02 февраля 2023 г. |
Дело N А83-20936/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
директора общества с ограниченной ответственностью "Интерстар Групп"- Алавердян Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленной политики Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 июля 2022 года по делу N А83-20936/2021, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интерстар Групп" к Министерству промышленной политики Республики Крым об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Интерстар Групп" подало в суд первой инстанции заявление о признании незаконным и об отмене вынесенного 22.09.2021 Минпромом Крыма постановления N 2754/07-1-20 о назначении административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 70.000 руб.
Решением суда первой инстанции постановление признано незаконным и отменено по тем мотивам, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания приостановлена 11.06.2020, аннулирована - 25.02.2021; бар, в котором осуществлялась деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания закрыт 11.02.2021; доводы заявителя о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности не состоятельны, так как заявителю в установленном законом порядке направлялось извещение о рассмотрении дела заказной корреспонденцией, которая почтой возвращена за истечением срока хранения, что в силу закона считается надлежащим извещением.
Минпромом Крыма подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят при неправильном применении норм материального права; изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ООО "Интерстар Групп" не согласно с ее доводами, так как в I квартале 2021 года общество не являлось лицом, обязанным подавать декларацию об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, так как к началу этого отчетного периода действие лицензии было приостановлено и обособленное подразделение (бар) закрыт, на конец IV квартала 2020 года общество подало декларацию об отсутствии остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции, в I квартале 2021 года лицензия по решению суда аннулирована.
В судебном заседании представитель ООО "Интерстар Групп" возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу. Представитель Минпрома Крыма в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства; исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
22.09.2021 заместитель министра промышленной политики Республики Крым Зинченко А.А., рассмотрев без участия представителя ООО "Интерстар Групп" материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 2754/07-1-20, которым ООО "Интерстар Групп" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70.000 руб.
Также 22.09.2021 административный орган внес заявителю представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое в судебном порядке не оспорено.
Протокол об административном правонарушении составлен 02.08.2021 заведующим сектором декларирования управления лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности Минпрома Крыма Мельниченко Н.Д. без участия представителя заявителя.
О месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель извещался в установленном законом порядке, по его юридическому адресу, указанному на момент извещения в ЕГРЮЛ: г. Ялта, ул. Свердлова, д. 87, кв. 10, направлены заказной корреспонденцией процессуальные документы:
- о времени и месте составления протокола на 02.08.2021 в 15:00 по адресу: г. Симферополь, ул. Киевская, 81, каб. 121, - извещением административного органа от 18.06.2021 N 07/884, направленным 18.06.2021 заказной корреспонденцией (трек-код 29503460063875), поступившей в место вручения 22.06.2021, и после неудачной попытки вручения 22.06.2021 и истечения срока хранения возвращенной отправителю 23.07.2021, им полученной 03.08.2021;
- о времени и месте рассмотрения административного дела на 22.09.2021 в 14:45 по адресу: г. Симферополь, ул. Киевская, 81, каб. 223, определением административного органа от 11.08.2021 N 2721/07-1-19, направленным 12.08.2021 заказной корреспонденцией (трек-код 29503462069653), поступившей в место вручения 14.08.2021, и после неудачной попытки вручения 14.08.2021 и истечения срока хранения возвращенной отправителю 24.08.2021, им неполученной и 02.05.2022 уничтоженной.
Копии протокола и постановления о привлечении к административной ответственности направлены заявителю по тому же адресу заказной корреспонденцией:
- копия протокола с разъяснением прав лица, привлекаемого к административной ответственности, направлена 04.08.2021 заказной корреспонденцией (трек-код 29503461119236), поступившей в место вручения 06.08.2021, и после неудачной попытки вручения 06.08.2021 и истечения срока хранения возвращенной отправителю 14.08.2021, им полученной 20.08.2021;
- копия постановления заказной корреспонденцией (трек-код 29503463087236), которая получена заявителем 08.10.2021.
С 24.11.2021 в ЕГРЮЛ (ГРН: 2219100352030) внесены сведения об адресе заявителя: 298624, Республика Крым, г. Ялта, ул. Донская, д. 34.
Из названных постановления и протокола следует, что объективная сторона правонарушения выразилась в том, что ООО "Интерстар Групп" не предоставило в установленный законом срок декларацию за I квартал 2021 года по форме согласно приложению N 7 об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по выданной 12.07.2018 лицензии N91РПО0001745 на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, срок действия которой прекращен 25.02.2021.
