный орган с указанием источника данной информации;
2) из места жительства (регистрации) владельца поступило сообщение о том, что лицо фактически не проживает по указанному адресу;
3) из места жительства (регистрации) владельца поступило сообщение о том, что лицо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения;
4) у Уполномоченного органа имеются доказательства отказа владельца нестационарного объекта от получения постановления о демонтаже (сносе);
5) имеются доказательства получения постановления о демонтаже (сносе) владельцем нестационарного объекта - физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, законным представителем юридического лица либо представителями указанных лиц, действующими на основании соответствующей доверенности.
Датой извещения владельца нестационарного объекта о предстоящем демонтаже считается:
- дата фиксации организацией почтовой связи отсутствия адресата по указанному адресу;
- дата фиксации организацией почтовой связи сведений о том, что лицо фактически не проживает по указанному адресу;
- дата фиксации организацией почтовой связи отказа владельца нестационарного объекта от получения постановления о демонтаже (сносе) или дата фиксации возвращения почтового отправления;
- дата фиксации Уполномоченным органом факта отказа владельца нестационарного объекта от получения постановления о демонтаже (сносе);
- дата получения владельцем нестационарного объекта постановления о демонтаже (сносе).
Согласно пункту 3.7 Порядка N 465 и пункту 3.9.ПоложенияN 843-п в случае если владелец нестационарного объекта не установлен, Уполномоченный орган в течение двух дней со дня принятия постановления о демонтаже (сносе) также:
- обеспечивает опубликование в официальном печатном издании муниципального образования, используемом для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно размещенного объекта;
- обеспечивает размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором неправомерно размещен нестационарный объект, либо непосредственно на самом объекте сообщения о планируемом демонтаже (сносе) объекта.
В то же время, нарушения порядка уведомления о принятии решения о сносе не свидетельствует о незаконности самого решения, тем более в условиях, когда ООО "Скай Плаза" изначально указывало на то, что 29.10.2021 обнаружило оспариваемое постановление на паркомате, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Киевская, 4
При такой совокупности установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого ненормативного акта.
Убедительных доводов и ссылок на доказательства, бесспорно опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, апеллянт не представил, поэтому у суда апелляционной инстанции по приведенным мотивам нет оснований считать, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и нарушают закон.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Скай Плаза" не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом норм материального и процессуального права, не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 104, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 августа 2022 года по делу N А83-21619/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Скай Плаза" - без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Скай Плаза" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500, 00 руб., по платежному поручению N 644 от 22.09.2022.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21619/2021
Истец: ООО "СКАЙ ПЛАЗА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта