город Омск |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А75-6533/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Солодкевич Ю.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15526/2022) индивидуального предпринимателя Гуляна Роберта Геворковича на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.11.2022 по делу N А75-6533/2022 (судья Горобчук Н.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижневартовские коммунальные системы" (ОГРН 1173668024848, ИНН 3661078386) к индивидуальному предпринимателю Гуляну Роберту Геворковичу (ОГРНИП 304860307500190, ИНН 860301104902) о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителя:
от общества с ограниченной ответственностью "Нижневартовские коммунальные системы" - Иконниковой О.В. по доверенности от 30.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нижневартовские коммунальные системы" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Гуляну Роберту Геворковичу (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании 146 640 руб. 51 коп. задолженности по договору от 10.12.2021 N 701/2021 за период с декабря 2021 года по апрель 2022 года.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.11.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Мотивируя свою позицию, предприниматель приводит следующие доводы: общество не выполняет обследование состояния существующих канализационных колодцев, расположенных на земельном участке ответчика, на предмет наличия дефектов; материалами дела не подтвержден факт осуществления объема сбрасываемых сточных вод; примененный истцом расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов не имеет отношения к объектам хлебопекарной промышленности ответчика; общество не представило доказательств того, что сточные воды, отводимые ответчиком в центральную канализационную систему, содержали загрязняющие вещества в пределах, превышающих установленные нормативы.
Также в апелляционной жалобе предпринимателем заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела новых доказательств: актов проверки канализационных сетей от 17.03.2022; декларации о составе сточных вод от 24.02.2022, а также топографической карты земельного участка.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отказу в удовлетворении в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Поскольку предпринимателем не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности представления дополнительных документов суду первой инстанции, то у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для приобщения новых доказательств к материалам дела на стадии апелляционного производства.
Учитывая данное обстоятельство, документы, представленные ответчиком, возвращается с настоящим постановлением.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований общество ссылается на договор холодного водоснабжения и водоотведения от 10.12.2021 N 701/2021 и неисполнение ответчиком обязательства по оплате услуг по приему поверхностных сточных вод и внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с декабря 2021 года по апрель 2022 года.
Согласно расчету истца, общая сумма задолженности предпринимателя за спорный период составила 146 640 руб. 51 коп.
В целях досудебного урегулирования спора общество направило ответчику претензию с требованием об оплате задолженности, неисполнение которой послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу удовлетворении исковых требований в полном объеме, с чем выразил несогласие ответчик.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Отношения, связанные с приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728).
В силу пункта 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
Так, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (часть 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В подтверждение исполнения своих обязательств по договору в спорный период истцом представлены в материалы дела акты оказанных услуг, на оплату выставлены счета-фактуры.
Установив факт оказания услуг водоснабжения, водоотведения, в том числе по приему поверхностных сточных вод в исковом периоде и отсутствие доказательств их оплаты в полном объеме, апелляционная коллегия приходит к выводу о правомерности заявленных истцом требований.
При этом апелляционным судом учтено, что ответчик не оспаривает факт оказания истцом услуг водоотведения, не представил доказательства наличия возможности отводить поверхностные сточные воды вне сетей, находящихся во владении истца.
Разногласия сторон касаются правомерности начисления абоненту в спорный период платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
На основании пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в центральную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Законом N 416 и Правилами N 644, нормативы по объему отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-коммунального хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в центральную систему водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу центральной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в центральную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Таким образом, законом установлена обязанность абонента по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в центральную систему водоотведения.
При этом согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу центральной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в центральную систему водоотведения.
Согласно пункту 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В рассматриваемом случае истец с декабря 2021 года производит начисление абоненту платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Однако ответчик полагает, что у него отсутствует обязанность по оплате сброса загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Пунктом 203 Правил N 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без проведения организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из следующих условий:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; - для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
Пунктом 2 Правил N 644 установлено, что разъяснения о применении настоящий Правил дает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой России).
Как разъяснено в письме Минстроя России от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04, в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644:
- среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644;
- отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).
Вместе с тем взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.
Согласно пункту 167 Правил N 644 нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов:
а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. метров - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;
б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. метров - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167.
Таким образом, плата в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных ("вредных") видов деятельности.
В рассматриваемом случае материалами дела установлено, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод абонента составляет менее 30 куб.м. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
При этом абонент использует объект для осуществления деятельности, обозначенной, как в пункте 167, так и пункте 203 Правил N 644, а именно: производство пищевых продуктов (производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения).
Виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности содержатся и классифицированы в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)" (далее - ОКВЭД), который используется при решении задач, связанных в том числе с определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами и входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации (введение к ОКВЭД 2).
Производство пищевых продуктов согласно группировке 10 ОКВЭД является видом экономической деятельности, включающей в себя: обработку продуктов сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства для приготовления продуктов питания для людей и корма для животных, а также производство различных промежуточных продуктов, которые не являются пищевыми продуктами, в том числе производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (10.71), производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения (10.71.1).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом экономической деятельности ответчика является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (код ОКВЭД 10.71), дополнительным видом - производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения (10.71.1).
Таким образом, в рассматриваемом случае ответчик соответствует критериям, перечисленным в пункте 203 Правил N 644, в связи с чем истцом правомерно производится начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, рассчитанной в соответствии с формулой, содержащейся в указанном пункте.