Письменные доказательства подтверждают тот факт, что 12.07.2018 ООО "Интерстар Групп" выдана лицензия N 91РПО0001745 (серия РК N 011139) на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в баре (КПП 910345005, г. Ялта, пгт. Массандра, Южнобережное шоссе, пл. Дружбы, павильон 12, литера Е, помещение 1-2), срок действия которой приказом Минпрома Крыма N 2414 от 10.06.2020 приостановлен, вступившим в законную силу 02.03.2021 решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.01.2021 по делу NА83-11793/2020 эта лицензия аннулирована. Основанием для приостановления и аннулирования лицензии явилось систематическое непредоставление лицензиатом декларации о розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в названном баре.
18.02.2021 ООО "Интерстар Групп" в связи с возобновлением в силу законодательного акта (Постановлений Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 и от 04.02.2021 N 109) действия лицензии на 12 месяцев подало заявление N362-и о досрочном прекращении лицензии. По сведениям из Государственного реестра выданных лицензий, выписки из ЕГРЮЛ от 15.10.2021 срок действия лицензии прекращен 25.02.2021.
11.02.2021 ООО "Интерстар Групп" подало в налоговый орган сообщение об одном обособленном подразделении - по ул. Свердлова, 87, г. Ялта. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что с лета 2020 года бар закрыт, у общества есть только одно подразделение.
Составленная заявителем декларация по форме 7 об объеме розничной продажи алкогольной продукции за I квартала 2021 года в уполномоченный орган не подана, что представитель заявителя подтвердил в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
По отчету ЕГАИС по 1 регистру ООО "Интерстар Групп" по подразделению КПП 910345002 имело остатки алкогольной и спиртосодержащей продукции по состоянию:
на начало I квартала 2021 года (01.01.2021) - 408 бутылок 0,07969 тыс. дека/л различных видов продукции (200 -водка, 212 настойка, 229 - коньяк, 232 - бренди, 237 - виски, 403 - вино столовое, 404 - вино с защитным географическим указанием "Крым", 430 - ликерное вино, 440 - вино игристое, 441 - игристое вино, 450 - шампанское, 462 - винный напиток (перечень наименований, сведения о производителе приведены в представленном отчете ЕГАИС);
на конец I квартала 2021 года (31.03.2021) - 15 бутылок 0,00339 тыс. дека/л различных видов продукции (200 - водка, 229 - коньяк, 401 - вино столовое, 403 -вино столовое (перечень наименований, сведения о производителе приведены в представленном отчете ЕГАИС).
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ нарушение порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Части 1 и 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в ред. от 22.12.2020) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" устанавливают обязанности организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, осуществлять учет объема оборота и декларировать объем (в том числе) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания путем представления в форме электронного документа деклараций об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, копии декларации в электронной форме - в федеральный орган по контролю и надзору.
Такая же обязанность и порядок подачи (в электронном виде в орган государственной власти субъекта РФ и копии - в федеральный орган по контролю и надзору) декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции (форма по приложению N 7) предусмотрены пунктами 2 и 16 Порядка представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи и формы таких деклараций, утвержденного Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 396.
Пунктом 13 Порядка N 396 установлено, что декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
При этом пункт 21 Порядка N 396 предусматривает, что в случае если в отчетный период деятельность, указанная в пункте 1 настоящего Порядка, не осуществлялась и отсутствовали остатки продукции на начало и конец отчетного периода, представление деклараций по формам, предусмотренным приложениями к настоящему Порядку, не требуется.
Согласно части 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
С 01.01.2021 пункт 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ предусматривает, что фиксация информации в единой государственной автоматизированной информационной системе осуществляется на основании заявок о фиксации информации, которые представляются в федеральный орган по контролю и надзору в электронном виде лицами, осуществляющими в соответствии с настоящим пунктом внесение информации в единую государственную автоматизированную информационную систему. Формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе утверждаются федеральным органом по контролю и надзору.
Также с 01.01.2021 пунктом 1.2 Порядка заполнения и сроков представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков на складе, утвержденного Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 (далее - Порядок N 397), предусмотрено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков на складе предоставляется в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подтверждающего факт списания продукции; заполнение сведений должно осуществляться на основании первичного учетного документа в соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ, подтверждающего факт списания продукции.
Как установлено на начало и конец I квартала 2021 года заявитель имел остатки алкогольной и спиртосодержащей продукции, а потому был обязан подать декларацию по форме 7 об объеме розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции за этот отчетный период, но декларацию не подал, что правомерно административным органом квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Доводы ООО "Интерстар Групп" об отсутствии остатков алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции в понимании требований законодательства об обороте алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции не состоятельны и судом апелляционной инстанции отклоняются исходя из следующего.
