г. Владивосток |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А51-12836/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Центральной акцизной таможни, общества с ограниченной ответственностью "Кастом Лайн"
апелляционные производства N 05АП-6583/2022, N05АП-7198/2022
на решение от 29.09.2022
судьи Н.А.Беспаловой
по делу N А51-12836/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кастом Лайн" (ИНН 2540197570, ОГРН
1132540011670)
о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 57 804 750,00 руб.,
о взыскании суммы пеней в размере 3 715 368,50 руб., рассчитанной на день подачи
искового заявления, а также сумму пеней, подлежащих уплате за каждый календарный
день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента
фактического исполнения денежного обязательства,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кастом Лайн" (далее - ответчик, общество, ООО "Кастом Лайн") о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 57 804 750 руб. и пени в размере 3 715 268,50 руб., а также сумму пеней, подлежащих уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.09.2022 заявленные требования удовлетворены частично, с ООО "Кастом Лайн" в доход бюджета Российской Федерации взыскана задолженность по уплате утилизационного сбора в сумме 58 804 750 рублей и пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора в размере 1 057 897 рублей 37 копеек. В удовлетворении остальной части требований о взыскании пени судом отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании пени, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы таможенный орган указывает, что мораторий распространяет свое действие только в отношении лиц, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве. Апеллянт указывает, что исходя из предмета регулирования Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), и круга лиц, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), прекращение начисления пеней с 31.03.2022 возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. По мнению таможенного органа, иное толкование противоречит положениям Закона N 127-ФЗ и не обеспечит достижение целей реализации Постановления N 497, направленного на защиту пострадавших субъектов предпринимательской деятельности.
ООО "Кастом Лайн" также не согласилось с решением суда, обратившись в суд с апелляционной жалобой, по тексту которой считает, что поскольку ответчик не обращался за выдачей ПТС, то есть не имел намерение эксплуатировать транспортные средства, утилизационный сбор уплате не подлежит. Также указывает, что Центральная акцизная таможня является ненадлежащим истцом, в рассматриваемом случае взыскателем должен быть налоговый орган.
Таможня представленном и приобщённом к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу общества с доводами жалобы не согласно, апелляционную жалобу ООО "Кастом Лайн" просит оставить без удовлетворения, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В январе, феврале, апреле 2022 года обществом на таможенную территорию ЕАЭС был ввезен и помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товар, который задекларирован в декларациях на товары, следующий товар:
- по ДТ N 10009100/310122/3012926, товар N 1 - экскаватор с ковшом, б/у, 2001 года выпуска, мощность силовой установки 275 л.с., код товара ТН ВЭД ЕАЭС - 8429 52 100 1;
- по ДТ N 10009100/100222/3019280, товар N 1 - кран самоходный, б/у 2004 года выпуска, мощность силовой установки 272 л.с., код товара ТН ВЭД ЕАЭС - 8426 41 000 7;
- по ДТ N 10009100/110422/3044744, товар N 1 - экскаватор с ковшом, б/у, 2001 года выпуска, мощность силовой установки 275 л.с. код товара ТН ВЭД ЕАЭС - 8429 52 100 1;
- по ДТ N 10009100/110422/3044748, товар N 1 и товар N 2 - погрузчик вилочный, б/у, 2022 года выпуска, мощность силовой установки 57 л.с. и 50 л.с. соответственно, код товара ТН ВЭД ЕАЭС - 8427 20 190 9.
Из графы "С" следует, что товар выпущен согласно заявленной в графе 1 таможенной процедуре 08.02.2022 по ДТ N 10009100/310122/3012926, 10.02.2022 по ДТ N 10009100/100222/3019280, 13.04.2022 по ДТ N 10009100/110422/3044744 и 27.04.2022 по ДТ N 10009100/110422/3044748.
В ходе контрольных мероприятий, установлено, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства не осуществлялась.
