г. Москва |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А40-107909/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2022 по делу N А40-107909/22-135-832, принятое судьей Дудкиным В.В.
по иску ООО "Вектор-Н" (ИНН 7736337180, ОГРН 1217700475288)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо - Правительство Москвы,
о признании права на применение льготной ставки по договору аренды
при участии в судебном заседании представителей от истца: Голицына А.А. по доверенности от 09.01.2023, уд. адвоката N 14919 от 26.01.2016; от ответчика и третьего лица: Руденко М.В. по доверенностям от 01.12.2022 и 16.01.2023, диплом КБ 69093 от 13.07.2012;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" (далее - истец, ООО "Вектор-Н") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании за ООО "Вектор-Н" права на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной минимальной ставки арендной платы по договору от 31.08.2007 N 07-00730/07 аренды нежилого помещения общей площадью 145,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Ломоносовский пр., д. 15, в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 - в размере 4.750 руб. кв.м. в год, в период с 01.01.2022 в размере 5.000 руб. кв.м. в год согласно п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 800-ПП).
Определением от 07.07.2022 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Правительство Москвы (ИНН 7710489036) (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2022 по делу N А40-107909/22 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявители апелляционной жалобы указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика и третьего лица требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней доводам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным письменном отзыве на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между Департаментом имущества города Москвы (ДИГМ) (либо территориальное агентство Департамента имущества города Москвы) (правопреемник - Департамент городского имущества города Москвы) (арендодателем) и ООО "Вектор" (правопреемник - ООО "Вектор-Н") (арендатором) был заключен договор (далее - Договор) от 31.08.2007 N 07-00730/07 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящего в собственности Москвы, расположенного по адресу: г. Москва, Ломоносовский просп., дом 15 (подвал, пом. VI, комн. 1-6, цоколь, пом. XVI, комн. 1-4, 6-8 общей площадью 145,9 кв.м), для использования под офис.
Срок действия договора был установлен с 08.08.2007 по 31.12.2008, дополнительным соглашением от 09.02.2009 срок действия договора продлен до 30.06.2010, дополнительным соглашением от 27.11.2009 срок действия договора продлен до 30.06.2015. После чего договор был возобновлен на неопределенный срок в порядке ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В результате реорганизации к ООО "Вектор-Н" перешли права и обязанности по договору от 31.08.2007 N 07-00730/07 аренды нежилого помещения, расположенного по адресу г.Москва, Ломоносовский пр., дом 15.
Истец в период до 31.12.2020 года получал льготную ставку арендной платы в размере 4.750 руб.
Уведомлением Департамента городского имущества города Москвы от 21.12.2020 N 33-6-720410/20-(0)-2 о ставке арендной платы с 2021 года ответчик сообщил, что с 01.01.2021 поднял истцу ставку арендной платы с льготной - 4 750 руб. до рыночной ставки в размере 8.833,73 руб. за 1 кв.м. в год (аренда в месяц 107.403,43 руб.).
Согласно уведомлению Департамента городского имущества города Москвы о ставке арендной платы с 2022 года от 17.12.2021 N 33-6-692930/21-(0)-3 ответчик с 01.01.2022 поднял истцу ставку арендной платы до рыночной ставки в размере 9275,42 рублей за 1 кв.м. в год (аренда в месяц 112.773,65 руб.).
11 марта 2022 года истец обратился к ответчику с просьбой применить с 01.01.2021 льготную ставку арендной платы по договору от 31.08.2007 N 07- 00730/07 аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Ломоносовский просп., дом 15.
Ответом от 31.03.2022 N ДГИ-Э-30829/22-1 ответчик отказал истцу в применении с 01.01.2021 льготной ставки арендной платы по договору от 31.08.2007 N 07-00730/07 аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Ломоносовский просп., дом 15.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с исковыми требованиями в Арбитражный суд города Москвы.
Судом первой инстанции принято во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным законом.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (п.п. 1, 4 ч. 3 ст. 6 Закона N 209-ФЗ, ст. 3 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", далее - Закон N 60).
Законом N 209-ФЗ установлена обязанность публичных органов власти содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством предоставления мер имущественной поддержки, включая возможность установления льготных ставок арендной платы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 4290/12, далее - постановление Президиума ВАС РФ N 4290/12).
Согласно п.п. "д" п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 26.12 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. От имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы.
В целях реализации полномочий города Москвы по управлению государственным имуществом Правительством Москвы принято постановление N 800-ПП. Пунктами 1 и 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП с 1 января 2017 устанавливается ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; с 1 января 2020 устанавливается ставка арендной платы в размере 4750 руб. за кв.м. в год, а с 1 января 2022 устанавливается ставка арендной платы в размере 5000 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом подпункт 1.1 пункта 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП не содержит обязанности обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
С 01.01.2017 имущественная поддержка в виде предоставления льготной ставки арендной платы предоставляется императивной нормой. То есть с указанной даты не требуется соблюдения заявительного порядка и получения положительного заключения Межведомственной комиссии.
На основании постановления Правительства Москвы N 800-ПП истцу не требовалось обращаться в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки, поскольку к нему не предъявляются дополнительные требования, установленные пунктом 2.1 Постановления.
В силу п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
По условиям Договора размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период минимальной ставки арендной платы, установленной постановлением Правительства Москвы N 800-ПП.
То есть ставка арендной платы в рамках заключенного между истцом и ответчиком Договора регулируется нормативно при соблюдении истцом ряда условий, при которых в силу императивных предписаний он имеет право на предоставление льготной ставки арендной платы. К таким условиям следует отнести: наличие статуса субъекта малого предпринимательства (данные включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и находятся в свободном доступе); площадь арендуемого помещения меньше 300 кв.м.
Иных требований к арендатору, претендующему на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы, действующими нормами не предусмотрено.
Материалами дела подтверждено, что истец согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.11.2021 (правопредшественник ООО "Вектор" с 01.08.2016) является субъектом малого и среднего предпринимательства; арендуемая площадь нежилого помещения составляет 145,9 кв.м., помещение используется по целевому назначению в соответствии с условиями договора (офис); Договор является действующим, помещение используется по целевому назначению, задолженность по арендной плате отсутствует.
Кроме того, истец в 2020 году (и ранее) пользовался имущественной поддержкой в виде предоставления льготной ставки арендной платы за I кв. м., установленной в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП. Арендные отношения истца и ответчика не прекращались, договор не был расторгнут и является действующим.
Довод ответчика и третьего лица о наличии у истца задолженности по арендной плате и пени за период с 01.11.2021 по 30.06.2022 в размере 891.448,80 руб. опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: ответ Департамента городского имущества города Москвы от 31.03.2022 N ДГИ-Э-30829/22-1, приложенный к нему расчет задолженности по арендной плате за период с 01.01.2021 по 30.03.2022, из которого видно, что на момент обращения истца к ответчику за перерасчетом арендной платы по льготной ставке, а также обращения истца в суд с настоящим иском задолженность по арендной плате отсутствовала. При этом между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение о предоставлении отсрочки уплаты арендных платежей за период с 05.03.2020 по 01.10.2020 сроком до 01.01.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, признает за истцом требования о признании права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4750 руб. за кв.м./год на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в отношении арендованного помещения площадью 145,9 кв.м. по Договору, и соответственно признании за истцом права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 5000 руб. за кв.м./год на период на 2022 год в отношении арендованного помещения.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе ответчика и третьего лица доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2022 по делу N А40-107909/22-135-832 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107909/2022
Истец: ООО "ВЕКТОР-Н"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