Как указано выше списание остатков алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции осуществляется на основании поданной заявки о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков на складе, составленной на основании первичного бухгалтерского учетного документа.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен содержать обязательные реквизиты (в том числе дату составления, содержание факта хозяйственной жизни) и должен быть передан для регистрации содержащихся в нем данных в регистрах бухгалтерского учета.
Представленные заявителем документы о факте кражи с 13 на 14 июня 2020 года алкогольной продукции из складского помещения магазина "40 градусов" (г. Ялта, пгт. Массандра, Южнобережное шоссе, пл. Дружбы, павильон 12) - письма и постановление СО ОП N 3 "Массандровский" УМВД РФ по г. Ялте от 17.06.2020 и 17.08.2020, а также составленный заявителем товарный отчет о нулевом остатке на 31.01.2021 в баре "Продуктовый РАИ" не опровергают сведений ЕГАИС об остатках алкогольной и спиртосодержащей продукции на начало и конец I квартала 2021 года. Факт хищения алкогольной продукции мог быть основанием для составления первичных учетных документов и подачи заявки о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков на складе.
Представленные по требованию суда апелляционной инстанции отчеты о списании продукции за период с 13.06.2020 по 31.12.2020 свидетельствуют о том, что ООО "Интерстар Групп" списывало продукцию иному обособленному подразделению (КПП 910345002, адрес: г. Ялта, пгт. Массандра, Южнобережное шоссе, 15А), по которому 20.03.2019 выдана иная лицензия 91РПА0002315.
Поданная 19.01.2021 заявителем посредством электронного документа декларация за IV квартал 2020 года с нулевыми показателями не является надлежащим доказательством отсутствия остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции на начало и конец I квартала 2021 года, так как надлежащим подтверждением таких сведений являются сведения ЕГАИС.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина заявителя в его совершении подтверждены совокупностью доказательств.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. Административный орган в соответствии с требованиями статей 25.15 и 28.2 КоАП РФ известил юридическое лицо по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, направив извещения о составлении протокола и о рассмотрении дела заказной корреспонденцией с уведомлением.
Неполучение заявителем этой корреспонденции по зависящим от него причинам (не получение корреспонденции в течение срока хранения) не свидетельствует о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) уведомления, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю; сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
При назначении наказания административный орган не установил обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность заявителя, но учел тот факт, что ООО "Интерстар Групп" ранее привлекалось к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ, в подтверждение чего суду апелляционной инстанции представлены постановления Минпрома Крыма N 1655/07-1-20 от 05.09.2019 (предупреждение), N 1855/07-1-20 от 05.12.2019 (административный штраф в размере 70.000 руб., оплачен 05.02.2020), N 2015/07-1-20 от 02.04.2020 (административный штраф в размере 100.000 руб., оплачен 05.06.2020).
Назначенный размер административного штрафа соответствует санкции статьи 15.13 КоАП РФ и требованиям статьи 4.1 КоАП РФ.
Постановление N 2754/07-1-20 вынесено 22.09.2021 в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствуют закону; основания для привлечения к административной ответственности и применения конкретной меры ответственности установлены и подтверждены надлежащими доказательствами; постановление принято органом в пределах полномочий; оснований для признания постановления незаконным и для его отмены нет.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, т.е. после вынесения оспариваемого постановления) в случае, если санкцией статьи раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф юридическим лицам, отнесенным к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ предусматривает, что назначаемый по части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ административный штраф не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи раздела II настоящего Кодекса для должностного лица.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 ООО "Интерстар Групп" включено в этот Реестр как микропредприятие.
Примененный оспариваемым постановлением административный штраф не уплачен.
Учитывая эти обстоятельства, тяжесть совершенного, сведения о ранее совершенных заявителем однородных правонарушениях и нормы закона, суд апелляционной инстанции полагает, что подлежит уплате административный штраф в размере 35.000 руб., что соответствует границам от 25.000 до 50.000 руб. (половина минимального и максимального размера штрафа по статье 15.13 КоАП РФ), что не меньше предела от 2.500 до 5.000 руб. (половина от санкции для должностного лица по статье 15.13 КоАП РФ).
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела, что является основанием для отмены судебного акта; заявленные требования удовлетворению не подлежат; постановление административного органа подлежит исполнению в части взыскания административного штрафа в размере 35.000 руб.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 июля 2022 года по делу N А83-20936/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление Министерства промышленной политики Республики Крым N 2754/07-1-20 от 22.09.2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Интерстар Групп" к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 70.000 руб. признать неподлежащим исполнению в части административного штрафа в размере 35.000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20936/2021
Истец: ООО "ИНТЕРСТАР ГРУПП"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