Письмами от 11.03.2022 N 13-12/05858, от 11.05.2022 N 13-12/11921 "О задолженности по уплате утилизационного сбора", направленными в адрес ООО "Кастом Лайн", таможенный орган уведомил декларанта о необходимости уплатить утилизационный сбор по названным транспортным средствам машинам в общей сумме 57 804 750 руб. и начисленные на данную сумму пени.
В связи с неуплатой декларантом в добровольном порядке утилизационного сбора и пени, таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах таможни и общества, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона об отходах за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм права Правительством Российской Федерации 06.02.2016 принято Постановление N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Пунктом 5 названных Правил N 81 установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем N 81.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
По правилам пункта 11 (1) Правил N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Факт ввоза транспортных средств обществом на таможенную территорию ЕАЭС и их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подтверждается представленными в материалы дела декларациями на товары с отметкой должностного лица таможни "выпуск разрешен".
Поскольку общество является лицом, осуществившим ввоз спорных транспортных средств на территорию РФ, следовательно, именно ООО "Кастом Лайн" признается плательщиком утилизационного сбора в силу пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы общества о том, что ввезенный товар ООО "Кастом Лайн" в качестве самоходных машин не оформлялся, паспорта самоходных машин на указанные товары не выдавались, следовательно, статус самоходных машин спорные товары не приобрели, на основании чего у общества отсутствуют обязанности по уплате утилизационного сбора, судом отклоняется.
Из анализа положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуры (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
Соответственно, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска самоходной техники таможенным органом в свободное обращение. Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения.
Руководствуясь положениями Правил N 81, статьей 24.1 Закона N 89-ФЗ, судебная коллегия полагает, что именно уплата утилизационного сбора в установленном порядке является одним из условий выдачи ПСМ, а не наоборот; выдача таможенными органами паспортов самоходных машин на ввозимые на территорию РФ самоходные машины осуществляется после уплаты утилизационного сбора и проставления в соответствующей графе отметки о его оплате.
Факт отсутствия у спорных самоходных машин ПСМ не является основанием для освобождения лица, осуществившего ввоз таких транспортных средств на территорию РФ, от уплаты утилизационного сбора.
Довод апелляционной жалобы общества о том, что Центральная акцизная таможня является ненадлежащим истцом по настоящему делу судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно части 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Именно таможенный орган в рассматриваемом случае уполномочен на взыскание утилизационного сбора в судебном порядке, следовательно, Центральная акцизная таможня является надлежащим истцом по данному делу.
Обществом утилизационный сбор за ввезенную самоходную технику не уплачен, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Документов, позволяющих отнести ввезенную самоходную технику к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, таможенному органу не представлено.
В соответствии с примечанием <4> к Перечню N 81 размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. В спорный период базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним составляла 172 500 рублей.
Суд первой инстанции определил подлежащий применению коэффициент, следуя приведенному декларантом в графе 31 спорных деклараций описанию товаров и определенному им в графе 33 данных деклараций классификационному коду, учитывая, что спор относительно технических характеристик указанных товаров, их классификации по кодам ТН ВЭД ЕАЭС и целевому предназначению между сторонами отсутствует.
Согласно данным обстоятельствам суд первой инстанции посчитав, что порядок и сроки взыскания утилизационного сбора таможенным органом соблюдены, неуплата обществом в добровольном порядке утилизационного сбора по спорным ДТ установлена, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 24 1 Закона N 89-ФЗ, Постановления N 81 при наличии на то правовых и фактических оснований удовлетворил требования таможенного органа, и взыскал с ООО "Кастом Лайн" утилизационный сбор в размере 57 804 750 руб. (исходя из базовой ставки 172 500 руб. с учетом соответствующих коэффициентов).
