г. Москва |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А40-71959/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2022 по делу N А40-71959/22
по заявлению Индивидуального предпринимателя Шурдова Михаила Аркадьевича
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Лузанова Е.Ю. по доверенности от 25.03.2022; |
от заинтересованного лица: |
Аверкиев А.В. по доверенности от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Шурдов М.А. (заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав собственности и государственного кадастрового учета в отношении объектов недвижимости, изложенного в Уведомлении от 28.12.2021 N КУВД-0001/2021-24012174/7.
Решением от 25.10.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель предприниматея возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, Шурдов Михаил Аркадьевич является собственником недвижимого имущества - нежилого помещения, общей площадью 33,4 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0005006:5557 по адресу: г. Москва. Большой Саввинский переулок, д. 11, (далее - Объект недвижимости), о чем 22.01.2015 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись N 77-77/011-11/205/2014-468/1, что подтверждается Выпиской из ЕГРН N КУВИ 002-2020-44769461 от 03.12.2020.
Объект недвижимости фактически является машино-местами, расположенными в подвале N 1, что подтверждается экспликацией БТИ от 06.09.2007.
Шурдов М.А. решил разделить Объект недвижимости на 2 объекта: подвал 1, пом.1, машиноместо 117- площадью 15,6 кв.м, подвал 1, пом.1, машиноместо 118 - площадью 17.8 кв.м, что подтверждается Решением собственника от 25.03.2021 г.
11 июня 2021 года через МФЦ района Хамовники Шурдов М.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением N MFC-0558/2021-999233-1 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, образованные после раздела объекты недвижимости, что подтверждается Описью документов от 11.06.2021.
К указанному заявлению в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" были приложены все необходимые документы, в том числе: Технический план от 23.04.21. Решение от 25.03.2021 г.
Управление Росреестра по г. Москве выдало Уведомление о приостановлении до 28.09.2021 государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-24012174 от 28.06.2021 на том основании, что в отношении заявленных к разделу объектов осуществлено изменение функционального назначения, образованных из нежилых помещений, что является реконструкцией объекта нежилого помещения, для представления которой требуется получения разрешительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Шурдов М.А. подал заявление о приостановлении регистрационных действий.
Управление Росреестра по г. Москве выдало Уведомление о приостановлении до 28.12.2021 государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-24012174/7/1 от 28.09.2021.
06.12.2021 Шурдов М.А. предоставил через МФЦ района Хамовники в Управление Росреестра заявление о возобновлении регистрационных действий, скорректированный Технический план от 03.12.2021, а также Экспликацию и поэтажный технический план БТИ от 06.09.2007. что подтверждается Описью от 06.12.2021.
Управлением Росреестра по г. Москве Уведомлением N КУВД-001/2021-24012174/7 от 28.12.2021 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на основании статьи 27 Закона"О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, предприниматель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Управление указывает, что заявленные к регистрации помещения не изолированы, не обособлены, а потому не являются объектами недвижимого имущества, противоречат требованиям действующего законодательства, фактическому состоянию объектов и представленным документам.
Исходя из смысла п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", признак обособленности помещения является пространственной характеристикой, позволяющей идентифицировать объект недвижимости как часть объема в здании, ограниченного строительными конструкциями, будь то: стены, оконные или дверные проемы, потолок и пол.
Кроме того, машино-места, выступая в качестве самостоятельных объектов недвижимости и являющихся предметом гражданского оборота, могут вовсе не иметь ограничивающих конструктивных элементов.
Граница машино-мест согласно ч. 6.2 ст. 24 Закона N 218-ФЗ в здании является условным понятием, определяемым проектной документацией, и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).
При этом, в действующем законодательстве отсутствует формальное (нормативное) определение понятия "изолированности" помещения.
В соответствии с п. 19 ч. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ, п. 2 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, признак изолированности помещения представляет собой функциональную характеристику, при которой обособленное помещение или совокупность таких помещений сопряжены между собой (имеют общие конструктивные элементы здания, стены или дверные проемы, арки и т.д.), не используют для доступа между собой прочих помещений, могут располагаться на смежных этажах друг над другом, могут быть использованы для обслуживания иных помещений или иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота.
Таким образом, действующим гражданским законодательством не запрещен учет и регистрация права на помещения, посредством которых осуществляется доступ в иные помещения в здании, являющиеся самостоятельными предметами гражданского оборота и права на которые зарегистрированы за одним лицом. При этом границами такого помещения могут являться как конструктивные элементы здания в виде стен, так и границы сопряженных с ним машино-мест, выполненных путем нанесения на поверхность пола разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).
Обратное же толкование приведенных норм, при котором, по мнению государственного регистратора, обслуживающее помещение не подлежит государственному кадастровому учету и права на него не подлежат регистрации, приводит к невозможности использования собственником принадлежащего ему объекта по своему усмотрению, а следовательно, к необоснованному ограничению прав собственника помещения и нарушению ч. 2 ст. 209 ГК РФ.
Отказ регистрирующего органа был также мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: в представленном техническом плане выявлены противоречивые сведения в части указания вида объекта недвижимости (в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем указан вид объекта недвижимости - помещение, а в представленных документах - "машино-места").
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 1 января 2017 г., в пункт 1 статьи 130 ГК РФ внесены изменения, согласно которым к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
С 1 января 2017 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в силу статьи 1 которого машино-места являются объектами недвижимости, государственный кадастровый учет которых и государственная регистрация прав на которые осуществляются в порядке, установленном Законом о недвижимости.
В соответствии с п. 17 Требований ("Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953), при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости), в том числе в случае образования машино-мест, либо в случае образования объекта недвижимости и (или) образования (изменения) части (частей) здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса технический план оформляется в виде одного документа.
Вместе с тем, при оформлении технического плана в электронной форме в виде файла в формате XML при указании вида объекта, в отношении которого подготовлен технический план (первая строка), технически возможно указать только один вид объекта. Указанный в этой строке вид объекта автоматически проставляется в разделе "Характеристики объекта недвижимости". Указать в разделе "Характеристики объекта недвижимости" на иные объекты технически невозможно.
Таким образом, при указании вида объекта, в отношении которого подготовлен технический план, кадастровый инженер был вынужден назвать только помещение, несмотря на то, что фактически технический план составлен в отношении двух видов объектов - машино-мест и нежилого помещения. Такое заполнение первой строки автоматически повлекло указание в отношении каждого из названных в техническом плане объектов недвижимости (в строках "Вид объекта недвижимости") как на помещения. Повлиять на содержание данных строк при оформлении технического плана в электронной форме невозможно.
При этом в других строках и разделах технического плана ("Наименование объекта недвижимости", "Заключение кадастрового инженера"), в декларациях об объектах недвижимости были отражены соответствующие действительности виды объектов недвижимости: 3 машино-места, расположенные в подвале 1 и 2 нежилых помещения, расположенные на 4 этаже.
Учитывая изложенное, наличие в техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, противоречий в части указания вида объекта недвижимости обусловлено техническими особенностями данных файлов, формат которых Заявитель изменить не может (Приказ Росреестра от 25.04.2019 N П/0163). Соответственно, такое несоответствие не может являться основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление произвести постановку на кадастровый учет объектов недвижимости по заявлению от 11.06.21 N КУВД-001/2021-24012174 в установленном законодательством о регистрации объектов недвижимости порядке и сроки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2022 по делу N А40-71959/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71959/2022
Истец: Шурдов Михаил Аркадьевич
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9730/2023
13.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-79702/2023
19.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9730/2023
01.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-86602/2022
25.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-71959/2022