Довод подателя жалобы о том, что истец не отбирал пробы сточных вод в канализационных колодцах, через которые возможен отбор сточных вод, и, как следствие, отсутствуют основания для применения положений пункта 203 Правил N 644, подлежит отклонению.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начисляется и без проведения анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил N 644.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что ответчик не подавал деклараций о составе и свойствах сточных вод, в связи с чем истцом правомерно не производился отбор проб сточных вод.
В части исковых требований о взыскании платы за прием поверхностных сточных вод суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Согласно пункту 23 статьи 2 Закона N 416-ФЗ сточные воды централизованной системы водоотведения - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Согласно пункту 5 статьи 7 Закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.
В соответствии с пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В разделе 1 Правил N 644 определено, что поверхностные сточные воды - это принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
В силу пункта 38 Правил N 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 39 Правил N 644 договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод, либо если возможность отведения (приема) поверхностных сточных вод от объектов таких абонентов предусмотрена условиями подключения (технологического присоединения).
Согласно пункту 40 Правил N 644, зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод.
Таким образом, отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, положения которого не должны противоречить императивным нормам законодательства.
Из системного толкования положений пунктов 16, 17, 31, 32 Правил N 644 следует, что действующее законодательство устанавливает требования к согласованию границ эксплуатационной ответственности при заключении договора водоотведения как в случае присоединения абонента к централизованной системе водоотведения, так и в случае неорганизованного сброса поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В силу пункта 43 Правил N 644 в договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод.
В силу пункта 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды и сточных вод в узлах учета или расчетным способом.
Схемы водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением администрации города Нижневартовска от 18.08.2021 N 691 "Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Нижневартовск на период до 2035 года".
Согласно разделу 2.1 схем ВиВ эксплуатационной зоной водоотведения в централизованной системе водоотведения города Нижневартовска выделяется одна эксплуатационная зона ООО "Нижневартовские коммунальные системы", включающая в себя весь город Нижневартовск. Централизованная система водоотведения города Нижневартовска относится к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов. При заключении договоров водоотведения с лицами, осуществляющими неорганизованный сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, граница эксплуатационной ответственности организации устанавливается по ближайшему колодцу, в который поверхностные сточные воды абонента поступают по рельефу местности.
Актом проверки от 15.11.2021 установлено, что на территории объекта "Цех по производству бараночных и мучных кондитерский изделий" (ул. Кузоваткина, д. 37Б) имеются канализационные колодцы.
В приложении N 9 к договору "Сведения о точках приема поверхностных сточных вод абонента" определено местонахождение приема поверхностных сточных вод. В случае не предоставления абонентом топографической карты земельного участка в масштабе М1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями) точками приема в границах земельного участка абонента относительно объекта "Цех по производству бараночных и мучных кондитерский изделий" (ул. Кузоваткина, д. 37Б) являются канализационные люки, расположенные в границах земельного участка абонента и указанные на схеме к приложению N 9 к договору.
Ответчиком в материалы дела доказательств предоставления истцу таких карт не представлено.
Согласно пункту 3 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр (далее - Методические указания), атмосферные осадки отводятся в централизованные системы водоотведения в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей); расходуются в виде влаги на эвапотранспирацию (суммарный расход влаги на транспирацию (испарение воды растением) и эвапарацию (испарение с поверхности почвы)); поступают неорганизованно в водные объекты, на нижние горизонты подземных вод.
Таким образом, в силу данных Методических указаний непосредственно сам факт попадания инфильтрационных вод в централизованные системы водоотведения установлен нормативно положениями этих Методических указаний и поэтому данное обстоятельство не подлежит дополнительному доказыванию со стороны истца, и само по себе исключает как возможность, так и необходимость определять точки приема поверхностных сточных вод, которые в рассматриваемом случае находятся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, под которой признается вся территория абонента.
В пункте 11 Методических указаний N 639/пр определено, что при наличии внутриплощадочных канализационных сетей вся территория, используемая абонентом, признается находящейся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается и предпринимателем не оспорено, что принадлежащий ответчику на праве собственности земельный участок находится в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод. Истец осуществляет отведение поверхностных сточных вод, в том числе с этого земельного участка.
Более того, пунктом 41 Правил N 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод может осуществляться и без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения, что свидетельствует об оказании услуги "поверхностный сток", как о презюмируемом факте.
На территории земельного участка ответчика отсутствует дренажно-ливневая канализация, в связи с чем поверхностный сток проникает в хозяйственно-бытовую канализацию, находящуюся, в том числе через грунт, естественные соединения составных частей канализационного оборудования, неплотности, негерметичности соединения элементов, трещины и отверстия канализационных сетей.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что поверхностные сточные воды в спорный период истцом не отводились, не попадали в канализационный колодец, расположенный на территории ответчика.
В частности, ответчик не представил доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в рассматриваемый период канализационные колодцы были полностью герметизированы, что исключало попадание поверхностных сточных вод в канализационную сеть истца; не представил сведений о том, каким иным конкретным способом производится отведение поверхностных сточных вод с его территории, исключающим попадание поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения истца.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционный инстанции приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика платы за услуги по приему поверхностных сточных вод и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с декабря 2021 года по апрель 2022 года в сумме 146 640 руб. 51 коп. является правомерным, подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Аргументы подателя жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства спора исследованы судом всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Соответственно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.11.2022 по делу N А75-6533/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с частью 5 статьи 15 АПК РФ настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6533/2022
Истец: ООО "НИЖНЕВАРТОВСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: Гулян Роберт Геворкович