Апелляционным судом проверен расчет утилизационного сбора, признан верным методологически и арифметически, заявленные требования о взыскании утилизационного сбора в отношении товаров по спорным ДТ верно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По правилам пункта 4 статьи 24.1 Закона об отходах взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. В частности, в силу пункта 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба, в связи с чем доводы общества о том, что таможенный орган является ненадлежащим истцом, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Что касается требования о взыскании с декларанта начисленных за неуплату утилизационного сбора пени, подлежащие уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства, судебная коллегия отмечает следующее.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Согласно пункту 17 Правил N 81, в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Судом первой инстанции из материалов дела установлен и подтвержден факт ввоза обществом самоходной техники на территорию ЕАЭС при таможенном декларировании путем подачи вышеуказанных ДТ, а также факт неуплаты утилизационного сбора по ним.
Анализ приложенного к заявлению расчета пеней показывает, что предъявленные ко взысканию в рамках настоящего спора пени начислены таможенным органом за неуплату утилизационного сбора по ДТ N 10009100/310122/3012926, N 10009100/100222/3019280, N 10009100/110422/3044744, N 10009100/110422/3044748 в общей сумме 3 715 368 рублей 50 коп.
Проверив указанный расчет, судебная коллегия установила, что начальная дата начисления пени по ДТ N 10009100/310122/3012926 определена таможенным органом неверно.
В частности, из материалов дела апелляционный суд установил, что выпуск товара N 1, заявленного в ДТ N 10009100/310122/3012926, осуществлен 08.02.2022. Соответственно, документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 81, должны были быть представлены декларантом по ДТ N 10009100/310122/3012926 - в период с 09.02.2022 по 23.02.2022.
При этом последний день срока представления документов - 23.02.2022, выпадал на нерабочий праздничный день.
Частью 6 статьи 13 АПК РФ установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Учитывая, что ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков, апелляционная коллегия считает возможным по аналогии применить порядок исчисления срока, предусмотренный как статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 ТК ЕАЭС, часть 6 статьи 7.1 Закона N 289-ФЗ), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом, судебная коллегия руководствуется принципом универсальности воли законодателя, а также исходит из того, что несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
В связи с этим, поскольку порядок исчисления сроков уплаты утилизационного сбора прямо не урегулирован действующим законодательством, применение порядка исчисления сроков, универсально установленного для иных отраслей права, является допустимым.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.04.2022 N 303-ЭС22-3113 по аналогичному делу N А51-9611/2021.
Соответственно, последний день срока уплаты утилизационного сбора в отношении товаров, заявленных в ДТ N 10009100/310122/3012926 должен быть перенесен с - 23.02.2022 на ближайший рабочий день - 24.02.2022, и, как следствие, правомерно начислять пени по указанной декларации с 25.02.2022.
Относительно заявленной таможенным органом даты окончания периода начисления пени по ДТN 10009100/100222/3019280 и N 10009100/310122/3012926 (20.07.2022), а также периода начисления пени по ДТ N 10009100/110422/3044744 (29.04.2022 - 20.07.2022), N 10009100/110422/3044748 (28.04.2022 - 20.07.2022), а также пени по день фактического исполнения денежного обязательства апелляционная коллегия принимает во внимание следующее.
Согласно статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Правила о моратории, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, с учетом введения в действия вышеуказанного моратория с 01.04.2022 рассчитанная таможней пеня за период с 01.04.2022 по 20.07.2022 не подлежала начислению и взысканию судом первой инстанции. В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что расчет пени по ДТ N 10009100/310122/3012926 должен производиться только за период с 25.02.2022 по 31.03.2022, по ДТ N 10009100/100222/3019280 должен производиться только за период с 26.02.2022 по 31.03.2022, а по ДТ N 10009100/110422/3044744, N 10009100/110422/3044748 - не подлежит взысканию в полном объеме ввиду действия установленного моратория.
Соответственно предъявленные ко взысканию пени в размере 3 715 268 рублей 50 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции только в сумме 1 057 897 рублей 37 коп.
Таким образом, решение арбитражного суда соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В целом доводы апелляционных жалоб таможни и общества не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
На основании статьи 333.37 НК РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Кастом Лайн" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.09.2022 по делу N А51-12836/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12836/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "КАСТОМ ЛАЙН"